Дело № 2а-2515/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Кудряшовой М.В., при секретаре Цыбиковой Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Республики Бурятия, Федеральному агентство водных ресурсов об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор (далее - прокурор), действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, просит обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия в срок до *** обеспечить предоставление документов в Федеральное агентство водных ресурсов в лице Енисейского бассейнового водного управления для внесения в государственный водный реестр сведений о местоположении береговой линии водного объекта - реки С. в соответствии с Правилами определения местоположения береговой линии (границ водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 № 377; обязать Федеральное агентство водных ресурсов в лице Енисейского бассейнового водного управления в срок до *** внести сведения о местоположении береговой линии реки С. в государственный водный реестр и представить документы для внесения сведений о местоположении береговой линии реки С. в государственный реестр недвижимости; обязать Федеральное агентство водных ресурсов организовать финансовое обеспечение выполнения работ по внесению сведений о местоположении береговой линии реки С. в государственный водный реестр и государственный реестр недвижимости.
Требования мотивированы тем, что в нарушение природоохранного законодательства, выразившиеся в непринятии мер по установке и кадастровому учету береговой линии (границ водного объекта) - реки С. влечет угрозу нарушения гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, может повлечь за собой неправомерное занятие и использование территорий, фактически входящих в границы водного объекта - реки С., причинение ущерба уникальной экологической системе объекта Всемирного наследия Юнеско - оз. Б..
Определением суда от *** производство по делу в части заявленных требований прокурора к Федеральному агентству водных ресурсов в лице Енисейского бассейнового водного управления об обязании в срок до *** внести сведений о местоположении береговой линии реки С. в государственный водный реестр и представить документы для внесения сведений о местоположении береговой линии реки С. в государственный реестр недвижимости; к Федеральному агентству водных ресурсов об обязании организовать финансовое обеспечение выполнения работ по внесению сведений о местоположении береговой линии реки С. в государственный водный реестр и государственный реестр недвижимости прекращено в связи с отказом административного истца от заявленных требований.
Представитель прокурора Качина Е.Г., действующая на основании доверенности, неоднократно исковые требования уточнялись, в связи с чем, просит обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия в срок до *** обеспечить предоставление документов в Федеральное агентство водных ресурсов в лице Енисейского бассейнового водного управления для внесения в государственный водный реестр сведений о местоположении береговой линии водного объекта - реки С. (на протяжении от границы Российской Федерации и М. до места впадения в озера Байкал, включая дельту реки С.) с целью последующего внесения сведений о местоположении береговой линии реки С. в государственный реестр недвижимости в соответствии с Правилами определения местоположения береговой линии (границ водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 № 377; обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия и Федеральное агентство водных ресурсов в срок до *** при разработке и согласовании целевых прогнозных показателей и мероприятий по осуществлению полномочий в области водных отношений на очередной финансовый год включить мероприятия по определению местоположения береговой линии реки С., в том числе ее дельты, в перечень мероприятий, финансируемых за счет средств субвенций из федерального бюджета. В остальном дала пояснения аналогичные доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Министерство природных ресурсов РБ Андреев А.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно заявленных прокурором исковых требований. Суду представил отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым, указал, что в рамках исполнения полномочий, на основании Перечня мероприятий, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, согласованным с Федеральным агентством водных ресурсов в 2015 г. выполнены работы по определению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы на участках реки С. на территории <адрес>, <адрес> с последующей постановкой на кадастровый учет. На момент проведения указанных работ, определение местоположения береговой линии водных объектов с постановкой на кадастровый учет не было регламентировано. Береговая линия – это не только граница водного объекта, но еще и начало водоохраной зоны, прибрежно-защитной полосы, береговой полосы общего пользования для водоемов и водотоков. В связи с чем, без определения береговой линии водного объекта определить границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы не представляется возможным. Таким образом, Минприродой РБ обеспечено внесение сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы С. в государственный водный реестр, следовательно, имеются сведения о береговой линии. В соответствии с Перечнем в настоящее время по результатам аукциона заключен Государственный контракт от *** по определению границ водоохраных зон и прибрежных защитных полос реки С. в границах <адрес>. С учетом указанного, просит в иске отказать.
