ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-250/19 от 01.07.2019 Красноборского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-250/2019

УИД 29RS0011-01-2019-000371-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Верхняя Тойма 01 июля 2019 года

Красноборский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Куликовой А.Б.,

при секретаре Кичевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Верхнетоемского района Архангельской области к администрации Двинского сельского поселения о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,

установил:

прокурор Верхнетоемского района Архангельской области Богданов А.Л. обратился в суд с административным иском к администрации Двинского сельского поселения о признании незаконным бездействия административного ответчика по не устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности на территории населенных пунктов поселения и обязать администрацию Двинского сельского поселения привести в соответствие с требованиями законодательства о пожарной безопасности следующее: для населенных пунктов пос. Ухменьга, пос. Усть-Ёрга, пос. Заруба разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в срок не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу; в пос. Ухменьга, пос. Усть-Ёрга, пос. Заруба обеспечить расстояние от границ застроек до лесного массива не менее 15 метров в срок не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу; в пос. Усть-Ёрга у д. 49 принять меры к проведению работ по очистке пожарного водоёма, у д. 41 оборудовать площадку с твёрдым покрытием размером 12х12 метров для установки пожарного автомобиля в любое время года, а также принять меры к проведению работ по очистке пожарного водоёма в срок не позднее 1 года после вступления решения суда в законную силу; в пос. Двинской обеспечить исправность пожарных гидрантов по адресам: ул. Двинская около РТЦ, ул. Центральная-11 в срок не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу; обеспечить нормативным запасом воды для целей пожаротушения согласно требованиям «СП 8.13130.2009. Свод правил. Систем противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения» объекты защиты, расположенные в населенных пунктах: пос. Двинской, пос. Ухменьга, дер. Усть-Ерга, пос. Заруба в срок не позднее 1 года 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу; обеспечить первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем территории общего пользования населенных пунктов: пос. Двинской, пос. Ухменьга, дер. Усть-Ерга, пос. Заруба в срок не позднее 1 года после вступления решения суда в законную силу; здание администрации обеспечить автоматическими установками противопожарной защиты в срок не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу; организовать не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц здания администрации; под лестницей на первом этаже здания администрации провести работы по демонтажу ларька в срок не позднее 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора Верхнетоемского района Архангельской области Лихачев Д.А. исковые требования поддержал.

Представитель администрации Двинского сельского поселения в суд не явился, просил рассмотреть дело в своё отсутствие, указал на то, что исполнение исковых требований повлечет значительные финансовые затраты, а поскольку бюджет Двинского поселения является составной частью консолидированного бюджета Верхнетоемского муниципального района, то полагает, что соответчиком по делу должна выступать администрация МО «Верхнетоемский муниципальный район».

Представитель заинтересованного лица ОНДиПР Верхнетоемского и Красноборского районов УНДиПР Главного управления МЧС России по Архангельской области ФИО1 на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав помощника прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ), правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон «О пожарной безопасности» и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы предусмотренные, в том числе, п. 9 части 1 настоящей статьи, то есть обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

В силу ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.

На основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

Статьей 63 Федерального закона 69-ФЗ установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что прокуратурой Верхнетоемского района Архангельской области проведен мониторинг соблюдения законодательства о пожарной безопасности органами местного самоуправления.

Пунктом 11 ч. 1 ст. 7 Устава МО «Двинское», утвержденного решением Совета МО «Двинское» от 15.12.2014 № 1, установлено, что к вопросам местного значения Двинского сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Двинского сельского поселения.

Таким образом, вышеуказанные положения федерального законодательства и Устава МО «Двинское» предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанности по соблюдению правил противопожарной безопасности.

На территории Двинского сельского поселения Верхнетоемского района Архангельской области 08.06.2018 выявлены следующие нарушения: для населенных пунктов пос. Ухменьга, пос. Усть-Ёрга, пос. Заруба, не разрабатываются и не выполняются мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения; расстояние от границ застроек до лесного массива менее 15 метров в населённых пунктах: пос. Ухменьга, посёлке Усть-Ёрга, пос. Заруба; не созданы в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, в частности в посёлке Усть-Ёрга, дом 49 (пожарный водоём захламлён), дом 41 (отсутствует площадка с твёрдым покрытием размером 12х12 метров для установки пожарного автомобиля в любое время года, пожарный водоём захламлён), в пос. Двинской неисправны пожарные гидранты по адресам: ул. Двинская около РТЦ, ул. Центральная-11; бъекты защиты, расположенные в населенных пункта: пос. Двинской, пос. Ухменьга, дер. Усть-Ерга, пос. Заруба не обеспечены нормативным запасом воды для целей пожаротушения согласно требованиям СП 8.13130.2009. Свод правил. Систем противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения; территории общего пользования населенных пунктов: пос. Двинской, пос. Ухменьга, дер. Усть-Ерга, пос. Заруба не обеспечены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; здание администрации не обеспечено автоматическими установками противопожарной защиты (п. 4 НПБ 110-03); не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц (п. 24 ППР); под лестницей на первом этаже размещен ларек (п. 23 ППР).

