дело № 2а-24/2021
УИД 26RS0029-01-2020-007258-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2021 года город Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Степаненко Н.В.
при секретаре Кобельковой Л.И.
с участием:
представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края к ФИО3 о взыскании задолженности по налогам с физического лица,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Пятигорску обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО3 о взыскании задолженности по налогам с физического лица.
В обосновании иска указано, что в порядке ст. 48 НК РФ Инспекцией ФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края (далее Инспекция) мировому судье судебного участка № г. Пятигорска Ставропольского края направлено заявление о вынесении судебного приказа, о взыскании с ФИО3 задолженности по страховым взносам в сумме 185 537.62 руб., в том числе: Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в сумме 163 800,0 руб., пеня в сумме 21 737,62 руб.
Мировым судьей судебного участка № г. Пятигорска Ставропольского края 10.04.2020г. был вынесен судебный приказ № о взыскании с ФИО3 задолженности по страховым взносам в сумме 185 537,62руб.
Мировым судьей судебного участка № г. Пятигорска Ставропольского края, определением от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ. № в соответствии со ст. 123.7 КАС РФ отменен.
В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате страховых взносов в срок, установленный действующим законодательством ему, в соответствии со ст. 69 и ст. 70 НК РФ по почте, заказным письмом направлено требование об уплате налога и пени по состоянию на 25.12.2019г. № страховых взносов на общую сумму 185 537,62 руб.Указанное требование об уплате налога и пени должником в настоящее время не исполнено.
26.06.2019г. ФИО3 прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, (выписка из ЕГРИП прилагается).
В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам далее - плательщики), уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, установлен статьей 432 Кодекса.
В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
На основании Федерального закона от 03.07.2016 № 250 - ФЗ «О внесения изменений в части первую и второю НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», с 01.01.2017 администратором страховых взносов являются налоговые органы, в соответствии с пунктом 3 статьи 430 Кодекса если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность, в течении расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
В соответствии с пунктом 5 статьи 432 Кодекса, в случае прекращения физическим деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Согласно имеющимся в инспекции сведениям ФИО3 состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ФИО3 начислено страховых взносов: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ – 23 400,00 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ - 4 590,00 руб.
Начисление Страховых взносов, исчисленных с суммы дохода ФИО3, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, произведено в следующих размерах:
Доход ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 52 116 165 рублей на основании проведенной камеральной проверки, соответственно страховые взносы за 2017 год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ – 163 800,00 руб., а также пеня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 21 737,62 рубля, по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ.
Формула расчета : (Доход-300 000)* 1%= 163 800, где доход за 2017 год составил 116 165 рублей, а 1%= 518 275 рублей.
Начисление страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведено в полном объеме и подлежит уплате в бюджет.
На основании вышеизложенного, уточнив заявленные требования просит суд взыскать с ФИО3 задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное сование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в том числе и пени по данному налогу с 01.01.2017 31.12.2017 по сроку уплаты 02.07.2018 года в общей сумме 185 537,62 рублей, в том числе: Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном (размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): налог в сумме 163 800,0 рублей с 01.01.2017 года по 31.12.2017 года по сроку уплаты 02.07.2018 года. Пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с января 2017 года): в размере 21 737,62 рублей с 01.01.2017 года по 31.12.2017 года по сроку уплаты 02.07.2018 года.
В судебном заседании представитель административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Пятигорску, поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении с учетом пояснений и уточнения заявленных требований, просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Так же показал что не может пояснить почему требование об уплате налога и пени по состоянию на 25.12.2019 года № на сумму 185537,62 рубля было направлено не в течении 20 дней с момента принятия решения по жалобе ФИО3.
В судебное заседание административный ответчик ФИО3, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрении дела, не явился, воспользовавшись правом на участие в деле через своего полномочного представителя.
В судебном заседании полномочный представитель административного ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, ФИО2 возражал относительно удовлетворения заявленных административным истцом требований, представив письменные возражения относительно заявленных требований, в которых указал, что ознакомившись с исковым заявлением ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края о взыскании обязательных платежей в размере 185 537,62 рублей, считает его подлежащим оставлению без удовлетворения по следующим основаниям:
Пунктом 2 статьи 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Следовательно, статьей 48 НК РФ и статьей 286 КАС РФ установлен не только шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (фактически заявления о вынесении судебного приказа на взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица), но и шестимесячный срок на подачу соответствующего искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из буквального толкования порядка взыскания налога, пени и штрафа, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 48 НК РФ следует, что процедура взыскания не может быть начата без восстановления срока обращения в суд с заявлением при пропуске установленного шестимесячного срока.
