РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2020 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при секретаре судебного заседания Быстровой А.Б. ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2511/2020 по административному исковому заявлению начальника 3 отдела (г. Иркутск) Федерального государственного казенного учреждения «Центррегионжилье» ФИО1 к межрайонному отделению судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области, УФССП по <адрес> об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП,
УСТАНОВИЛ:
Начальник 3 отдела (г. Иркутск) Федерального государственного казенного учреждения «Центррегионжилье» ФИО1 обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к УФССП по Иркутской области, в котором просит суд освободить учреждение от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП полностью.
Определением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного соответчика в соответствии со статьей 41 КАС РФ привлечено МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по <адрес>.
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что является должником по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденному на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Оренбургским гарнизонным военным судом по административному делу №а-33/2016. Предметом исполнения указанного исполнительного производства является возложение на учреждение обязанности выдать ФИО2 справку о сдаче жилого помещения по адресу: <адрес>, мкр. Зеленый, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в адрес учреждения поступило принятое ответчиком ДД.ММ.ГГГГ постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по причине того, что учреждением не представлено доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, а также не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения. Утверждает, что решение суда исполнено ДД.ММ.ГГГГ. Справка выдана представителю ФИО2 по доверенности ФИО3 , о чем имеется соответствующая отметка на корешке справки о сдаче жилого помещения. В тексте справки содержится информация о том, что в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, микрорайон Зеленый, <адрес>, проживает бывший муж военнослужащей - ФИО4 Таким образом, в справке отражены данные об оставлении квартиры бывшим членам семьи ФИО2 Факт получения ФИО2 справки о сдаче жилого помещения подтверждается решением Оренбургского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в котором она была изучена. Этим же решением установлено (лист 5), что не имеет значение способ распоряжения жильем, полученным от Министерства обороны Российской Федерации - повторное обеспечение при таких обстоятельствах не допускается. В соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации жилых помещений по договорам социального найма и служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, образец справки о сдаче жилого помещения, предусматривает отражение в ней одного из трех возможных действий, произведенных с жилым помещением: сдал соответствующим квартирным органам, приватизировал, оставил родственникам. Решением 101 гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-33/2016 установлено, что ФИО2 фактически оставила квартиру бывшему родственнику. В выданной ФИО2 справке отражено, что в квартире остался проживать бывший муж. ФИО2 не приватизировала спорное жилое помещение и не сдала его ФГКУ «Центррегионжилье», в связи с чем, отразить в выданной справке иные обстоятельства не представляется возможным. Требования ФИО2 переписать выданную справку, не основаны на законе и продиктованы желанием быть повторно обеспеченной по линии Министерства обороны Российской Федерации, без учета ранее полученного жилого помещения. Кроме того, полученная ФИО2 справка, выполненная на бланке строгой отчетности, не возвращена в 3 отдел (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье». Кроме того, 3 отдел (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» не является юридическим лицом, филиалом или представительством ФГКУ «Центррегионжилье». Как структурное подразделение не имеет самостоятельных счетов в банке, финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились.
Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 3 статьи 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно части 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В силу требований части 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
Судом установлено, что решением 101 гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №а-33/2016 по административному исковому заявлению ФИО2 об оспаривании действий начальника 3 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в выдаче ей справки о сдаче жилого помещения, требования ФИО2 удовлетворены. На начальника 3 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» возложена обязанность выдать ФИО2 справку о сдаче жилого помещения по адресу: <адрес>, мкр-он Зеленый, <адрес>, с указанием фактических действий, произведенных истицей с ранее занимаемым жилым помещением.
Определением председателя Оренбургского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГФИО2 восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, выданного на основании решения 101 гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО2 об оспаривании действий начальника 3 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в выдаче ей справки о сдаче жилого помещения. Определение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по <адрес>ФИО5 на основании исполнительного документа - исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Оренбургским гарнизонным военным судом по делу №а-33/2016, предмет исполнения: обязать начальника 3 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» выдать ФИО2 справку о сдаче жилого помещения по адресу: <адрес>, мкр-он Зеленый, <адрес>, с указанием фактических действий, произведенных истицей с ранее занимаемым жилым помещением, возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должнику не был установлен в соответствии с частью 14 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ (пункт 2 резолютивной части постановления от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства).
