Дело № 2А-2514/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Хабаровск 13 марта 2019 г.
Центральный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Шевцовой О.В.,
при секретаре Егай Н.Р.,
с участием представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края к департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу о признании предписаний от ДД.ММ.ГГГГ №№№, №, №, №№, № незаконными и подлежащими отмене,
установил:
административный истец обратился в суд с административным иском к департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу о признании предписаний от ДД.ММ.ГГГГ №№№, №, №, №, №, № незаконными и подлежащими отмене. В обоснование заявленных требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Федеральной службы о надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (далее по тексту Департамент Росприроднадзора по ДФО) проведена плановая выездная проверка органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений и государственной экологической экспертизы. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Росприроднадзора по ДФО подготовлен и представлен ДД.ММ.ГГГГ в Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края акт плановой комплексной проверки исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края преданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений и государственной экологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ № № для ознакомления и подписания. Изучив акт проверки, Министерством подготовлены и направлены в адрес и.о. начальника Департамента Росприроднадзора по ДФО возражения к акту проверки. По результатам проверки в области организации и проведения государственной экологической экспертизы регионального уровня Департаментом Росприроднадзора по ДФО выявлены нарушения, в том числе: нарушено требование ст. 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», предусматривающее, что обсуждению подлежит объект государственной экологической экспертизы; нарушено требование п. 4.3 Положения об оценке воздействия об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, предусматривающее публикацию информации о проведении общественных обсуждений в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нарушено требование п. 4.8 Положения об оценке воздействия об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии России от ДД.ММ.ГГГГ№, предусматривающее, что информация о проведении общественных обсуждений публикуется не позднее чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений; нарушено требование п. 4.9 Положения об оценке воздействия об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, к оформлению протоколов общественных слушаний, предусматривающие наличие подписей граждан, заказчика; нарушено требование п.п. 3.4.2.8 п. 3.4.2 ч. 3.4 Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края государственной услуги по организации проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, утвержденного приказом Министерства от 29.03.2012 № 29-П (далее - Административный регламент), в соответствии с которым для получения дополнительной информации о рассматриваемом объекте государственной экологической экспертизы по запросам руководителя экспертной комиссии или членов экспертной комиссии Министерство направляет официальное письмо-уведомление заказчику о необходимости представления дополнительной информации по объекту экологической экспертизы; нарушено требование п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» в части подготовки в семидневный срок со дня регистрации материалов уведомления о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы при соответствии представленных материалов установленным требованиям. На основании Акта проверки Департаментом Росприроднадзора по ДФО по выявленным нарушениям в области организации и проведения государственной экологической экспертизы регионального уровня Министерству выдано 12 предписаний, в том числе: от ДД.ММ.ГГГГ № № об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, согласно которому Министерству предписано обеспечить принятие материалов от заявителя для организации и проведения государственной экологической экспертизы с соблюдением требований статьи 14 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в части организации общественных обсуждений по объекту государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления; от ДД.ММ.ГГГГ № № об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, согласно которому Министерству предписано обеспечить прием материалов от заявителя на государственную экологическую экспертизу в соответствии с пунктом 4.3 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372; от ДД.ММ.ГГГГ № № об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, согласно которому Министерству предписано обеспечить прием материалов от заявителя на государственную экологическую экспертизу в соответствии с пунктом 4.8 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372; от ДД.ММ.ГГГГ № № об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, согласно которому Министерству предписано обеспечить прием материалов от заявителя на государственную экологическую экспертизу в соответствии с пунктом 4.9 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372; от ДД.ММ.ГГГГ № № об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, согласно которому Министерству предписано при проведении государственной экологической экспертизы обеспечить соблюдение выполнения пп. 3.4.2.8 п. 3.4.2 части 3.4 Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, утвержденного приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№, в части наличия уведомления заказчику государственной экологической экспертизы о необходимости представления дополнительной информации; числе от ДД.