Согласно статье 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. Суд при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций проверяет, в том числе, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, соблюден ли срок обращения в суд.
Из указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным как при обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с иском после вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 № 822-0, Постановление Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 № 8330/1 1).
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Таким образом, обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом установленного пунктом 2 статьи 48 НК РФ срока на обращение в суд и уважительностью причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора по настоящему делу и, учитывая публичный характер правоотношений, подлежат исследованию судом независимо от того, ссылались ли на них стороны в ходе судебного разбирательства.
Налоговым кодексом установлен срок уплаты страховых взносов за 2017 год как 02.07.2018г., в то же время налоговый орган направил ответчику требование об уплате налога спустя почти полтора года со дня истечения срока уплаты и образования недоимки, а именно ДД.ММ.ГГГГ, предложив уплатить задолженность по налогу в течение 80 дней, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что требование направлено за пределами срока, установленного пунктом 1 статьи 70 НК РФ, считаю, что шестимесячный срок, установленный пунктом 2 статьи 48 НК РФ для принудительного взыскания задолженности по страховым взносам и пене истек на момент предъявления мировому судье судебного участка № г. Пятигорска заявления о вынесении судебного приказа.
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Нарушение срока выставления требования на уплату налога не прерывает течение общего срока на принудительное взыскание страховых взносов и пеней. То есть срок взыскания недоимки при нарушении срока выставления требования будет исчисляться таким же образом, как если бы требование было выставлено вовремя.
На исполнение требования в пункте 4 статьи 69 НК РФ предусмотрен минимальный срок - 8 календарных дней с момента получения, более длительный срок может установлен налоговым органом.
Налоговый орган может направить требование по почте заказным письмом, если его невозможно вручить физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку (пункт 6 статьи 69 НК РФ). В таком случае требование будет считаться полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, срок для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа будет исчисляться следующим образом:
С ДД.ММ.ГГГГ года(момент выявления недоимки, вступление решения УФНС России по СК в законную силу) начинает течь 20-дневный срок для выставления налоговым органом требования об уплате налога, то есть до 16.05.2019 г. (срок исчислен в рабочих днях исключая выходные и праздничные дни);
С 17.05.2019 года начинает течь шестидневный срок с последней возможной даты направления заказного письма с требованием, то есть до 24.05.2019 года;
-с 25.05.2019 года начинают течь 80 календарных дней предоставленные налоговым органом на добровольное исполнение требования, то есть до 12.08.2019 года;
С 13.08.2019 года начинает течь 6 месячный срок для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.
Следовательно, шестимесячный срок для обращения налогового органа в суд с заявлением о вынесении судебного приказа истек 13.02.2019 г., в то время как налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № г. Пятигорска с заявлением о вынесении судебного приказа только 7 апреля 2020 года, с пропуском установленного шестимесячного срока.
Указанное обстоятельство свидетельствует о пропуске налоговым органом шестимесячного срока, установленного пунктом 2 статьи 48 НК РФ, исчисляемого 13.08.2019 г. (окончание срока исполнения требования об уплате налога) по 13.02.2020 г.( последний день предъявления заявления в суд с учетом выходных).
Фактов, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органов не приведено.
Таким образом, в рассматриваемом деле своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, и реальной возможности для этого он лишен не был; причин объективного характера, препятствовавших или исключавших реализацию административным истцом права на судебную защиту в срок, установленный законом, налоговым органом не представлено, а в ходе судебного разбирательства не установлено; срок подачи административного искового заявления пропущен налоговым органом без уважительных причин.
Безусловная значимость взыскания в бюджет не уплаченных налогоплательщиком налогов и пени, не освобождает налоговый орган от обязанности обращаться в суд в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости доказательства уважительности его пропуска.
В дополнение к ранее представленным возражениям также указал, что Управление ФНС России по Ставропольскому краю решением № № от ДД.ММ.ГГГГ начислило индивидуальному предпринимателю налог, взимаемый с налогоплательщиков выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 3 114 861,90 рублей, пени по налогу в размере 289 118,03 рублей и штрафные санкции в размере 530 096,78 рублей.
На основании данного решения административным истцом индивидуальному предпринимателю были начислены страховые взносы за 2017 год в размере 163 800 руб., а также пени в размере 21 737.62 руб.
Решение УФНС России по Ставропольскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктом 2 статьи 101.2 НК РФ. вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, в то же время налоговый орган направил ответчику требование об уплате налога спустя восемь с половиной месяцев со дня выявления недоимки, а именно ДД.ММ.ГГГГ, предложив уплатить задолженность по налогу в течение 80 дней, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что требование направлено за пределами двадцатидневного срока, установленного пунктом 2 статьи 70 НК РФ, считает, что шестимесячный срок, установленный пунктом 2 статьи 48 НК РФ для принудительного взыскания задолженности по страховым взносам и пене истек на момент предъявления мировому судье судебного участка № г. Пятигорска заявления о вынесении судебного приказа.
