копия
Дело № 2а-249/2022
УИД60RS0001-01-2021-010499-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 февраля 2022 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего Пантелеевой И.Ю.
при секретаре Чернышовой И.Ю.,
с участием прокурора Быстровой М.В., представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, представителя заинтересованного лица – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Северная орхидея» к Администрации города Пскова о признании незаконным постановления № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Северная орхидея» обратилось в суд с административным иском к Администрации города Пскова о признании недействующим и незаконным постановление Администрации г. Пскова от 18.05.2021 № 624 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах элемента планировочной структуры – улично-дорожная сеть «Улица ФИО7 Шуйского» (земельный участок с кадастровым номером №) в городе Пскове».
В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Северная орхидея» обратилось в Администрацию города Пскова с заявлением о предоставлении в аренду сформированного земельного участка с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ сообщено о невозможности предоставления в аренду названного участка, так как имеется проект планировки и межевания территории, утвержденный постановлением Администрации г. Пскова ДД.ММ.ГГГГ№, которым установлено предназначение указанного выше участка для капитального строительства религиозного назначения (дома причты).
Общество считает, что в связи с изменением вида разрешенного использования участка нарушено его право на аренду спорного земельного участка; постановление Администрации г. Пскова ДД.ММ.ГГГГ№ является незаконным и подлежит отмене.
При формировании проекта планировки территории и проекта межевания территории не учтены и были нарушены положения нормативно-правовых актов, в частности постановление Псковского областного Собрания Депутатов от 26 декабря 2013 г. N 674 «Об утверждении границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля»; приказ Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия № 96 от 14.02.2014; приказ Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия № 564 от 28 декабря 2016 г.
Постановлением Администрации Псковской области от 02.06.2014 N 239 "Об утверждении Перечня исторических поселений регионального значения, имеющих особое значение для истории и культуры Псковской области" город Псков отнесен к историческим поселениям регионального значения.
Границы территории исторического поселения регионального значения город Псков, ее правовой режим установлены Приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от 28.12.2016 № 564 "Об утверждении границы территории исторического поселения регионального значения город Псков, его предмета охраны и требований к градостроительным регламентам, разработанных применительно к территориальным зонам, расположенным в границе исторического поселения". Данным Приказом образованный земельный участок отнесен к зоне ИП-МК.
Согласно примечанию к проекту границ территории исторического поселения «Псков» картам зон с особыми требованиями к градостроительным регламентам высотные параметры объектов капитального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, объектов регенерации, определяются на основании утвержденных требований к регламентам зон охраны объектов культурного наследия.
Согласно Приложению «Границы зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля» к Постановлению №674 «Об утверждении границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля»» земельный участок с кадастровым номером :245 находится в охранной зоне Кремля 03.1-21.
Приложение №2 к Постановлению №674 «Режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Кремля", в границах охранной зоны:
- запрещает: строительство зданий, строений и сооружений, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды (п.1);
- разрешает: воссоздание утраченных объектов культурного наследия при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости, при наличии положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы (п.1); проведение комплексной реконструкции кварталов, восстановление утраченных элементов планировочной структуры, организация пешеходных зон внутри кварталов (п.2).
Из приведённого регламента охранной зоны следует, что строительство здания на сформированном земельном участке в охранной зоне разрешено исключительно в случаях воссоздания утраченных объектов культурного наследия, при установлении их особой значимости и наличия положительного заключения историко-культурной экспертизы.
Аналогичные требования содержаться в приказе Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия № 96 от 14.02.2014.
Основания для применения вышеназванного пункта 2 отсутствуют, поскольку решений о комплексной реконструкции указанного квартала административным ответчиком не принималось, соответствующий проект не разработан и не утвержден.
На территории образованного земельного участка ранее отсутствовали объекты капитального строительства, следовательно Постановление №674 запрещает новое строительство в границах сформированного земельного участка, что делает его не пригодным к использованию по назначению, установленному Проектом планировки территории «для размещения дома причта» этажность - не более 2.
Проект планировки территории противоречит регламенту охранной зоны, утвержденной Постановление №674, что является существенным нарушением п. 10 ст.45 Градостроительного кодекса РФ, в связи с чем спорное постановление №624 от 18.05.2021 является незаконным.
