ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2506/20 от 15.06.2020 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

№2а-2506/2020

86RS0002-01-2020-001612-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июня 2020 года г.Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Коваленко Т.К.,

при секретаре Ануфриевой Д.Г.

с участием помощника прокурора Мантуликова В.А.,

представителей административного истца Губина А.Г., действующего на основании доверенности от <дата>, Ивановой Г.Ю.ю, действующей на основании доверенности от <дата>,

представителя административного ответчика Черемисинова А.С., действующего на основании доверенности от <дата>

рассмотрев в открытом судебном заседании, проходившем в здании Нижневартовского городского суда Ханты – Мансийского автономного округа - Югры, расположенном по адресу: город Нижневартовск, проспект Победы, дом 4, административное дело №2а-2506/2020 по административному исковому заявлению АО «Югра-Экология» к Администрации города Нижневартовска о признании недействующим с даты принятия постановление администрации города Нижневартовска № 556 от 18 июля 2019 года «О внесении изменений в приложение к Постановлению администрации города от 19.01.2018 № 56 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории города Нижневартовска» в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов

УСТАНОВИЛ:

АО «Югра-Экология» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Нижневартовска о признании недействующим с даты принятия постановления Администрации города Нижневартовска №556 от 18.07.2019 года в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов.

Свои требования административный истец мотивировал тем, что Акционерное общество «Югра-Экология» является региональным оператором на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югра, что подтверждается Соглашением №1 от 31.01.2019 г, заключенным с Департаментом промышленности ХМАО-Югры.

В целях осуществления расчетов с собственниками ТКО, коммерческий учет ТКО осуществляется региональным оператором в соответствия с подпунктом «а» пункта 5 постановления Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» - исходя из нормативов накопления ТКО.

Установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что следует из закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17,11.2016 № 79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами».

18 июля 2019 года администрацией города Нижневартовска, в целях реализации отдельных государственных полномочий, принято постановление № 556 «О внесении изменений в приложение к постановлению администрации города от 19.01.2018 № 56 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории города Нижневартовска».Указанным постановлением Административным ответчиком изменены ранее принятые нормативы накопления в пользу их уменьшения по индивидуальным жилым домам.

С принятым постановлениям Административный истец не согласен, считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.

Нарушен порядок изменения нормативов накопления.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

В соответствии со статьей 11 и статьей 12 Постановление Правительства № 269 замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд, независимо от периодичности вывоза отходов.

Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта, каждой категории, суммируются по дням недели.

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 269, утверждены методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года N 524/пр.

Согласно пункту 9 Методических рекомендаций установлены следующие сроки проведения замеров:

а) зима - декабрь, январь

б) весна- апрель;

в) лето- июнь, июль;

г) осень - сентябрь, октябрь.

На основании вышеизложенного следует, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов рассчитываются с учетом всех четырех сезонов в году.

Таким образом, Административным ответчиком при принятии Постановления № 556 от 18.07.2019 года использовались методы, которые противоречат требованиям Постановления Правительства №269, что влечет недействительность Постановления №556 от 18.07.2019 принятого Административным ответчиком.

Просят признать недействующим с даты принятия постановление администрации города Нижневартовска № 556 от 18 июля 2019 года «О внесении изменений в приложение к Постановлению администрации города от 19.01.2018 № 56 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории города Нижневартовска» в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов

Представитель административного ответчика представил письменные возражения, из которых следует, что административным истцом ошибочно указано на нарушение административным ответчиком порядка изменения нормативов накопления отходов. Оспариваемые значения нормативов накопления отходов утверждены административным ответчиком в соответствии с расчетными нормативами, утвержденными вышестоящими правовыми актами.

В соответствии со статьей 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Также установлено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона ХМАО - Югры от 17.11.2016 г

№79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» органы местного самоуправления городских округов наделяются отдельным государственным полномочием но установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 3 части статьи 5 Закона ХМАО - Югры от 17.11.2016 №79-оз органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий имеют право в пределах своих полномочий принимать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с осуществлением переданных им отдельных государственных полномочий, и осуществлять контроль за их исполнением.

На основании пункта 1 части 1 статьи 6 Закона ХМАО - Югры от 17.11.2019№79-оз органы государственной власти автономного округа имеют право в пределах своей компетенции издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий и контролировать их выполнение.