Представитель Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Согласно представленному отзыву на исковое заявление и.о. руководителя, с исковыми требованиями прокурора не согласился. Указывая, что в соответствии с Положением о Енисейском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов, утв. Приказом Росводресурсов от ***..., Енисейское бассейновое водное управление, является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляет возложенные на него функции на территории в том числе, Республики Бурятия. Сведения о местоположении береговой линии реки Селенги могут быть внесены в государственный водный реестр и государственный кадастр недвижимости после предоставления соответствующих сведений уполномоченным государственным органом Республики Бурятия. В связи с чем, Енисейское БВУ не может выполнить требования о внесении в государственный водный реестр сведений о местоположении береговой линии (границе водного объекта) реки С. в срок до *** либо иной срок, т.к. уполномоченный орган исполнительной власти РБ (Министерство природных ресурсов РБ) указанные сведения в Енисейское БВУ не направил. Финансовое обеспечение выполнения работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства и не может превышать установленных лимиты на эти цели. В соответствии с ч. 3 ст. 26 Водного кодекса РФ, средства на осуществление передаваемых полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Представитель Федерального агентства водных ресурсов В.И.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно представленному отзыву на исковое заявление, указывает, что установление береговой линии (границы водного объекта) реки Селенга должно осуществляться уполномоченными органами власти Республики Бурятия за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета, предоставляемых в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 г. № 629 «Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений». В рамках формирования бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2018 г. и плановый период 2019 и 2010 г. бюджетная заявка и обосновывающие материалы по установлению местоположения береговой линии (границ водных объектов) реки Селенга в Росводресурсы не поступала. При этом, Росводресурсы готовы рассмотреть вопрос о возможности софинансирования данного мероприятия после предоставления в Росподресурсы Министерством природных ресурсов РБ материалов в установленном порядке. При этом при формировании Перечня водных объектов приоритет отдается водным объектам или их частям, которые являются источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; используются в рекреационных целях; испытывают наиболее антропогенное влияние объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, сельского хозяйства; отнесены к водным объектам высшей или первой рыбохозяйственной категории.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
В силу ч. 5 ст. 10 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в реестр границ вносятся следующие сведения о береговых линиях (границах водных объектов):
- тип (в соответствии с частью 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации) и наименование (при наличии) поверхностного водного объекта;
- описание местоположения береговой линии (границы водного объекта).
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и включает реестра границ, то есть реестр сведений в том числе о границах береговых линиях (границах водных объектов).
В соответствии с ч. 4, 4.1 ст. 5 Водного кодекса РФ береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.
Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О государственной регистрации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы, содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
В силу п. 22 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»..., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532 в случае внесения в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта) и других зонах с особыми условиями использования территории, установленных в отношении водного объекта, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного водного реестра, направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения о типе, наименовании водного объекта, установленных параметрах таких зон (координаты, площадь при наличии), содержащий описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), текстовое и графическое описание местоположения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, зон затопления, подтопления и других зон с особыми условиями использования территории, а также перечень координат характерных точек границ таких зон, прибрежных защитных полос в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Следовательно, для сведения в государственный реестр недвижимости сведений о местоположении береговой линии водного объекта необходимо предварительное внесение сведений в государственный водный реестр.
Согласно п. 10.2 ч. 4 ст. 31 Водного кодекса РФ в государственный водный реестр включаются документированные сведения о местоположении береговой линии (границы водного объекта).
Полномочия по внесению сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) переданы органам государственной власти субъектов РФ.
Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 данной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Под определением местоположения береговой линии (границы водного объекта) в указанных Правилах понимается установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) или уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта).
В результате выполнения работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется описание ее местоположения с учетом требований, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При описании местоположения береговой линии (границы водного объекта) подготавливаются перечень координат характерных точек береговой линии (границы водного объекта), картографическая основа с нанесенной береговой линией (границей водного объекта), пояснительная записка (паспорт работ по описанию местоположения береговой линии), содержащая в том числе: ведения о заказчике работ, использованных исходных данных и методах наполнения работ.
Местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии границы водного объекта) в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с ч. 2, 7.4, 7.5 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 №629, субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
При недостаточности субвенций органы исполнительной власти объектов Российской Федерации не позднее 15 сентября текущего финансового года обращаются в Федеральное агентство водных ресурсов с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва (при этом предоставляются документы, обосновывающие размер запрашиваемых средств, г: перечню, устанавливаемому Агентством).
Пунктами 1.3,2.3.1.2. Регламента формирования бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденного приказом Федерального агентства водных ресурсов № 31 от 14.02.2018, предусмотрено, что инициаторами предложений по включению водохозяйственных и водоохранных мероприятий и работ капитального и некапитального характера в перечни мероприятий и объектов, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета в 2019-2021 годах могут выступать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К мероприятиям, заявляемым к финансированию с участием субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, отнесены природоохранные мероприятия, направленные на охрану водных объектов или их частей и экологическую реабилитацию.
Поэтому финансирование мероприятий по установлению береговой линии реки С. возможно:
- за счет субвенций на осуществление переданных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- по отдельным заявкам в соответствии с Регламентом формирования бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов за 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденным приказом Генерального агентства водных ресурсов № 31 от 14.02.2018.
Согласно п. 1.1 Положения и Министерстве природных ресурсов Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.03.2007 № 65, Министерство природных ресурсов Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по участию в выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, а также является специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим переданные полномочия Россссийской Федерации в области водных отношений.
В соответствии с п. 1,5.1.1,5.1.3 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 282, Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
Полномочия по ведению государственного водного реестра возложены на Енисейское бассейновое водное управление, а по финансированию мероприятий по установлению местоположения береговой линии - на Федеральное агентство водных ресурсов.
В нарушение указанных требований законодательства Министерством природных ресурсов Республики Бурятия не приняты меры по внесению в государственный водный реестр сведений о местоположении береговой линии реки Селенга (границ водного объекта). Поэтому сведения о береговой линии не внесены в государственный реестр недвижимости.
Заявка с приложением необходимых документов в Федеральное агентство водных ресурсов о финансировании данных мероприятий не направлялась, финансовое обеспечение осуществления данных полномочий не осуществлялось.
С учетом пояснений представителя ответчика Министерства природных ресурсов, судом установлено, что Министерством осуществлены работы по внесению сведений в государственный водный реестр о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос на участках реки С. на территории <адрес>.
Однако внесение указанных сведений в государственный водный реестр осуществлялось до вступления в силу Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 № 377. Сведения о местоположении береговой линии реки С. в государственный водный реестр не внесены.
Мероприятия по установлению местоположения береговой линии реки С. на участках <адрес> не проводились, сведения о местоположении береговой линии в государственный водный реестр не вносились. *** Министерством природных ресурсов РБ заключен государственный контракт с ООО на проведение работ по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки С. в границах указанных районов.
Таким образом, изложенное нарушение природоохранного законодательства, выразившиеся в непринятии мер по установке и кадастровому учету береговой линии (границ водного объекта) - реки С. влечет угрозу нарушения гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, может повлечь за собой неправомерное занятие и использование территорий, фактически входящих в границы водного объекта реки С., причинение ущерба уникальной экологической системе объекта Всемирного наследия Юнеско - озера Байкал.
В соответствие со ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.
На основании ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ при признании решения, действия бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск, Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия в срок до *** обеспечить предоставление документов в Федеральное агентство водных ресурсов в лице Енисейского бассейнового водного управления для внесения в государственный водный реестр сведений о местоположении береговой линии водного объекта - реки С. (на протяжении от границы Российской Федерации и М. до места впадения в озера Байкал, включая дельту реки С.) с целью последующего внесения сведений о местоположении береговой линии реки С. в государственный реестр недвижимости в соответствии с Правилами определения местоположения береговой линии (границ водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 № 377.
Обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия и Федеральное агентство водных ресурсов в срок до *** при разработке и согласовании целевых прогнозных показателей и мероприятий по осуществлению полномочий в области водных отношений на очередной финансовый год включить мероприятия по определению местоположения береговой линии реки С., в том числе ее дельты, в перечень мероприятий, финансируемых за счет средств субвенций из федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 24 августа 2018 г.
Судья М.В. Кудряшова