ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2519/202023И от 29.06.2020 Фрунзенского районного суда (Город Санкт-Петербург)

В окончательной форме изготовлено 29.06.2020 года

Дело №2а-2519/2020 23 июня 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.И.,

при ведении протокола помощником судьи Завражской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к военному комиссару Санкт-Петербурга ФИО3, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к военному комиссару Санкт-Петербурга ФИО3, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в уклонении от снятии административного истца с воинского учета, а также обязать административного ответчика снять административного истца с воинского учета в срок 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований ФИО2 указал, что он выбыл на постоянное место жительства за пределы РФ, о чем уведомил военный комиссариат лично путем подачи заявления с приложением к нему документов о выбытии. Административный истец указал, что он не был снят с воинского учета, при этом оспариваемое бездействие не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права и интересы административного истца, создает реальную угрозу уголовного преследования (л.д. 2-7).

Представитель административного истца - ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, требования поддержал.

Административный ответчик, военный комиссар Санкт-Петербурга ФИО3, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее представил в суд письменные возражения (л.д. 33-34).

Представитель административного ответчика, ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга», в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, определив рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ, изучив материалы дела, выслушав доводы представителя административного истца, приходит к следующему.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Одновременно ч. 9 указанной статьи установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Материалами дела установлено, что 29.08.2018 года ФИО2 принят на воинский учет в Военный комиссариат по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга.

Обращаясь в суд ФИО2 указал, что 09.12.2019 года им было подано заявление о снятии с воинского учета по причине убытия за пределы Российской Федерации на срок более шести месяцев (заявление на л.д. 77-78), представив подтверждающие документы, однако уведомлением №1/200 от 16.12.2019 года ему было разъяснено о возможности снятия с воинского учета при личной явке, написании заявления, установленного образца и представления подтверждающих документов.

В соответствии с абз. 1 п. 1 статьи 10 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате.

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинский учет призывников осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства.

При этом абз. 6 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", подпункт "д" пункта 50 раздела IX вышеупомянутого Положения о воинском учете, предусматривают, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.

Пунктом 50 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 установлено, что граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания или возвращении в Российскую Федерацию.

В силу пункта 13 Порядка формирования картотеки личных дел призывников, являющегося приложением N 9 к Приказу Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663" следует, что граждане лично являются в военный комиссариат для снятия с воинского учета и подают заявление с указанием причины снятия с воинского учета и адреса нового места жительства, места работы или учебы при выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев. Разрешение на снятие призывника с воинского учета дается только военным комиссаром или лицом, его замещающим. Пунктом 23 названного Порядка предусмотрено, что при снятии с воинского учета гражданина, выезжающего из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев, он представляет заявление о снятии с воинского учета в связи с выездом из Российской Федерации (указывается страна), у него изымается удостоверение, которое приобщается к материалам личного дела призывника.

Из материалов дела следует, что ФИО2 зарегистрирован по адресу: <адрес>, но фактически с января 2020 года проживает в Канаде, имеет разрешение на пребывание в Канаде по студенческой визе на период с 15.11.2019 года по 24.04.2021 года. С 06.01.2020 обучается в International language academy of Canada, с последующим обучением в Douglas College.

Также из материалов дела следует, что 09.12.2019 года ФИО2 обращался в военкомат с письменным заявлением о снятии его с воинского учета с указанием причины снятия - выезд за пределы Российской Федерации на срок свыше 6 месяцев, страны убытия - Канада. К заявлению были приложены копия студенческой визы и билет на самолет.

Согласно штемпелю входящей корреспонденции военным комиссариатом Фрунзенского района Санкт-Петербурга 09.12.2019 года данное заявление было принято с приложенными к нему документами на 2/3 листах (л.д. 13-14).

В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В своих возражениях стороной административного ответчика указано, что ФИО2 не являлся лично в военный комиссариат, заявление было подано его представителем, а также заявление написано не в соответствии с установленным образцом.

В ходе рассмотрения дела в качестве свидетеля был допрошен ФИО1, который пояснил суду, что с осени 2019 года знает ФИО2 и является его доверенным лицом. Свидетель пояснил суду, что 09.12.2019 года он сопровождал ФИО2 в военный комиссариат Фрунзенского района Санкт-Петербурга с целью подача заявления о снятии с воинского учета призывника. Свидетель отметил, что вместе с ФИО2 находился в военном комиссариате Фрунзенского района Санкт-Петербурга, при этом в приемной военного комиссара ФИО2 лично сдал заявление с приложенными документами. Также свидетель отметил, что производил фотографирование ФИО2 около и внутри военного комиссариата, при этом направлял сделанные фотографии по электронной почте иным представителям административного истца с целью фиксации личной явки ФИО2 в военный комиссариат. Кроме того, свидетель отразил, что при проходе в военный комиссариат ФИО2 предоставлял паспорт и был записан в журнал посещений.

Оснований не доверять показаниям данного свидетеля у суда не имеется, поскольку они согласуются с иными доказательствами по делу.

Стороной административного истца в материалы дела представлены фотографии (л.д. 102-105, 107-110), на которых запечатлен ФИО2 при посещении военного комиссариата Фрунзенского района Санкт-Петербурга 09.12.2019 года.

Таким образом, факт личного обращения ФИО2 09.12.2019 года в военный комиссариат Фрунзенского района Санкт-Петербурга с заявлением о снятии с воинского учета, суд находит установленным, при этом стороной административного ответчика никаких доказательств в опровержение доводов административного истца суду не представлено.

С учетом изложенного, суд полагает, что материалами дела достоверно подтверждено, что ФИО2 лично явился в военный комиссариат для снятия с воинского учета до выезда за пределы Российской Федерации, представил письменное заявление, указав причину снятия и страну убытия, также представил документы, подтверждающие факт его выезда из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев, то есть свою обязанность, предусмотренную вышеназванными положениями закона, по снятию с воинского учета ФИО2 исполнил надлежащим образом.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие при рассмотрении заявления ФИО2 о снятии его с воинского учета.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В настоящем случае, принимая во внимание, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие, суд находит необходимым возложить на административного ответчика обязанность по снятию ФИО2 с воинского учета, при этом установив срок исполнения решения суда в течение месяца, с даты вступления решения суда в законную силу.

В остальной части административный иск подлежит отклонению.

Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда.

Учитывая, что требования ФИО2 подлежат частичному удовлетворению, с Федерального Казенного учреждения «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» подлежат взысканию расходы административного истца на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО2 - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие военного комиссара Санкт-Петербурга ФИО3 по рассмотрению заявления ФИО2 о снятии с воинского учета, поданное 09.12.2019 года в военный комиссариат Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Обязать военного комиссара Санкт-Петербурга ФИО3 снять ФИО2 с воинского учета на основании заявления от 09.12.2019 года, в течение месяца с даты, вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» в пользу ФИО2 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

В остальной части требований ФИО2 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья: