Адм. дело № 2а-251/2021
04RS0022-01-2021-000452-79
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 июля 2021 года с.Тарбагатай
Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Зайцева Э.Е.,
при секретаре Фетисовой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Бурятия к П.М.А. о взыскании транспортного налога, единого сельскохозяйственного налога и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Республике Бурятия обращаясь с административным иском к П.М.А., просит взыскать с ответчика транспортный налог в размере 1 963,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 752,39 руб., пени по земельному налогу по ОКТМО 81650405 в размере 87,85 руб., пени по земельному налогу по ОКТМО 81651403 в размере 819,59 руб., пени по единому сельскохозяйственному налогу в размере 90,00 руб., в размере всего 3 712,83 руб. Иск мотивирован тем, что П.М.А. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика, обязан уплатить налоги за 2015-2018 годы. П.М.А. имеет в собственности имущество, которое является объектами налогообложения. Налоговый орган ранее обращался с заявлением на выдачу судебного приказа и взыскании с ответчика транспортного налога, земельного налога. ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ. В соответствии со ст. 123.7 КАС РФ ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа в связи с поступившими от ответчика возражениями. Налоговым органом было направлено требование об уплате налога и пени. В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате задолженности.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Бурятия не явился, извещенный о рассмотрении дела, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Из направленных в адрес суда пояснений представителя административного истца - заместителя начальника МРИ ФНС № 1 по Республике Бурятия С.А.Б. следует, что предъявляются требования об уплате транспортного налога за 2014-2018 год, земельного налога за 2015-2018 года, а также пени на неуплаченный единый сельскохозяйственный налог за 2015-2016 года, задолженность по единому сельскохозяйственному налогу не взыскивается, поскольку по указанной задолженности выставлены требования №, №, покоторым налоговым органом подавались соответствующие исковые заявления. При этом представитель административного истца, ссылаясь на положения п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ, указывает, что сумма неуплаченных П.М.А. налогов превысила 3000 рублей, только на момент направления требования № от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения которого был установлен дол ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем срок для обращения налогового органа в суд истекал ДД.ММ.ГГГГ, в то время как ДД.ММ.ГГГГ года мировым судьей был вынесен приказ о взыскании задолженности по налогам. В связи с этим полагает, что налоговым органом срок обращения в суд с заявлением и взыскании задолженности не пропущен.
Административный ответчик П.М.А. в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о дате и времени судебного заседания, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в заявлении указал, что все перечисленные транспортные средства в его собственности не находятся, сняты с регистрационного учета, ранее уведомлений о задолженности не получал, просил применить срок исковой давности.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Ознакомившись с материалами дела, исследовав представленные доказательства, суд находит административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Так, судом установлено, что по сведениям Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Бурятия, полученным в порядке п.4 ст.85 НК РФ, за административным ответчиком П.М.А. зарегистрированы 3 земельных участка: с кадастровым номером: №, зарегистрировано – ДД.ММ.ГГГГ адрес: <адрес>, №, зарегистрировано – ДД.ММ.ГГГГ адрес: <адрес>№, зарегистрировано – ДД.ММ.ГГГГ адрес: <адрес> А также зарегистрированы транспортные средства: <данные изъяты>.
В силу ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Пунктом 1 статьи 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, уплата налога налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, производится по месту нахождения транспортных средств.
Из положений ст. 362 НК РФ следует, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде, при этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц, в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст.346.2 НК РФ налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном настоящей главой.
Согласно ст. 75 НК РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить денежную сумму именуемую пеней, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога или сбора, в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об их уплате вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В данном случае досудебный порядок урегулирования спора заключается в направлении налоговым органом физическому лицу - плательщику налога до предъявления иска в суд требования об уплате налога.
В свою очередь, сроки направления требования об уплате налога определены в статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации. По общему правилу этой статьи требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 Налогового Кодекса РФ (пункт 3).
Следовательно, в случае не направления в установленный срок требования на уплату соответствующих сумм налогов и пеней возможность принудительного взыскания задолженности по налогам и пеням утрачивается при истечении совокупности сроков, установленных статьей 70, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку данный срок не подлежит восстановлению, то в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа о взыскании недоимки по налогу и пени.
Из представленного истцом налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что П.М.А. не позднее ДД.ММ.ГГГГ следует уплатить транспортный налог за 2015 год в сумме 942,00 рубля, и земельный налог за 2015 года в сумме 285,00 рублей.