ММ.ГГГГ № № об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, согласно которому Министерству предписано при рассмотрении заявления заказчика и материалов, поступивших на государственную экологическую экспертизу, на комплектность, обеспечить соблюдение срока уведомления заказчика о необходимости оплаты проведения экспертизы, установленного пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы». В целях досудебного урегулирования спора Министерством ДД.ММ.ГГГГ подготовлены письма в адрес Департамента Росприроднадзора по ДФО (исх. №, №, №, №, №, №) об отмене Предписаний с обоснованием причин и позиции Министерства по данному вопросу. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства поступило письмо Департамента Росприроднадзора по ДФО от ДД.ММ.ГГГГ№ о рассмотрении возражений к акту проверки и ходатайства об отмене предписаний, с позицией об обоснованности выдачи предписания и отсутствии оснований для его отмены. С предписаниями и позицией Департамента Росприроднадзора по ДФО Министерство не согласно по следующим основаниям. В соответствии с преамбулой Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 (далее - Положение об ОВОС; ОВОС), Положение об ОВОС разработано во исполнение Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и регламентирует процесс проведения ОВОС и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ). Обсуждение объекта ГЭЭ с гражданами и общественными организациями (объединениями) организуется органами местного самоуправления (при участии заказчика) в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Положением об ОВОС. Таким образом, субъектами правоотношений по организации обсуждения объекта ГЭЭ выступают органы местного самоуправления и заказчик ГЭЭ. При этом согласно пунктам 4.2, 4.3, 4.8, 4.9 Положения об ОВОС заказчик обеспечивает (осуществляет): участие общественности в подготовке и обсуждении ОВОС; информирование общественности и других участников ОВОС на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение ОВОС; проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола; опубликование в средствах массовой информации, указанных в пункте 3.1.1 Положения об ОВОС, информации о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по ОВОС, о дате и месте проведения общественных слушаний, других формах общественного участия в обсуждении объекта ГЭЭ. Надзор за исполнением (соблюдением) законодательства Российской Федерации осуществляется органами прокуратуры. На момент поступления материалов в Министерство для проведения ГЭЭ объектов регионального уровня общественные обсуждения по перечисленным объектам признаны органами местного самоуправления состоявшимися, органами прокуратуры Камчатского края не опротестованы. В соответствии с подпунктами «в» и «г» пункта 2 части 2.1. Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ№ к полномочиям Министерства отнесены: организация и проведение ГЭЭ объектов регионального уровня на территории Камчатского края; информирование населения о намечаемых и проводимых ГЭЭ и об их результатах. Процедуры организации и проведения Министерством ГЭЭ объектов регионального уровня установлены Административным регламентом предоставления Министерством государственной услуги по организации и доведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, утвержденным приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№-П, который не предусматривает в последовательности действий (административных процедурах) участие Министерства в процедуре обсуждения объекта ГЭЭ с общественностью. Согласно заключению Управления Минюста России по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ по результатам проведения правового анализа проекта приказа Министерства «О внесении изменений в приказ Министерства от 29.03.2012 № 29-п «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня» (действующая редакция Административного регламента, утвержденная приказом Министерства от 17.04.2017 № 57-П) положений, противоречащих федеральному законодательству, а также коррупциогенных факторов не выявлено. В соответствии с частью 2.7 Административного регламента основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является отсутствие заявления заказчика о проведении государственной экологической экспертизы объекта регионального уровня по установленной форме. Согласно части 2.8 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: документация не является объектом государственной экологической экспертизы регионального уровня; отсутствие документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы, в течение 30 дней, со дня получения заказчиком уведомления о необходимости оплаты; непредставление материалов, необходимых для организации и проведения экологической экспертизы в срок, указанный Министерством в уведомлении о некомплектности материалов, представленных на экологическую экспертизу; ходатайство заявителя о возвращении документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы регионального уровня, на доработку. Иных оснований для отказа в приеме документов или в предоставлении государственной услуги по проведению ГЭЭ объектов регионального уровня Административным регламентом не предусмотрено. Необходимо отметить, что ни Положением о Министерстве, ни Административным регламентом к полномочиям Министерства не отнесены организация и участие в общественных обсуждениях объектов ГЭЭ. Нарушение требований пунктов 4.3, 4.8, 4.9 Положения об ОВОС не указаны в качестве нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, предусмотренных статьей 30 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Применительно к материалам по объекту «Строительство автозимника продленного действия Анавгай - Палана на участке км 0- км 16» (далее - Объект экспертизы) КГКУ «Камчатуправтодор» (далее - заказчик) в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», согласно которой заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, имеют право, в том числе представлять пояснения, замечания, предложения в письменной или устной форме относительно объектов государственной экологической экспертизы, проинформировал экспертную комиссию государственной экологической экспертизы по представленным на государственную экологическую экспертизу материалам, в том числе представил пояснения по дополнительным материалам к указанному Объекту экспертизы (повестка заседания экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов Объекта экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно протоколу заседания экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов Объекта экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ№ заказчику было предложено направить официальным письмом в адрес Министерства дополнительные материалы по Объекту экспертизы, по которым он представил пояснения на заседании экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов Объекта экспертизы ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с подпунктом 3.4.2.8 пункта 3.4.2 части 3.4 Административного регламента для получения дополнительной информации о рассматриваемом объекте государственной экологической экспертизы по запросам руководителя экспертной комиссии или членов экспертной комиссии Министерство направляет официальное письмо-уведомление заказчику о необходимости представления дополнительной информации по объекту экологической экспертизы. Проект уведомления о необходимости представления дополнительной информации об объекте государственной экологической экспертизы готовится ответственным секретарем в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня поступления соответствующих запросов экспертов государственной экологической экспертизы. Указанные запросы от руководителя экспертной комиссии или членов экспертной комиссии в адрес Министерства не поступали, соответственно, у Министерства не возникло оснований (обязанности) для направления письма-уведомления заказчику о необходимости представления дополнительной информации по Объекту экспертизы. Кроме того, ссылка в предписании от ДД.ММ.ГГГГ № № на нарушение Министерством подпункта 3.4.2.8 пункта 3.4.2 части 3.4 Административного регламента (в действующей редакции) применительно к Объекту экспертизы является необоснованной, поскольку действующая редакция Административного регламента, утвержденная приказом Министерства от 17.04.2017 №57-П «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня» (далее - Приказ), вступила в силу через 10 дней после официального опубликования Приказа в газете «Официальные ведомости» (№ (4220-4222) от ДД.ММ.ГГГГ), то есть с ДД.ММ.ГГГГ, и, соответственно, распространяется на правоотношения, возникшие после вступления Административного регламента в силу. Между тем, государственная экологическая экспертиза по объекту проводилась в 2015-2016 гг. В соответствии с пунктом 9 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 698, экспертное подразделение Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа в срок не более 7 дней со дня регистрации материалов уведомляет заказчика: при соответствии представленных материалов установленным требованиям - о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с прилагаемыми сметой и счетом на ее оплату в течение 30 дней со дня получения уведомления; при несоответствии материалов установленным требованиям - о сроках представления материалов в полном объеме. Применительно к материалам комплексного экологического обследования территории, обосновывающего придание ей статуса особо охраняемой природной территории - памятника природы регионального значения «Дранкинские горячие ключи» заявление администрации Карагинского муниципального района Камчатского края (далее - заказчик) от ДД.ММ.ГГГГ№ поступило в Министерство ДД.ММ.ГГГГ (вх. №). Уведомление о комплектности материалов и необходимости оплаты работ по организации и проведению государственной экологической экспертизы объекта регионального уровня (далее - Уведомление) направлено Министерством в адрес заказчика ДД.ММ.ГГГГ (исх. №). Вместе с тем, согласно положению, установленному статьей 193 ГК РФ, необходимо принять во внимание, что последний день (7 день) срока уведомления заказчика, установленного пунктом 9 Положения о порядке проведения ГЭЭ и исчисляемого по правилам, установленным статьей 191 ГК РФ, пришелся на ДД.ММ.ГГГГ, являющегося нерабочим днем. В связи с чем днем окончания срока уведомление заказчика является ближайший следующий за ДД.ММ.ГГГГ рабочий день, то есть ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому Уведомление в адрес заказчика было направлено Министерством ДД.ММ.ГГГГ. В целях признания Предписаний Департамента Росприроднадзора по ДФО незаконными и их отмене Министерство обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края (заявления Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№, №, №, №, №, №). Согласно определениям Арбитражного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, №, от ДД.ММ.ГГГГ№, №, № в принятии заявлений Министерства о признании незаконными и отменен предписаний Департамента Росприроднадзора по ДФО отказано в связи с тем, что указанные заявления не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. ст. 150, 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика, неявка которого не препятствует рассмотрению дела по существу.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, доводы которых поддержал, представил в качестве доказательств документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны возражения.
Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 10 Закона).
Статьями 11, 12 указанного Федерального закона определены объекты государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровня.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы установлен статьей 14 указанного Федерального закона, согласно которой, государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе: документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе; положительных заключений и (или) документов согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения; материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления (п. 1).
Государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания материалов, направляемых федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе направляемых материалов: документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и содержащей материалы оценки воздействия объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий, на соответствующую особо охраняемую природную территорию, в случае проведения государственной экологической экспертизы объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона; документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и содержащей материалы оценки воздействия искусственных земельных участков на окружающую среду, в случае проведения государственной экологической экспертизы объектов, указанных в подпункте 7.3 статьи 11 настоящего Федерального закона; заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения; материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления (п. 1.1).
Направление материалов на проведение государственной экологической экспертизы объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, в течение трех дней с даты представления этих материалов в данные органы (п. 4.1).
Приказ Госкомэкологии Российской Федерации от 16.05.2000 № 372 утверждено Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.
Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.
Согласно названному Положению (п. 1.2) целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.
Оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Порядок и содержание работ, состав документации по оценке воздействия на окружающую среду определяются действующим законодательством Российской Федерации в соответствии с видами и (или) конкретными характеристиками намечаемой деятельности в установленном порядке (п. 1.3).
В ходе первого этапа заказчик: подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию, содержащую общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами; информирует общественность в соответствии с пунктами 4.2, 4.3 и 4.4 настоящего Положения; проводит предварительную оценку по основным положениям пункта 3.2.2 и документирует ее результаты; проводит предварительные консультации с целью определения участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, в том числе заинтересованной общественности. В ходе предварительной оценки воздействия на окружающую среду заказчик собирает и документирует информацию: о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая цель ее реализации, возможные альтернативы, сроки осуществления и предполагаемое место размещения, затрагиваемые административные территории, возможность трансграничного воздействия, соответствие территориальным и отраслевым планам и программам; о состоянии окружающей среды, которая может подвергнуться воздействию, и ее наиболее уязвимых компонентах; о возможных значимых воздействиях на окружающую среду (потребности в земельных ресурсах, отходы, нагрузки на транспортную и иные инфраструктуры, источники выбросов и сбросов) и мерах по уменьшению или предотвращению этих воздействий (п. 3.1.1).
Согласно п. 4.3 названного Положения, информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие. В публикации представляются сведения о: названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности; наименовании и адресе заказчика или его представителя; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду; иной информации.
Согласно п.п. 4.8, 4.9 названного Положения информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний, других форм общественного участия публикуется в средствах массовой информации, указанных в пункте 3.1.1, не позднее чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений (проведения общественных слушаний). Заказчик также сообщает данную информацию заинтересованной общественности, интересы которой прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемой деятельности или которая проявила свой интерес к процессу оценки воздействия и другим участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду, которые могут не располагать доступом к указанным средствам массовой информации.
Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально.
Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Административный истец, заявляя исковые требования о признании предписаний от ДД.ММ.ГГГГ №№ №, №, №, №, №, № незаконными и подлежащими отмене, указывает на отсутствие в его действиях нарушений действующего законодательства Российской Федерации в области водных отношений и государственной экологической экспертизы.
Из представленных ответчиком документов следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Росприроднадзора по ДФО проведена плановая выездная проверка органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений и государственной экологической экспертизы.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной проверки составлен акт № № плановой комплексной проверки, с указанием выявленных нарушений.