Представители административного истца – ООО «Северная орхидея» ФИО1 и ФИО4 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить.
В ходе судебного разбирательства представитель ФИО1 указала, что цели и задачи проекта планировки и межевания противоречат действующему законодательству в сфере охраны объектов культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля», поскольку он разрабатывался и утверждался с целью выделения земельного участка для осуществления нового капитального строительства, что прямо запрещено регламентом охранной зоны. Отсутствуют доказательства, что строительство нового объекта – дома причта является компенсационным или адаптивным строительством взамен утраченных элементов застройки, направлены на восполнение утрат, восстановление целостности и реализацию историко-градостроительного потенциала градостроительных объектов. Проект планировки и межевания не содержит сведений об утраченном объекте, имеющем значительную градостроительную и культурную ценность, который планируется воссоздать на формируемом земельном участке, периоде его существования. Кроме того, здание, которое, по мнению административного ответчика, необходимо восстановить отсутствует в утвержденном перечне предметов охраны исторического поселения регионального значения город Псков. Проектом планировки и межевания территории предусматривается раздел земельного участка КН № с образованием нового земельного участка с КН №; формирование данного земельного участка противоречит пп.12 п.1 Приложения 2 к Постановлению № 674, согласно которому в границах зон охраны объекта культурного наследия запрещено изменение исторически сложившихся границ земельных участков и планировки кварталов. Проектная документация не содержит сведений о наличии на месте образования земельного участка с КН № исторически сложившихся границ земельного участка, что позволило бы его сформировать. Границы фактического землепользования ООО, осуществляемого на земельном участке с КН №, опровергают возможность существования на указанной территории исторически сложившихся границ иного участка. При формировании улично-дорожной сети в 2017 году и постановке земельного участка с КН № на кадастровый учет территория образованного участка с КН № была включена в границы территории общего пользования, что исключает возможность образования земельного участка как объекта с исторически сложившимися границами. Образованный земельный участок находится в водоохраной зоне реки Великой и зоне подтопления. Однако в проектном материале отсутствуют исследования и обоснования допустимости реализации мероприятий в условиях непосредственной близости особо ценных объектов культурного наследия, включенных в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, а также расположения участка в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Культурный слой древнего Пскова». Кроме того, о нарушении прав административного истца свидетельствуют допущенные административным ответчиком нарушения процедуры согласования и утверждения документации по планированию территории. Не соблюдена процедура размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему, проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, подготовки и оформления протокола общественных обсуждений, подготовки и опубликования заключения о результатах общественных обсуждений. Не учтено мнение населения, чьи права непосредственно затрагиваются принятием соответствующего решения. Земельные участки, принадлежащие административному истцу, являются смежными с объектом, в отношении которого принято спорное постановление, следовательно, общество является лицом заинтересованным, мнение которого должно быть учтено.
Представитель административного ответчика – Администрация города Пскова ФИО2 административный иск не признал; в письменном отзыве и судебном заседании указал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Администрацией города Пскова в пределах предоставленных полномочий, введен в действие и опубликован в установленном порядке, нормам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав административного истца не нарушает.
Администрация города Пскова считает заявленные требования необоснованными, основанными на неправильном применении норм материального права и не подлежащими удовлетворению.
Спорный участок располагается в охранной зоне (03.1-21) объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля» (далее - зона 03.1-21), в границах территории исторического поселения регионального значения город Псков.
В соответствии с режимом использования земель и градостроительными регламентами в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля» в зоне 03.1-21 и правового режима Территории объекта культурного наследия Комплекс крепостных сооружений запрещается строительство зданий, строений и сооружений, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды.
Таким образом, на территории Участка допускается сохранение и восстановление (регенерация) историко-градостроительной или природной среды.
Понятие регенерации историко-градостроительной или природной среды применяется в отношении восстановления целостности композиционной структуры исторического городского ландшафта, осуществляемого, в том числе путем компенсационного и адаптивного строительства взамен утраченных элементов застройки или рядовых элементов композиции, не имеющих самостоятельной архитектурно-художественной ценности.
