ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2509Д/2017 от 14.09.2017 Коломенского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-2509 Д/2017 Копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года г. Коломна

Коломенский городской суд Московской области Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Сергеевой Е. В., при секретаре Жоховой Л. А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску

Абдуллаевой Юлии Владимировны к Министерству социального развития Московской области о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Абдуллаева Ю. В. обратилась в суд с административным иском к Министерству социального развития Московской области о признании решения Коломенского районного управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от 06 июня 2017 года об отказе во внесении изменений в социальный регистр населения Московской области незаконным.

Абдуллаева Ю. В. в ходе судебного разбирательства поддержала свои административные исковые требования, указывая следующее.

Она, Абдуллаева Юлия Владимировна (до брака - ФИО3), является гражданкой Российской Федерации, зарегистрирована по адресу: <адрес>. Она является матерью троих несовершеннолетних детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГр.

С 2015 года она является многодетной матерью, в связи с чем, ей было выдано удостоверение за . В зарегистрированном браке она на момент выдачи ей удостоверения многодетной матери не состояла.

ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрировала брак с гражданином Республики Азербайджан ФИО4, который является отцом ее двоих детей. После регистрации брака ей была присвоена фамилия - Абдуллаева. В связи со сменой фамилии ей был выдан новый паспорт гражданина РФ.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась через Московский областной МФЦ в Коломенское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о внесении изменений в социальный регистр населения Московской области с целью получения в связи со сменой фамилии нового удостоверения многодетной матери для последующего получения ею социальных льгот.

Решением Коломенского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ ей в переоформлении данного удостоверения было отказано, поскольку ее супруг ФИО4 оглы не зарегистрирован по месту жительства в Московской области.

Она считает данный отказ административного ответчика незаконным, противоречащим ст. 2 Закона Московской области «» от 12.01.2006 года № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», поскольку в настоящий момент она не получает на детей детские пособия и выплат по компенсации услуг ЖКХ. Просит суд признать решение Коломенского районного управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении изменений в социальный регистр населения Московской области незаконным.

Представитель административного истца Министерства социального развития Московской области – Егорова О. П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной в порядке передоверия на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 32, 33), в судебном заседании не признала административный иск Абдуллаевой Ю. В., указывая в своих возражения следующее.

ДД.ММ.ГГГГ Абдуллаева Ю. В. обратилась через Московский областной МФЦ в Коломенское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о внесении изменений в социальный регистр населения Московской области с целью получения в связи со сменой фамилии и получения нового паспорта нового удостоверения многодетной матери для последующего получения ею социальных льгот.

Ранее Абдуллаевой Ю. В. (прежняя фамилия - ФИО3) в ДД.ММ.ГГГГ году было выдано удостоверение многодетной матери в связи с наличием у нее троих несовершеннолетних детей.

Решением Коломенского управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ Абдуллаевой Ю. В. было отказано во внесении изменений в социальный регистр жителей Московской области, поскольку постановлением Правительства Московской области от 11 марта 2016 года № 178/7 был утвержден новый Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи и образец бланка «Удостоверение многодетной семьи». Выдача «удостоверений многодетной матери» в настоящее время не предусмотрена.

Согласно ст. 2 Закона Московской области от 12 января 2006 года №1/2006-ОЗ статус «многодетная семья» получают лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (одинокие матери или отцы), имеющие троих и более детей до 18 лет, проживающих совместно с ними.

На основании пункта 2 вышеуказанного Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи, многодетной семье выдается одно удостоверение. Согласно пункту 3 вышеуказанного порядка для получения удостоверения заявитель предоставляет в Подразделение или в МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением следующих документов: копию паспорта заявителя и его супруга; копии свидетельств о рождении детей; копию свидетельства о заключении (расторжении) брака; документ, подтверждающий место жительства заявителя, супруга и детей в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность; фотографии заявителя (супруга).

Таким образом, все члены семьи должны иметь регистрацию на территории Московской области. Между тем, супруг заявителя - ФИО4 оглы не имеет регистрации на территории Московской области, в связи с чем, административному истцу и было отказано в удовлетворении ее заявления о внесении изменений в социальный регистр жителей Московской области, поскольку удостоверение многодетной матери уже не выдается, а удостоверение многодетной семьи ей выдано быть не может. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав в ходе судебного разбирательства административного истца, возражения представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и дав им соответствующую оценку, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72, ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

Решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей, в том числе социальной поддержки многодетных семей, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995года № 81-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Указом Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05 мая 1992года № 431 предписано субъектам Российской Федерации определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учётом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

Меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные Законом Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» от 12 января 2006года N1/2006-ОЗ, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца) (ч. 4 ст. 21 вышеуказанного Закона Московской области).

В соответствии со ст. 2 вышеуказанного Закона Московской области к многодетным семьям относятся лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (одинокие матери (отцы), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). Кроме того, к многодетным семьям в целях оказания мер социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли возраста 23 лет.

