Дело № 2а-251/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Хохрякова Н.А., при секретаре Мухряковой И.С., с участием помощника прокурора Шенкурского района Терюхиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах муниципального образования к административному ответчику администрации муниципального образования «Верхопаденьгское» о признании незаконным бездействия по организации и осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля и возложении обязанности организовать осуществление внутреннего муниципального финансового контроля в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации,
установил:
прокурор Шенкурского района в интересах муниципального образования обратился в суд с указанным иском к администрации МО «Верхопаденьгское». Требования обосновывает тем, что в ходе проверки бюджетного законодательства установлено, что административный ответчик не проводит работу по осуществлению внутреннего финансового контроля, нарушая тем самым интересы МО «Верхопаденьгское» в сфере бюджетных отношений.
Просит суд признать бездействие администрации муниципального образования «Верхопаденьгское» по организации и осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля незаконным.
Обязать администрацию МО «Верхопаденьгское» в срок до 01.11.2020 организовать фактическое осуществление внутреннего муниципального финансового контроля в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На судебном заседании представитель прокуратуры Терюхина Н.В. заявленные требования поддержала, суду пояснила, что у ответчика отсутствует муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок осуществления внутреннего муниципального финансового контроля администрацией МО «Верхопаденьгское», не создан орган муниципального финансового контроля, являющегося органом местной администрации, не обеспечено его функционирование, не предпринималось попыток передать полномочия по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля в администрацию МО «Шенкурский муниципальный район в соответствии с ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Административный ответчик о времени и месте судебного заседания извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Выслушав мнение представителя прокуратуры, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что участниками бюджетного процесса являются, в том числе и органы муниципального финансового контроля.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 265 БК РФ муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным вы платам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий муниципальных контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Внутренний муниципальный финансовый контроль является контрольной деятельностью органов муниципального финансового контроля, являющегося органом местных администраций (далее - органы внутреннего муниципального финансового контроля).
Пунктом 1 статьи 269.2 БК РФ определены полномочия органов внутреннего муниципального финансового контроля по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, к которым отнесены:
контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;
контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;
контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;
контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;
контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю органами внутреннего муниципального финансового контроля:
проводятся проверки, ревизии и обследования;
направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;
направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях;
назначается (организуется) проведение экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований;
получается необходимый для осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;
направляются в суд иски о признании осуществленных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд недействительными в соответствии с Гражданским кодексом. Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района в 2019 году проведена проверка исполнения администрацией МО «Верхопаденьгское» требований бюджетного законодательства при исполнении полномочий по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, по результатам которой установлено, что администрацией МО «Верхопаденьгское» внутренний муниципальный финансовый контроль не проводится.
В связи с выявленными нарушениями закона прокуратурой района 13.06.2019 внесено представление главе МО «Верхопаденьгское» об устранении нарушений в сфере бюджетного законодательства.
Из информации администрации МО «Верхопаденьгское» от 08.06.2020 № следует, что внутреннего муниципального контроля в 2019 г. и истекшем периоде 2020 года не осуществлялось.
Бездействие администрации МО «Верхопаденьгское», выразившееся в отсутствии действий по организации и осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля нарушает интересы МО «Верхопаденьгское» в сфере бюджетных отношений, поскольку не осуществлением внутреннего муниципального финансового контроля прямо нарушается бюджетное законодательство.
При таких обстоятельствах иск прокурора района подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175- 180 КАС РФ, суд
решил:
административный иск прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах муниципального образования «Верхопаденьгское» к административному ответчику администрации муниципального образования «Верхопаденьгское» о признании незаконным бездействия по организации и осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля и возложении обязанности организовать осуществление внутреннего муниципального финансового контроля в соответствии с требования Бюджетного кодекса Российской Федерации -удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Верхопаденьгское» по организации и осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля незаконным.
Обязать администрацию МО «Верхопаденьгское» в срок до 01.11.2020 организовать фактическое осуществление внутреннего муниципального финансового контроля в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решение суда может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 07 августа 2020 года.
Председательствующий Н.А. Хохряков