ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-24/2017 от 09.06.2017 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Дело № За-24/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Астрахань 09 июня 2017 года

Астраханский областной суд в составе: председательствующего судьи Хаировой Д.Р., при секретаре Мязиной Н.А.,

с участием прокурора Бурхетьевой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № За-24/2017 по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия города Астрахани «Коммунэнерго» к службе по тарифам Астраханской области о признании недействующим постановления от 11 декабря 2015 № 206 «О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» (ОГРН 102300828861)»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением службы по тарифам Астраханской области от 11 декабря 2015 года № 206 утверждены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя муниципального унитарного предприятия города Астрахани «Коммунэнерго». Названные тарифы рассчитаны методом индексации установленных тарифов на период регулирования с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.

Постановление опубликовано в Сборнике Законов и нормативных правовых актов Астраханской области от 17 декабря 2015 года № 49.

Муниципальное унитарное предприятие города Астрахани «Коммунэнерго» (далее - МУП г. Астрахани «Коммунэнерго») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного постановления службы по тарифам Астраханской области, ссылаясь на его противоречие общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения, установленным статьями 3 и 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статьями 1, 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства», постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 года № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».

В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для потребителей МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» установлены на уровне ниже экономически обоснованных, не обеспечивали компенсацию расходов и прибыль предприятия, поскольку при определении размера тарифов и исчислении необходимой валовой выручки предприятия регулирующим органом не были приняты во внимание расчеты и

документы, представленные предприятием в подтверждение расходов.

При установлении тарифов регулирующим органом не учтены в полном заявленном объеме расходы на ремонт основных средств, расходы на амортизацию основных средств; не учтены в общем объеме необходимой валовой выручки для установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя расходы по статье - содержание автотранспортного цеха.

МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» полагает, что, завышая объем полезного отпуска и не пересматривая при этом объем необходимой валовой выручки, тариф искусственно был занижен, что в последующем привело к образованию разницы между фактическими расходами на производство тепловой энергии, услуги по передаче тепловой энергии и суммой, причитающейся к оплате по тарифам по теплоснабжению и, как следствие, убыткам предприятия.

В судебном заседании представитель административного истца МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» Жолманова Л.Т. поддержала требования и просила их удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске и дополнении к нему.

Представитель службы по тарифам Астраханской области Меркулова О.А. с административными исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Заинтересованное лицо Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации в суд представителя не направила, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель привлеченного определением суда от 13 апреля 2017 года заинтересованного лица Министерства строительства и ЖКХ Астраханской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, свидетелей ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Бурхетьевой Е.М., полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, определяет Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

Частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 5 указанного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление тарифов в сфере теплоснабжения.

Согласно пункту 1.1. Раздела 1 Положения о службе по тарифам Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 06.04.2005 № 49-П (далее - Положение) служба по тарифам Астраханской области (далее - Служба, регулирующий орган, тарифный орган) является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов), регулирование которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, за исключением регулирования цен (тарифов), относящегося к полномочиям других исполнительных органов государственной власти Астраханской области, и осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) по вопросам, отнесенным к полномочиям службы, на территории Астраханской области.

В соответствии с п.п. 2.1.4.1 п.п. 2.1.4 п. 2.1 Раздела 2 Положения Служба устанавливает, в том числе тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Таким образом, оспариваемое административным истцом постановление Службы по тарифам принято полномочным органом в пределах компетенции субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в частности, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.

Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность), кроме приведенного Федерального закона, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания).

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.

Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя подлежат регулированию в силу подпункта 6 части 1 статьи 8 названного Закона.

Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям (часть 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

Согласно статье 11 Закона о теплоснабжении тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа и могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075.

Согласно пунктам 13, 14, 15, 16, 20, 28, 33 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату, расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.

Муниципальное унитарное предприятие города Астрахани «Коммунэнерго», согласно Уставу, осуществляет деятельность по выработке и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии), распределению электрической энергии, эксплуатации и обеспечению работоспособности тепловых и электрических сетей (монтаж, наладка, техническое обслуживание технологического оборудования) для нужд муниципального образования «Город Астрахань».