На основании постановления Правительства Московской области «Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи» от 11 марта 2016 года № 178/7 был утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи.

На основании пункта 2 вышеуказанного Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи, многодетной семье выдается одно удостоверение.

Согласно пункту 3 вышеуказанного порядка для получения удостоверения заявитель предоставляет в Подразделение или в МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением следующих документов: копию паспорта заявителя и его супруга; копии свидетельств о рождении детей; копию свидетельства о заключении (расторжении) брака; документ, подтверждающий место жительства заявителя, супруга и детей в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность; фотографии заявителя (супруга).

В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993года N5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Таким образом, при определении статуса многодетной семьи на территории Московской области юридически значимым обстоятельством является установление таких фактов, как совместное проживание членов семьи, зарегистрированной на территории Московской области, имеющей в своем составе не менее трех несовершеннолетних детей, находящихся на иждивении родителей и воспитываемых ими.

В ходе судебного разбирательства установлено, что административный истец Абдуллаева Юлия Владимировна (до брака - ФИО3) является гражданкой Российской Федерации, зарегистрирована по адресу: <адрес> (л. д. 27-28).

У административного истца имеется трое несовершеннолетних детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., которые также зарегистрированы по адресу: <адрес> (л. д. 7-8, 9-12, 36).

Как установлено в ходе судебного разбирательства с ДД.ММ.ГГГГ года Абдуллаева Ю. В. является многодетной матерью, в связи с чем, ей было выдано удостоверение многодетной матери за . В зарегистрированном браке административный истец на момент выдачи ей удостоверения многодетной матери не состояла.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец зарегистрировала брак с гражданином Республики Азербайджан ФИО14, который является отцом ее двоих детей – ФИО1 и ФИО2. После регистрации брака ей была присвоена фамилия - Абдуллаева, и в связи со сменой фамилии ей был выдан новый паспорт гражданина РФ (л. д. 13, 27-28).

ДД.ММ.ГГГГ Абдуллаева Ю. В. обратилась через Московский областной МФЦ в Коломенское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о внесении изменений в социальный регистр населения Московской области с целью получения в связи со сменой фамилии нового удостоверения многодетной матери для последующего получения ею социальных льгот (л. д. 37). При обращении к административному ответчику ею был представлен необходимый пакет документов, в том числе справка с места жительства о зарегистрированных членах ее семьи по месту жительства на территории Московской области (л. д. 36).

Решением Коломенского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ за административному истцу было отказано во внесении изменений в социальный регистр населения Московской области (в переоформлении удостоверения многодетной матери) и при обращении непосредственно к административному ответчику удостоверение многодетной матери было изъято, поскольку супруг административного истца - ФИО4 оглы не имеет регистрации на территории Московской области.

Административный истец полагает, что данный отказ является незаконным.

Между тем, суд признает указанный доводы административного истца необоснованными, поскольку, как было указано выше, данный отказ во внесении изменений в социальный регистр населения Московской области соответствует требованиям действующего на момент обращения административного истца законодательству как Российской Федерации, так и законодательству Московской области, по условиям которого, одним из основанием определения статуса многодетной семьи на территории Московской области является установление факта регистрации всех членов семьи на территории Московской области. Между тем, один из членов данной семьи – супруг административного истца ФИО4 оглы такой регистрации на территории Московской области не имеет.

Из объяснений административного истца усматривается, что она проживает и зарегистрирована в муниципальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Кроме нее и ее троих несовершеннолетних детей в данной квартиры также зарегистрированы ее мать ФИО5 и ее брат ФИО6 (л. д. 36). Ее брат три месяца назад ушел из квартиры и больше не вернулся, каких-либо сведений о нем у семьи не имеется, в связи с чем, они обратились в правоохранительные органы с заявлением о розыске. Именно по этой причине, у административного истца отсутствует возможность зарегистрировать по своему месту жительства супруга, поскольку для этого необходимо согласие всех совершеннолетних лиц, проживающих и зарегистрированным в данном жилом помещении.

В связи с данными обстоятельствами, суд разъяснил административному истцу, что данный вопрос может быть разрешен путем обращения в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или о признании гражданина утратившим право пользования жилым помещением, при удовлетворении которых брат административного истца может быть снят с регистрационного учета по месту жительства, после чего супруг истца может быть зарегистрирован по месту жительства административного истца.

На основании изложенного, суд признает административные исковые требования Абдуллаевой Ю. В. необоснованными и не подлежащими удовлетворению, в связи с чем, суд в удовлетворении административных исковых требований Абдуллаевой Юлии Владимировне к Министерству социального развития Московской области о признании решения Коломенского районного управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении изменений в социальный регистр населения Московской области отказывает.

Руководствуясь ст. ст. 175, 177-180, 186 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Абдуллаевой Юлии Владимировне к Министерству социального развития Московской области о признании решения Коломенского районного управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении изменений в социальный регистр населения Московской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд Московской области в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.

Судья (подпись) Е. В. Сергеева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна

Судья Е. В. Сергеева