Строительство на территории Участка двухэтажного каменного строения не противоречит режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах зоны охраны 03.1-21 объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля», утвержденному Постановлением № 674 и правовому режиму Территории объекта культурного наследия Комплекс крепостных сооружений, утвержденному Постановлением № 674.
Участок расположен в границах территории исторического поселения регионального значения город Псков, в зоне жилой среднеэтажной застройки на основании регламентов зон охраны объектов культурного наследия (ИП-Ж).
Проекты планировки территорий и проекты межевания территории, расположенной в границах территории такого исторического поселения регионального значения город Псков подлежат согласованию с Комитетом по охране объектов культурного наследия Псковской области.
Данным Комитетом Проект рассмотрен, возражений по предлагаемому проекту не имелось.
Полагает, что органом местного самоуправления соблюдены все требования к установленному законом порядку по рассмотрению и утверждению проектной документации, порядок проведения общественных слушаний и опубликования их результатов соответствует нормам градостроительного законодательства.
Представитель заинтересованного лица - Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области ФИО3 указала, что земельный участок с КН № расположен в границах охранной зоны (участок 03.1-21) объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля».
Новое строительство в границах охранной зоны как специальная мера, направленная на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды, а также строительство в рамках комплексной реконструкции кварталов, восстановление утраченных элементов планировочной структуры не противоречит требованиям охранной зоны, установленным постановлением № 674.
Возможность регенерации на указанной территории обоснована содержанием историко-культурных исследований «Обоснование возможности регенерации градостроительной среды и исторической застройки в зонах охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля, на участках непосредственного окружения территории объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Покрова от Пролома», XIV - XV вв., в границах южной и западной части квартала, ограниченного улицами ФИО8 Просвещенцев, ФИО5, ФИО6, ФИО7 Шуйского и соответствующими пряслами западной и северо-восточной стен Окольного города, отходящими от Покровской башни».
Историко-градостроительный очерк территории, материалы историко-архитектурного опорного плана показывают, что оптимальный этап формирования исторического комплекса застройки территории приходится на конец XIX -XX вв. в период достижения объектом качеств архитектурно-градостроительного ансамбля, завершения формирования объемно-пространственной структуры объекта.
В 90-х годах прошлого столетия был завершен масштабный этап комплексной реконструкции квартала, ограниченного улицами ФИО6, ФИО7 Шуйского, ФИО8 Просвещенцев, ФИО5. Реконструкция прошла в формате регенерации (восполнения, ревитализации) архитектурно-градостроительной среды микрорайона.
Вектор активности конца XX в. частично затронул исследуемые в данной работе участки между крепостными стенами и параллельными им современными улицами ФИО6 и ФИО7 Шуйского. Здесь появились несколько новых домовладений усадебного типа: два дома у перекрестка первой улицы с ул. ФИО5 и комплекс «городской усадьбы» на ул. ФИО7 Шуйского, ныне ставший ресторанно-гостиничным комплексом «Дом у Покровки».
Строительство объекта капитального строительства религиозного назначения Дома причта в формате регенерации, будет являться созданием еще одного «домовладения» усадебного типа и может рассматриваться как комплексная реконструкция квартала посредством восполнения архитектурно-градостроительных утрат, существовавших на изучаемой территории.
Проектирование и последующее строительство небольшого комплекса по архитектурно-планировочным параметрам близкого типологии, определенной предметом охраны исторического поселения регионального значения «Город Псков» для данной территории, будет способствовать регенерации и завершению восстановления архитектурно-градостроительного ансамбля территории.
Объект культурного наследия федерального значения «Церковь Покрова от Пролома», XVI в. является особо ценным объектом и одним из компонентов объекта всемирного наследия «Храмы Псковской архитектурной школы» из списка ЮНЕСКО.
Учитывая, что основным принципом Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года является сохранение выдающейся универсальной ценности памятника и это сохранение не только конструктивных особенностей и архитектурного облика, но и сохранение исторической атмосферы интерьеров и духовной среды памятника строительство Дома причта позволит разгрузить интерьеры, убрать диссонирующие элементы и создать максимально исторически достоверную среду в интерьерах объекта всемирного наследия ЮНЕСКО и позволит приходу храма обеспечить нормальную деятельность и осуществлять благотворительную православную миссию.