По результатам проверки административным ответчиком административному истцу выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № №, которым предписано обеспечить принятие материалов от заявителя для организации и проведения государственной экологической экспертизы с соблюдением требований ст. 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в части организации общественных обсуждений по объекту ГЭЭ с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
По результатам анализа материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу регионального уровня, и порядка организации и проведения государственной экологической экспертизы, в деятельности отдела охраны окружающей среды и государственной экологической экспертизы Министерства выявлено нарушение требований Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». По проектной документации «Строительство автозимника продленного действия Анавгай - Палана на участке км 0- км 16» и материалы по объекту «Региональный спортивно-тренировочный центр по зимним видам спорта у подножия вулкана «Авачинский», Камчатский край» для организации и проведения государственной экологической экспертизы приняты некомплектные материалы. В материалах проверенных ГЭЭ было установлено, что объект ГЭЭ - проектная документация «Строительство автозимника продленного действия Анавгай - Палана на участке км 0- км 16», не был указан в объявлении о проведении общественных слушаний, опубликованном в газете «Новая жизнь» от ДД.ММ.ГГГГ№(6183), а также в протоколе общественных слушаний. Те же нарушения выявлены в материалах ГЭЭ, объектом которой являлся «Региональный спортивно-тренировочный центр по зимним видам спорта у подножия вулкана «Авачинский», Камчатский край». Согласно объявлению в газете «Камчатский край» от ДД.ММ.ГГГГ№(538) и «Елизовские вести» от ДД.ММ.ГГГГ№(89), а также протоколу общественных слушаний, также не указан объект ГЭЭ.
По результатам вышеуказанной проверки также выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № №, которым административному истцу предписано обеспечить прием материалов от заявителя на ГЭЭ в соответствии с пунктом 4.3 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно акту плановой комплексной проверки Министерства выявлено, что по проектной документации «Строительство автозимника продленного действия Анавгай - Палана на участке км 0- км 16» для организации и проведения государственной экологической экспертизы приняты некомплектные материалы. Так информация о проведении общественных обсуждений была опубликована помимо официальных изданий органов исполнительной власти Камчатского края, и в газете «Камчатское время», которая не является официальным изданием органа исполнительной власти Камчатского края и не должна была быть принята в составе материалов обсуждения с гражданами и общественными организациями. Включение в материалы ГЭЭ публикации объявления в газете «Камчатское время» является нарушением п. 4.3 Положения, предусматривающего публикацию информации о проведении общественных обсуждений в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Приняты некомплектные материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия охотничьих ресурсов на территории Камчатского края на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ» для организации и проведения государственной экологической экспертизы. Реализация указанного объекта государственной экологической экспертизы намечается в Камчатском крае на территории Елизовского, Пенжинского, Усть-Болыдерецкого, Усть-Камчатского, Мильковского, Олюторского, Быстринского, Карагинского, Тигильского и Соболевского муниципальных районов. В составе представленных на государственную экологическую экспертизу материалах имеются копии официальных изданий с объявлениями о проведении общественных слушаний по указанному объекту государственной экологической экспертизы: органа исполнительной власти Камчатского края - «Официальные ведомости» № (3839-3840) от ДД.ММ.ГГГГ; органа местного самоуправления по Елизовскому муниципальному району - «Елизовские вести» № (65) от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, официальное издание органа местного самоуправления по Пенжинскому, Усть-Болыперецкому, Усть-Камчатскому, Мильковскому, Олюторскому, Быстринскому, Карагинскому, Тигильскому и Соболевскому муниципальному району Камчатского края с объявлением о проведении общественных слушаний по указанному объекту государственной экологической экспертизы, на территории которого также планируется его реализация, отсутствует, что является нарушением п. 4.3 Положения, который устанавливает, что информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня) в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие.
