ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2518/2017 от 03.11.2017 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-2518/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 ноября 2017 года г.Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Райской И.Ю.

при секретаре Ивановой В.А.,

с участием: помощника прокурора Центрального района г. Твери – Иванова Д.А.,

административного истца ФИО1 и его представителя ФИО2,

представителей административного ответчика администрации города Твери и заинтересованного лица Департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери ФИО3 и ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к администрации города Твери о признании недействительным пункта 1.4.3 Постановления администрации города Твери от 12 апреля 2017 года № 467 «О внесении изменений в постановление администрации города Твери от 24 февраля 2015 года № 195 «Об организации ярмарок на территории города Твери»,

у с т а н о в и л:

ИП ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 обратился в Центральный районный суд г. Твери с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействительным пункт 1.4.3 Постановления администрации города Твери «О признании утратившим силу пункта 4 «Перечня территорий города Твери, на которых возможна организация ярмарок органом местного самоуправления», постановления администрации города Твери от 12.04.2017 года № 467 «О внесении изменений в постановление администрации города Твери от 24.02.2015 № 195 «Об организации ярмарок на территории города Твери»; возложить на администрацию города Твери обязанность по внесению изменения в Постановление администрации города Твери от 24.02.2015 № 195 «Об организации ярмарок на территории города Твери» включив в перечень территорий, на которых может быть организована ярмарка территорию по адресу - <...> около дома № 48.