Строительство Дома причта рассматривается в рамках регенерации (компенсационное, адаптивное строительство), а не в рамках воссоздания утраченного объекта культурного наследия.
Нахождение земельного участка в границах территории объекта археологического наследия «Культурный слой древнего Пскова», VIII - XVII вв. не является препятствием для размещения на нем объекта капитального строительства.
Согласно Приказу Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от 28.12.2016 № 564 земельный участок расположен в территориальной зоне ИП-МК, где требования к градостроительным регламентам определяются на основании утвержденных требований к регламентам зон охраны объектов культурного наследия.
Таким образом, к земельному участку применяются требования, установленные Постановлением № 674.
Перечисленные административным истцом элементы, подлежащие охране, составляют предмет охраны исторического поселения регионального значения город Псков и относятся не только к территориальной зоне ИП-МК, а в целом к территории исторического поселения.
Размещение на земельном участке Дома причта как меры по регенерации историко-градостроительной среды не нарушает предмет охраны исторического поселения регионального значения город Псков.
Комитет считает постановление Администрации города Пскова от 18.05.2021 № 624 принятым законно и обоснованно и просит оставить заявленные требования административного истца без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (ч. 6 ст. 208 КАС РФ).
В соответствии с ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).
Как разъяснено в п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснений законодательства и обладающих нормативными свойствами", признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, Администрацией города Пскова издано постановление от 18 мая 2021 года № 624 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах элемента планировочной структуры – улично-дорожная сеть «Улица ФИО7 Шуйского» (земельный участок с кадастровым номером №) в городе Пскове».
Отношения по планировке территории урегулированы главой 5 Градостроительного Кодекса РФ.
В силу ч. 1, ч. 4 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (ч. 2 ст. 46 ГрК РФ).
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (ч. 3 ст. 46 ГрК РФ).
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (ч. 5 ст. 46 ГрК РФ).
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (ч. 7 ст. 46 ГрК РФ).
При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения (ч. 8 ст. 46 ГрК РФ).
Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний (ч. 9 ст. 46 ГрК РФ).
Срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (ч. 11 ст. 46 ГрК РФ).
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения (ч. 13 ст. 46 ГрК РФ).
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (ч. 14 ст. 46 ГрК РФ).
Статьей 1, подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Устава муниципального образования "Город Псков", принятого постановлением Псковской городской Думы от 06.03.1997 N 132, установлено, что Муниципальное образование "Город Псков" является городским округом в соответствии с Законом Псковской области.
Глава Администрации города в пределах своих полномочий, издает постановления Администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Псковской области, в том числе утверждение проектов планировки территории и проектов межевания территорий в порядке, определяемом законодательством (ст. 41, 42, п. 5.18 ст. 32 Устава).
Согласно ч. 3 ст. 15 Устава по проектам планировки территории, проектам межевания территории, проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется решением Псковской городской Думы в соответствии с Уставом муниципального образования "Город Псков" и с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Из материалов дела следует, что 22.11.2019 принято Постановление Администрации города Пскова о принятии решения о подготовке документации по планировке территории, которое размещено на сайте Администрации города Пскова в разделе нормативные акты; 29.11.2019 опубликовано в газете Псковские новости.
05.02.2021 принято Постановление Администрации города Пскова о назначении публичных слушаний по проекту планировки и межевания территории в границах элемента планировочной структуры - улично-дорожной сети «Улица ФИО7 Шуйского» (земельный участок с кадастровым номером №) в городе Пскове на 09.03.2021, которое размещено 08.02.2021 в газете Псковские новости (оповещение о начале публичных слушаний).
Срок ознакомление с проектом установлен с 10.02.2021 по 05.03.2021.
Согласно подп. 1 п. 8 ст. 5.1 ГрК РФ оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации.
09.03.2021 проведены публичные слушания по проекту, вопросов замечаний не поступило и 12.03.2021 протокол публичных слушаний по проекту опубликован в газете Псковские новости.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами.