Для проведения ГЭЭ были приняты некомплектные «Материалы по объекту «Территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами в Камчатском крае» для организации и проведения государственной экологической экспертизы. Реализация указанного объекта государственной экологической экспертизы намечается в Камчатском крае и охватывает всю ее территорию. В составе представленных на государственную экологическую экспертизу материалах имеются копии официальных изданий с объявлениями о проведении общественных слушаний по указанному объекту ГЭЭ: органа исполнительной власти Камчатского края - «Официальные ведомости» № (3958-3963) от ДД.ММ.ГГГГ; органа местного самоуправления по Елизовскому муниципальному району - «Елизовские вести» №(73) от ДД.ММ.ГГГГ. органа местного самоуправления по Карагинскому муниципальному району «Карагинские вести» № (1005190) от ДД.ММ.ГГГГ; органа местного самоуправления по Соболевскому муниципальному району «Соболевский вестник» № (34) от ДД.ММ.ГГГГ. Копии официальных изданий с объявлениями о проведении общественных слушаний органов местного самоуправления по остальным муниципальным районам Камчатского края (Пенжинскому, Усть- Большерецкому, Усть-Камчатскому, Мильковскому, Олюторскому, Быстринскому, Алеутскому, Тигильскому) отсутствуют. Таким образом, материалы общественных обсуждений не соответствуют требованиям п. 4.3 Положения, который предусматривает, что информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня) в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории, которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие. Также приняты некомплектные «Материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия охотничьих ресурсов на территории Камчатского края на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ» для организации и проведения государственной экологической экспертизы. Реализация указанного объекта государственной экологической экспертизы намечается в Камчатском крае на территории Елизовского, Пенжинского, Усть- Болыиерецкого, Усть-Камчатского, Мильковского, Олюторского, Быстринского, Карагинского, Тигильского и Соболевского муниципальных районов. В составе представленных на государственную экологическую экспертизу материалах имеются копии официальных изданий с объявлениями о проведении общественных слушаний по указанному объекту государственной экологической экспертизы: органа исполнительной власти Камчатского края - «Официальные ведомости» № (4560-4562) от ДД.ММ.ГГГГ; органа местного самоуправления по Елизовскому муниципальному району - «Елизовский вестник» № (363) от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, официальное издание органа местного самоуправления по Пенжинскому, Усть-Болыперецкому, Усть-Камчатскому, Мильковскому, Олюторскому, Быстринскому, Карагинскому, Тигильскому и Соболевскому муниципальному району Камчатского края с объявлением о проведении общественных слушаний по указанному объекту государственной экологической экспертизы, на территории которого также планируется его реализация, отсутствует. Таким образом, имеющиеся материалы общественных обсуждений не соответствуют требованиям п. 4.3 Положения, который предусматривает, что информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня) в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие.
Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ № №, выданном по результатам вышеуказанной проверки административному истцу предписано обеспечить прием материалов от заявителя на ГЭЭ в соответствии с пунктом 4.8 Положения.
При проведении проверки выявлено, что на ГЭЭ были приняты некомплектные «Материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия охотничьих ресурсов на территории Камчатского края на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ» для организации и проведения государственной экологической экспертизы. Так, в газете «Елизовские вести» № (65) от ДД.ММ.ГГГГ была опубликована информация о проведении общественных обсуждений по указанным материалам ГЭ. Общественные обсуждения по указанным материалам ГЭЭ состоялись ДД.ММ.ГГГГ, т.е. через 8 дней после публикации объявления, что является нарушением п. 4.8 Положения. Так как п. 4.8 Положения, предусматрено, что информация о проведении общественных обсуждений публикуется не позднее чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений. Приняты некомплектные «Материалы по объекту «Территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами в Камчатском крае» для организации и проведения государственной экологической экспертизы. Публикация в газете «Елизовские вести» №(73) от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует указанному требованию, т.к. общественные обсуждения состоялись ДД.ММ.ГГГГ, т.е. через 16 дней после публикации объявления. Аналогичная ситуация по публикации в газетах «Карагинские вести» № (1005190) от ДД.ММ.ГГГГ - общественные обсуждения состоялись через 17 дней после публикации объявления и «Соболевский вестник» № (34) от ДД.ММ.ГГГГ - проведение общественных обсуждений состоялось через 15 дней после публикации объявления газете. Таким образом, материалы общественных обсуждений не соответствуют требованиям п. 4.8 Положения, который предусматривает, что информация о проведении общественных обсуждений публикуется не позднее чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений. Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ № №, выданному по результатам вышеуказанной проверки, административному истцу предписано обеспечить прием материалов от заявителя на ГЭЭ в соответствии с пунктом 4.9 Положения. Для организации и проведения государственной экологической экспертизы приняты некомплектные материалы по следующим объектам ГЭЭ: проектная документация «Строительство автозимника продленного действия Анавгай - Палана на участке км 0- км 16»; материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия охотничьих ресурсов на территории Камчатского края на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ; материалы по объекту «Территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами в Камчатском крае; материалы по объекту «Региональный спортивно-тренировочный центр по зимним видам спорта у подножия вулкана «Авачинский», Камчатский край; Материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия охотничьих ресурсов на территории Камчатского края на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение п. 4.9 Положения в протоколах общественных слушаний, по указанным материалам, отсутствуют подписи граждан.
Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ № № административному истцу предписано при проведении ГЭЭ обеспечить соблюдение выполнения п.п. 3.4.2.8 п. 3.4.2 части 3.4 Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края государственной услуги по организации и проведению ГЭЭ объектов регионального уровня, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ№, в части наличия уведомления заказчику ГЭЭ о необходимости предоставления дополнительной информации.