«Методическими рекомендациями по исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельных полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденными приказом

Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.10.2017 №38-п-162 утверждены «Расчетные нормативы накопления твердых коммунальных отходов» (приложение 2 к Приказу от

Г.№38-п-162);

Так согласно подпункту 9.2 «Расчетных нормативов накопления твердых коммунальных отходов для второй зоны деятельности регионального оператора» установленные нормативы накопления отходов изначально составляли: для индивидуальных жилых домов на 1 проживающего 5,256 м3 в год

Руководствуясь вышеуказанными правовыми актами, администрацией города Нижневартовска издано постановление от 19.01.2018 №56 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории города Нижневартовска», в соответствии с которым на территории города Нижневартовска устанавливались нормативы накопления твердых коммунальных отходов, для категорий объектов, на которых образуются отходы и категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц.

Так нормативы накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные постановлением администрации города Нижневартовска от

19.01.2018№56 в редакции действующей с 01.01.2018 по 18.07.2019 составляли: для индивидуальных жилых домов на 1 проживающего 5,11 м3 в год.

Установленные нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Нижневартовска были утверждены в соответствии с установленными значениями «Расчетных нормативов накопления твердых коммунальных отходов», которые в свою очередь были рассчитаны и утверждены на основании данных, полученных в результате осуществления замеров отходов в рамках государственного контракта от 26.08.2016 №569К/16 на выполнение научно-исследовательских работ по разработке Территориальной схемы обращения с отходами ХМАО - Югры, заключенного между Департаментом промышленности автономного округа и ООО «Строительная компания «Гидрокор».

Приказом Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.07.2019 №38-п-131 «О внесении изменений в приказ Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.10.2017 №38-п-162 «Об утверждении методических рекомендаций по исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельных полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" в приложение №2 к Приказу от 06.10.2017 №38-п-131 были внесены изменения в строку «9.2 индивидуальные жилые дома» таблицы «Расчетные нормативы накопления твердых коммунальных отходов для второй зоны деятельности регионального оператора, а именно: цифры «551,13» были заменены на цифры «283,919»; цифры «5,256» были заменены на цифры «3,285».

После внесенных изменений «Расчетные нормативы накопления твердых коммунальных отходов для второй зоны деятельности регионального оператора для домовладений - индивидуальных жилых домов на 1 проживающего, утвержденные приказом Департамента промышленности ХМАО - Югры от 06.10.2017 №38-п-131 стали составлять 283,919 кг/год и 3,285 м3/год.

Руководствуясь данным приказом Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.07.2019 №38-п-131, администрацией города Нижневартовска и было издано оспариваемое административным истцом постановление администрации города Нижневартовска от 18.07.2019 №556.

Оспариваемое постановление администрации города Нижневартовска от 18.07.2019 №556 принято в соответствии с вышеуказанными приказами Департамента промышленности Ханты- Мансийского автономного округа - Югры полностью соответствует действующим расчетным нормативам накопления твердых коммунальных, установленным Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Заинтересованное лицо - Департамент промышленности Ханты- Мансийского автономного округа - Югры направило в суд отзыв на административное исковое заявление, в которых указано, что Приказы Департамента, его структурных подразделений, не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.

Информация, изложенная в приказе Департамента от 06.10.2017 № 38-п- 162, носит рекомендательный характер и не отменяет обязанности органов местного самоуправления по проведению замеров образования ТКО на территории соответствующего муниципального образования.

Департамент не препятствует органам местного самоуправления руководствоваться нормами законодательства в области обращения с отходами в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приказе и не несет ответственности за причинение административному истцу убытков, которые он связывает с незаконностью действий (решений) органов местного самоуправления и должностных лиц. Департамент просит рассмотреть судебный спор в отсутствие представителя.

Представители административного истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивали.

Представитель административного ответчика поддержал доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, дополнил, что постановление №556 от 18.07.2019 г. принято уполномоченным органом, с соблюдением установленной процедуры согласовани, проведения антикоррупционной процедуры прокуратурой г.Нижневартовска, опубликовано на сайте Администрации г.Нижневартовске и в печатном издании.

