ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2514/19 от 15.01.2020 Авиастроительного районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело №2а-66/2020

16RS0045-01-2019-002952-49

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 января 2020 года город Казань

Авиастроительный районный суд города Казани Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Ахуновой Г.Г.,

при секретаре судебного заседания Саттаровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО к заместителю начальника муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» ФИО, муниципальному казенному учреждению «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>», Исполнительному комитету муниципального образования <адрес> о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объектов индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав,

установил:

ФИО обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании уведомления органа местного самоуправления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объектов индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав.

В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес>.

Кроме того, на данном земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером , также принадлежащий административному истцу на праве собственности.

ДД.ММ.ГГГГ он предоставил в муниципальное казенное учреждения «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» (далее – МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО <адрес>») уведомление о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на вышеуказанном земельном участке, в ответ на которое ДД.ММ.ГГГГ получил уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции параметров объекта установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

Однако в связи с тем, что у него уменьшилось пятно застройки объекта индивидуального жилищного строительства, ФИОДД.ММ.ГГГГ в МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО <адрес>» было подано уведомление об изменении параметров планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, с приложением к нему письма ЭПУ «Приволжскгаз» ООО «Газпром трансгаз Казань» и Акта обследования охранных зон газопроводов.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец получил уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объектов индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с указанием на то, что земельный участок частично входит в охранные зоны газораспределительных сетей; объект индивидуального жилищного строительства выходит за границу места допустимого размещения объекта капитального строительства, пересекает красную линию.

Полагает, что такое решение органа местного самоуправления нарушает его права и законные интересы, поскольку согласно письму ЭПУ «Приволжскгаз» ООО «Газпром трансгаз Казань» и Акту обследования охранных зон газопроводов на территории принадлежащего административному истцу земельного участка нарушений охранных зон и зон минимально-допустимых расстояний распределительных газопроводов на момент проверки не обнаружено. Указывает, что согласно Градостроительному плану земельного участка, выданному МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес>», в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, информация о красных линиях отсутствует, проект планировки территории не утвержден.

В связи с указанными обстоятельствами, ФИО просит признать незаконным уведомление МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и возложить на указанный орган местного самоуправления обязанность устранить допущенное нарушение прав путем повторного рассмотрения уведомления об изменении параметров планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

Представитель административного истца – ФИО в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО <адрес>» ФИО, представляющий также интересы административного ответчика ИК МО <адрес>, с требованиями административного истца не согласился, просил в их удовлетворении отказать.

Представитель заинтересованного лица ООО «Газпром трансгаз Казань» ФИО оставила разрешение вопроса на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика заместителя начальника МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО <адрес>» ФИО, представители заинтересованных лиц МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес>», ЭПУ «Приволжскгаз», ПАО «Казанский вертолетный завод», Казанского авиационного завода имени ФИО – филиала ПАО «Туполев» на судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов административного дела следует, что ФИО на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 140 квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: индивидуальный жилой дом и прилегающая к нему территория.

Кроме того, ФИО владеет на праве собственности жилым домом с кадастровым номером , расположенным на вышеназванном земельном участке.

Частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Имея намерение реконструировать объект индивидуального жилищного строительства, принадлежащего ему на праве собственности, административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО <адрес>» с уведомлением о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО <адрес>» подготовлено уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

Согласно части 14 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае изменения параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает или направляет способами, указанными в части 1 настоящей статьи, уведомление об этом в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления с указанием изменяемых параметров. Рассмотрение указанного уведомления осуществляется в соответствии с частями 4 - 13 настоящей статьи.

В связи с изменением параметров планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, ДД.ММ.ГГГГФИО подал в МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО <адрес>» соответствующее уведомление, приложив к нему письмо ЭПУ «Приволжскгаз» ООО «Газпром трансгаз Казань» от ДД.ММ.ГГГГ и Акт обследования охранных зон газопроводов от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктами 1,2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО <адрес>» подготовлено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по тому основанию, что объект индивидуального жилищного строительства выходит за границу места допустимого размещения объекта капитального строительства, пересекает красную линию и поскольку земельный участок частично входит в охранные зоны газораспределительных сетей. Для исключения возможных нарушений охранных зон и нарушений минимально допустимых расстояний объектов сетей газораспределения и газопотребления, а также магистральных газопроводов, при реконструкции объектов, а также новом строительстве на месте старых объектов, заявителю предложено направить запрос в адрес ЭПУ «Казаньгоргаз», ЭПУ «Зеленодольскгаз» и ЭПУ «Приволжскгаз».

Пункт 6 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относит охранную зону трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).

На земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов (статья 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 6 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.

Согласно статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации утверждает, в том числе, положение об охранных зонах трубопроводов, положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.

Правила охраны газораспределительных сетей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила), пунктом 2 которых установлено, что Правила действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность.

