Дело № 2а–250/2022
УИД: 52RS0048-01-2022-000208-92
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Сергач. 28 марта 2022 г.
Сергачский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Котдусова И.У., единолично,
при секретаре судебного заседания Панкратовой И.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сергачского межрайонного прокурора Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Земскому собранию Сергачского муниципального района Нижегородской области о признании длительного бездействия Земского собрания Сергачского муниципального района, выразившееся в не приведении Устава Сергачского муниципального района в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», незаконным; об обязании Земского собрания Сергачского муниципального района привести Устав Сергачского муниципального района Нижегородской области, принятый постановлением Земского собрания Сергачского района от 01.07.2005 №49, в редакции от 04.08.2016, в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем разработки проекта решения о внесении изменений в Устав, принятия проекта решения о внесении изменений в Устав на ближайшем заседании Земского собрания Сергачского муниципального района, регистрации решения и опубликования в установленном порядке,
у с т а н о в и л:
Сергачский межрайонный прокурор Нижегородской области (далее «прокурор») в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Земскому собранию Сергачского муниципального района Нижегородской области о признании длительного бездействия Земского собрания Сергачского муниципального района, выразившееся в не приведении Устава Сергачского муниципального района в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», незаконным; об обязании Земского собрания Сергачского муниципального района привести Устав Сергачского муниципального района Нижегородской области, принятый постановлением Земского собрания Сергачского района от 01.07.2005 №49, в редакции от 04.08.2016, в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем разработки проекта решения о внесении изменений в Устав, принятия проекта решения о внесении изменений в Устав на ближайшем заседании Земского собрания Сергачского муниципального района, регистрации решения и опубликования в установленном порядке. В обоснование административного искового заявления указано, что Сергачской межрайонной прокуратурой проведен анализ деятельности органов местного самоуправления Сергачского муниципального района по приведению Уставов муниципальных образований в соответствие с действующим законодательством. В соответствии с ч. 1 ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-Ф3) Уставом муниципального образования должны определяться: наименование муниципального образования; перечень вопросов местного значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; срок полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования. Согласно ч.9 ст.44 Федерального закона №131-Ф3 приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев. Устав Сергачского муниципального района Нижегородской области принят постановлением Земского собрания Сергачского района от 01.07.2005 № 49 (далее - Устав) и зарегистрирован в Главном управлении Министерства юстиции по Нижегородской области 26.12.2005. Последние изменения в Устав приняты решением Земского собрания Сергачского муниципального района от 04.08.2016 № 36 и зарегистрированы в Главном Управлении Министерства юстиции по Нижегородской области 07.09.2016. С момента внесения последних изменений в Устав и до настоящего времени издано большое количество законодательных актов, содержащих новые либо изменяющие существующие нормы общих принципов организации местного самоуправления, касающихся в том числе вопросов, подлежащих закреплению в уставах муниципальных образований. В настоящее время Устав Сергачского муниципального района не соответствует требованиям федерального законодательства. Так, перечень вопросов местного значения Сергачского муниципального района, установленный ст. 6 Устава, не соответствует ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ. Статья 7 Устава о правах органов местного самоуправления Сергачского муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов, не соответствует ст. 15.1 Федерального закона № 131 -ФЗ. Статья 8 Устава о полномочиях органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения не соответствует ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ. Статья 9.1 устава «Муниципальный контроль» не содержит норм о порядке организации и осуществления муниципального контроля. Главой III «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления» в нарушение требований ст. 26.1 Федерального закона № 131-ФЗ не предусмотрена такая форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления как инициативные проекты, а также в нарушение ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ - территориальное общественное самоуправление. Финансовое и иное обеспечение реализации инициативных проектов в соответствии со ст. 56.1 Федерального закона №131-Ф3 Уставом не предусмотрено. В нарушение требований ст. 28 Федерального закона № 131 -ФЗ Уставом не предусмотрен порядок проведения публичных слушаний с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Статья 19 Устава не предусматривает право участия в опросе граждан, достигших 16 летнего возраста, по вопросу выявления мнения граждан о поддержке инициативного проекта, что противоречит ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 131-ФЗ. Часть 3 ст. 17 Устава не соответствует ч. 3 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ в части определения круга вопросов, выносимых на публичные слушания. Ограничения и запреты, установленные для главы местного самоуправления пунктом 20 ст. 25 Устава, не соответствуют ч.