Дело № 2А-2510/2016
Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль | 25 апреля 2016 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,
при секретаре Смирновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску САА к прокурору Ярославской области ВЮВ., Прокурору города Рыбинска БНА. о признании незаконным бездействие,
у с т а н о в и л:
САА обратился в Кировский районный суд г. Ярославля с административным иском к Прокурору Ярославской области ВЮВ прокурору г. Рыбинска БНА. о признании незаконным бездействие.
В обоснование заявленных административных исковых требований с учетом уточнений указал, что согласно п. 4 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 23.10.2009 г. № 341 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации» прокурорам субъектов Российской Федерации.. . приказано «ежедневно осуществлять мониторинг ведущих средств массовой информации субъекта Российской Федерации в целях анализа состояния законности и возможного принятия мер прокурорского реагирования. О принятых мерах прокурорского реагирования оперативно информировать управление взаимодействия со средствами массовой информации». Согласно Приказу Генеральной прокуратуры РФ от 02.10.2007 N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» в результате принятия незаконных нормативных правовых актов, а также правовой неурегулированности значительной части социально значимых общественных отношений нарушаются конституционные права и законные интересы граждан... Согласно пункту 2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 02.10.2007 N 155 Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов,.. . под персональную ответственность обеспечить надлежащую организацию надзора в указанной сфере в соответствующих прокуратурах, для чего: 2.2... .Безотлагательно реагировать на все факты принятия в регионах конституций, уставов, законов, указов, решений, постановлений и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, путем принесения протестов... Добиваться реального исполнения заявленных прокурором требований, контролировать ситуацию до окончательного приведения нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством. При этом, в газете «Рыбинские известия» от 19.02.2015 г. № 12 (25.791) было официально опубликовано, что Муниципальный Совет городского округа город Рыбинск принял решение от 04 февраля 2016 года № 115 «О внесении изменений в Устав городского округа город Рыбинск». Согласно информации, размещенной в газете «Рыбинские известия» от 19.02.2015 г. № 12 (25.791) Решение Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 04 февраля 2016 года № 115 «О внесении изменений в Устав городского округа город Рыбинск» было зарегистрировано Управлением Министерства юстиции РФ по Ярославской области 18 февраля 2016 года за № ru 763030002016001. Решение Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 04.02.2016 года № 115 «О внесении изменений в Устав городского округа город Рыбинск» (далее, Решение № 115) противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее, Закон № 131-Ф3), поэтому меры безотлагательного прокурорского реагирования в силу упомянутых выше приказов Генпрокуратуры напрашиваются по определению по следующим основаниям. Согласно текста Решения № 115, зарегистрированного Управлением Минюста РФ по Ярославской области: «Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования». Однако, согласно п. 8 ст. 34 Закона № 131-Ф3, «Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее, чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение». Таким образом, Управлением Министерства юстиции РФ по Ярославской области зарегистрировано Решение № 115 в редакции, противоречащей Закону № 131-Ф3. На этом основании Решение № 115 в редакции, опубликованной в газете «Рыбинские известия» от 19.02.2015 года № 12 (25.791), очевидно противоречит Закону № 131-ФЗ и не подлежит применению, однако, и прокурор Ярославской области ЮВВ, и прокурор города Рыбинска НАБ бездействовали, и мер прокурорского реагирования не предприняли. Факт неисполнения прокурором Ярославской области ЮВВ и прокурором <...> Генеральной прокуратуры РФ от 02.10.2007 N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» и Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 23.10.2009 г. № 341 «О, взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации» представляется очевидным, а их бездействие должно быть признано незаконным. Согласно п. 1 ст. 34 Закона № 131-ФЗ «Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения». Согласно п. 2 ст. 34 Закона № 131-ФЗ «Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом». Согласно п. 3 ст. 34 Закона № 131-Ф3 «Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации». Согласно п. 6 ст. 34 Закона № 131-Ф3 «В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования,.. . устанавливаются; 1) структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления; 2) порядок избрания и полномочия главы муниципального образования - в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Федерального закона». Таким образом, внесение изменений в перечень и наименование органов местного самоуправления, а также в порядок избрания и полномочия главы муниципального образования, являются изменением структуры органов местного самоуправления. Согласно п. 7 ст. 34 Закона № 131-ФЗ «Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования». Согласно п. 8 ст. 34 Закона № 131-Ф3 «Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом», при этом, представителем прокуратуры не приведено основание, предусмотренное Законом № 131-ФЗ, согласно которому Решение №115 в редакции, противоречащей Закону № 131-ФЗ может вступить в силу ранее предусмотренного данным законом срока. Согласно п. 8 ст. 44 Закона № 131-ФЗ «Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений». Решением Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 04.02.2016 года № 115 «О внесении изменений в Устав городского округа город Рыбинск» в Устав городского округа город Рыбинск (приложение к Решению Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 18.06.2015 года № 62) внесены изменения в перечень и наименование органов местного самоуправления, что является изменением структуры органов местного самоуправления. Изменения, внесенные в перечень и наименование органов местного самоуправления видны невооруженным глазом. Решение Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 04.02.2016 года № 115 «О внесении изменений в Устав городского округа город Рыбинск» было принято после объявления о закрытии заседания Совета, причем не просто в присутствии прокурора города Рыбинска БНА., а под нажимом на депутатов с его стороны. Прокурор города Рыбинска БНА в связи со своим должностным положением не мог не знать о том, что в силу установленной процедуры, а именно пункта 5 статьи 109 Регламента работы Муниципального Совета городского округа город Рыбинск, утвержденного Решением Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 29 октября 2015 года № 85 «О внесении изменений в решение Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 02.02.2006 № 9 «О Регламенте работы Муниципального Совета городского округа город Рыбинск», «Проект решения Совета, не набравший при голосовании необходимого для принятия решения Совета числа голосов, считается отклоненным», при этом повторное голосование по данному проекту Регламентом не предусматривается. Таким образом, Решение Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 04.02.2016 года № 115 «О внесении изменений в Устав городского округа город Рыбинск», принятое в нарушение установленной процедуры, в силу п. 2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 02.10.2007 N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» подлежало безотлагательному опротестованию прокурором <...> согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) "О прокуратуре Российской Федерации" «Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством», т.е. 30 дней. При этом, письмо административного истца на имя прокурора Ярославской области ВЮВ с требованием принятия мер прокурорского реагирования до настоящего времени остается без ответа, в чем административный истец усматривает незаконное бездействие, поскольку в силу п. 1.2. Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 28 мая 2015 г. N 265 «О порядке исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» «Срок проведения проверки не должен превышать двадцать рабочих дней». При этом, согласно указанному Постановлению Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 2-П «Впредь до внесения в действующее законодательство надлежащих изменений разумность этих сроков подтверждается либо опровергается при рассмотрении соответствующих споров судами, имея в виду, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре».
Просил признать незаконным бездействие прокурора Ярославской области ВЮВ в виде уклонения от принесения протеста на решение Муниципального Совета городского округа города Рыбинск от 04.02.2016 года №115 «О внесении изменений в Устав городского округа город Рыбинск» противоречащих Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставу городского округа город Рыбинск. Также просил признать незаконным бездействие прокурора Ярославской области ВЮВ в виде уклонения от ответа на письмо от 02.03.2016 г. Просил признать незаконным бездействие прокурора города Рыбинска БНА в виде уклонения от принесения протеста на решение Муниципального Совета городского округа город Рыбинск: от 04.02.2016 года № 115 «О внесении изменений в Устав городского округа <адрес>», противоречащих Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставу городского округа город Рыбинск. Вынести в отношении прокурора Ярославской области ВЮВ и прокурора города Рыбинска БНА частное определение с направлением его Генеральному прокурору РФ для принятия решения о соответствии указанных прокуроров занимаемым должностям.
В судебном заседании административный истец САА. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснил, что решение Муниципального Совета городского округа города Рыбинск от 04.02.2016 года №115 принято с нарушением установленной процедуры. Прокурор Ярославской области и прокурор г. Рыбинска не принесли протест на решение, противоречащее федеральному закону.
Административные ответчики, извещенные о дате и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились, представили письменный отзыв на иск, согласно которого против удовлетворения заявленных требований возражали, заявили ходатайство о рассмотрении административного дела в свое отсутствие.
Представитель заинтересованных лиц Генеральной прокуратуры РФ, Прокуратуры Ярославской области по доверенностям СМГ. в судебном задании против удовлетворения заявленных административных требований возражал, представил письменный отзыв на административный иск, дал аналогичные пояснения.
