ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-24/2016 от 24.06.2016 Костромского областного суда (Костромская область)

дело № 3а-24/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Костромской областной суд в составе:

председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,

с участием прокурора Рыловой Т.В.,

при секретаре Политовой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Ремонтно-сервисное предприятие тепловых и подземных коммуникаций Костромской ГРЭС» к Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Костромской области об оспаривании Постановления от 18.12.2015 г. № 15/607 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО «РСП ТПК КГРЭС» потребителям города Волгореченск, на 2016 год» и Постановления от 18.12.2015 г. № 15/610 «Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для ОАО «РСП ТПК КГРЭС» на 2016 год»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее - Департамент, орган регулирования) от 18 декабря 2015 года № 15/607 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО «Ремонтно-сервисное предприятие тепловых и подземных коммуникаций Костромской ГРЭС» потребителям г. Волгореченск на 2016 год:

- для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения одноставочный в размере 1 130, 34 руб./Гкал с 01.01.2016 г. по 30.06.2016 г., 1178,24 руб./Гкал с 01.07.2016 г. по 31.12.2016 г.;

- для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, население (с учетом НДС) одноставочный с 01.01.2016 г. по 30.06.2016 г. 1333,8 руб./Гкал, с 01.07.2016 г. по 31.12.2016 г. 1390,32 руб./Гкал.

Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее - Департамент, орган регулирования) от 18 декабря 2015 года № 15/610 установлены тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для ОАО «Ремонтно-сервисное предприятие тепловых и подземных коммуникаций Костромской ГРЭС» на 2016 год:

- для населения с 01.01.2016 г. по 30.06.2016 г. компонент на тепловую энергию 1333,8 руб./Гкал, компонент на холодную воду 21,84 руб./куб.м; с 01.07.2016 г. по 31.12.2016 г. компонент на тепловую энергию 1390,32 руб./Гкал, компонент на холодную воду 23,15 руб./куб.м;

- для бюджетных и прочих потребителей (без НДС) с 01.01.2016 г. по 30.06.2016 г. компонент на тепловую энергию 1130,34 руб./Гкал, компонент на холодную воду 18,51 руб./куб.м; с 01.07.2016 г. по 31.12.2016 г. компонент на тепловую энергию 1178,24 руб./Гкал, компонент на холодную воду 19,62 руб./куб.м.

Постановления размещены на сайте Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области.

ОАО «Ремонтно-сервисное предприятие тепловых и подземных коммуникаций Костромской ГРЭС» (далее - ОАО «РСП ТПК КГРЭС», Общество, Компания) обратилось в суд с названным административным иском, просит признать оспариваемые постановления недействующими с даты принятия судебного решения в части установления тарифов на тепловую энергию с 01.07.2016 г. и в части установления компонента на тепловую энергию с 01.07.2016 г.;

возложить на Департамент обязанность принять новый нормативно-правовой акт об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Обществом потребителям городского округа г. Волгореченск на 2016 год, исходя из экономически обоснованной величины необходимой валовой выручки в размере 192 927,13 тыс.руб., в том числе по оспариваемым статьям затрат:

- по статье «Расходы по сомнительным долгам» в размере 4 800,53 тыс.руб.;

- по статье «Предпринимательская прибыль» в размере 1 561,59 тыс.руб.;

- по статье «Выпадающие доходы/экономия средств» в размере 10 088,15 тыс.руб.;

возложить на Департамент обязанность принять новый нормативно-правовой акт об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую Обществом потребителям городского округа г. Волгореченск, на 2016 год в части компонента на тепловую энергию, равного одноставочному тарифу на тепловую энергию, с учетом вышеназванных удовлетворенных требований;

возложить на Департамент обязанность принять новый нормативно-правовой акт об учете указанных выше экономически обоснованных расходов, не учтенных в утвержденных тарифах;

взыскать с Департамента в счет возмещения затрат административного истца по оплате госпошлины 4 500 рублей.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что орган регулирования в нарушение норм подпункта «а» пункта 47 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. №1075 (далее - Основы ценообразования) и подпункта «а» пункта 25 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания), утвержденных Приказом ФСТ РФ от 13.06.2013 г. № 760-э, при установлении тарифов заявленные Компанией расходы по сомнительным долгам в размере 2 394,7 тыс.руб. полностью исключил из необходимой валовой выручки (далее - НВВ).