В обоснование заявления указано, что администрация города Твери 12 апреля 2017 года издала постановление № 467 «О внесении изменений в постановление администрации города Твери от 24.02.2015 № 195 «Об организации ярмарок на территории города Твери». Изданное Постановление нарушает права ИП ФИО1 и противоречит действующему законодательству по следующим основаниям. Действия по организации ярмарок были выполнены в рамках исполнения обязанностей администрации города Твери, предусмотренные пункт 2 ст. 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», а именно органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Пунктом 3 ст. 17 указанного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: 1) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; 2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; 3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; 4) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях. На основании Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» было принято постановление Правительства Тверской области от 01 октября 2013 года № 464-пп «О порядке организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Тверской области», 26 августа 2016 года были подведены итоги конкурса по выбору администратора ярмарки на территории города Твери, который проводился в соответствии с требованиями, предусмотренными Постановлением Правительства Тверской области от 01 октября 2013 года № 464-пп «О Порядке организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Тверской области» (далее – Постановление № 464-пп), постановлением администрации города Твери от 24 февраля 2015 года № 195 «Об организации ярмарок на территории города Твери». Организатором Конкурса являлся – Департамент потребительского рынка и рекламы администрации города Твери. Решением конкурсной комиссии по конкурсному отбору администратора ярмарки на территории города Твери от 26 августа 2016 года, ИП ФИО1 признан победителем в конкурсе по отбору администратора ярмарки по адресу: <...> около д. № 48 (в границах земельного участка с кадастровым номером ). Пунктом 28 конкурсной документации предусмотрено, что Победитель Конкурса подписывает договор в течение 7 рабочих дней со дня его получения и направляет его Организатору Конкурса, данный договор был подписан административным истцом 08 сентября 2016 года и передан в Департамент потребительского рынка и рекламы администрации города Твери. Истцом 03 октября 2016 года было получено уведомление от Департамента, доставленное почтой России заказным письмом, об отказе от договора от 26 сентября 2016 года № 22/1332-и, не согласившись с данным отказом, истец обратился в суд с исковым заявлением о признании одностороннего отказа не действительным. 07 февраля 2017 года Арбитражным судом Тверской области по делу № А66-12685/2016 принято решение, в котором суд решил: «Признать недействительным отказ Департамента потребительского рынка и рекламы Администрации города Твери от договора о предоставлении права исполнять обязанности администратора ярмарки по адресу: <...> у дома № 48, оформленное уведомлением № 22/1332-h от 26 сентября 2016 года». В настоящее время договор является действующим и подлежит обязательному исполнению сторонами, а именно: ИП ФИО1 и Департаментом. Игнорируя решение Арбитражного суда Тверской области по делу № А66-12685/2016 Администрация города Твери 12 апреля 2017 года издаёт постановление № 467 «О внесении изменений в постановление администрации города Твери от 24.02.2015 № 195 «Об организации ярмарок на территории города Твери»», пунктом 1.4.3. которого предусмотрено: «признать утратившим силу пункта 4 «Перечня территорий города Твери, на которых возможна организация ярмарок органом местного самоуправления», данный пункт предусматривает размещение ярмарочной территории - по ул. Орджоникидзе, около дома № 48, тип проводимых ярмарок специализированные, универсальные. В рамках проведения публичных слушаний по вопросу принятия постановления о внесении изменений в постановление администрации города Твери от 24.02.2015 года № 195 «Об организации ярмарок на территории города Твери» истец указывал, что издание постановления № 467 «О внесении изменений в постановление администрации города Твери от 24.02.2015 № 195 «Об организации ярмарок на территории города Твери» создаст невозможность исполнения принятых Департаментом обязанностей по заключенному договору и нарушит права Истца. Изданное постановление Администрации города Твери от 12 апреля 2017 года № 467 «О внесении изменений в постановление администрации города Твери от 24.02.2015 № 195 «Об организации ярмарок на территории города Твери» противоречит произведённым действиям администрации города Твери и Департамента, а также Постановлению № 464-пп. Согласно п. 8 «Исполнительный орган государственной власти Тверской области, орган местного самоуправления муниципального образования Тверской области как организатор ярмарки в целях осуществления функций по подготовке и проведению ярмарки может привлекать администратора ярмарки. Определение администратора ярмарки осуществляется на конкурсной основе в соответствии с порядком конкурсного отбора администратора ярмарки», что в свою очередь и было сделано администрацией города Твери и Департаментом, а также порядку конкурсного отбора администратора ярмарки утверждённого Постановлением № 464-пп. Принятый нормативный акт нарушает ст. 447 ГК РФ, в частности «в качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.)», приятым постановлением от 12 апреля 2017 года № 467 администрация города Твери исключает из перечня территорий, на которых возможна организация ярмарки, территорию, по которой определён администратор ярмарки путём проведения открытого конкурса и действующего договора о предоставлении права исполнять обязанности администратора ярмарки по адресу: <...> у дома № 48. Также принятое постановление от 12 апреля 2017 года № 467 нарушает положение ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором (ст. 310 ГК РФ). Соответственно администрация города Твери через Департамент организовало проведение конкурса по отбору администратора ярмарки по адресу: <...> около дома № 48. После определения неугодного для них победителя, пользуясь своим властным положением, не желая исполнять заключенный по итогам конкурса договор, а также решение Арбитражного суда Тверской области по делу № А66-12685/2016 в нарушение вышеуказанных норм права, своим постановлением от 12 апреля 2017 года № 467 вносит изменение в постановление администрации города Твери от 24 февраля 2015 года № 195 «Об организации ярмарок на территории города Твери», исключая из перечня территорий, на которых может быть размещена ярмарка территорию по адресу - ул. Орджоникидзе, около дома № 48. Истец при проведении публичных консультаций в целях проведения экспертизы постановления администрации города Твери, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, на предмет наличия положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности обращался в Департамент потребительского рынка и рекламы администрации города Твери с предложением исключить из проекта постановления о внесении изменений в постановление администрации города Твери от 24 февраля 2015 года № 195 «Об организации ярмарок на территории города Твери» пункт 1.4.3. «о признании утратившим силу пункта 4 «Перечня территорий города Твери, на которых возможна организация ярмарок органом местного самоуправления», данный пункт предусматривает размещение ярмарочной территории – по ул. Орджоникидзе, около дома № 48, тип проводимых ярмарок специализированные, универсальные. В дальнейшем истец обратился в Департамент экономики, инвестиций и промышленной политики администрации города Твери (письмо от 07 июня 2017 года № 36/01) с просьбой не исключать ярмарочную территорию по адресу: <...> около дома № 48. В своём заключении Департамент экономики, инвестиций и промышленной политики указал, что предложение ИП ФИО1 выходит за пределы правового регулирования Постановления, так как затрагивает регулирование имущественных отношений, также указал на отсутствие в Постановлении положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской деятельности. В связи с чем, административный истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