При организации и проведении государственной экологической экспертизы материалов проектной документации «Строительство автозимника продленного действия Анавгай - Палана на участке км 0- км 16» в нарушение требований пп.3.4.2.8 п.3.4.2 части 3.4 Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Административный регламент), в соответствии с которым для получения дополнительной информации о рассматриваемом объекте государственной экологической экспертизы по запросам руководителя экспертной комиссии или членов экспертной комиссии Министерство направляет официальное письмо-уведомление заказчику о необходимости представления дополнительной информации по объекту экологической экспертизы. Предусмотренное уведомление отсутствует. Согласно указанному Административному регламенту, как в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№, п. ДД.ММ.ГГГГ части III, так и в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№, п.п. 3.4.2.8 п. 3.4.2 ч. 3.4, для получения дополнительной информации о рассматриваемом объекте государственной экологической экспертизы по запросам руководителя экспертной комиссии или членов экспертной комиссии Министерство направляет официальное письмо-уведомление заказчику о необходимости представления дополнительной информации по объекту экологической экспертизы. В приложении 16 Административного регламента имеется образец заполнения формы «Уведомления о необходимости представления дополнительной информации по объекту экологической экспертизы».
Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ № №, выданному по результатам вышеуказанной проверки, административному истцу предписано при рассмотрении заявления заказчика и материалов, поступивших на ГЭЭ, на комплектность, обеспечить соблюдение срока уведомления заказчика о необходимости оплаты проведения экспертизы, установленного п. 9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы».
Согласно акту плановой комплексной проверки Министерства выявлено, что при организации и проведении государственной экологической экспертизы по «Материалам комплексного экологического обследования территории, обосновывающего придание ей статуса особо охраняемой природной территории - памятника природы регионального значения «Дранкинские горячие ключи» нарушено требование п. 9 Положения № в части подготовки в семидневный срок со дня регистрации материалов уведомления о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы при соответствии представленных материалов установленным требованиям. Срок подготовки письма составил 10 дней. Срок подготовки уведомления о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы при соответствии представленных материалов установленным требованиям, исчисляется со дня регистрации материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, и семидневный срок для направления уведомления истекает ДД.ММ.ГГГГ, а не ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При рассмотрении дела, суд, принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, не находит оснований для признания оспариваемых предписаний незаконными и подлежащими отмене. Нарушений прав и законных интересов административного истца в действиях административного ответчика не усматривается. Предписания Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ №№№, №, №, №, №, № суд признает законными и обоснованными. Выявленные административным ответчиком в действиях административного истца нарушения при проведении вышеуказанной проверки, нашли подтверждение при рассмотрении дела, подтверждаются представленными доказательствами.
Кроме того, при рассмотрении дела административным ответчиком заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности для обращения в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
В соответствии с ч. ч. 1, 8 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Пропуск административным истцом срока для обращения в суд с административным исковым заявлением нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Административному истцу о нарушении своих прав стало известно в <данные изъяты>, с рассматриваемым административным исковым заявлением в Центральный районный суд г. Хабаровска обратился ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование причин срока обращения в суд истцом указано о первоначальном обращении с данным административным исковым заявлением в Арбитражный суд Хабаровского каря ДД.ММ.ГГГГ. Определением Арбитражного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии заявления к производству в связи с тем, что заявление не подлежит рассмотрению в арбитражном суда.
Указанное обстоятельство суд не признает уважительной причиной пропуска срока обращения в суд. Иных объективных доказательств, подтверждающих уважительные причины пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявлением, не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
решил:
в удовлетворении административных исковых требований министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края к департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу о признании предписаний от ДД.ММ.ГГГГ №№ №, №, №, №, №, № незаконными и подлежащими отмене, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Мотивированное решение составлено 19.03.2019.
Судья О.В. Шевцова
Копия верна
Судья:_____________________
(О.В. Шевцова)
Секретарь судебного заседания
___________________________
«____»_____________20_____г.
Решение суда не вступило в законную силу
Уникальный идентификатор дела №
Подлинник решения подшит в дело № 2а-2514/2019 и хранится в Центральном районном суде г. Хабаровска.