Приказом Службы по тарифам по Астраханской области от 15 апреля 2015 года № 38 открыто дело об установлении тарифов на услуги на передаче тепловой энергии, теплоносителя МУП г.Астрахани «Коммунэнерго», выбран метод регулирования тарифов на теплоноситель - метод индексации установленных тарифов.

Органом регулирования в порядке пункта 28 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, проведена экспертиза представленных материалов.

Оспариваемым постановлением, принятым на заседании коллегии Службы 11 декабря 2015 года, определены долгосрочные параметры регулирования деятельности МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» для формирования тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя с использованием метода индексации на период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года с календарной разбивкой по полугодиям (приложения № 1, 2).

Величины расчетных объемов полезного отпуска на передачу тепловой энергии, теплоносителя и договорные тепловые нагрузки, предложенные МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» на долгосрочный период регулирования, составляют 62,054 тыс.Гкал и 32,960 Гкал/час соответственно.

Экспертной группой расчетные объемы полезного отпуска тепловой энергии (мощности), теплоносителя определены в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования и главой III Методических указаний, с учетом заявленных МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» величин объемов полезного отпуска по передаче тепловой энергии, теплоносителя на заключение договоров на теплоснабжение потребителей.

Впоследствии решением коллегии службы по тарифам Астраханской области тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» на 2017 год были скорректированы с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, в результате чего принято постановление от 16 декабря 2016 года № 210 «О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 11 декабря 2015 № 206».

Согласно пунктам 10 и 11 Основ ценообразования регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением в том числе передачи тепловой энергии.

Необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, указанным в пункте 10 Основ ценообразования.

Согласно пункту 13 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (пункт 22 Основ ценообразования).

Порядок применения метода индексации установленных тарифов определен в разделе III Основ ценообразования.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прибыль регулируемой организации.

Пунктами 73, 58 Основ ценообразования установлено, что величина

операционных расходов определяется в соответствии с пунктами 58 - 60 Основ ценообразования и включает в себя, в том числе, расходы на ремонт основных средств и определяемые в соответствии с методическими указаниями другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.

В соответствии с пунктом 3 Правил установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона «О теплоснабжении», утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 № 1075, базовый уровень операционных расходов регулируемой организации определяется органом регулирования для каждой регулируемой организации с учетом пунктов 28 - 31, 40 - 42, 44 и 58 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке: а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); цены на природный газ; предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей; динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В силу пункта 41 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями. •

Пунктом 31 Основ ценообразования установлено, что при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представленных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В силу пункта 33 Правил орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.

Таким образом, в расчет тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя подлежат включению расходы теплоснабжающей организации, подтвержденные документально.

Оспаривая установленный регулирующим органом тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2016 год, МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» указывает на необоснованное сокращение его расходов на ремонт основных средств и амортизацию основных средств, а также исключение расходов на содержание автотранспортного цеха.

По расчетам предприятия сумма расходов на ремонт основных средств на 2016 год составила 1203,5 тыс. рублей, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов - 2153,0 тыс. рублей, расходов на содержание

автотранспортного цеха - 175,22 тыс. рублей.

В обоснование этих показателей предприятием представлена программа капитального ремонта сетей - дело № 1 на 16 листах; расчет годовой потребности и стоимости материалов на текущий ремонт и техническое обслуживание оборудования - дело № 1 на 34 листах; перечень документов, подтверждающих цены, используемых в расчетах - дело № 1 на 94 листах; инвентарные карточки учета основных средств - дело № 1 на 27 листах; затраты по автотранспортному цеху (расходы на топливо, смазочные материалы, материалы для ремонта автотранспортных средств, автозапчасти, автошины, аккумуляторы) - дело № 1 на 137 листах.

Орган регулирования провел анализ представленных документов, по результатам которого расходы на ремонт основных средств определил в размере 829,36 тыс. рублей исходя из имеющихся данных о расходах на ремонт основных средств, учтенных в базовом периоде 2015 года и показателей индекса потребительских цен промышленной продукции прогноза Минэкономразвития России на 2016 год - 107,4%.

В остальной части заявленных расходов на ремонт основных средств службой по тарифам отказано, поскольку МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» не были представлены документы, подтверждающие цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов, нарушен установленный порядок регулирования тарифов ввиду отсутствия обязательного раздельного учета МУП г.Астрахани «Коммунэнерго».

