ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2504/17 от 31.10.2017 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-2504/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 октября 2017 года г.Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе

председательствующего судьи Булыгиной Н.В.,

при секретаре Даниловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кашинского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц к ПАО «Ростелеком», Тверскому филиалу ПАО «Ростелеком» о признании информации, размещённой посредствам информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Кашинский межрайонный прокурор Тверской области, действующий в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц обратилась в суд с административным исковым заявлением к Тверскому филиалу ПАО «Ростелеком» о признании информации, размещённой посредствам информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного соответчика было привлечено ПАО «Ростелеком».

В обоснование требований указано, что Кашинской межрайонной прокуратурой в соответствии с заданиями прокуратуры Тверской области, проведена проверка соблюдения законодательства при осуществлении оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В рамках осуществления Кашинской межрайонной прокуратурой надзорных полномочий в сфере соблюдения законодательства при осуществлении оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции с использованием информационно-телекоммуникационной Сети «Интернет», 25.09.2017 проведен мониторинг «Интернет»-ресурсов, которым установлено следующее.

На странице сайта «ЭЛИКСИР. Дубликаты элитного алкоголя» на странице http://дубликат-алкоголя.рус/ размещена информация о продаже широкого ассортимента алкогольной и спиртосодержащей продукции. Принадлежность указанного сайта не отражена, каких-либо сведения о территориальном размещении магазинов, в которых можно приобрести алкогольную продукцию, не имеется, то есть приобретение продукции возможно только посредством оформления заказа в сети «Интернет». Посещение данного сайта, а также оформление заказа и его доставка, в том числе в ночное время, свободны для всех граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц.

Беспрепятственный доступ к вышеуказанному «Интернет»-сайту по мнению административного истца, способствует незаконному обороту спиртных напитков, распространению пьянства, алкоголизма, что в свою очередь влечет совершение административных правонарушений и уголовно-наказуемых деяний. В связи с этим распространение в сети «Интернет» информации, содержащей сведения о дистанционной продаже алкогольной, спиртосодержащей продукции, ее доставке покупателю, в том числе в ночное время суток, недопустимо.

Признание судом сведений о реализации алкогольной, спиртосодержащей продукции, ее доставке покупателю, в том числе в ночное время суток, содержащихся в вышеуказанном «Интернет»-сайте в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствии с ч. 1, п. 2 ч. 5 Федерального закона № 149-ФЗ, будет являться основанием для включения доменных имен вышеуказанных сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 9, ч. ч. 1, 6 ст. 10, ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (п. 4 ст. 2).

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9).

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15).

Одним из оснований для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В целях защиты интересов государства, здоровья, прав и законных интересов прав граждан, в том числе несовершеннолетних, и во исполнение действующего законодательства доступ к вышеуказанному «Интернет»-сайту следует ограничить.

В связи с данными обстоятельствами административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В судебное заседание стороны не явились, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются.

Суд, исследовав материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 1 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации (далее - Законоб информации), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 приведенного Закона, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15Закона об информации).

В силу статьи 9 Закона об информации, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Судом установлено, что Кашинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при осуществлении оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» устанавливаются правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации. Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 171-ФЗ).

В силу части 9 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, и розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Розничная продажа алкогольной продукции, в соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ, является лицензируемым видом деятельности.

Пунктом 2 статьи 1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» регламентировано, что Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Согласно п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (далее - Правила продажи), продажа товаров дистанционным способом представляет собой продажу товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Пунктом 5 Правил продажи не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

На основании ч. 2 ст. 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна.

Частью 3 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ определено, что юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьями 14.16, 14.17 КоАП РФ предусмотрено наступление административной ответственности за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Частью 5 статьи 171.1 УК РФ преступным деянием, влекущим наступление уголовной ответственности, признается производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, совершенные в крупном размере.

Судом установлено, что в рамках осуществления Кашинской межрайонной прокуратурой надзорных полномочий в сфере соблюдения законодательства при осуществлении оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции с использованием информационно-телекоммуникационной Сети «Интернет», 25.09.2017 проведен мониторинг «Интернет»-ресурсов, которым установлено, на странице сайта «ЭЛИКСИР. Дубликаты элитного алкоголя» на странице http://дубликат-алкоголя.рус/ размещена информация о продаже широкого ассортимента алкогольной и спиртосодержащей продукции. Принадлежность указанного сайта не отражена, каких-либо сведения о территориальном размещении магазинов, в которых можно приобрести алкогольную продукцию, не имеется, то есть приобретение продукции возможно только посредством оформления заказа в сети «Интернет». Посещение данного сайта, а также оформление заказа и его доставка, в том числе в ночное время, свободны для всех граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц.

Беспрепятственный доступ к вышеуказанному «Интернет»-сайту способствует незаконному обороту спиртных напитков, распространению пьянства, алкоголизма, что в свою очередь влечет совершение административных правонарушений и уголовно-наказуемых деяний. В связи с этим распространение в сети «Интернет» информации, содержащей сведения о дистанционной продаже алкогольной, спиртосодержащей продукции, ее доставке покупателю, в том числе в ночное время суток, недопустимо.

Признание судом сведений о реализации алкогольной, спиртосодержащей продукции, ее доставке покупателю, в том числе в ночное время суток, содержащихся в вышеуказанном «Интернет»-сайте в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствии с ч. 1, п. 2 ч. 5 Федерального закона № 149-ФЗ, будет являться основанием для включения доменных имен вышеуказанных сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 9, ч. ч. 1, 6 ст. 10, ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (п. 4 ст. 2).

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9).

Распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч.ч. 1, 6 ст. 10).

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15).

В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Одним из оснований для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (утв. постановлением Правительства Российской Федерации № 228 от 16.03.2009) указанная служба осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен», указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Вынесение соответствующего судебного акта о признании информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению в Реестр адресов сайтов, содержащих запрещенную для распространения в Российской Федерации информацию.

В целях защиты интересов государства, здоровья, прав и законных интересов прав граждан, в том числе несовершеннолетних, и во исполнение действующего законодательства доступ к вышеуказанному «Интернет»-сайту следует ограничить.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

Распространение указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, противоречит целям и задачам действующего законодательства и подрывает основы конституционного строя, нарушает права и законные интересы Российской Федерации, устанавливающей обязательные для исполнения требования о противодействии коррупции.

В соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (утв. постановлением Правительства Российской Федерации № 228 от 16.03.2009) указанная служба осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен», указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Вынесение соответствующего судебного акта о признании информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению в Реестр адресов сайтов, содержащих запрещенную для распространения в Российской Федерации информацию.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, вышеприведенными нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение информации, размещенной на Интернет- странице сайта с URL-адресами: http://дубликат-алкоголя.рус/.

Оценивая установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что ознакомление с информацией неограниченного количества лиц влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, получающих доступ к незаконной информации.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, административное исковое заявление Кашинского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц к ПАО «Ростелеком», Тверскому филиалу ПАО «Ростелеком» о признании информации, размещённой посредствам информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 298, КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кашинского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц к ПАО «Ростелеком», Тверскому филиалу ПАО «Ростелеком» о признании информации, размещённой посредствам информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.

Признать информацию, размещенную посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах с URL-адресом: http://дубликат-алкоголя.рус/ и их отображениях, информацией, содержащей признаки пропаганды совершения коррупционных преступлений, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Обязать ПАО «Ростелеком» заблокировать доступ к сайту с URL-адресом: http://дубликат-алкоголя.рус.

Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения сетевых адресов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 06 ноября 2017 года.

Председательствующий Н.В.Булыгина