Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Невьянск 07.03.2019 Невьянский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Уфимцевой И.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску администрации Невьянского городского округа к Управлению Федеральной службы судебных приставов по ...., судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по ....ФИО1 и Межрайонному отделу по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора и освобождении от взыскания исполнительского сбора, установил: Администрация Невьянского городского округа обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по ...., судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по ....ФИО1 и Межрайонному отделу по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по .... о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по ....*** от 00.00.0000 о взыскании исполнительского сбора в размере *** рублей по возбужденному исполнительному производству по исполнительному листу ФС *** от 00.00.0000 о возложении обязанности в срок до 00.00.0000 устранить нарушения в сфере безопасности дорожного движения, а также просят освободить администрацию Невьянского городского округа от взыскания исполнительского сбора определенного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по ....*** от 00.00.0000 в размере *** рублей. В обосновании требований указано, что 00.00.0000 в администрацию Невьянского городского округа поступило постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по .... от 00.00.0000 о возбуждении исполнительного производства на основании постановления судебного пристава-исполнителя *** от 00.00.0000 о взыскании исполнительского сбора в размере *** рублей за несвоевременное исполнение исполнительного листа ФС *** от 00.00.0000, выданного Невьянским городским судом .... по делу ***, вступившего в законную силу 00.00.0000, о возложении на администрацию Невьянского городского округа обязанности в срок до 00.00.0000 устранить нарушения в сфере безопасности дорожного движения. 00.00.0000 (в пределах срока обжалования постановления) администрацией Невьянского городского округа сделан запрос в службу судебных приставов о разъяснении содержания и реквизитов исполнительных документов, за неисполнение которых было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора *** от 00.00.0000, и в последствии возбуждено исполнительное производство ***-ИП, а также направить в их адрес копию постановления о взыскании исполнительского сбора *** от 00.00.0000. Ответ на запрос поступил в администрацию Невьянского городского округа 00.00.0000 вх. ***. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей нарушает права и законные интересы администрации Невьянского городского округа. Решение Невьянского городского суда .... от 00.00.0000 по делу *** вступило в законную силу 00.00.0000. Обустройство тротуара к МБОУ СОШ *** (.... по пути движения учащихся от перекрестка ...., выполнено в рамках исполнения муниципального контракта от 00.00.0000*** Установка светофоров Т.7 у образовательных учреждений произведена в paмках исполнения муниципального контракта от 00.00.0000***-ЭА-17. Об исполнении решения суда администрацией Невьянского городского округа неоднократно сообщалось судебному приставу-исполнителю с приложением подтверждающих документов (исх. *** от 00.00.0000, 5200 от 00.00.0000, 3949 от 00.00.0000). Постановлениями от 00.00.0000 исполнительные производства *** окончены в связи с исполнением исполнительного документа. Однако, не смотря на своевременное исполнение решения суда, 00.00.0000 на администрацию Невьянского городского округа поступило постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по .... от 00.00.0000 о возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительного сбора, при этом само постановление судебного пристава-исполнителя *** от 00.00.0000 о взыскании исполнительского сбора в адрес администрации Невьянского городского округа поступило лишь 00.00.0000 по запросу администрации Невьянского городского округа. Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, в связи с чем, на основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, в порядке упрощенного (письменного) производства. Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации и ст. 218 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде. Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Невьянского городского суда .... от 00.00.0000, вступившим в законную силу 00.00.0000, на администрацию Невьянского городского округа возложена обязанность в течение пяти дней с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения закона в сфере безопасности дорожного движения: к МБОУ СОШ ***г. Невьянск, .... до .... устроить тротуар. На основании исполнительного листа ФС *** от 00.00.0000, выданного Невьянским городским судом .... по делу ***, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по ...., 00.00.0000 возбуждено исполнительное производство ***. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 00.00.0000 исполнительное производство *** окончено. 00.00.0000 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по .... принято постановление *** о взыскании с должника администрации Невьянского городского округа исполнительского сбора в размере *** рублей. Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение нарушает права административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Суд полагает, что такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется в силу следующего.Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом (части 2, 3 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В соответствии с частями 11, 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Согласно положениям статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей. Установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, в их совокупности, в соответствии с правилами ст. 84 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным и отмене постановления о взыскании с должника исполнительского сбора. Оспариваемое постановление вынесено с соблюдением требований Закона об исполнительном производстве. Административным истцом не исполнены в добровольном порядке требования исполнительного документа в установленный судом срок и не представлены доказательства невозможности исполнения вследствие непреодолимой силы. Исполнительский сбор не является мерой принудительного исполнения решения суда, предусмотренной главой 7 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", является мерой ответственности за неисполнение требований исполнительных документов в соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Взыскание исполнительского сбора является безусловной обязанностью судебного пристава-исполнителя в случае неисполнения решения суда в установленный законом срок. Размер исполнительного сбора назначен в соответствии с ч. 3 ст. 112 Закона, постановление утверждено старшим судебным приставом. Вместе с тем, суд считает, что имеются основания для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора. Основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения. В соответствии с правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (ч. ч. 6, 7, 9 ст. 112 Федерального закона от 00.00.0000 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ч. 3 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). При этом основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа. Оценив представленные доказательства, суд полагает, что у должника по исполнительному производству имеются основания, которые объективно препятствовали исполнению судебного решения в определенный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок, по причине длительности предусмотренной законом процедуры исполнения решения суда, что позволяет сделать вывод об отсутствии вины администрации Невьянского городского округа. В связи с вышеизложенным, в силу положений ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", суд считает необходимым освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд Решил: Исковые требования администрации Невьянского городского округа удовлетворить частично. Освободить администрацию Невьянского городского округа от взыскания исполнительского сбора в размере *** рублей по постановлению о взыскании исполнительского сбора *** от 00.00.0000, вынесенному в рамках исполнительного производства ***-ИП от 00.00.0000. В удовлетворении остальной части требований отказать. Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательное форме путем подачи апелляционной жалобы через Невьянский городской суд. Судья: И.Н. Уфимцева |