Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 06 марта 2018 г. по делу № 2а-250/2018 (2-8333/2017)
Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Никитенко Т.Н.,
при секретаре Палтаевой Г.Ф.,
с участием:
представителя административного истца - общества с ограниченной ответственностью «Новостародубское» ФИО1,
представителя административного ответчика – Государственной инспекции труда в Ставропольском крае ФИО2,
рассмотрев в отрытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Новостародубское» об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Ставропольском крае,
установил:
представитель ООО «Новостародубское» обратился с административным иском к Государственной инспекции труда в Ставропольском крае об оспаривании предписания главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ставропольском крае ФИО3<номер обезличен> от <дата обезличена>.
В обоснование административного иска указано, что оспариваемым предписанием работнику ФИО4 следует установить зарплату при полной норме рабочего времени ни менее 8997 руб. в месяц с 29.05.2017 (с момента приема на работу) на основании ст. ст.22, 133, 133.1, 143 ТК РФ, п. 2.21 Соглашения между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2016-2018годы, утвержденным 17.02.2016 распоряжением Правительства Ставропольского края № 41-рп, постановления Правительства Ставропольского края от 27.04.2017 № 173-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения в Ставропольском крае за 1 квартал 2017года. Этим же предписанием следует работнику ФИО4 установить и выплатить зарплату из размере ни менее 8997 руб. в месяц при полной норме рабочего времени на основании требований ст.ст. 22, 133, 133.1, 143ТК РФ, п. 2.21 Соглашения между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2016-2018годы, утвержденного 17.02.2016 распоряжением Правительства Ставропольского края № 41-рп, Постановление Правительства Ставропольского края от 27.04.2017 <номер обезличен>-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения в Ставропольском крае за 1 квартал 2017года». В трудовую книжку ФИО4 следует внести записи о приеме и увольнении согласно ст. 66 ТК РФ. Срок исполнения – 31.08.2017.
Представитель административного истца считает, что размер оклада работника ФИО4 соответствует минимальному размеру оплаты труда, установленного федеральным законом, поскольку в соответствии с трудовым договором <номер обезличен> от 29.05.2017 ООО «Новостародубское» предоставило ФИО4 работу по профессии водитель с окладом 7500 руб. в месяц при полной норме рабочего времени, а с 01.07.2017 – в размере 7800 руб. согласно дополнительному соглашению к трудовому договору от <дата обезличена>. Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера труда. Размер оклада указанного работника соответствует минимальному размеру оплаты труда, установленного федеральным законом и ст. 133 ТК РФ. При этом действующее на территории Ставропольского края Соглашение между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2016-2018 годы не содержит указание на установление единого размера минимальной заработной платы в Ставропольском крае, как указано в ст. 133 ТК РФ.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 иск подержала и дополнила, что сделанный и представленный суду расчет выплаченной по отработанному времени ФИО4 заработной платы указывает на незаконность предписания инспекции труда. Указала также, что при приеме на работу и до настоящее времени ФИО4 не представил работодателю трудовую книжку, в связи с чем предписание ответчика о внесении записи в нее также является необоснованным.
Представитель Государственной инспекции труда в Ставропольском крае ФИО5 административный иск не признала и указала, что в ходе проверки деятельности административного истца - ООО «Новостародубское» по соблюдению требований трудового законодательства, проведенной по жалобе работника было установлено, что юридическим лицом допущены нарушения трудового законодательства в области оплаты труда. Так, выявленные нарушения выразились в том, что трудовой договор с водителем ФИО4<номер обезличен> от <дата обезличена>. предусматривает зарплату работнику в размере 7500 руб. в месяц при полной норме рабочего времени, а с 01.07.2017 в размере 7800 руб. согласно дополнительному соглашению от 28.06.2017 к указанному трудовому договору. Заработная плата данному работнику за май - июль месяцы 2017 года выплачивалась из расчета 7500, 7800руб. в месяц, т.е. из расчета менее 8997 руб., что значительно меньше прожиточного минимума установленного в Ставропольском крае (8997 руб.), что нарушает требования ст.ст. 22, 133, 133.1, 143 ТК РФ, п. 2.24 Соглашения между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2016-2018годы, утвержденное 17.02.2016 распоряжением Правительства Ставропольского края № 41-рп, Постановление Правительства Ставропольского края от 27.04.2017 № 173-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения».
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся и дополнительно представленные материалы, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе истцу в иске в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основными задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, а также укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ст. 227 КАС РФ если суд признаёт решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании судом принимается решение о признании решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод.
В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности.
Согласно ч. 7 ст. 16 КАС РФ принцип состязательности сторон является одним из основных принципов осуществления правосудия по административным делам.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. Как указано в ч. 2 ст. 62 КАС РФ, административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы, а также подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.
