ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-250/2022 от 02.08.2022 Мучкапского районного суда (Тамбовская область)

68RS0016-01-2022-000329-55

Дело № 2а-250/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

02 августа 2022 года г. Уварово Тамбовской области

И.о. судьи Мучкапского районного суда Тамбовской области, судья Уваровского районного суда Тамбовской области Кольцова И.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мучкапского района Тамбовской области, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Заполатовского сельсовета Мучкапского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности провести ежегодный основной осмотр, функциональный осмотр площадки и внесение сведений в журнал обслуживания и ремонта игрового оборудования, надлежащее техническое обслуживание оборудования на детской площадке, расположенной по адресу: Тамбовская область, Мучкапский район, пос. Новосельцы, ул. Центральная, д. 19,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мучкапского района Тамбовской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Заполатовского сельсовета Мучкапского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности провести ежегодный основной осмотр, функциональный осмотр площадки и внесение сведений в журнал обслуживания и ремонта игрового оборудования, надлежащее техническое обслуживание оборудования на детской площадке, расположенной по адресу: Тамбовская область, Мучкапский район, пос. Новосельцы, ул. Центральная, д. 19, указав, что прокуратурой Мучкапского района Тамбовской области в деятельности органа местного самоуправления выявлены нарушения требований безопасности аттракционов, металлических и иных конструкций, используемых на детских игровых площадках. Проведенной проверкой было установлено, что в рамках проекта "Народная инициатива - 2018" в 2018 году на территории сельсовета установлен детский игровой комплекс (ДИК 5118); карусель 6-ти местная; качели одинарные, по адресу: Тамбовская обл., Мучкапский р-н, с. Заполатово, ул. Набережная около дома № 70, принадлежащий на праве собственности администрации Заполатовского сельсовета Мучкапского района согласно выписке из реестра муниципального имущества Заполатовского сельсовета. Следовательно, администрация Заполатовского сельсовета Мучкапского района является эксплуатантом (владельцем), обязанным осуществлять контроль за техническим состоянием данной детской площадки и её соответствием требованиям безопасности, а также её техническое обслуживание и ремонт. Проведенной прокуратурой Мучкапского района Тамбовской области проверкой установлено, что администрацией Заполатовского сельсовета не приняты меры по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования, установленного на детской игровой площадке: частично отсутствует покраска качелей, карусели шестиместной, рукохода, горки, территория детской площадки не окошена. Кроме того, отсутствуют акты о проведении ежегодного основного осмотра, функционального осмотра площадки, отсутствует журнал обслуживания и ремонта, что свидетельствует о непроведении таких осмотров на детской игровой площадке, вопреки установленным требованиям. Проведенной проверкой также было установлено, что эксплуатантом мероприятия по обслуживанию детской игровой площадки не проведены: на качелях не произведено подтягивание узлов крепления, смазка подшипников, не обновлена краска на игровом оборудовании, в песочнице не произведена полная смена песка, не заготовлены защитные приспособления. Таким образом, выявленные недостатки при обустройстве детского игрового комплекса, детского оборудования, в части не соблюдения требований действующего законодательства, создают реальную угрозу безопасности при организации отдыха детей, в связи с отсутствием надлежащего контроля за состоянием используемых аттракционов, информации о них и экстренных службах. Прокуратурой района главе администрации сельсовета по вышеуказанным нарушениям вносилось представление об устранении нарушений законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних, обеспечения безопасности и предотвращения травматизма на детских игровых и спортивных площадках, игровом оборудовании, по результатам рассмотрения которого нарушения не были устранены. С учетом того, что эксплуатация данной детской площадки создает угрозу для находящихся на ней несовершеннолетних граждан, прокурор Мучкапского района Тамбовской области просит суд признать незаконным бездействие администрации Заполатовского сельсовета по не обеспечению соблюдения требований действующего законодательства, регламентирующего осуществление безопасного использования игрового оборудования на детской площадке, расположенной по адресу: Тамбовская область, Мучкапский район, пос. Новосельцы ул. Центральная д.19, в части не проведения ежегодного основного осмотра, функционального осмотра площадки и внесения сведений в журнал обслуживания и ремонта игрового оборудования, надлежащего технического обслуживания оборудования и обязать администрацию Заполатовского сельсовета в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда провести ежегодный основной осмотр, функциональный осмотр игрового оборудования с составлением актов осмотра, завести журнал обслуживания и ремонта оборудования, на качелях произвести подтягивание узлов крепления, смазку подшипников, обновить окраску, в песочнице произвести полную смену песка и во избежание загрязнения песка изготовить защитные приспособления на детской игровой площадке, расположенной по адресу: Тамбовская область, Мучкапский район, пос. Новосельцы ул. Центральная д.19.