В нарушение пункта 12 Методических указаний выпадающие доходы в размере 6 396,98 тыс.руб. не включены в расчет тарифов на 2016 год.

В нарушение пункта 48(1) Основ ценообразования орган регулирования не включил в НВВ расчетную предпринимательскую прибыль в сумме 1 561,59 тыс.руб.

В результате принятия оспариваемых нормативных актов тарифы установлены в размере, не обеспечивающем доходность предприятия, приводящем к неоправданным имущественным потерям, убыткам административного истца.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации.

В судебном заседании представители ОАО «Ремонтно-сервисное предприятие тепловых и подземных коммуникаций Костромской ГРЭС» Езжев М.В. (директор предприятия) и Иванова Л.Н. (действует на основании доверенности) заявленные требования поддержали по изложенным в административном иске основаниям, а также суду пояснили (в письменных пояснениях указали), что органу регулирования в подтверждение сомнительных долгов был представлен расчет 2 % от НВВ. Нормы методических указаний не обязывают для подтверждения расходов по сомнительным долгам представлять именно инвентаризацию дебиторской задолженности. Фактическая дебиторская задолженность населения за поставленную тепловую энергию по состоянию на 01.12.2015 г. составляла 32 100 472 руб., что более 2 % от НВВ. В протоколе заседания правления Департамента указано, что расходы по сомнительным долгам не включены исключительно по причине ограничения величины тарифа индексом изменения платы граждан (4,2 %), факт непредставления данных инвентаризации дебиторской задолженности в качестве причины невключения не указан.

Подтверждения того, что выпадающие доходы в сумме 6 396,98 тыс.руб. будут включены в тарифы последующих лет административный ответчик не представил. Кроме того, административный ответчик имел возможность включить данные расходы в тариф 2016 года в условиях неполного использования максимального уровня изменения платы граждан за коммунальные услуги по г. Волгореченск.

Отсутствие в Методических указаниях норм, регламентирующих порядок формирования и направления использования предпринимательской прибыли не может являться основанием для исключения из НВВ заявленной регулируемой организацией суммы расчетной предпринимательской прибыли.

Представители Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области Макарова Ю.А. и Тимофеева О.Б. возражали против удовлетворения административного искового заявления, суду пояснили (в отзывах на иск указали), что исключая расходы по сомнительным долгам в сумме 2 394,7 тыс.руб., Департамент исходил из того, что данная дебиторская задолженность не является просроченной (не представлена информация о проведении инвентаризации дебиторской задолженности). Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российский Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. Положениями статьи 266 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам инвентаризации дебиторской задолженности. В связи с этим без проведения такой инвентаризации предъявленные организацией расходы не отвечают требованию экономической обоснованности и не могут быть включены в расчет тарифа.

Положения пункта 12 Методических указаний предоставляют органу регулирования право осуществить возврат выпадающих доходов регулируемой организации в течение трёх расчетных периодов.

В первоначальной заявке организация предпринимательскую прибыль не заявляла, расчетов не представляла. 19.10.2015 г. поступило письмо Компании с просьбой учесть в тарифе расчетную предпринимательскую прибыль, при этом сумма по данной статье не приведена, расчет не выполнен, экономического обоснования не представлено, не рассчитана окончательная сумма НВВ с учетом новой статьи затрат. Однако согласно пункту 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075 (далее - Правила), организация должна представить расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных.

Кроме того, представители административного ответчика указали, что в случае включения в необходимую валовую выручку организации на 2016 год вышеуказанных неучтенных расходов рост тарифа на тепловую энергию составил бы 18,1 %. При этом совокупный рост платы граждан городского округа г. Волгореченск за коммунальные услуги составил бы 12,4 %, что выше индекса изменения платы граждан 6,4 %, утвержденного Постановлением Губернатора Костромской области от 27.11.2015 г. №221. На запрос Департамента администрация г. Волгореченск ответила, что оснований для установления для городского округа г. Волгореченск предельных индексов выше предусмотренных прогнозом социально-экономического развития РФ на 2016 год и на плановый период 2017-2018 г.г. не имеется.