Представитель заинтересованного лица управления Министерства юстиции РФ по доверенности ЧГН в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражал, пояснила, что Решения Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 04.02.2016 года №115 «О внесении изменений в Устав городского округа город Рыбинск» действующему законодательству не противоречит.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии по ЯО по доверенности ЯНТ в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, поддержала позицию, высказанную в судебном заседании представителем заинтересованных лиц Генеральной прокуратуры РФ, Прокуратуры Ярославской области.
Иные участники процесса, извещенные о дате и времени рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
Судом определено рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, пояснения свидетеля ФИО1 исследовав письменные материалы гражданского дела, считает заявленные административные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Статьей 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее – ФЗ «О прокуратуре РФ») предусмотрено, что прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона: опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.
Статьей 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлено, что при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
На основании ст. 28 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, статья 5 ФЗ «О прокуратуре РФ» закрепляет принцип недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора.
Суд принимает во внимание, что выбор конкретных мер прокурорского реагирования, в том случае, если имеются к тому основания, равно как и отказ в применении этих мер, относится к усмотрению органов прокуратуры, оценка которого не входит в компетенцию суда. В противном случае, это означало бы лишение органов прокуратуры самостоятельности в решении подведомственных им вопросов согласно положениям Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации".
Из анализа ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ», следует, что принятие прокурором мер прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов является правом прокурора. Указанный закон не содержит императивных норм, предписывающих прокурору в обязательном порядке внести представление или принести протест при наличии обращения заинтересованных лиц.
В отношении административного истца САА административными ответчиками не было совершенно неправомерных действий (бездействия).
Иные доводы административного истца САА фактически сводятся к оспариванию Решения Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 04.02.2016 года №115 «О внесении изменений в Устав городского округа город Рыбинск». Между тем, вопрос о законности Решения Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 04.02.2016 года №115 «О внесении изменений в Устав городского округа город Рыбинск» не является предметом настоящего судебного разбирательства, в установленном законом порядке Решение Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 04.02.2016 года №115 «О внесении изменений в Устав городского округа город Рыбинск» не оспорено, незаконным не признано.
Далее, статьей 33 Конституции РФ закреплено право граждан направлять личные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок.
Положениями ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
В соответствии с поименованными выше положениями Закона ФИО1 Генерального Прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция).
По результатам предварительного рассмотрения обращения гражданина принимается одно из решений, перечисленных в пункте 3.1 Инструкции (о принятии к разрешению или направлении в другие органы).
Согласно п.3.2. Инструкции, обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.
Обращения, рассмотрение которых относится к компетенции нескольких подразделений, направляются в нижестоящую прокуратуру подразделением, указанным среди исполнителей первым (ответственный исполнитель), с поручением о проверке доводов в полном объеме, если обращение может быть разрешено нижестоящей прокуратурой. В случае, если часть доводов не может быть проверена в нижестоящей прокуратуре, копия обращения для разрешения в этой части направляется в соответствующее подразделение аппарата.
Согласно п. 3.4. Инструкции обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя.
Согласно п. 5.1 Инструкции, обращения граждан разрешаются в течение 30 дней, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.
В соответствии с п. 6.5 Инструкции при отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. Кроме того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуре Ярославской области было зарегистрировано обращение САА. по вопросу устранения противоречий между Решением Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 04.02.2016 года №115 «О внесении изменений в Устав городского округа город Рыбинск» и Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ данное обращение САА. в соответствии с требованиями Инструкции направлено Рыбинскому городскому прокурору.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес САА направлено уведомление о направлении его обращения в Рыбинскую городскую прокуратору Ярославской области.
ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное обращение САА. зарегистрировано в Рыбинской городской прокуратуре Ярославской области.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя САА. направлен письменный ответ об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования.
Факт направления письменного ответа в адрес САА подтвержден представленными в материалы гражданского дела доказательствами: справками по обращению САА почтовыми реестрами, распечатками с сайта Почты России.
Основании не доверять представленным доказательствам у суда не имеется.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что обращение САА. рассмотрено прокуратурой Ярославской обалсти в установленные действующим законодательство сроки и порядке, ответ на обращение САА является мотивированным, содержание ответа требованиям законодательства не противоречит, нарушений прав и законных интересов заявителя САА а также препятствий к их осуществлению не установлено.
Руководствуясь ст. 226 ГПК РФ, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства административного истца о вынесении частных определений.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований САА отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья | Е.С.Логвинова |