Из налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что П.М.А. не позднее ДД.ММ.ГГГГ следует уплатить транспортный налог за 2014-2016 года в сумме 3130,00 рубля, и земельный налог за 2016 год в сумме 285,00 рублей.
Из налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что П.М.А. не позднее ДД.ММ.ГГГГ следует уплатить транспортный налог за 2017 год в сумме 1021,00 рубля, и земельный налог за 2017 год в сумме 570,00 рублей.
Из налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что П.М.А. не позднее ДД.ММ.ГГГГ следует уплатить транспортный налог за 2018 год в сумме 1021,00 рубль, и земельный налог за 2018 год в сумме 570,00 рублей.
В связи с неуплатой налога в установленный срок в адрес П.М.А. Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Бурятия были направлены требования:
№ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить имеющуюся недоимку по транспортному, земельному налогу, единому сельскохозяйственному налогу,
№ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить имеющуюся недоимку по транспортному налогу,
№ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить имеющуюся недоимку по транспортному, земельному налогу и пени, при этом как указано в самом требовании срок уплаты транспортного налога в сумме 942 руб. ДД.ММ.ГГГГ (т.е. транспортного налога за 2015 год)..
Из представленных к требованию № от ДД.ММ.ГГГГ расчетов следует, что произведен расчет:
- пени на неуплаченный земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах поселений в сумме 285,00 рублей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ ( сумме пени составила 85.05 рублей)
- пени на неуплаченный транспортный налог в сумме 1021 рубль, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (сумма пени составила 72,25 руб.),
- пени за неуплаченный транспортный налог в сумме 1114 рублей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (сумма пени составила 192,32 руб.),
- пени за неуплаченный транспортный налог в сумме 981 рубль, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (сумма пени составила 153,95 рублей),
- пени за неуплаченный земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в сумме 1986 рублей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (даты списания недоимки по налогу) сумма пени составила 409,62 руб.),
Из представленных к требованию № от ДД.ММ.ГГГГ расчетов следует, что произведен расчет:
- пени на неуплаченный транспортный налог в сумме 1021 рубль начиная с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (сумма пени составила 13,94 руб.),
Из представленных к требованию № от ДД.ММ.ГГГГ расчетов следует, что произведен расчет:
- пени на неуплаченный транспортный налог в сумме 942 рубля начиная с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (сумма пени составила 315,58 руб.),
- пени за неуплаченный сельскохозяйственный налог в сумму 1554 рубля начиная с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (сумма пени составила 351,25 руб.),
- пени за неуплаченный сельскохозяйственный налог в сумме 2072 рубля, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Начисление пени на указанные суммы вплоть до составления указанных требований об уплате налогов указывает, что данные налоги до даты составления требования уплачены не были.
Таким образом, из указанных расчетов следует, что на ДД.ММ.ГГГГ общая задолженность П.И.В. по уплате налогов составила не менее 9955 рублей.
Указанными расчетами опровергаются пояснения заместителя начальника МРИ ФНС № 1 по Республике Бурятия С.А.Б. о том, что сумма неуплаченных налогов превысила 3000 рублей только на момент выставления требования от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные пояснения заместителя начальника МРИ ФНС № 1 по Республике Бурятия С.А.Б. опровергаются и самими требованиями.
Так, в требовании № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за П.М.А. числится общая задолженность в сумме 12896,03 рублей, в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 9083,00 рублей.
В требовании № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за П.М.А. числится общая задолженность в сумме 13549,03 рублей, в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 10004,00 рублей.
При указанных обстоятельствах суд полагает, что административным истцом пропущен срок обращения в суд по взысканию задолженности по налогам по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ, т.к. срок исполнения указанного требования указан до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем установленный п. 2 ст.48 НК РФ срок обращения в суд за взысканием данной задолженности истек ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем заявление о выдаче судебного приказа было направлено налоговым органом почтовым отправлением только ДД.ММ.ГГГГ.
Также суд полагает, что налоговым органом пропущен срок обращения в суд по взысканию транспортного налога, пени по транспортному налогу, пени по сельскохозяйственному налогу по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ.
Так из указанного требования и расчетов к нему следует, что П.М.А. предложено погасить задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 942 руб. пени на него, а также пени по земельному налогу за 2014 и 2015 года.
Относительно задолженности по транспортному налогу за 2015 года и пени на него суд полагает, что с учетом положений ст.70 Налогового кодекса РФ требование об уплате данного налога должно было быть предъявлено до ДД.ММ.ГГГГ.