Помощник прокурора г.Нижневартовска дал заключение о том, что постановление администрации города Нижневартовска № 556 от 18 июля 2019 года «О внесении изменений в приложение к Постановлению администрации города от 19.01.2018 № 56 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории города Нижневартовска» в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов необходимо признании недействующим с момента вступления решения в законную силу.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст.5 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно п.4 ст.24.10 названного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ Закона об отходах производства и потребления правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст.24.6 вышеуказанного Федерального закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Судом установлено, что акционерное общество «Югра-Экология» является региональным оператором на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что следует из соглашения №,1 заключенного с Департаментом промышленности ХМАО-Югры 31.01.2019 года (л.д.12-23).

В целях осуществления расчетов с собственниками ТКО, коммерческий учет ТКО осуществляется региональным оператором исходя из нормативов накопления ТКО.

Установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что следует из закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.11.2016 №79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами».

Постановлением администрации города Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №56 от 19 января 2018 года утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Нижневартовска.

Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г.Нижневартовска оказываются региональным оператором в соответствии с «Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», утвержденной распоряжением Правительства ХМАО - Югры от 21.10.2016 № 559-рп» (Терсхема). Информация о нормативах накопления является составной частью Терсхемы, что следует из пункта 4 Постановления Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130.

Приказом Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.07.2019 №38-п-131 «О внесении изменений в приказ Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.10.2017 №38-п-162 «Об утверждении методических рекомендаций по исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - 101 ры отдельных полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами” в приложение №2 к Приказу от 06.10.2017 №38-п-131 были внесены изменения в строку «9.2 индивидуальные жилые дома» таблицы «Расчетные нормативы накопления твердых коммунальных отходов для второй зоны деятельности регионального оператора, а именно: цифры «551,13» были заменены на цифры «283,919»; цифры «5,256» были заменены на цифры «3,285».

После внесенных изменений «Расчетные нормативы накопления твердых коммунальных отходов для второй зоны деятельности региональною оператора для домовладений — индивидуальных жилых домов на 1 проживающего, утвержденные приказом Департамента промышленности ХМАО - Югры от 06.10.2017 №38-п-131 стали составлять 283,919 кг/год и 3,285 м3/год.

В соответствии с п. 18 постановления Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исхода из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением администрации города Нижневартовска от 18.07.2019г. №556 были внесены изменения в приложение №2 к постановлению администрации г.Нижневартовска №56 от 19.01.2018г. «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории города Нижневартовска». При этом нормативы накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов были уменьшены по сравнению с ранее действовавшим Постановлением №56 от 19.01.2018 и по сравнению с теми, что вошли в Терсхему и тарифную заявку.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

Статьей 11 и ст.12 указанного постановления установлено, что замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 №524/пр утверждены методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п.9 методических рекомендаций установлены сроки проведения замеров:

а) зима - декабрь, январь;

б) весна - апрель;

в) лето - июнь, июль;

г) осень - сентябрь, октябрь.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административным ответчиком замеры массы и объема накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 №524/пр не проводились, что не оспаривает и представитель административного ответчика.

Таким образом, постановление №556 от 18.07.2019 администрацией города Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в части определения нормативов накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов принято без каких-либо оснований и в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Представитель административного ответчика в судебном заседании на вопрос суда ответил, что замеры не производились, контракт на проведение данных мероприятий был заключен только в ноябре 2019 года, в связи с чем замеры с 19.01.2018 г по ноябрь 2019 г не производились.

Кроме того, оспариваемое постановление в части определения нормативов накопления отходов для индивидуальных жилых домов, безусловно нарушает права и законные интересы АО «Югра-Экология» поскольку его исполнение влечет убытки для указанного акционерного общества.

При определении момента, с которого следует признать не действующим в части оспариваемое постановление, суд учитывает разъяснения указанные в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его, не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, положения оспариваемого нормативного правового акта применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан, граждане производили оплату за вывоз ТКО в соответствии с нормативами. Следовательно, оспариваемые положения данного нормативного правового акта подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу, а не с даты принятия оспариваемого постановления, как просит административный истец.

В связи с вышеизложенным, исковые требования административного истца подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. ст. 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования акционерного общества «Югра- Экология» удовлетворить частично.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации города Нижневартовска №556 от 18.07.2019г. «О внесении изменений в приложение к постановлению Администрации города Нижневартовска от 19.01.2018 №56 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории города Нижневартовска» в части определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Опубликовать решение суда в районной газете «Варта» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Нижневартовский городской суд Ханты- Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.К. Коваленко