Представитель ФАС РФ, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменные пояснения, в которых указал, что Основами ценообразования установлен четкий порядок расчета размера предпринимательской прибыли, учитываемой при формировании и расчете тарифа. В резерве по сомнительным долгам должна учитываться только подтвержденная величина расходов. Выпадающие доходы подлежат учету при установлении тарифов в документально подтвержденном и экономически обоснованном размере. Данные письменные пояснения представитель ФАС РФ просил учесть при разрешении административного дела /т. 2 л.д. 80-81/.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении, Закон) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (часть 1 статьи 1).

Тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 23 статьи 2 Закона).

Статья 8 указанного Федерального закона предусматривает несколько видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, включая тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Закона установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Согласно части 4 статьи 8 Закона Костромской области от 22.11.2005 N 339-ЗКО "О системе исполнительных органов государственной власти Костромской области" и пунктам 12, 63 Положения о департаменте государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, утвержденного Постановлением Администрации Костромской области от 31.07.2012 N 313-а, Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов; решения об утверждении тарифов принимаются специальным коллегиальным органом, созданным в Департаменте.

Таким образом, оспариваемые административным истцом постановления приняты полномочным органом в пределах предоставленной компетенции.

Данные постановления являются нормативными правовыми актами, так как обязательны для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение и действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этими постановлениями.

Согласно частям 7 и 7.1. статьи 21 Закона Костромской области от 11.01.2007 N 106-4-ЗКО "О нормативных правовых актах Костромской области" официальным опубликованием закона и иного нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста в газете "Северная правда", специализированном информационно-правовом бюллетене "СП - нормативные документы" или первое размещение (опубликование) на официальном сайте администрации Костромской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ("Портал государственных органов Костромской области" (www.adm44.ru), "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

На "Портале государственных органов Костромской области" (www.adm44.ru) размещаются (опубликовываются) законы Костромской области, постановления нормативного правового характера губернатора Костромской области, постановления нормативного правового характера администрации Костромской области.

На "Портале государственных органов Костромской области" (www.adm44.ru) могут быть размещены (опубликованы) нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Костромской области, муниципальные нормативные правовые акты.

Оспариваемые постановления были опубликованы 21.12.2015 г. на Портале государственных органов Костромской области www.adm44.ru за номерами 201512211295, 201512211298 /т. 2 л.д. 10, 11/.

Таким образом, постановления приняты уполномоченным органом и опубликованы в установленном законом порядке.

Согласно статье 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1-2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Порядок применения метода экономически обоснованных расходов (затрат) урегулирован положениями Основ ценообразования, в соответствии с пунктом 32 которых при применении данного метода необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа.

Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", определяют порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, предусмотренных Основами ценообразования. Также процедуру принятия органами регулирования решений по вопросам, связанным с установлением (пересмотром) регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определяет Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент), утвержденный приказом Федеральной службы по тарифам от 07.06.2013 N 163.

В соответствии с пунктом 6 Правил цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования.

Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов (пункт 13 Правил).

Согласно пункту 15 Правил предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов.

Документы и материалы, которые необходимо приобщить к заявлению об установлении цен (тарифов), указаны в пункте 16 Правил.

Для открытия дела об установлении цен (тарифов) перечень документов и материалов, указанных в пункте 16 настоящих Правил, является исчерпывающим. По инициативе регулируемой организации помимо указанных в пункте 16 Правил документов и материалов могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении цен (тарифов), в том числе экспертное заключение (пункт 17 Правил).

Согласно пункту 26 Правил орган регулирования в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления о выборе метода регулирования тарифов рассматривает представленные материалы с целью определения соответствия регулируемой организации условиям и критериям применения соответствующих методов регулирования, предусмотренным Основами ценообразования, и принимает решение о выборе метода регулирования тарифов. Указанное решение в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется регулируемой организации почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В соответствии с пунктом 28 Правил орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), экспертное заключение наряду с заключением, представленным по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщается к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов).