Постановлением о назначении нового срока исполнения от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по <адрес>ФИО5 должнику 3 отделу (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – 14 дней с момента получения постановления.
Кроме того, судебным приставом-исполнителем в адрес должника ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ выставлены требования №, № о предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда.
Постановлением о назначении нового срока исполнения от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по <адрес>ФИО5 должнику 3 отделу (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного ОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с 3 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. В данном постановлении судебный пристав-исполнитель указал, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен (постановление о возбуждении исполнительного производства получено ДД.ММ.ГГГГ). Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не представлено.
На постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, о назначении нового срока исполнения, на постановление о взыскании исполнительского сбора 3 отделом (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» даны письменные объяснения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о причине неисполнения судебного акта, а именно о причинах невозможности повторного оформления справки о сдаче жилого помещения военнослужащим.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по <адрес>ФИО5 отказано в удовлетворении заявления 3 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» о прекращении исполнительного производства №-ИП в связи с утратой его исполнения, заявителю разъяснено, что согласно статье 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» заявление о прекращении исполнительного производства в связи с утратой его исполнения может быть подано в орган, выдавший исполнительный документ.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 статьи 764 ГК РФ, по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать казенные учреждения, получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
При этом расходование бюджетных средств за пределами установленных лимитов бюджетных средств невозможно. Более того, использование бюджетных средств для целей, не установленных государственной программой, расценивается как нецелевое использование бюджетных средств, что является административным правонарушением.
Из письма от ДД.ММ.ГГГГ№ отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» на имя судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера ФИО5 усматривается, что решение Оренбургского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ об обязании начальника 3 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» выдать ФИО2 справку о сдаче жилого помещения по адресу: <адрес>, мкр-он Зеленый, <адрес>, с указанием фактических действий, произведенных истицей с ранее занимаемым жилым помещением фактически исполнено должником ДД.ММ.ГГГГ. Повторное оформление справки о сдаче жилого помещения военнослужащим действующим законодательством не предусмотрено. Более того, 3 отдел (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» не является самостоятельным юридическим лицом, филиалом или представительством юридического лица, не имеет финансово-лицевых счетов, не имеет возможности оплатить взысканный исполнительский сбор.
В подтверждение отсутствия вины и злостного умысла в нарушении сроков исполнения вступившего в законную силу решения суда административный истец ссылается на то, что решение суда исполнено ДД.ММ.ГГГГ. Справка выдана представителю ФИО2 по доверенности ФИО3 , о чем имеется соответствующая отметка на корешке справки о сдаче жилого помещения. В тексте справки содержится информация о том, что в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, микрорайон Зеленый, <адрес>, проживает бывший муж военнослужащей - ФИО4
Анализируя установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что нарушение административным истцом срока исполнения вступившего в законную силу решения суда обусловлено объективными причинами (невозможностью повторного оформления справки о сдаче жилого помещения военнослужащим).
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что вступившее в законную силу решение суда не исполнено административным истцом при наличии вины, суд не установил.
Принимая во внимание, что административный истец 3 отдел (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» является государственным казенным учреждением, получение финансирования для него в силу закона требует соблюдения установленных процедур, при этом административный истец указывает на то, что им были предприняты необходимые меры для исполнения вступившего в законную силу решения суда, суд полагает, что имеются основания для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требование начальника 3 отдела (г. Иркутск) ФГКУ «Центррегионжилье» ФИО1 - удовлетворить.
Освободить 3 отдел (г. Иркутск) ФГКУ «Центррегионжилье» от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденному на основании исполнительного документа - исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Оренбургским гарнизонным военным судом по административному делу № 2а-33/2016.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Сучилина
Решение в окончательной форме принято 21.08.2020.