ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2511/20 от 09.06.2020 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-2511/2020

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

09 июня 2020 года г. Хабаровск

Центральный районный суд города Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Ким Ю.В.,

при помощнике Волошенко А.В.,

с участием представителей административного истца Хворост Ю.Е., Урмаковой М.В., представителя административного ответчика и заинтересованного лица Примак А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Администрации г. Хабаровска к прокурору города Хабаровска о признании представления недействительным,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Хабаровска обратилась в суд с административным исковым заявлением к прокурору города Хабаровска о признании представления недействительным. В обоснование заявленных требований указав, что 10.03.2020 прокурором города Хабаровска внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении администрацией города Хабаровска нарушений требований налогового законодательства и в сфере нормотворческой деятельности. Согласно представлению, прокуратурой города в ходе осуществления мониторинга правовой системы «Консультант Плюс» установлен факт отсутствия муниципального правового акта, регламентирующего порядок предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах. По мнению прокуратуры, полномочия финансовых органов по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, указанные в статье 34.2 Налогового кодекса, являются муниципальной услугой в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Истец с представлением не согласен, поскольку статьей 34.2 Налогового кодекса установлено, что финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах. Указанные полномочия относятся к полномочиям финансового органа муниципального образования. При этом, указанной статьей не предусмотрена необходимость издания муниципального правового акта, так как срок, орган и вопросы, по которым даются разъяснения предусмотрены в Налоговом кодексе. Считает, что дача письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах не являются муниципальной услугой в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», следовательно, отсутствует обязанность издания административного регламента предоставления такой муниципальной услуги. Данная позиция также подтверждается письмами Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Указанными письмами разъясняется, что письменные разъяснения даются указанному ограниченному кругу лиц в связи с исполнением ими обязанностей соответственно налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса, при этом письменные разъяснения, указанные в статье 34.2 Налогового кодекса, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах. Министерством также указывается, что дача письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах на основании статьи 34.2 Налогового кодекса не является ни государственной услугой, ни муниципальной услугой. Просят признать недействительным представление прокуратуры города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ.

Представители административного истца Хворост Ю.Е., Урмакова М.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица Примак А.С. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав представителей административного истца, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 17 марта 2020 года прокурором города Хабаровска внесено представление Мэру г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ с требованием безотлагательного рассмотрения настоящего представления, в 30дневный срок принять меры к устранению причин и условий, способствовавших их совершению, недопущению их повторения в дальнейшем; рассмотрении вопроса о привлечении всех виновных должностных лиц, к дисциплинарной ответственности.

Согласно представления, прокуратурой города в ходе осуществления мониторинга правовой системы «КонсультантПлюс» установлен факт отсутствия муниципального нормативного правового акта администрации города, регламентирующего порядок предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, что не соответствует действующему законодательству.

Не согласившись с требованиями представления прокурора города, администрация города Хабаровска обратилась в суд с настоящим иском с требованием о признании представления недействующим.

Проверив доводы административного истца, суд находит их несостоятельными на основании следующего.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" под государственной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации понимается деятельность органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

В соответствии с подпунктами 2 и 8 статьи 2 указанного Федерального закона под органами, оказывающими муниципальные услуги, понимаются органы местного самоуправления, а под подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организациями - государственные или муниципальные учреждения либо унитарные предприятия, созданные государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Федеральным законом № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах не входят в перечни вопросов местного значения муниципального района или городского округа, установленные соответственно статьями 15 и 16 Закона.

Статьями 14 - 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен круг вопросов местного значения применительно к каждому виду муниципального образования. При этом в соответствии с частью 1 статьи 19 этого же Закона полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Таким образом, сфера предоставления муниципальных услуг может не ограничиваться только решением вопросов местного значения.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Законом о местном самоуправлении к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Пунктом 3 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, в свою очередь, имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, финансовые органы муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязаны предоставлять государственную услугу по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, а налогоплательщик вправе требовать от финансового органа соответствующего разъяснения.

Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" обязывает органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, предоставлять названные услуги в соответствии с административными регламентами (пункт 1 части 1 статьи 6).

Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 поименованного закона).

Согласно статье 41 Устава городского округа «Город Хабаровск», принятого решением Хабаровской городской Думы от 13.07.2004 № 509, администрация города является исполнительно-распорядительным органом городского округа, к полномочиям которого относится обеспечение исполнительно-распорядительных функций по решению вопросов местного значения в интересах населения и города Хабаровска; осуществление отдельных государственных полномочий, переданных администрации города органами государственной власти в соответствии с федеральными и краевыми законами и иные полномочия.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что в нарушение действующего законодательства администрацией города Хабаровска не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в сети - Интернет отсутствуют.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о законности представления прокурора города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и обоснованности требования устранения причин и условий непринятия мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 НК РФ.

Доводы административного истца о том, что по своей сути запросы налогоплательщиков о письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах являются обращениями граждан, которые подлежат рассмотрению в порядке, определенном Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" с учетом срока, определенного в пункте 3 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации, основаны на ошибочном толковании норм права.

Из содержания части 1 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" следует, что его целью является регулирование правоотношений, связанных с реализацией гражданином Российской Федерации конституционного права на обращение и установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Согласно части 2 статьи 1 указанного Федерального закона установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Вместе с тем порядок и деятельность финансового органа по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах установлены нормами Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, обращения налогоплательщиков по указанным вопросам не регулируется нормами названного Федерального закона, так как такое заявление не подпадает под понятие "обращение граждан" в том смысле, в каком оно изложено в Федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Суд признает ошибочным довод административного истца о том, что Министерство финансов Российской Федерации не относит дачу письменных разъяснений налогового законодательства Российской Федерации к государственным услугам, поскольку запросы о даче таких разъяснений министерством рассматриваются в порядке, установленном для любых других обращений, поступающих в Министерства финансов Российской Федерации, в соответствии с Регламентом, поскольку, как следует из пункта 11.1 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 июня 2012 года № 82н, положения главы, регламентирующие порядок работы с обращениями граждан, прием граждан, не распространяются на взаимоотношения граждан и Министерства в процессе реализации Министерством государственных функций и предоставления государственных услуг этим гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, соответствующими административными регламентами, а до их принятия - актами Министерства.

При этом следует отметить, что Приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, которым урегулирован порядок оказания налоговыми органами соответствующей государственной услуги.

Таким образом, суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований администрации г. Хабаровска.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Администрации г. Хабаровска – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Судья Ю.В. Ким

Мотивированное решение составлено 16.06.2020.