При обращении в суд с административным исковым заявлением прокурором Мучкапского района Тамбовской области заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в соответствии со статьей 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) в порядке упрощенного (письменного) производства.

Представитель административного ответчика – глава администрации Заполатовского сельсовета Мучкапского района Тамбовской области Титаев Ю.А. обратился в суд с заявлением о признании административных исковых требований прокурора Мучкапского района Тамбовской области, указав, что последствия признания иска ему известны и понятны. Возражений против рассмотрения настоящего административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, административным ответчиком не заявлено.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 291 КАС РФ, административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

В соответствии с ч. 1 ст. 292 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.

Суд, руководствуясь ст. 292 КАС РФ, исследовав доказательства в письменной форме, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый гражданин, в том числе ребенок, имеет право на охрану здоровья.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. Целями государственной политики в интересах детей является, в том числе защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. При этом, в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают, в том числе, меры по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

Согласно п. 1,2 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 г. N2 1559-1, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка; государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. К таким мерам следует отнести предупреждение детского травматизма, к которому, в рассматриваемой ситуации, может привести наличие небезопасной детской игровой площадки.

Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации закреплено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Как следует из п. 30 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении относится к вопросам местного значения сельского поселения.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 50 указанного федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с ч. 3 ст. 14 названного Федерального закона.

Из материалов административного дела следует, что 16.06.2022 года помощником прокурора Мучкапского района Тамбовской области проведена проверка в части осуществления администрацией Заполатовского сельсовета Мучкапского района Тамбовской области полномочий соблюдения безопасности аттракционов, металлических и иных конструкций, используемых на детских игровых площадках, в ходе которой установлено, что в рамках проекта "Народная инициатива - 2018" в 2018 году на территории сельсовета установлен детский игровой комплекс (ДИК 5118); карусель 6-ти местная; качели одинарные, по адресу: Тамбовская обл., Мучкапский р-н, с. Заполатово, ул. Набережная, около дома № 70, принадлежащий на праве собственности администрации Заполатовского сельсовета Мучкапского района согласно выписке из реестра муниципального имущества Заполатовского сельсовета. Следовательно, администрация Заполатовского сельсовета Мучкапского района является эксплуатантом (владельцем), обязанным осуществлять контроль за техническим состоянием данной детской площадки и её соответствием требованиям безопасности, а также её техническое обслуживание и ремонт.

Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.06.2013. № 182-ст. регламентированы требования к оборудованию и безопасности детских игровых площадок, предназначенных для индивидуального и коллективного пользования.

Согласно п. 6.2, 6.3, 6.4, 6.4.1 указанного ГОСТ Р 52301-2013, контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец). Результаты контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта регистрируют в журнале, который хранится у эксплуатанта (владельца). Контроль технического состояния оборудования включает: осмотр и проверку оборудования перед вводом в эксплуатацию; регулярный визуальный осмотр; функциональный осмотр; ежегодный основной осмотр. По результатам ежегодного основного осмотра составляют акт.

В соответствии с п. 7.1, 7.7 - 7.9 ГОСТ Р 52301-2013, эксплуатант (владелец) разрабатывает и обеспечивает исполнение комплекса мероприятий по безопасной эксплуатации оборудования. Неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют путем проведения регулярного обслуживания, а также ремонтных работ.

Пунктом 7.8 указанного Национального стандарта ГОСТ Р 52301-2013 установлено, что регулярное обслуживание игрового оборудования включает мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детской игровой площадки. Мероприятия по регулярному обслуживанию оборудования включают: проверку и подтягивание узлов крепления; обновление окраски оборудования; обслуживание ударопоглощающих покрытий; смазку подшипников; нанесение на оборудование маркировок, обозначающих требуемый уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов; обеспечение чистоты оборудования и покрытий (удаление битого стекла, обломков и загрязнителей); восстановление ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов и корректировка их уровня; обслуживание пространства зон безопасности.

Кроме того, пунктом 2.11.1 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденным постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28 сентября 2020 г. № 28 закреплено, что при наличии на собственной территории песочниц - ежегодно, в весенний период, в песочницах на игровых площадках проводится полная смена песка.