В соответствии с п. 2 ст 5.1 ГрК РФ участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам планировки территории, проектам межевания территории являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
Таким образом, поскольку административный истец не является правообладателем находящихся в границах этой территории земельных участков, у него отсутствовали законные основания для участия в публичных слушаниях.
Судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным должностным лицом местного самоуправления в установленной форме с соблюдением соответствующей процедуры по вопросу, отнесенному к компетенции органа местного самоуправления.
Таким образом, нарушений нормативных правовых актов, регулирующих разработку проекта, порядок организации и проведения публичных слушаний, процедуру согласования и утверждения проекта планировки с проектом межевания территории административным ответчиком не допущено.
В силу части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.
Доводы административного истца о нарушении при разработке проекта планировки территории и проекта межевания территории требований, установленных постановлением Псковского областного Собрания Депутатов от 26.12.2013 № 674 «Об утверждении границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля» суд считает необоснованным в виду следующего.
Согласно ответу Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области от 20.09.2021 № КН-09-3438 Участок располагается в охранной зоне (03.1-21) объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля», утвержденной Постановлением от 26.12.2013 № 674, территории объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс крепостных сооружений Окольного города: Власьевская башня, XV в. ФИО9 башня, XV в. Покровская башня, XV в. ФИО10 башня, XVI в. Петровская башня, XVI в. Гремячая башня, XVI в. Две Варлаамские башни, XVI в. Глухая башня, XVI в. Стены Окольного города, XVI в.» (далее - Территория объекта культурного наследия Комплекс крепостных сооружений), утвержденного Приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от 21.01.2015 № 37 (далее - Приказ от 21.01.2015 №37), территории «Культурного слоя древнего Пскова», утвержденной Приказом от 14.02.2014 №96, в границах территории исторического поселения регионального значения город Псков.
В соответствии с режимом использования земель и градостроительными регламентами в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля» в зоне 03.1-21 и правового режима Территории объекта культурного наследия Комплекс крепостных сооружений запрещается строительство зданий, строений и сооружений, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды.
Исходя из изложенного, на территории Участка допускается сохранение и восстановление (регенерация) историко-градостроительной или природной среды.
В соответствии с Письмом Министерства культуры Российской Федерации от 28.02.2017 № 49-01.1-39-НМ «О направлении Методических рекомендаций по отнесению историко-культурных территорий к объектам культурного наследия в виде достопримечательного места» регенерация - совокупность градостроительных мероприятий, направленных на восполнение утрат, восстановление целостности и реализацию историко-градостроительного потенциала градостроительных объектов, осуществляемых методами реставрационного воссоздания, компенсационного и адаптивного строительства в соответствии с традиционными принципами и приемами формирования историко-градостроительной среды.
Объекты регенерации - историко-градостроительная и природная среда, контактная по отношению к единичному объекту культурного наследия.
Регенерация историко-градостроительной среды - совокупность мер, направленных на восстановление целостности композиционной структуры исторического городского ландшафта на территории достопримечательного места, предусматривающая сохранение, восстановление и преемственное развитие традиционных градостроительных характеристик среды (уличнодорожной сети, исторической парцеллярной структуры, фронта застройки улиц и др.), допускающая компенсационное и адаптивное строительство взамен утраченных элементов застройки или рядовых элементов композиции, не имеющих самостоятельной архитектурно-художественной ценности с соблюдением сложившихся типологических, масштабных, стилевых характеристик историко-градостроительной среды и в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом.
Таким образом, понятие регенерации историко-градостроительной среды применяется в отношении восстановления целостности композиционной структуры исторического городского ландшафта, осуществляемого, в том числе путем компенсационного и адаптивного строительства взамен утраченных элементов застройки или рядовых элементов композиции, не имеющих самостоятельной архитектурно-художественной ценности.
Довод Общества о том, что понятие регенерации применяется только в отношении восстановления объектов культурного наследия, основан на неверном толковании закона.
На территории Участка допускается компенсационное и адаптивное строительство объекта капитального строительства, не имеющего самостоятельной архитектурно-художественной ценности, направленное на восстановление композиционной структуры исторического городского ландшафта и развитие традиционных градостроительных характеристик среды по отношению к единичному объекту культурного наследия.