Подпунктом «е» пункта 3 Правил определено, что охранной зоной газораспределительной сети является территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения, а в подпункте «ж» дано понятие «нормативные расстояния» как минимально допустимые расстояния от газораспределительной сети до зданий и сооружений, не относящихся к этой сети, устанавливаемые при проектировании и строительстве этой сети, зданий и сооружений в целях обеспечения их безопасности, а также находящихся в них людей в случае возникновения аварийной ситуации на газораспределительной сети.

Согласно подпункту «а» пункта 14 Правил на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения.

В силу пункта 47 земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременений), устанавливаемых настоящими Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке.

Согласно пункту 17 Правил утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, указанных в пунктах 14, 15 и 16, производятся на основании заявления об утверждении границ охранной зоны газораспределительных сетей и сведений о границах охранной зоны газораспределительных сетей, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей.

В силу пункта 18 Правил решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении границы охранной зоны и наложении ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки является основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Как усматривается из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте – земельном участке с кадастровым номером , он имеет ограничения в использования в связи с установленными охранными зонами в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей».

Из приложенного ФИО к уведомлению об изменении параметров планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства письма ЭПУ «Приволжскгаз» ООО «Газпром трансгаз Казань» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нарушений охранных зон и зон минимально-допустимых расстояний распределительных газопроводов на момент проверки не обнаружено.

Такой же вывод отражен в акте обследования охранных зон газопроводов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому по адресу: <адрес>, на момент проверки нарушений охранных зон газопроводов не обнаружено.

Между тем, как усматривается из заявления ФИО от ДД.ММ.ГГГГ, в ответ на которое ЭПУ «Приволжскгаз» ООО «Газпром трансгаз Казань» ДД.ММ.ГГГГ был дан вышеуказанный ответ, оно не содержало требования о выдаче заключения на проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, а лишь содержало требование о выдаче заключения о нарушении охранных зон газораспределительных сетей относительно объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>.

Кроме того мастером ЭПУ «Приволжскгаз» ООО «Газпром трансгаз Казань» также была проведена проверка и составлен акт ДД.ММ.ГГГГ, содержащий сведения об отсутствии нарушений охранных зон газопровода на момент проведения проверки, без оценки возможных нарушений охранных зон газораспределительных сетей при проведении мероприятий по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

Указанное подтвердил в судебном заседании и представитель ООО «Газпром трансгаз Казань», указав, что Акт обследования охранных зон газопроводов от ДД.ММ.ГГГГ и письмо от ДД.ММ.ГГГГ были составлены на основании заявления ФИО о выдаче заключения о нарушении охранных зон газораспределительных сетей, на основании чего мастером ЭПУ «Приволжскгаз» был осуществлен выезд по адресу: <адрес>, и сделаны выводы об отсутствии на момент проверки нарушений охранных зон газопроводов.

Таким образом, поскольку принадлежащий административному истцу земельный участок расположен в охранной зоне газораспределительных сетей, при этом заключений об отсутствии нарушений указанной зоны при изменении параметров планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства от представителя эксплуатационной организации данной газораспределительной сети не получено, органом местного самоуправления правомерно было подготовлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

Что же касается указания в оспариваемом уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении параметров установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по тому основанию, что объект индивидуального жилищного строительства выходит за границу места допустимого размещения объекта капитального строительства, пересекает красную линию, суд приходит к следующему.

Красными линиями признаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из положений норм статьи 41 и 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что существующие красные, а также линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, подлежат нанесению и выделению на утвержденном в установленном порядке проекте планировке территории, являющимся основой для разработки проектов межевания территорий.

Согласно пункту 4.1 Инструкции «О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», принятой Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ, проект красных линий является составной и утверждаемой частью проекта планировки, входящей в состав градостроительной документации.

По смыслу приведенных выше требований закона, границы ограниченных оборотом земельных участков должны быть предусмотрены утвержденными в установленном порядке проектами планировки территории. Несоблюдение указанного порядка утверждения красных линий исключает возможность отнесения того или иного земельного участка в качестве ограниченного в обороте.

Между тем, из материалов дела усматривается, что красные линии, которые, согласно оспариваемому уведомлению, пересекает объект индивидуального жилищного строительства, надлежащим образом не утверждены, проект планировки территории в указанной части уполномоченным органом не принят. Следовательно, суд не может согласиться с выводом органа местного самоуправления, изложенным в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в связи с тем, что объект индивидуального жилищного строительства выходит за границу места допустимого размещения объекта капитального строительства, пересекает красную линию.

Однако, поскольку при разрешении дела судом был установлен факт правомерности оспариваемого уведомления в части указания в нем о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по тому основанию, что он частично входит в охранные зоны газораспределительных сетей, в удовлетворении административных исковых требований ФИО следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО к заместителю начальника муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» ФИО, муниципальному казенному учреждению «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>», Исполнительному комитету муниципального образования <адрес> о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объектов индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав путем повторного рассмотрения уведомления об изменении параметров планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства ФИО от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Авиастроительный районный суд <адрес>.

Судья /подпись/

Копия верна. Судья Ахунова Г.Г.