В судебном заседании административный истец ИП ФИО1 и его представитель ФИО2, действующий на основании доверенности, поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика администрации города Твери и заинтересованного лица Департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных истцом требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Согласно представленного отзыва, истец заявляет о нарушении его прав, выраженном в изменении перечня ярмарочных территорий городского округа и отсутствии в нем желаемой для истца ярмарочной территории. Заявляет требования к органу местного самоуправления в рамках его полномочий включить желаемую городскую территорию в перечень ярмарочных территорий размещаемых на земельных участках публичной собственности, на которых Департамент потребительского рынка уполномочен выступать организатором ярмарки путем признания недействительным соответствующего пункта изменяющего названный перечень. При этом обосновывает свою позицию относительно норм материального права наличием гражданско-правовой сделки, заключенной между Департаментом потребительского рынка и рекламы и административным истцом. Администрация города Твери и Департамент с такой позицией согласиться не могут, полагают, что истцом не обосновано нарушение прав с точки зрения бремени доказывания своих доводов в соответствии с положениями КАС РФ, а сама позиция административного истца основана на неверном толковании норм материального права. В то же время считают, что административный истец не учитывает специфику содержания правового регулирования в сфере торговой деятельности в Российской Федерации, а также не учитывает необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов. В связи с этим, просят отказать в заявленных требованиях административного иска по следующим основаниям. В соответствии со ст. 2 Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации по вопросам компетенции органов местного самоуправления, в частности, в постановлении от 02 апреля 2002 года № 7-П, определении от 10 апреля 2002 № 92-0, постановлении от 29 марта 2011 года № 2-П, следует, что понимание местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации территориальной самоорганизации населения, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, предполагает, что муниципальная власть по своей природе является властью самого местного сообщества, а субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти – непосредственно и через органы местного самоуправления – выступает население муниципального образования. Это обусловливает возложение на органы местного самоуправления вытекающих из природы местного самоуправления обязанностей по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения конкретного муниципального образования, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти. Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ возлагает на органы местного самоуправления ряд полномочий, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания; утверждение правил благоустройства территории городского округа. Согласно ст. 17 указанного выше закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа вправе издавать муниципальные правовые акты. Таким образом, принятые органами местного самоуправления и оспариваемые административным истцом в части акты напрямую вытекают из указанных полномочий. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом каждая из ветвей власти является самостоятельной. Установленный принцип разделения властей означает самостоятельность органов каждой из ветвей государственной власти, действующих в соответствии с предписаниями закона, в осуществлении возложенных на них полномочий и недопустимость их вторжения в сферу ведения и компетенции друг друга. Статьей 1 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Таким образом, вопросы, урегулированные в содержании рассматриваемых муниципальных актах носят публичной характер, направлены на обеспечение интересов муниципального образования – его населения, реализуются органами местного самоуправления самостоятельно. Учитывая публичный характер их содержания, цели неоднократного применения и распространение его на неограниченный круг лиц – субъектов предпринимательской деятельности – победителей торгов, лиц, желающие в них участвовать и иных претендентов заинтересованных лиц, в том числе потребителей, а также прямую связь данного акта с реализацией полномочий органа местного самоуправления при решении вопросов местного значения городского округа следует сделать вывод, что Постановление администрации города Твери № 195 с обжалуемыми изменениями, относятся к нормативным актам. Согласно п. 4.1 ст. 11 ФЗ № 381 ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее – организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений настоящей статьи. Во исполнение указанной нормы федерального закона, на территории города Твери действует порядок организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) – далее порядок, утвержденный Постановление Правительства Тверской области от 01 октября 2013 года № 464-пп. В соответствии с пп. а) пункта 2 Порядка, ярмарка – самостоятельное мероприятие, доступное для всех продавцов товаров, исполнителей работ и услуг, организуемое в установленном месте вне пределов розничных рынков для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и имеющее временный характер. Согласно п. 10 Порядка проведение ярмарки на земельных участках любой формы собственности осуществляется с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, на которых планируется проведение ярмарки в соответствии с настоящим Порядком. Частью 3 ст. 3 Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» также установлено, что органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, обжалуемый нормативный акт с изменениями также принят в целях реализации нормативных актах большей юридической силы. Обращаясь с настоящим административным иском истец фактически пытается навязать органу местного самоуправления свой частный интерес, не связанный с реализацией публичных целей, что нарушает указанный выше принцип самостоятельности и публичности органов исполнительной власти в целом и органов местного самоуправления в частности как публично правового образования созданного для решения вопросов местного значения населения муниципального образования. В данном случае следует отметить, что необходимость расширения перечня ярмарочных территорий на земельных участках публичной собственности не может быть связана с интересами коммерческой организации, а может быть связано только с необходимостью обеспечения населения услугами торговли и бытового обслуживания, а также рациональным использованием земельных участков правообладателем которых выступает администрация города Твери. Кроме того, данные действия также могут быть осуществлены исключительно в интересах организатора, в то время как истец организатором не является, заявляет о заключенном договоре на администрирование ярмарки, то есть места, которое может быть предусмотрено исключительно организатором и в его интересах опосредовано в интересах населения. Администратор ярмарочной территории по своей правовой природе осуществляет лишь техническую, вспомогательную функцию и может действовать не вопреки воле организатора, а только для его интересов, в том числе, учитывая, что земельный участок у администратора на каком-либо праве отсутствует и находится в публичной собственности. Наряду с изложенным, доводы заявителя о признании нормативного акта незаконным в части и основанные на материальном интересе, необходимости извлечения истцом предпринимательской выгоды ввиду участия в торгах не могут выступать основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку правопритязания относительно материального интереса истца рассматривается в ином судебном порядке - в порядке арбитражного судопроизводства. Кроме того, в настоящий период имеет место гражданско-правовой спор применительно к основаниям заключения спорной сделки с участием Департамента потребительского рынка и рекламы и общества, рассматриваемый в арбитражном суде Тверской области в рамках дела №А66-6564/2017. При таких обстоятельствах полагали, что истец не лишен права на заявление соответствующих требований в рамках арбитражного судопроизводства, что также подтверждает верность изложенной позиции. В данном случае уместно также отметить, что администрация города Твери является органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и не выступает стороной сделки о которой говорит административный истец. Таким образом, не имеет соответствующих обязанностей по исполнению субъективной воли административного истца, реализует свои права самостоятельно в рамках имеющейся компетенции, выступает фактическим правообладателем земельного участка, реализующим свои правомочия независимо, не имеет намерения на проведение ярмарочной деятельности посредством привлечения частного стороннего администратора ярмарки. Кроме того, администрация города Твери отмечает, что сама по себе ярмарочная деятельность на определенной городской территории носит временный характер, ее прекращение выступает естественным предпринимательским риском коммерческой организации, ввиду чего, права коммерческой организации при таких обстоятельствах не нарушаются, необоснованных препятствий к их реализации не создается.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Департамента экономики, инвестиций и промышленной политики администрации города Твери, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, причин неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, отзыв на иск суду не представил.