Новое строительство на территории участка двухэтажного каменного строения не противоречит режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах зоны охраны 03.1-21 объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля» и правовому режиму Территории объекта культурного наследия Комплекс крепостных сооружений, утвержденному Постановлением № 674.
В соответствии с правовым режимом использования земельных участков в границе территории объекта культурного наследия федерального значения «Культурный слой древнего Пскова», VIII - XVII вв., расположенного по адресу: Псковская область, г. Псков, в границах крепостной стены Окольного города, прибрежной части Завеличья между р.Великой и ул. Горького разрешается проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ при наличии проекта, содержащего раздел по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, проведение археологических полевых работ.
ФИО11 режим использования земельных участков в границе территории объекта культурного наследия федерального значения «Культурный слой древнего Пскова», VIII - XVII вв., утвержденный Приказом от 14.02.2014 №96, не содержит требования в части согласования раздела по обеспечению сохранности объекта культурного наследия и проведения археологических полевых работ при проведении работ в границах «Культурного слоя древнего Пскова».
Согласно ответу Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области от 20.09.2021 № КН-09-3438 Участок расположен в границах территории исторического поселения регионального значения город Псков, в зоне жилой среднеэтажной застройки на основании регламентов зон охраны объектов культурного наследия (ИП-Ж).
В соответствии с ч. 8 ст. 60 Федерального закона от 25.06.2002 № 73- ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» до утверждения правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий в границах территории такого исторического поселения подлежат согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке.
Согласно п. 3.28 Положения о Комитете по охране объектов культурного наследия Псковской области, утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 01.11.2013 № 510 Комитет согласовывает проекты генеральных планов, проекты правил землепользования и застройки, подготовленные применительно к территориям исторических поселений регионального значения.
Таким образом, проекты планировки территорий и проекты межевания территории, расположенной в границах территории такого исторического поселения регионального значения город Псков, подлежат согласованию с Комитетом по охране объектов культурного наследия Псковской области.
Согласно ответу от 17.02.2021 № КН/11-1192 Комитетом Проект рассмотрен, возражений по предлагаемому проекту не поступило.
В соответствии с п. 5 ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном Федеральным законом №73-ФЗ, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона № 73-Ф3 работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия.
Порядок проведения работ по сохранению объектов археологического наследия, выдачи разрешений на проведение указанных работ устанавливается статьей 45.1 Федерального закона № 73-Ф3.
Согласно статье 36 Федерального закона № 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 Федерального закона №73-ФЗ, работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Учитывая изложенное, нахождение земельного участка в границах территории объекта археологического наследия «Культурный слой древнего Пскова», VIII - XVII вв. препятствием для размещения на нем объекта капитального строительства не является.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО12, государственный инспектор по охране памятников истории культуры, части искусствоведения и аттестованный эксперт Министерства культуры РФ по проведению государственной историко-культурной экспертизы, пояснила, что была привлечена Государственным автономным учреждением культуры Псковской области "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры", которое являлось разработчиком проекта зоны охраны памятников истории культуры города Пскова. Земельный участок расположен в территориальной зоне ИП-МК, где требования к градостроительным регламентам определяются на основании утвержденных требований к регламентам зон охраны объектов культурного наследия. К спорному земельному участку применяются требования, установленные постановлением № 674. Согласно проведенной исследовательской работе отмечены места, в том числе и спорный участок, возможного строительства, на которых не запрещено компенсационное и адаптивное строительство объектов капитального строительства. Охранная зона предполагает возможность регенерации градостроительной среды; в данной части размещение объекта на ул. ФИО7 Шуйского не противоречит требованиям Постановления № 674, поскольку объект Дом причта воссоздает градостроительную среду, которая ранее существовала на этой территории и не нарушает предмет охраны исторического поселения регионального значения город Псков.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что у администрации города Пскова отсутствовали основания для отклонения документации по планировке территории (проекта планировки и межевания территории), поскольку она соответствовала требованиям, указанным в части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса.
Доводы Общества о несоответствии Постановления Администрации города Пскова от 18.05.2021 № 624 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории в границах элемента планировочной структуры - улично-дорожной сети «Улица ФИО7 Шуйского» (земельный участок с кадастровым номером №) в городе Пскове» требованиям действующего законодательства не нашли своего подтверждения.