Суд считает, что оспариваемое решение соответствует закону, а административный истец в нарушение положений ч. 2 ст. 62 КАС РФ не предоставил суду доказательств тому, что оспоренными действиями (бездействием) административного ответчика нарушены его права и/или охраняемые законом интересы.
Из представленных в дело доказательств следует, что предписанием <номер обезличен> от <дата обезличена> ГИТ в Ставропольском крае ООО «Новостародубское» предписано в срок до 30.08.2018: 1) работнику ФИО4 установить зарплату при полной норме рабочего времени ни менее 8997 руб. в месяц с <дата обезличена> (с момента приема на работу) на основании ст.ст. 22, 133, 133.1, 143 ТК РФ, п. 2.21 Соглашения между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2016-2018годы, утвержденное 17.02.2016 распоряжением Правительства Ставропольского края № 41-рп, Постановления Правительства Ставропольского края от 27.04.2017 № 173-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения в Ставропольском крае за 1 квартал 2017года; 2) работнику ФИО4 установить и выплатить зарплату из размере ни менее 8997 руб. в месяц при полной норме рабочего времени на основании требований ст.ст. 22, 133, 133.1, 143ТК РФ, п. 2.21 Соглашения между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2016-2018годы, утвержденное 17.02.2016 распоряжением Правительства Ставропольского края <номер обезличен>-рп, постановления Правительства Ставропольского края от <дата обезличена><номер обезличен>-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения в Ставропольском крае за 1 квартал 2017года»; 3) в трудовую книжку ФИО4 внести записи о приеме и увольнении согласно ст. 66 ТК РФ.
В силу статьи 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Согласно статье 22 ТК РФ работодатель обязан, в частности, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашения и трудовые договоры.
В ходе проверки деятельности ООО «Новостародубское» по соблюдению требований трудового законодательства, проведенной по жалобе работника, ответчиком установлено, что юридическим лицом допущены нарушения трудового законодательства в области оплаты труда.
Выводы ответчика о нарушении трудового законодательства суд считает обоснованными. Трудовой договор с водителем ФИО4<номер обезличен> от <дата обезличена> предусматривает зарплату работнику в размере 7500 руб. в месяц при полной норме рабочего времени, а с 01.07.2017года в размере 7800 руб. согласно дополнительному соглашению от 28.06.2017. Заработная плата ФИО4 за май - июль месяцы 2017 года выплачивалась из расчета 7500, 7800 руб. в месяц, т.е. из расчета менее 8997 руб., что значительно меньше прожиточного минимума установленного в Ставропольском крае.
Указанные действия административного истца нарушают требования Трудового кодекса РФ и Соглашения между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2016-2018 годы, утвержденное 17.02.2016 распоряжением Правительства Ставропольского края от 17.02.2016 № 41-рп "Об утверждении Соглашения между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и Союзом работодателей Ставропольского края "Конгресс деловых кругов Ставрополья" на 2016 - 2018 годы", постановления Правительства Ставропольского края от 27.04.2017 № 173-п "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ставропольском крае за I квартал 2017 года"
Данные обстоятельства обоснованно послужили основанием для выдачи предписания административному истцу - ООО «Новостародубское».
Согласно статье 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В силу статьи 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. При этом размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 27.04.2017г. № 173-п установлена величина прожиточного минимума за 1кварталы 2017 года для трудоспособного населения в размере 8997руб.
Распоряжением Правительства Ставропольского края от 17.02.2016 № 41-рп между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края "Конгресс деловых кругов Ставрополья" на 2016-2018 годы утверждено Соглашение, согласно которому с 01.05.2017 года (с месяца, следующего за датой установления величины прожиточного минимума) установлена обязанность работодателей по обеспечению выплаты заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях и выполнившим норму труда, не ниже устанавливаемой Правительством Ставропольского края величины прожиточного минимума на следующий отчетный период (8997руб.).
В силу ст. 133.1 ТК РФ работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.
В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях. Работодатели, осуществляющие деятельность на территории субъекта РФ, не представившие мотивированный отказ от присоединения к региональному трехстороннему соглашению, считаются к нему присоединившимися. Административный истец такого отказа не представлял.
При таких обстоятельствах судом по доводам административного истца не установленного нарушения закона в действиях ответчика и нарушения прав административного истца.
Доводы административного истца о невозможности исполнения п. 3 предписания в части внесении записей в трудовую книжку работника ввиду её отсутствия, также не основаны на законе, поскольку такое обстоятельство не освобождает работодателя от выполнения требований ТК РФ,
При таких обстоятельствах суд отказывает ООО «Новостародубское» в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175 - 181, 219, 226 - 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
обществу с ограниченной ответственностью «Новостародубское» в удовлетворении административного иска к Государственной инспекции труда в Ставропольском крае об оспаривании предписания главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ставропольском крае ФИО3<номер обезличен> от 21.08.2017 отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд года Ставрополя в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Т.Н. Никитенко
Мотивированное решение изготовлено 30.03.2018.
Судья Т.Н. Никитенко