В силу пункта 30 Правил решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы).

Решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом, и включает: а) величину цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей; б) даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой; в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования (пункт 31 Правил).

Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями (пункт 33).

Из материалов дела следует, что 30 апреля 2015 года ОАО «Ремонтно-сервисное предприятие тепловых и подземных коммуникаций Костромской ГРЭС», являющееся единой теплоснабжающей организацией на территории городского округа город Волгореченск Костромской области /т. 1 л.д. 154/, представило в Департамент заявление на установление тарифа на тепловую энергию на 2016 год с приложениями на 757 листах и о выборе метода регулирования (метод экономически обоснованных расходов (затрат)) /т. 1 л.д. 29-30, 53-56/.

Департаментом принято решение об открытии дела по установлению тарифов на тепловую энергию на 2016 год (приказ от 07.05.2015 г. № 240), выбран метод регулирования тарифов - метод экономически обоснованных расходов (затрат) /т. 1 л.д. 17-23/.

Компания предложила тариф на тепловую энергию (без НДС) среднегодовой 1279,9 руб./Гкал /т. 2 л.д. 62/.

Размер необходимой валовой выручки по предложению Компании 202 987,5 тыс.руб., в том числе в составе НВВ регулируемая организация просила учесть расходы по сомнительным долгам в размере 2394,7 тыс.руб., выпадающие доходы - 10 088,2 тыс.руб. /т. 1 л.д. 17-23, 20/. Кроме того, письмом от 19.10.2015 г. Общество, ссылаясь на внесение изменений в Основы ценообразования Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 г. № 1055 просило учесть в НВВ при расчете тарифов на тепловую энергию расчетную предпринимательскую прибыль в размере 5 % от набора статей затрат в зависимости от заявленного метода регулирования /т. 1 л.д. 35/.

Из протокола заседания правления Департамента и экспертного заключения Департамента следует, что в связи с ограничением роста платы граждан по Костромской области на 2016 год в размере 4,2 %, а также ввиду непредставления информации о проведении инвентаризации дебиторской задолженности орган регулирования не включил в НВВ расходы по сомнительным долгам в сумме 2 394,7 тыс.руб., расчетную предпринимательскую прибыль и скорректировал выпадающие доходы от снижения полезного отпуска на сумму 6 397 тыс.руб. /т. 1 л.д. 17-23, т. 2 л.д. 61-66/.

По итогам заседания правления Департамента приняты оспариваемые постановления.

Согласно пункту 32 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа.

В соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат, в том числе расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования (подпункт «а»).

Аналогичная норма содержится в подпункте «а» пункта 25 Методических указаний.

В силу пункта 31 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Согласно абзацу 1 пункта 12 Методических указаний определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с настоящими Методическими указаниями.

Принимая во внимание положения пункта 31 Основ ценообразования и абзаца 1 пункта 12 Методических указаний, суд полагает обоснованным использование Департаментом при расчете размера расходов по сомнительным долгам статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (пункт 1).

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными (пункт 2).

Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (пункт 3).

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном настоящей статьей (пункт 4).

Таким образом, возможность включения суммы сомнительной задолженности в резерв по сомнительным долгам зависит от срока возникновения такой задолженности.

Как пояснили представители лиц, участвующих в деле, регулируемая организация не представляла в тарифное дело акт инвентаризации дебиторской задолженности, такой акт был представлен лишь в материалы административного дела /т. 2 л.д. 49-54/. В тарифное дело Компания представила оборотно-сальдовые ведомости по счетам 62 «расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами» по состоянию на 01 декабря 2015 года и расчет резерва по сомнительным долгам на 2016 год /т. 1 л.д. 47, 135/, в которых не указан срок возникновения задолженности.

Соответственно представленные регулируемой организацией документы не подтверждали необходимость включения названных расходов в НВВ, то есть не подтверждали экономическую обоснованность таких расходов, что согласно пункту 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является основанием для отказа в их включении в НВВ.