Кроме того, суд не принимает во внимание выводы об отсутствии исторической застройки на сформированном земельном участке кадастровым номером № по ул. ФИО7 Шуйского в городе Пскове, содержащиеся в заключении, выполненном аттестованным экспертом Министерства культуры РФ искусствоведом, историком архитектуры, председателем Псковского областного отделения ВОО ВООПИК ФИО13, поскольку они опровергаются совокупностью иных исследованных судом доказательств.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В силу п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из решений собраний в случаях, предусмотренных законом; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом и пр.
Административный истец является собственником земельных участков с КН №.
Фактическое владение земельным участком с КН № не порождает каких-либо прав на самовольно занятый земельный участок и не подлежит защите.
Доводы административного истца об изменении вида разрешенного использования участка и уменьшение территории общего пользования суд находит несостоятельными.
При формировании планировочной структуры происходит разделение территории планировки, выделение элементов планировочной структуры - кварталов застройки и территории общего пользования.
В соответствии с частью 12 статьи 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Территорию общего пользования выделяют красными линиями. В границах территории общего пользования размещаются улицы и трассы инженерных коммуникаций. Красные линии установлены с учетом технических зон инженерных сетей.
Согласно п. 11 ст. 1 ГрК РФ красные линии обозначают существующие, планируемые границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Из вышеприведенных нормативных положений следует, что утверждение проекта красных линий относится к полномочиям органа местного самоуправления. При этом красные линии могут обозначать как существующие, так и проектируемые границы территорий общего пользования и являются частью проекта планировки территории города, который, в свою очередь, разрабатывается на основании генерального плана городского округа.
Документация по планировке территории разработана в целях определения местоположения границ образуемого земельного участка с КН № и изменяемого земельного участка с КН №.
Данной документацией определены параметры красных линий улицы ФИО7 Шуйского в соответствии с фактическим расположением объектов улично-дорожной сети (проезжая часть, пешеходная часть) и с учетом примыканий и съездов с жилых кварталов.
Границы земельного участка для объекта улично-дорожной сети - улица ФИО7 Шуйского установлены в соответствии с красными линиями и учтены в Едином государственном реестре недвижимости с КН №.
Земельный участок с КН № не входит в границы территории общего пользования, занятыми объектами улично-дорожной сети, и располагается вне границ красных линий.
Документами территориального планирования и градостроительного зонирования города Пскова не предусматривается размещение на земельном участке с КН № объектов транспортной инфраструктуры или иных объектов местного значения, отнесенных к территориям общего пользования.
Оспариваемое административным истцом постановление администрации города Пскова от 18.05.2021 № 624 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах элемента планировочной структуры – улично-дорожная сеть «Улица ФИО7 Шуйского» (земельный участок с кадастровым номером №) в городе Пскове» не нарушает права и законные интересы административного истца, принято уполномоченным органом с соблюдением предусмотренной законом процедуры; полностью соответствует требованиям законодательства по форме и виду, в которых орган местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты; с соблюдением правил введения нормативного правового акта в действие.
Оспариваемое постановление соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Постановлению Псковского областного Собрания депутатов от 26.12.2013 № 674 «Об утверждении границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля»; Приказу Государственного Комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от 14 февраля 2014 года № 96 «Об утверждении границы территории объекта культурного наследия федерального значения «Культурный слой древнего Пскова», VIII - XVII вв., расположенного по адресу: Псковская область, г. Псков, в границах крепостной стены Окольного города, прибрежной части Завеличья между р.Великой и ул. Горького; Приказу Государственного Комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от 28.12.2016 № 564 «Об утверждении границы территории исторического поселения регионального значения город Псков, его предмета охраны и требований к градостроительным регламентам, разработанных применительно к территориальным зонам, расположенным в границах исторического поселения».
На основании вышеизложенного, исковые требования ООО «Северная орхидея» удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Общества с ограниченной ответственностью «Северная орхидея» к Администрации города Пскова о признании незаконным постановления № 624 от 18.05.2021 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Псковский областной суд через Псковский городской суд.
Судья И.Ю. Пантелеева