ч. 9,9.1 ст. 37 Федерального закона № 131 -ФЗ. Часть 2 ст. 57 Устава, устанавливающая основания для удаления главы местного самоуправления в отставку, не приведена в соответствие с изменениями ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ, внесенными Федеральным законом от 03.04.2017 № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции». Статья 63 Устава о порядке вступления в силу Устава, изменений, внесенных в Устав не приведена в соответствие с ч. 8 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ. Согласно ч.1,2 ст.43 Федерального закона №131-ФЗ устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования. Однако наличие в Уставе положений, не соответствующих требованиям федерального законодательства, препятствует реализации положений, закрепленных в ст.43 Федерального закона №131-ФЗ, не может обеспечить соблюдение законности и общих принципов местного самоуправления на территории муниципального образования, а также нарушает права жителей муниципального образования, в том числе на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления. В соответствии с п.1 ч.10 ст.35 Федерального закона №131-ФЗ принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Согласно ст. 23 Устава Земское собрание Сергачского муниципального района является постоянно действующим коллегиальным представительным органом местного самоуправления Сергачского муниципального района, в чьей исключительной компетенции находятся принятие Устава и внесение в него изменений и дополнений. Вследствие длительного бездействия Земского собрания Сергачского муниципального района Устав Сергачского муниципального района не приведен в соответствие с действующим законодательством.
Административные истец и ответчик, заинтересованное лицо о времени, дате и месте рассмотрения дела судом извещены надлежащим образом, в судебное заседание явку представителя не обеспечили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.
Заявлением административный истец прокурор Киселева Е.А. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Административный ответчик в лице председателя Земского собрания представил заявление о признании заявленных требований в полном объеме.
При указанных обстоятельствах не считая участие административного ответчика обязательной, на основании ст.150 КАС РФ, районный суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административного истца и ответчика, а также заинтересованного лица главы МСУ Сергачского муниципального района ФИО1.
Изучив административное исковое заявление, заявление административного ответчика о признании иска, материалы дела, районный суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ст.2 Конституции Российской федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично (часть 3).
Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5).
В соответствии ч.1 ст.157 КАС РФ заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Установлено, что административным ответчиком в лице председателя Земского собрания представлено заявление (отзыв) о том, что он признает в полном объеме исковые требования Сергачского межрайонного прокурора Нижегородской области.
Учитывая вышеизложенное, районный суд принимает признание иска представителем административного ответчика ФИО2, поскольку данное признание заявлено им добровольно, при уяснении и осознании последствий принятия судом признания административного иска, что следует из представленного заявления (отзыва).
Признание иска административным ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, а также не противоречит действующему законодательству, в связи с чем, районный суд административный иск Сергачского межрайонного прокурора Нижегородской области находит подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
С учетом фактических обстоятельств дела и необходимости обеспечения прав граждан и юридических лиц районный суд полагает необходимым установить срок для исполнения административным ответчиком обязанности совершений действий по разработке проекта решения о внесении изменений в Устав, принятия проекта решения о внесении изменений в Устав, регистрации решения и опубликования в установленном порядке в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 157, 175-180, 227 КАС РФ, районный суд,
р е ш и л:
Административный иск Сергачского межрайонного прокурора Нижегородской области удовлетворить.
Признать длительное бездействие Земского собрания Сергачского муниципального района, выразившееся в не приведении Устава Сергачского муниципального района в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», незаконным.
Обязать Земское собрание Сергачского муниципального района привести Устав Сергачского муниципального района Нижегородской области, принятый постановлением Земского собрания Сергачского района от 01.07.2005 № 49, в редакции решения от 04.08.2016, в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем разработки проекта решения о внесении изменений в Устав, принятия проекта решения о внесении изменений в Устав на ближайшем заседании Земского собрания Сергачского муниципального района, регистрации решения и опубликования в установленном порядке.
Установить Земскому собранию Сергачского муниципального района привести Устав Сергачского муниципального района Нижегородской области срок для исполнения решения суда – в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционные жалоба и представление в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда, через районный суд, в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий судья: И.У. Котдусов