В связи с изложенным, руководствуясь положениями п. 5 ст. 213 КАС РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.

Выслушав административного истца и его представителя, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора Иванова Д.А. об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Из положений ст. 4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 21-22 КАС РФ.

В силу ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу положений ч. 7,8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как следует из материалов, 24 февраля 2015 года было издано Постановление администрации города Твери № 195 «Об организации ярмарок на территории города Твери» с приложением перечня территорий города Твери, на которых возможна организация ярмарок (приложение № 2). В соответствии с п. 6 указанного Перечня, в состав таких территорий входит, в том числе, ул. Орджоникидзе, около д. № 48.

На основании вышеуказанного Постановления администрации города Твери № 195 от 24 февраля 2015 года «Об организации ярмарок на территории города Твери» решением конкурсной комиссии по отбору администратора ярмарки на территории города Твери от 26 августа 2016 года административный истец ИП ФИО1 был признан победителем в конкурсе по отбору администратора ярмарки по адресу: <...> у дома № 48.

08 сентября 2016 года между Департаментом потребительского рынка и рекламы администрации города Твери и ИП ФИО1 был заключен договор о предоставлении права исполнять обязанности администратора ярмарки по адресу: <...> около д. № 48.

Постановлением администрации города Твери № 744 от 21 апреля 2016 года были внесены изменения в постановление администрации города Твери от 24 февраля 2015 года № 195 «Об организации ярмарок на территории города Твери», в частности, в соответствии с п. 1.2 Приложение 2 к Постановлению изложено в новой редакции, а именно: территория по адресу: ул. Орджоникидзе, около д. № 48, указана в п. 4 Перечня.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 07 февраля 2017 года, вступившим в законную силу, признан недействительным отказ Департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери от договора о предоставлении права исполнять обязанности администратора ярмарки по адресу: <...> у дома № 48, оформленное уведомлением № 22/1332-и от 26 сентября 2016 года.