Указание в протоколе заседания правления Департамента лишь на то, что расходы по сомнительным долгам не включены в НВВ по причине ограничения роста платы граждан, не опровергает указанный вывод. В экспертном заключении отказ во включении обоснован не только ограничением роста платы граждан, но и фактом непредставления информации о проведении инвентаризации дебиторской задолженности.

Признавая обоснованным исключение расходов по сомнительным долгам в сумме 2 394,7 тыс.руб. из НВВ, суд, кроме того, учитывает, что данные расходы регулируемая организация вправе заявить к включению в НВВ при формировании тарифа на 2017 год в случае представления в орган регулирования надлежаще оформленных документов.

В соответствии с абзацем 3 пункта 12 Методических указаний в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Согласно экспертному заключению Департамента и пояснениям представителей административного ответчика, орган регулирования, руководствуясь приведённой нормой, предусмотрел возврат Компании выпадающих доходов в течение трёх расчетных периодов (период регулирования - 2016 год и последующие расчетные периоды 2017 и 2018 г.г.).

Учитывая положения абзаца 3 пункта 12 Методических указаний, суд находит правомерным произведённую Департаментом корректировку выпадающих доходов, учтенных в тарифе на 2016 год. Как видно из протокола заседания правления департамента, определение суммы, подлежащей включению в НВВ на 2016 год, произведено с учетом ограничения роста платы граждан по Костромской области на 2016 год, общая сумма выпадающих доходов, подлежащая возмещению за три периода регулирования, соответствует заявленной регулируемой организацией к возмещению сумме.

Довод представителя административного истца о том, что орган регулирования имел возможность увеличить сумму выпадающих доходов, включенную в НВВ на 2016 год, не свидетельствует о незаконности произведённой Департаментом корректировки выпадающих доходов.

В силу пункта 48(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов объема включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах 2-8 пункта 33 настоящего документа, за исключением расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя).

В соответствии с пунктом 16 Правил регулирования цен (тарифов) к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются, в том числе расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов; расчет цен (тарифов) (подпункты «д, е»).

Согласно пояснениям представителей лиц, участвующих в деле, и представленных в дело документов, регулируемая организация подобный расчет относительно размера расчетной предпринимательской прибыли в тарифное дело не представила, не представлен был и расчет размера НВВ с учетом включения в неё расчетной предпринимательской прибыли.

В связи с этим, учитывая приведённые нормы и положения пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, действия Департамента по невключению в НВВ расчетной предпринимательской прибыли следует признать законными и обоснованными.

Кроме того, суд отмечает, что включение в НВВ оспариваемых административным истцом сумм повлекло бы за собой рост тарифа на тепловую энергию с превышением предельного индекса изменения размера платы граждан 6,4 %, утвержденного Постановлением Губернатора Костромской области от 27.11.2015 г. № 221 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Костромской области на 2016-2018 годы».

Однако согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" установление цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с учетом пунктов 48(1) и 74(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных настоящим постановлением, не является основанием для изменения (пересмотра) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов по субъектам Российской Федерации в соответствии с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации".

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что произведённые Департаментом расчеты являются обоснованными, сделаны на основании норм, регламентирующих тарифное регулирование, оспариваемые административным истцом постановления по своему содержанию соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а потому отсутствуют основания для удовлетворения административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ОАО «Ремонтно-сервисное предприятие тепловых и подземных коммуникаций Костромской ГРЭС» к Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Костромской области о признании Постановления от 18.12.2015 г. № 15/607 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО «РСП ТПК КГРЭС» потребителям города Волгореченск, на 2016 год» и Постановления от 18.12.2015 г. № 15/610 «Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для ОАО «РСП ТПК КГРЭС» на 2016 год» недействующими в части установления тарифов на тепловую энергию с 01.07.2016 г. и в части установления компонента на тепловую энергию с 01.07.2016 г., и возложении на Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области обязанности принять новый нормативно-правовой акт отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Костромского областного суда (подпись) А.Н. Лукоянов

Копия верна: судья А.Н. Лукоянов