ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2504/19 от 08.01.2019 Котласского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2а-2504/2019

29RS0008-01-2019-003394-68

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Ропотовой Е.В.

при секретаре Герасимовской С.В.,

с участием: административного истца - старшего помощника Котласского межрайонного прокурора Мигасюк А.А.,

рассмотрев в открытомсудебном заседании в г. Котласе 31 октября 2019 года дело по административному исковому заявлению заместителя Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Сольвычегодское» в лице администрации муниципального образования «Сольвычегодское» о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить свод аварийных тополей,

у с т а н о в и л:

заместитель Котласского межрайонного прокурора обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Сольвычегодское» в лице администрации муниципального образования «Сольвычегодское» о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить свод аварийных тополей. В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка по обращению М.Г.Ф. о непринятии администрацией МО «Сольвычегодское» мер по своду в границах .... деревьев, представляющих угрозу жизни и здоровья граждан, безопасности дорожного движения в случае их обрушения, в ходе которой установлено, что М.Г.Ф. неоднократно обращалась в администрацию МО «Сольвычегодское» с заявлением о сносе двух аварийных тополей возле ее дома по адресу: .... на территории МО «Сольвычегодское» Котласского района Архангельской области, однако до настоящего времени деревья не спилены, не смотря на то, что указанные деревья включены в реестр деревьев, подлежащих уборке на территории МО «Сольвычегодское». Непринятие администрацией МО «Сольвычегодское» организационных мер по ликвидации тополей создает угрозу жизни и здоровью значительного количества граждан, безопасности дорожного движения по проезжей части автодороги возле .... в ..... Поэтому просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по своду аварийных тополей возле .... в ...., включенных в реестр деревьев, подлежащих уборке на территории МО «Сольвычегодское» в соответствии с решением администрации МО «Сольвычегодское» от __.__.__, обязать ответчика обеспечить свод аварийных тополей в срок до __.__.__.

В судебном заседании прокурор Мигасюк А.А. требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика МО «Сольвычегодское» в лице администрации МО «Сольвычегодское» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие, с исковыми требованиями согласен.

Суд на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив административный иск, выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В силу п. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (п. 12 ст. 85, подп. 18 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ).

Муниципальным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в сфере благоустройства территории МО «Сольвчегодское», являются Правила благоустройства территории Сольвычегодского городского поселения, утвержденные решением Совета депутатов МО «Сольвычегодское» от 16 августа 2018 года № 126 (далее Правила).

В силу п. 11.5.1, 11.5.4 Правил, озеленение территории, работы по содержанию и восстановлению парков, скверов, зеленых зон, содержание и охрана лесов в границах населенных пунктов поселения должны осуществлять специализированные организации по договорам с администрацией поселения в пределах средств, предусмотренных в бюджете поселения на эти цели. Лица, указанные в п. 11.5.1 обязаны осуществлять обрезку и вырубку сухостоя и аварийных деревьев.

Судом установлено, что межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению М.Г.Ф. о непринятии администрацией МО «Сольвычегодское» мер по своду возле ее .... в .... Котласского района Архангельской области аварийных деревьев (тополей), которые представляют угрозу обрушения.

Решением администрации МО «Сольвычегодское» по результатам рассмотрения обращения М.Г.Ф. от __.__.__ указанные тополя включены в реестр деревьев, подлежащих спилу на территории МО «Сольвычегодское», что подтверждается утвержденным реестром деревьев, подлежащих уборке на территории МО «Сольвычегодское».

Установлено, что М.Г.Ф. неоднократно обращалась в администрацию МО «Сольвычегодское» с заявлением о ликвидации двух аварийных тополей возле ее дома. Однако меры по своду аварийных тополей администрацией МО «Сольвычегодское» длительное время не принимались, что также послужило основанием для обращения к Котласскому межрайонному прокурору.

Заместителем Котласского межрайонного прокурора __.__.__ в адрес главы МО «Сольвычегодское» по фактам указанных нарушений внесено представление об их устранении, которое рассмотрено главой и признано обоснованным.

Таким образом, суд установил, что деревья, произрастающие на земельном участке общего пользования в районе .... в ...., признанные аварийно опасными, не вырублены, продолжают угрожать жизни, здоровью, имуществу неопределенного круга лиц, а их падение в сторону проезжей части может привести как к повреждению линий электропередач, так и к возникновению дорожно-транспортных происшествий.

При таких обстоятельствах, суд полагает требования заместителя прокурора, заявленные к МО «Сольвычегодское» в лице администрации МО «Сольвчегодское», обоснованными.

Определяя срок устранения выявленных нарушений, с учетом объема и характера работ, подлежащих выполнению, необходимого времени для выделения денежных средств на их исполнение, учитывая принципы бюджетного финансирования, суд считает необходимым определить срок проведения работ до __.__.__.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление заместителя Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Сольвычегодское» в лице администрации муниципального образования «Сольвычегодское» о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить свод аварийных тополей удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального образования «Сольвычегодское» в лице администрации муниципального образования «Сольвычегодское» выразившееся в непринятии мер по своду аварийных тополей возле .... в .... Котласского района Архангельской области, включенных в реестр деревьев, подлежащих уборке на территории муниципального образования «Сольвычегодское» в соответствии с решением администрации муниципального образования «Сольвычегодское» от __.__.__.

Обязать муниципальное образование «Сольвычегодское» в лице администрации муниципального образования «Сольвычегодское» в срок до __.__.__ обеспечить свод аварийных тополей возле .... в .... Котласского района Архангельской области в соответствии с решением администрации муниципального образования «Сольвычегодское» от __.__.__.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или внесения представления через Котласский городской суд Архангельской области.

Председательствующий Е.В. Ропотова

Мотивированное решение суда составлено __.__.__.