Проведенной прокуратурой Мучкапского района Тамбовской области проверкой установлено, что администрацией Заполатовского сельсовета Мучкапского района Тамбовской области, в нарушение указанных правовых норм, не приняты меры по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования, установленного на детской игровой площадке: частично отсутствует покраска качелей, карусели шестиместной, рукохода, горки, территория детской площадки не окошена. Кроме того отсутствуют акты о проведении ежегодного основного осмотра, функционального осмотра площадки, отсутствует журнал обслуживания и ремонта, что свидетельствует о непроведении таких осмотров на детской игровой площадке, вопреки установленным требованиям. Помимо указанного, администрацией Заполатовского сельсовета Мучкапского района Тамбовской области мероприятия по обслуживанию детской игровой площадки не проведены: на качелях не произведено подтягивание узлов крепления, смазка подшипников, не обновлена краска на игровом оборудовании, в песочнице не произведена полная смена песка, не заготовлены защитные приспособления.

Указанные обстоятельства, свидетельствуют о нарушении администрацией Заполатовского сельсовета Мучкапского района Тамбовской области ГОСТ Р 52301-2013, согласно которым эксплуатант (владелец) обеспечивает исполнение комплекса мероприятий по безопасной эксплуатации оборудования, в том числе путем обслуживания и ремонта оборудования.

Таким образом, выявленные недостатки при обустройстве детского игрового комплекса, детского оборудования, в части не соблюдения требований действующего законодательства, создают реальную угрозу безопасности при организации отдыха детей, в связи с отсутствием надлежащего контроля за состоянием используемых аттракционов, информации о них и экстренных службах.

Прокуратурой района главе администрации Заполатовского сельсовета Мучкапского района Тамбовской области по вышеуказанным нарушениям вносилось представление об устранении нарушений законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних, обеспечения безопасности и предотвращения травматизма на детских игровых и спортивных площадках, игровом оборудовании, по результатам рассмотрения которого нарушения не были устранены.

Принимая во внимание, что эксплуатация данной детской площадки создает угрозу для находящихся на ней несовершеннолетних граждан и бездействие административного ответчика может привести не только к травматизму детей, но и наступлению различного рода тяжких последствий, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии ч. 3 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

25 июля 2022 года глава администрации Заполатовского сельсовета Мучкапского района Тамбовской области Титаев Ю.А. обратился в суд с заявлением о признании административных исковых требований прокурора Мучкапского района Тамбовской области, указав, что последствия признания иска ему известны и понятны.

Суд принимает признание иска, учитывая, что признание административным ответчиком настоящего иска не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, другим федеральным законам, не нарушает права неопределенного круга лиц, в интересах которых подан иск. Публичные интересы, препятствующие принятию судом данного признания, отсутствуют.

При таких обстоятельствах административные исковые требования прокурора Мучкапского района Тамбовской области, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Заполатовского сельсовета Мучкапского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности провести ежегодный основной осмотр, функциональный осмотр площадки и внесение сведений в журнал обслуживания и ремонта игрового оборудования, надлежащее техническое обслуживание оборудования на детской площадке, расположенной по адресу: Тамбовская область, Мучкапский район, пос. Новосельцы, ул. Центральная, д. 19, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Мучкапского района Тамбовской области, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Заполатовского сельсовета Мучкапского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности провести ежегодный основной осмотр, функциональный осмотр площадки и внесение сведений в журнал обслуживания и ремонта игрового оборудования, надлежащее техническое обслуживание оборудования на детской площадке, расположенной по адресу: Тамбовская область, Мучкапский район, пос. Новосельцы, ул. Центральная, д. 19, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Заполатовского сельсовета Мучкапского района Тамбовской области по не обеспечению соблюдения требований действующего законодательства, регламентирующего осуществление безопасного использования игрового оборудования на детской площадке, расположенной по адресу: Тамбовская область, Мучкапский район, пос. Новосельцы ул. Центральная д.19, в части не проведения ежегодного основного осмотра, функционального осмотра площадки и внесения сведений в журнал обслуживания и ремонта игрового оборудования, надлежащего технического обслуживания оборудования.

Обязать администрацию Заполатовского сельсовета Мучкапского района Тамбовской области в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда, провести ежегодный основной осмотр, функциональный осмотр игрового оборудования с составлением актов осмотра, завести журнал обслуживания и ремонта оборудования, на качелях произвести подтягивание узлов крепления, смазку подшипников, обновить окраску, в песочнице произвести полную смену песка и во избежание загрязнения песка изготовить защитные приспособления на детской игровой площадке, расположенной по адресу: Тамбовская область, Мучкапский район, пос. Новосельцы ул. Центральная д.19.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного производства) может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Мучкапский районный суд Тамбовской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии настоящего решения.

Судья И.В. Кольцова