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 ПК РФ. не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Нарушение срока выставления требования на уплату налога не прерывает течение общего срока на принудительное взыскание страховых взносов и пеней. То есть срок взыскания недоимки при нарушении срока выставления требования будет исчисляться таким же образом, как если бы требование было выставлено вовремя.
На исполнение требования в пункте 4 статьи 69 НК РФ предусмотрен минимальный срок - 8 календарных дней с момента получения, более длительный срок может установлен налоговым органом. Исходя из содержания требования № можно сделать вывод, что данное требование подготовлено и направлено в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ Данным требованием установлен срок для добровольного исполнения 80 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговый орган может направить требование по почте заказным письмом, если его невозможно вручить физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку (пункг 6 статьи 69 НК РФ). В таком случае требование будет считаться полученным по ис течении шести дней с даты направления заказного письма.
На основании изложенного, просит суд в удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края о взыскании обязательных платежей в сумме 185 537,62 рублей отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по г. Пятигорску ФИО1 представил дополнительные пояснения на возражения представителя административного ответчика, в которых указал, ИФНС России по г. Пятигорску с доводами изложенными в дополнениях к возражениям Административного истца не согласно по следующим основаниям: Пропуск шестимесячного срока для обращения в суд не служит основанием для отказа налоговому органу во взыскании задолженности по налогам, поскольку в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). После отмены ДД.ММ.ГГГГ ранее вынесенного судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ у налогового органа возникло право на предъявление административного искового заявления до ДД.ММ.ГГГГ, а обращение в суд с настоящим иском последовало ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах срока, предусмотренного законодательством.
Так, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Однако в ряде случаев (при уплате, в том числе налога на землю налогоплательщиком физическим лицом) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган.
В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса РФ).
При этом, в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Вопрос соблюдения налоговым органом срока обращения в суд для получения судебного приказа, установленного в пункте 2 статьи 48 НК РФ проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, о чем разъяснено в 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 62, согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, является препятствием для выдачи судебного приказ.
Материалами административного дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что судебный приказ о взыскании с ФИО3 обязательных платежей был вынесен мировым судьей, который не усмотрел по указанному мотиву правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 КАС РФ). Считает, что оснований иным образом оценивать эти обстоятельства у суда не имеется.
При этом представитель административного ответчика просил учитывать что данное утверждение представителя административного истца относится к требованиям рассматриваемым в порядке АПК, где предусмотрена необходимость извещения сторон о поступлении такого заявления. При рассмотрении заявлений о вынесении судебного приказа мировым судьёй, судебный приказ выносится без извещения лиц участвующих в деле и административный ответчик лишён процессуальной возможности подать заявление о пропуске срока для подачи заявления о взыскании налога.
Административный истец показал что считает что административным истцом соблюдены положения статьи 48 Налогового кодекса РФ и глав 11.1 и 32 КАС РФ относительно установленного порядка и сроков обращения с заявлением о взыскании обязательных платежей. Отмена судебного приказа 01 июня 2020 года позволяла налоговому органу предъявить административное исковое требования в суд в течение шести месяцев с момента отмены приказа, а потому суд не вправе игнорировать дату вынесения определения об отмене судебного приказа; фактов несвоевременного обращения в суд с административным иском в порядке главы 32 КАС РФ, административным истцом, не установлено.
На основании вышеизложенного, просит суд, взыскать с ФИО3 задолженности по страховым взносам в сумме 185 537,62 руб., в том числе: Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): налог в сумме 163 800,0 руб., пеня в сумме 21 737,62 руб.
В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица ГУ –Управление пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное), надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, представив суду ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. А также письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указала, что Государственное учреждение — управление Пенсионного фонда Российской «дерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) (далее — Управление ПФР) по административному исковому заявлению Инспекции ФНС РФ по г.Пятигорску Ставропольского края о взыскании задолженности с физического лица ФИО4, поясняет Следующее. До 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование (далее — страховые взносы ОПС и ОМС), регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон №212-ФЗ).
Согласно Закону № 212-ФЗ, начиная с 2014 года, размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование зависит от размера доходов, полученного индивидуальным предпринимателем.