12 апреля 2017 года Постановлением администрации города Твери № 467 были внесены изменения в постановление администрации города Твери от 24 февраля 2015 года № 195 «Об организации ярмарок на территории города Твери», в частности, пунктом 1.4.3 Постановления признан утратившим силу пункт 4 Приложения 2 к Постановлению.

Данное Постановление администрации г. Твери от 12 апреля 2017 года № 467 было опубликовано в установленном законом порядке в газете «Вся Тверь» № 41 от 14 апреля 2017 года.

Из содержания административного искового заявления усматривается, что истцом оспариваются именно пункт 1.4.3 Постановления администрации города Твери от 12 апреля 2017 года № 467 «О внесении изменений в постановление администрации города Твери от 24.02.2015 № 195 «Об организации ярмарок на территории города Твери».

Вместе с тем, анализируя положения нормативного правового акта, который оспаривается, на предмет законности, суд не находит оснований для признания его недействующим по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации по вопросам компетенции органов местного самоуправления, в частности, в Постановлении от 02 апреля 2002 года № 7-П, определении от 10 апреля 2002 № 92-0, постановлении от 29 марта 2011 года № 2-П, следует, что понимание местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации территориальной самоорганизации населения, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, предполагает, что муниципальная власть по своей природе является властью самого местного сообщества, а субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти – непосредственно и через органы местного самоуправления – выступает население муниципального образования. Это обусловливает возложение на органы местного самоуправления вытекающих из природы местного самоуправления обязанностей по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения конкретного муниципального образования, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти.

Положения статей Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагает на органы местного самоуправления ряд полномочий, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания; утверждение правил благоустройства территории городского округа.

В соответствии со ст. 17 вышеуказанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа вправе издавать муниципальные правовые акты. По своей правовой природе положения муниципальных правовых актов носят публичной характер, которые направлены на обеспечение интересов муниципального образования – его населения, реализуются органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно ст. 11 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее – организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений настоящей статьи.

Во исполнение вышеуказанных положений закона на территории города Твери был принят Порядок организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), утвержденный Постановлением Правительства Тверской области от 01 октября 2013 года № 464-пп.

В соответствии с пп. а) пункта 2 указанного Порядка, ярмарка – самостоятельное мероприятие, доступное для всех продавцов товаров, исполнителей работ и услуг, организуемое в установленном месте вне пределов розничных рынков для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и имеющее временный характер.

Согласно п. 10 указанного Порядка проведение ярмарки на земельных участках любой формы собственности осуществляется с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, на которых планируется проведение ярмарки в соответствии с настоящим Порядком.

Частью 3 ст. 3 Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» также установлено, что органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, исходя из прямого толкования вышеуказанных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что ярмарки представляют собой организованную деятельность, носящую временный характер, осуществляемую юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на земельных участках, включенный в перечень. При этом включение определенных территорий в вышеуказанный Перечень происходит в отношении земельных участков публичной собственности и исходя из принципа необходимости обеспечения населения услугами торговли и бытового обслуживания.

В связи с чем, вопреки позиции административного истца, необходимость расширения перечня ярмарочных территорий на земельных участках публичной собственности не может быть связана с интересами коммерческой организации или индивидуального предпринимателя.

Кроме того, суд также отмечает, что административный истец организатором ярмарок и собственником в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <...> около д. № 48, не является. Администратор же ярмарочной территории по своей правовой природе осуществляет лишь техническую, вспомогательную функцию и может действовать в рамках заключенного с ним договора. При этом административный ответчик – администрация города Твери не является стороной договора о предоставлении права исполнять обязанности администратора ярмарки от 08 сентября 2016 года.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что пункт 1.4.3 Постановления администрации города Твери от 12 апреля 2017 года № 467 «О внесении изменений в постановление администрации города Твери от 24 февраля 2015 года № 195 «Об организации ярмарок на территории города Твери» не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает конституционные права и законные интересы административного истца.

При отказе в иске судебные расходы административного истца возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем ФИО1 требований к администрации города Твери о признании недействительным пункта 1.4.3 Постановления администрации города Твери от 12 апреля 2017 года № 467 «О внесении изменений в постановление администрации города Твери от 24 февраля 2015 года № 195 «Об организации ярмарок на территории города Твери» – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 08 ноября 2017 года.

Председательствующий И.Ю. Райская