Согласно статье 11 Основ ценообразования раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного" учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей учитываются регулируемой организацией отдельно от расходов, связанных с содержанием, ремонтом и эксплуатацией тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании.

Суд находит обоснованными доводы представителя административного ответчика об отказе во включении в тарифы расходов на ремонт основных средств в размере, предложенном регулируемой организацией МУП г.Астрахани «Коммунэнерго», поскольку предприятием не представлен расчет расходов по указанной статье, подтвержденный данными первичного бухгалтерского учета по указанной статье затрат по регулируемому виду деятельности, а также документы, подтверждающие необходимость несения расходов в заявленной сумме. В материалах, представленных предприятием на рассмотрение в орган регулирования, отсутствуют договоры, заключенные с соблюдением требований закона и процедуры проведения торгов, затраты на ремонт бесхозяйных тепловых сетей не выделяются.

Снижая расходы предприятия на ремонт основных средств, служба по тарифам в соответствии с подпунктом «в» пункта 28 Основ ценообразования Служба определила расходы в размере фактических затрат по данным статьям за 2015 год, проиндексировав на прогнозный индекс потребительских цен на 2016 год.

Доводы представителя административного истца, что Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления в службу по тарифам Астраханской области, суд находит несостоятельными, так как оформленные в заявке расходы предприятия должны быть экономически обоснованы и подтверждены документально.

Согласно статье 73 Основ ценообразования величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году," предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с методическими указаниями с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

Материалами дела установлено, что МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» заявлено расходов на амортизацию на 2016 год по всем видам деятельности в размере 14,8 млн.рублей, а именно: реализация тепловой энергии (мощности) - 12,02 млн. рублей; реализация теплоносителя - 0,62 млн. рублей; услуги по передаче тепловой энергии (мощности), теплоносителя - 2,15 млн. рублей.

Величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов определена органом регулирования в размере 1461,09 тыс. рублей на основании отчетных данных формы статистического наблюдения № 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы» за 2014 год.

Из материалов дела и пояснений представителя административного ответчика, свидетеля ФИО8 следует, что в связи с отсутствием ведения МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» раздельного учета и невозможностью распределения расходов на амортизационные отчисления, тарифный орган учел затраты на амортизацию основных средств и нематериальных активов по всем видам деятельности, осуществляемым МУП г.Астрахани «Коммунэнерго», в размере 14,65 млн.рублей, в том числе по регулируемым видам деятельности: реализация тепловой энергии (мощности) - 12,6 млн. рублей; реализация теплоносителя - 0,59 млн. рублей; услуги по передаче тепловой энергии (мощности), теплоносителя - 1,46 млн. рублей.

Величина установленных органом регулирования затрат на амортизацию основных средств свидетельствует о том, что Службой при регулировании учтены все

расходы на амортизационные отчисления, подтвержденные статистической

отчетностью, а распределение указанных расходов по регулируемым видам деятельности в связи с отсутствием ведения предприятием раздельного учета осуществлялось по оценке Службы в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования. При этом определение тарифным органом затрат МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» по данной статье расходов по всем видам деятельности в тарифах на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя не противоречит нормам закона, регулирующим деятельность в сфере теплоснабжения.

Отказывая в принятии расходов на содержание автотранспортного цеха МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» в размере 175,22 тыс. рублей, орган регулирования исходил из того, что предприятие не вело обязательный раздельный учет расходов в 2015 году, в связи с чем определить долю, относящуюся на регулируемый вид деятельности - услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, не представилось возможным. Расходы по данной статье не отражены на счете 23 «Вспомогательные материалы».

Суд признает обоснованным исключение службой по тарифам Астраханской области расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов при расчете тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по следующим основаниям.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2013 года N 91 утверждена Единая система классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (далее - Единая система классификации и раздельного учета затрат), которая устанавливает единые принципы классификации раздельного учета затрат организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

Раздельный учет ведется на основе подтвержденной данными первичного бухгалтерского учета информации о фактических затратах и доходах по регулируемым видам деятельности регулируемой организации, необходимой для принятия решения федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование (цен) тарифов по данным регулируемым видам деятельности, а также формирование информации о плановых затратах по регулируемым видам деятельности регулируемых организаций (пункт 3 Единой системы классификации и раздельного учета).

Ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации (пункт 4 Единой системы классификации и раздельного учета).

Раздельный учет осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией доходов и расходов, объема тепловой энергии, теплоносителя по источникам тепловой энергии, системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также с учетом дифференциации цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (п. 5 Приказа).

Согласно пункту 8 Единой системы классификации и раздельного учета в случае установления регулируемой организации долгосрочных тарифов, раздельный учет расходов по каждому из регулируемых видов деятельности, установленных в пункте 6 настоящего документа, ведется регулируемой организацией по следующим элементам и видам затрат: а) операционные расходы в соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования: расходы на приобретение сырья и материалов; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда; расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями; расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, услуг по стратегическому управлению организацией и других работ и услуг; расходы на служебные командировки; расходы на обучение персонала; лизинговый платеж, арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных Основами ценообразования; другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств; б) неподконтрольные расходы в соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования: расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование; концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 Основ ценообразования; арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 Основ ценообразования; расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом "а" пункта 47 Основ ценообразования; отчисления на социальные нужды; в) расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34 - 38 и 66 Основ ценообразования.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в том числе экспертным заключением, МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» не ведет раздельный учет расходов по регулируемым видам деятельности и в их разрезе, первичные учетные документы, подтверждающие расходы, связанные с передачей тепловой энергии, в тарифный орган не представлялись. План счетов бухгалтерского учета не выделяет субсчета, отражающие доходы и расходы по регулируемым видам деятельности. Вид деятельности - услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в статистической отчетности не выделен.

Согласно письмам Федеральной службы по тарифам от 14 июня 2016 года № СЗ- 5844/4, службы по тарифам Астраханской области от 15 июля 2013 года № СТ/03-13- 1966, 23 августа 2013 года № СТ/03-1302220 муниципальному унитарному предприятию города Астрахани «Коммнуэнерго» неоднократно сообщалось о необходимости приведения в соответствии с законодательством учетной политики и планов счетов бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 33 Правил регулирования цен орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.

Таким образом, заявленные предприятием расходы по ремонту основных средств, амортизации основных средств и содержанию автотранспортного цеха не подтверждены данными первичного бухгалтерского учета по статьям затрат по регулируемому виду деятельности, что не может свидетельствовать об экономической обоснованности заявленных сумм.

Представленный предприятием План счетов не отражает принципы ведения раздельного учета по производству теплоносителя, поскольку регулируемая организация не закрепила отдельный субсчет по данному регулируемому виду деятельности, что является нарушением указанного пункта 4 Единой системы классификации и раздельного учета.

Доводы представителя административного истца, пояснения свидетеля ФИО7 о ведении в настоящее время на предприятии раздельного учета по видам регулируемой деятельности не исключают правомерность выводов экспертной группы при подготовке экспертного заключения в ноябре 2015 года.

С учетом указанных обстоятельств и приведенных норм права суд считает, что регулирующим органом правомерно, с соблюдением требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения в указанной сфере, установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя на основании представленных документов, подтверждающих обоснованность этих расходов, следовательно, установленный тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя является экономически обоснованным.

Оспариваемое постановление службы по тарифам Астраханской области от 11 декабря 2015 № 206 «О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» (ОГРН 102300828861)» принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, не противоречит федеральному закону и другим нормативным правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов заявителя не нарушает.

При этом оспариваемое постановление не может быть проверено на предмет его противоречия Федеральному закону от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федеральному закону от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства", поскольку названные нормативные правовые акты утратили силу с 1 января 2011 года и не применяются к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2016 год.

Вопреки доводам административного истца о несоответствии постановления от 11 декабря 2015 № 206 пункту 2 статьи 1 Закона N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», содержащего перечень тарифов и надбавок, которые подлежат регулированию, порядок установления тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя данными нормами не регулируются.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федераций по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Исходя из установленных судом обстоятельств административное исковое заявление МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 215, 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федераций, Астраханский областной суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления муниципального унитарного предприятия города Астрахани «Коммунэнерго» о признании недействующим постановления службы по тарифам Астраханской области от 11 декабря 2015 № 206 «О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» (ОГРН 102300828861) отказать.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором опубликован нормативный правовой акт, в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Астраханский областной суд.

Решение в окончательной форме принято 14 июня 2017 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>