Если плательщик страховых взносов зарегистрирован (снят с учета) в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащий уплате, определяется пропорционально количеству календарных месяцев пребывания в соответствующем статусе в течение года. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Начиная с 2014 года, согласно положениям статей 14 и 16 Закона №212-ФЗ, размер страховых взносов на ОПС определялся в следующем порядке:
1) в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период не превышает 300 000 руб., в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, Остановленного федеральным законом на начало финансового года, за который Оплачиваются страховые взносы (далее — МРОТ), и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - тариф СВ), увеличенное в 12 раз.
2) в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период превышает 300 000 руб., в фиксированном размере, определяемом как произведение МРОТ и тарифа СВ, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0% от суммы дохода, превышаеющего 300 000 руб. за расчетный период (при этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ и тарифа СВ, увеличенное в 12 раз).
Размер страховых взносов на ОМС определялся как произведение МРОТ и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, увеличенное в 12 раз.
Размер страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальными предпринимателями, за расчетный период определяется органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — ПФР) на основании сведений о размере дохода, передаваемых налоговыми органами. В случае, если налоговые органы не могут предоставить указанные сведения по причине непредставления плательщиком необходимой отчетности, страховые взносы на ОПС за истекший расчетный период взыскивались в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного МРОТ и тарифа СВ, увеличенное в 12 раз.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам не позднее 31 декабря текущего календарного года, а страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период — не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим.
Для определения дохода индивидуального предпринимателя в соответствии с частью 9 статьи 14 Закона №212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Согласно части 11 статьи 14 Закона №212-ФЗ, сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период, переданные налоговыми органами в органы ПФР, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания по ним.
Пенсионный фонд Российской Федерации в силу своего правового статуса приминительный орган) не наделен полномочиями устанавливать или нять порядок исчисления и уплаты страховых взносов, подлежащих уплате видуальным предпринимателем, а также изменять порядок процедуры кания задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов и обязан тоснительно соблюдать действующее законодательство Российской Федерации обязательном пенсионном страховании.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации, в связи с принятием Федерального на «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ, в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) аховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие 1 января 2017, принимается органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу п.1 ч.1 ст. 150 КАС РФ суд счёл возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги или сборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Как следует из административного искового заявления, а также материалов дела, требование № об уплате налога, выдано ИФНС России по Ставропольскому краю, по состоянию на 25 декабря 2019 года на сумму 163 800,00 руб. - недоимка, 21737,62 руб. сроком уплаты до 16 марта 2020 года. Факт не уплаты задолженности по налогам, а так же размер задолженности административным ответчиком не оспаривался. Указавшем, что требования не подлежат удовлетворению по причине пропуска срока на обращение в суд с данным административным иском.
В силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет, в том числе, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Налоговым кодексом установлен срок уплаты страховых взносов за 2017 год как 02.07.2018г., в то же время налоговый орган направил ответчику требование об уплате налога спустя почти полтора года со дня истечения срока уплаты и образования недоимки, а именно 25.12.2019 г., предложив уплатить задолженность по налогу в течение 80 дней, то есть до 16.03.2020 года.
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Нарушение срока выставления требования на уплату налога не прерывает течение общего срока на принудительное взыскание страховых взносов и пеней. То есть срок взыскания недоимки при нарушении срока выставления требования будет исчисляться таким же образом, как если бы требование было выставлено вовремя.
На исполнение требования в пункте 4 статьи 69 НК РФ предусмотрен минимальный срок - 8 календарных дней с момента получения, более длительный срок может установлен налоговым органом.
Налоговый орган может направить требование по почте заказным письмом, если его невозможно вручить физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку (пункт 6 статьи 69 НК РФ). В таком случае требование будет считаться полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как следует из материалов дела Управление ФНС России по Ставропольскому краю решением № от ДД.ММ.ГГГГ начислило индивидуальному предпринимателю налог, взимаемый с налогоплательщиков выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 3 114 861,90 рублей, пени по налогу в размере 289 118,03 рублей и штрафные санкции в размере 530 096,78 рублей.
На основании данного решения административным истцом индивидуальному предпринимателю были начислены страховые взносы за 2017 год в размере 163 800 руб., а также пени в размере 21 737.62 руб.
Решение УФНС России по Ставропольскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктом 2 статьи 101.2 НК РФ. вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, в то же время налоговый орган направил ответчику требование об уплате налога спустя восемь с половиной месяцев со дня выявления недоимки, а именно 25.12.2019 г., предложив уплатить задолженность по налогу в течение 80 дней, то есть до 16.03.2020 года.