Доказательств того, что на момент рассмотрения настоящего административного дела судом какие-либо из перечисленных нарушений устранены, суду не представлено.

При изложенных обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом в обязанность администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» устранение перечисленных нарушений противопожарной безопасности не входит.

Оснований для предоставления более длительных сроков, чем просит прокурор, суд не усматривает.

С учетом положений под. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Верхнетоемского района Архангельской области к администрации Двинского сельского поселения о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Двинского сельского поселения по не привидению в соответствие с требованиями законодательства о пожарной безопасности и не устранению следующих нарушений:

для населенных пунктов пос. Ухменьга, пос. Усть-Ёрга, пос. Заруба, не разрабатываются и не выполняются мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения;

расстояние от границ застроек до лесного массива менее 15 метров в населённых пунктах: пос. Ухменьга, посёлке Усть-Ёрга, пос. Заруба;

в посёлке Усть-Ёрга у дома 49 (пожарный водоём захламлён), у дома 41 (отсутствует площадка с твёрдым покрытием размером 12х12 метров для установки пожарного автомобиля в любое время года, пожарный водоём захламлён);

в пос. Двинской неисправны пожарные гидранты по адресам: ул. Двинская около РТЦ, ул. Центральная-11;

объекты защиты, расположенные в населенных пункта: пос. Двинской, пос. Ухменьга, дер. Усть-Ерга, пос. Заруба не обеспечены нормативным запасом воды для целей пожаротушения согласно требованиям СП 8.13130.2009. Свод правил. Систем противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения;

территории общего пользования населенных пунктов: пос. Двинской, пос. Ухменьга, дер. Усть-Ерга, пос. Заруба не обеспечены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

в нарушение нормативных документов по пожарной безопасности здание администрации не обеспечено автоматическими установками противопожарной защиты;

в нарушение нормативных документов по пожарной безопасности не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц здания администрации;

в нарушение нормативных документов по пожарной безопасности под лестницей здания администрации на первом этаже размещен ларек.

Обязать администрацию Двинского сельского поселения:

для населенных пунктов пос. Ухменьга, пос. Усть-Ёрга, пос. Заруба, разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в срок не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу;

в пос. Ухменьга, пос. Усть-Ёрга, пос. Заруба обеспечить расстояние от границ застроек до лесного массива не менее 15 метров в срок не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу;

в посёлке Усть-Ёрга у дома 49 принять меры к проведению работ по очистке пожарного водоёма, у дома 41 оборудовать площадку с твёрдым покрытием размером 12х12 метров для установки пожарного автомобиля в любое время года, а также принять меры к проведению работ по очистке пожарного водоёма в срок не позднее 1 года после вступления решения суда в законную силу;

в пос. Двинской обеспечить исправность пожарных гидрантов по адресам: ул. Двинская около РТЦ, ул. Центральная-11 в срок не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу;

обеспечить нормативным запасом воды для целей пожаротушения согласно требованиям «СП 8.13130.2009. Свод правил. Систем противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения» объекты защиты, расположенные в населенных пункта: пос. Двинской, пос. Ухменьга, дер. Усть-Ерга, пос. Заруба в срок не позднее 1 года 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу;

обеспечить первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем территории общего пользования населенных пунктов: пос. Двинской, пос. Ухменьга, дер. Усть-Ерга, пос. Заруба в срок не позднее 1 года после вступления решения суда в законную силу;

здание администрации обеспечить автоматическими установками противопожарной защиты в срок не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу;

организовать не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц здания администрации;

под лестницей на первом этаже здания администрации провести работы по демонтажу ларька в срок не позднее 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красноборский районный суд Архангельской области по адресу: <...>.

Решение в окончательной форме принято 02 июля 2019 года.

Председательствующий А.Б. Куликова

Копия верна. Судья А.Б. Куликова