ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2519/17 от 11.10.2017 Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 2а-2519/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Пенза 11 октября 2017 года

Октябрьский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Жогина О.В.,

при секретаре Бушковой З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по административному иску Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (Госжилстройтехинспекции Пензенской области) к Полюхину Дмитрию Михайловичу и Кузмичеву Валерию Геннадьевичу о понуждении к предоставлению доступа в нежилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (Госжилстройтехинспекции Пензенской области) обратилась в суд с вышеназванным административным иском к Полюхину Д.М. и Кузмичеву В.Г., указав, что в Управление поступило обращение (от 20.07.2017 ) по вопросу незаконной пристройки к многоквартирному дому, расположенному по адресу: <адрес>. 10.07.2017 Управлением был направлен запрос в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пензенской области о предоставлении сведений о собственниках нежилого помещения с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Согласно представленной информации собственниками нежилого помещения с кадастровым номером по адресу: <адрес> являются Полюхин Д.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрированный по адресу: <адрес> (1/2 доля в праве) и Кузмичев В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрированный по адресу: <адрес> (1/2 доля в праве). В соответствии с п. 1.1. Положения об Управлении государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, утвержденному постановлением Правительства Пензенской области от 24.03.2011 № 167-пП, уполномоченным органом по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в Пензенской области является Госжилстройтехинспекция Пензенской области. Сотрудником Управления 21.07.2017 был осуществлен визуальный осмотр жилого дома по <адрес> в г. Пензе в ходе которого было установлено, что с фасада многоквартирного жилого дома наблюдается кирпичный пристрой, произвести осмотр данного пристроя изнутри не представилось возможным, в связи с отсутствием доступа в указанное помещение. В месте расположения данного пристроя находится нежилое помещение, осуществляющее юридические услуги. По итогам визуального осмотра был составлен акт от 21.07.2017. Для проверки фактов, изложенных в обращении от 20.07.2017 , и в соответствии со ст. 20 ЖК РФ Кузмичеву В.Г. и Полюхину Д.М. по адресам их регистрации 25.07.2017 заказным почтовым отправлением были направлены уведомления о проведении инспекционной проверки на 11.08.2017 по вопросу перепланировки нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается реестрами заказных писем от 26.07.2017, кассовыми чеками от 26.07.2017, однако данные уведомления получены не были по причине неудачной попытки вручения, что подтверждается отчетами об отслеживании почтовых отправлений. Сотрудником Госжилстройтехинспекции Пензенской области 11.08.2017 был осуществлен выезд по адресу: <адрес> целью проведения проверки и осмотра вышеназванного нежилого помещения, однако осуществить доступ и проверить факты, изложенные в обращении, не представилось возможным ввиду отсутствия собственников, о чем с участием понятых были составлены акты проверки и от 11.08.2017. До настоящего времени Управление не имеет возможности произвести осмотр нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и тем самым предотвратить возможное нарушение прав жителей данного дома, которое может повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан. Пунктом 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2003 г. № 170, установлены условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений и повышение благоустройства жилых домов и жилых помещений. В соответствии с п. 1.7 Правил переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров. Таким образом, действия собственников нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, нарушают требования, установленные жилищным законодательством, тем самым нарушают права других собственников данного многоквартирного дома. В соответствии с п. 7 ч. 1, ч.2 ст. 14, ст.20, ч.1 ст.26 ЖК РФ, принимая во внимание Положение об Управлении от 24.03.2011 № 167-пП, Управление является уполномоченным органом государственного контроля за использованием, сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соблюдением установленного порядка переустройства и (или) перепланировки помещений в жилых домах на территории города Пензы. Именно Госжилстройтехинспекция Пензенской области вправе и обязана осуществлять деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности. В связи с вышеизложенным, ссылаясь на ст. 20 ЖК РФ, просило суд обязать собственников нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Полюхина Дмитрия Михайловича и Кузмичева Валерия Геннадьевича, предоставить доступ государственному жилищному инспектору отдела по жилищному надзору за техническим состоянием многоквартирных домов Госжилстройтехинспекции Пензенской области в вышеуказанное нежилое помещение.

Представитель административного истца - Госжилстройтехинспекции Пензенской области, будучи извещенным надлежаще, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении представитель по доверенности Шунина И.С. в письменном заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования поддержала.

Административные ответчики Полюхин Д.М. и Кузмичев В.Г., будучи извещенными надлежаще, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц. принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

На основании ч. 6 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

В соответствии с п. 1.1. Положения об Управлении государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, утвержденному постановлением Правительства Пензенской области от 24.03.2011 г. № 167-пП, уполномоченным органом по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в Пензенской области является Госжилстройтехинспекция Пензенской области.