Учитывая, что требование направлено за пределами двадцатидневного срока, установленного пунктом 2 статьи 70 НК РФ, суд считает, что шестимесячный срок, установленный пунктом 2 статьи 48 НК РФ для принудительного взыскания задолженности по страховым взносам и пене истек на момент предъявления мировому судье судебного участка № г. Пятигорска заявления о вынесении судебного приказа.
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 ПК РФ. не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Нарушение срока выставления требования на уплату налога не прерывает течение общего срока на принудительное взыскание страховых взносов и пеней. То есть срок взыскания недоимки при нарушении срока выставления требования будет исчисляться таким же образом, как если бы требование было выставлено вовремя.
На исполнение требования в пункте 4 статьи 69 НК РФ предусмотрен минимальный срок - 8 календарных дней с момента получения, более длительный срок может установлен налоговым органом. Исходя из содержания требования № можно сделать вывод, что данное требование подготовлено и направлено в адрес налогоплательщика 25.12.2019 г. Данным требованием установлен срок для добровольного исполнения 80 дней с 25.12.2019 г. по 16.03.2020 г.
Налоговый орган может направить требование по почте заказным письмом, если его невозможно вручить физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку (пункт 6 статьи 69 НК РФ). В таком случае требование будет считаться полученным по ис течении шести дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, срок для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа будет исчисляться следующим образом: с 11.04.2019 г. (момент выявления недоимки, вступление решения УФНС России по СК в законную силу) начинает течь двадцатидневный срок для выставления налоговым органом требования об уплате налога, т.е. до 16.05.2019 г. (срок исчислен в рабочих днях исключая выходные и праздничные дни): с 17.05.2019 г. начинает течь шестидневный срок с последней возможной даты направления заказного письма с требованием, т.е. до 24.05.2019 г.; с 25.05.2019 г. начинают течь 80 календарных дней предоставленные налоговым органом на добровольное исполнение требования, т.е. до 12.08.2019 г.; с 13.08.2019 г. начинает течь шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.
Следовательно, шестимесячный срок для обращения налогового органа в суд с заявлением о вынесении судебного приказа истек 13.02.2020 г., в то время как налоговый орган обратился к мировом) судье судебного участка № № г. Пятигорска с заявлением о вынесении судебного приказа только 07.04.2020 г., с пропуском установленного шестимесячного срока.
Указанное обстоятельство свидетельствует о пропуске налоговым органом шестимесячного срока, установленного пунктом 2 статьи 48 НК РФ, исчисляемого с 13.08.2019 г. (окончание срока исполнения требования об уплате налога) по 13.02.2020 г. (последний день предъявления заявления в суд с учетом выходных).
Фактов, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органов не приведено.
Таким образом, в рассматриваемом деле своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, и реальной возможности для этого он лишен не был; причин объективного характера, препятствовавших или исключавших реализацию административным истцом права на судебную защиту в срок, установленный законом, налоговым органом не представлено, а в ходе судебного разбирательства не установлено; срок подачи административного искового заявления пропущен налоговым органом без уважительных причин. Каких-либо доказательств, свидетельствующих об уважительности пропуска срока, налоговым органом в судебное заседание не представлено. Заявлений о восстановлении срока на обращение в суд с административным исковым заявлением с указанием уважительных причин пропуска административным истцом не представлено.
Истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 3 статьи 46, пункте 1 статьи 47, пункте 2 статьи 48, пункте 1 статьи 115 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа (пункт 3 статьи 229.2, глава 26 АПК РФ). В указанном случае арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа (пункт 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ). -Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 года № 62. При этом довод административного истца, согласно которому поскольку мировой судья не отказал в принятии заявления о вынесении судебного приказа, соответственно оснований оценивать эти обстоятельства у суда не имеется, противоречит изложенным в данном решении нормам закона, фактическим обстоятельствам дела, истцом не учитывается что судебный приказ отменён по заявлению административного ответчика, указавшего на факт пропуска срока для обращения в суд с заявленными требованиями, что в свою очередь предусмотрено законодательно.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении требований.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности доводов административного ответчика, соответственно заявление ИФНС России по городу Пятигорску о взыскании задолженности по уплате налогов и сборов с ФИО3 удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований о взыскании с ФИО3 задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года), пени по данному налогу с 01.01.2017года по 31.12.2017 по сроку уплаты 02.07.2018 года в общей сумме 185 537,62 рублей, в том числе: Страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): налог в сумме 163 800,0 рублей с 01.01.2017 года по 31.12.2017 года по сроку уплаты 02.07.2018 года; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с января 2017 года): в размере 21 737,62 рублей с 01.01.2017 года по 31.12.2017 года по сроку уплаты 02.07.2018 года, отказать.
Решение может быть обжалованию в Ставропольский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд.
Судья Н.В. Степаненко