Отсутствие в Налоговом кодексе РФ конкретного указания на срок, в течение которого налоговый орган должен выявить налоговую задолженность, не означает, что он не ограничен во времени ее выявления.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Таким образом, применительно к вышеуказанным нормам права, налоговый орган узнал или должен был узнать о возникшей в период просрочке по уплате транспортного налога за 2015 год ДД.ММ.ГГГГ, после чего налоговый орган должен был направить налогоплательщику соответствующее требование об уплате налога и пени в порядке, предусмотренном ст. 70 Налогового кодекса РФ, с учетом норм ст. 46 Налогового кодекса РФ, реализовав процедуру принятия решения о взыскании налога, а также пеней, применяемую в отношении налогоплательщика.
Неисполнение инспекцией своей обязанности по своевременному выявлению недоимок по налогам и направлению требования об их уплате, неиспользование инспекцией своих полномочий на своевременное выявление просрочек и принятие мер к взысканию налога не может влечь для налогоплательщика отрицательных налоговых последствий.
Изложенный в пояснениях заместителя начальника МРИ ФНС № 1 по Республике Бурятия С.А.Б. довод о том, что сумма транспортного налога по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ. Выставлена в требовании № от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что в 2018 году изменилось обязательство по уплате налога с ОКТМО 81651403 на ОКТМО 81650405, судом принят быть не может, поскольку, как указано судом выше требование об уплате данного налога в соответствии со ст.70 Налогового кодекса РФ, должно было быть направлено до ДД.ММ.ГГГГ в связи с чем изменение ОКТМО в 2018 году на надлежащее исполнение налоговым органом обязанности по предъявлению требования об уплате задолженности по указанному налогу не влияло.
Кроме того, учитывая, что в соответствии п.2 ст.52 Налогового кодекса РФ налог подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, суд полагает, что в связи с недопустимостью исчисления налога более чем за три предшествующих налоговых периода, суд полагает недопустимость и принудительного взыскания таких задолженностей.
В соответствии с п.1 ст.207 ГК РФ с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию.
В связи с указанным суд не находит и основания для взыскания пени по транспортному налогу за 2015 год.
Относительно требований об уплате пени по единому сельскохозяйственному налогу за 2014 и 2015 год суд, полагая, что налоговым органом по указанным выше основания пропущен срок обращения в суд по взысканию самого налога, в силу п.1 ст.207 ГК РФ не находит основания и для удовлетворения требований по взысканию пени.
Изложенные в пояснениях заместителя начальника МРИ ФНС № 1 по Республике Бурятия С.А.Б. доводы о том, что по задолженности по единому сельскохозяйственному налогу за 2015-2016 годы налоговым органам подавались соответствующие исковые заявления, в нарушение положений ч.1 ст.62 КАС РФ какими-либо доказательствами не подтверждены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административным истцом не пропущен срок обращения в суд только по взысканию задолженности по транспортному налогу за 2018 года и пени по нему, поскольку требование об уплате указанного налога было направлено П.М.А. в установленные ст.70 Налогового кодекса РФ сроки (№ от ДД.ММ.ГГГГ), срок для исполнения указанного требования был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, а заявление о выдаче судебного приказа было направлено налоговым органом почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до истечения установленного ч.2 ст.48 Налогового кодекса РФ шестимесячного срока.
После отмены определением мирового судьи судебного участка Тарбагатайского района Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности по имущественным налогам с П.М.А., налоговый орган обратился в суд с исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до истечения установленного ч.3 ст.48 Налогового кодекса РФ срока.
Таким образом, суд полагает подлежащей взысканию с П.А.М. сумму направленного транспортного налога за 2018 год в сумме 1021 рубль. и пени на него в размере 13,94 рубля.
Доводы П.М.А. об отсутствии в его собственности и на регистрационном учете указанных транспортных средств представленными в соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ доказательствами не подтверждены.
Согласно ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с изложенным, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Бурятия к П.М.А. удовлетворить частично.
Взыскать с П.М.А., проживающего по адресу: <адрес>, задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 1021,00 рубль, пени по указанному транспортному налогу 13,94 рубля, всего на общую сумму 1034 рубля 94 копейки.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с П.М.А. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23.07.2021 г.
Судья Э.Е. Зайцев
СОГЛАСОВАНО
Судья Тарбагатайского районного суда РБ: Э.Е. Зайцев