Таким образом, Управление является уполномоченным органом государственного контроля за использованием, сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соблюдением установленного порядка переустройства и (или) перепланировки помещений в жилых домах на территории города Пензы, вправе и обязана осуществлять деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности.

Пунктом 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2003 г. № 170, установлены условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений и повышение благоустройства жилых домов и жилых помещений.

В соответствии с п. 1.7.1 Правил переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборка перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Судом установлено, что административным ответчикам Полюхину Д.М. и Кузмичеву В.Г. на праве общей долевой собственности (доли в праве по 1/2) принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 15.06.2017 и не оспаривается ответчиками.

28.06.2017 в администрацию г.Пензы поступило заявление ФИО8, ФИО9, ФИО10 и ФИО14, поданное представителем по доверенностям ФИО15, согласно которому заявители являются собственниками жилых помещений в доме по <адрес> в г.Пензе, на первом этаже дома расположено нежилое помещение с кадастровым номером , которое согласно плану представляет собой одно помещение с оконным блоком, а также выходами в смежное помещение и на входную группу дома, однако фактически к указанному помещению осуществлена кирпичная пристройка с увеличением площади входной группы – фундамента, а также пристройка из металлического профилированного листа, возведенные пристройки примыкают непосредственно к наружной стене многоквартирного жилого дома, расположены на земельном участке, которым владеют на праве общей долевой собственности собственники данного дома, согласие собственников помещений на реконструкцию дома получено не было, полагают, что постройки имеют признаки самовольно возведенных, инициативная группа дома намерена обратиться в суд с иском о сносе самовольно возведенных построек, просили провести проверку по изложенным фактам и принять соответствующие меры.

20.07.2017 указанное обращение поступило для рассмотрения в Госжилстройтехинспекцию Пензенской области за исх..

21.07.2017 сотрудниками Госжилстройтехинспекцию Пензенской области был осуществлен визуальный осмотр жилого дома по <адрес> в г. Пензе, оформленный актом от 21.07.2017, в ходе которого было установлено, что с фасада многоквартирного жилого дома наблюдается кирпичный пристрой, произвести осмотр данного пристроя изнутри не представилось возможным, в связи с отсутствием доступа в указанное помещение. В месте расположения данного пристроя находится нежилое помещение, осуществляющее юридические услуги.

25.07.2017 в адрес Кузмичева В.Г. и Полюхина Д.М. по месту их регистрации заказными почтовыми отправлениями Госжилстройтехинспекцией Пензенской области были направлены уведомления о проведении инспекционной проверки на 11.08.2017 по вопросу перепланировки нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается реестрами заказных писем от 26.07.2017, кассовыми чеками от 26.07.2017, однако данные уведомления получены не были по причине неудачной попытки вручения, что подтверждается отчетами об отслеживании почтовых отправлений.

11.08.2017 сотрудником Госжилстройтехинспекции Пензенской области был осуществлен выезд по адресу: <адрес> целью проведения проверки и осмотра вышеназванного нежилого помещения, однако осуществить доступ и проверить факты, изложенные в обращении, не представилось возможным ввиду отсутствия собственников, о чем с участием понятых были составлены акты проверки и от 11.08.2017.

Таким образом, суд признает установленным и исходит из того, что Госжилстройтехинспекция Пензенской области, как исполнительный орган государственной власти Пензенской области, на который возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за соблюдением требований к жилым и нежилым помещениям и их использованию, имеет право требовать получения доступа в нежилое помещение для проведения его обследования с целью проверки информации о его самовольном переоборудовании, а ответчики, как собственники нежилого помещения, обязаны предоставить доступ в последнее для осуществления указанных целей.

Между тем, суд также приходит к выводу о том, что Госжилстройтехинспекция Пензенской области, осуществляющая деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, до настоящего времени не имеет возможности произвести осмотр нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и тем самым предотвратить возможное нарушение прав жителей данного дома, которое может повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.

Ответчики не явились в суд и не представили доказательства того, что ими не чинятся препятствия Госжилстройтехинспекции Пензенской области в проведении осмотра в нежилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, и принадлежащем ответчикам на праве общей долевой собственности.

При таком положении, заявленные исковые требования Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (Госжилстройтехинспекции Пензенской области) к Полюхину Дмитрию Михайловичу и Кузмичеву Валерию Геннадьевичу о понуждении к предоставлению доступа в нежилое помещение подлежат удовлетворению.

На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ, п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ с ответчиков в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме по 150 руб. с каждого, от уплаты которой истец при подаче административного иска был освобожден.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (Госжилстройтехинспекции Пензенской области) к Полюхину Дмитрию Михайловичу и Кузмичеву Валерию Геннадьевичу о понуждении к предоставлению доступа в нежилое помещение удовлетворить.

Взыскать с Полюхина Дмитрия Михайловича и Кузмичева Валерия Геннадьевича государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере по 150 (сто пятьдесят) рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2017 года.