Дело № 2А-251/2022 г.
УИД 43RS0043-01-2022-000267-17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2022 года п.Тужа Кировской области
Яранский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Солоницына Н.А.,
при секретаре, Чижовой В.П.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Тужинского района Кировской области Попонина М.С.,
представителя административного ответчика администрации Тужинского муниципального района Кировской области ФИО1,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тужинского района Кировской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Тужинского муниципального района Кировской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неорганизации снабжения населения на территории Ныровского, Грековского, Пачинского и Михайловского сельских поселений Тужинского муниципального района твердым топливом,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тужинского района Кировской области, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, просит признать незаконным бездействие администрации Тужинского муниципального района Кировской области, выразившееся в не организации снабжения населения на территории Ныровского, Грековского, Пачинского и Михайловского сельских поселений Тужинского муниципального района твердым топливом, в том числе твердым топливом – дровами.
Требования мотивировал, тем, что прокуратурой района в ходе осуществления надзорных мероприятий выявлены факты длительного бездействия администрации Тужинского муниципального района по реализации полномочий в сфере обеспечения населения топливом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного Кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу п.4 ч.1 и ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах сельских поселений теплоснабжения населения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к полномочиям муниципального района.
Согласно пункта 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом о теплоснабжении.
К числу таких полномочий ч.1.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» относит: организацию обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (п.4 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
Таким образом, организация теплоснабжения отнесена законом к вопросам местного значения, обеспечение топливом является по своей правовой природе публичной услугой, органы местного поселения обязаны наладить скоординированное функционирование деятельности по обеспечению тепловой энергией потребителей, бесперебойному доступу к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему тепловой энергии надлежащего качества.
В нарушение вышеперечисленных требований законодательства администрацией района на территории сельских поселений Тужинского муниципального района указанный вопрос не урегулирован, нормативные правовые акты, регулирующие организацию снабжения населения топливом, не приняты, информация о количестве граждан, в том числе льготной категории, проживающих на территории сельских поселений и использующих печное отопление, не аккумулируется, соответствующий мониторинг и сбор сведений о потребности населения в твердом топливе не осуществляется, не анализируется фактическое наличие необходимого нормативного запаса топлива у поставщиков, которое граждане могут приобрести, сведения о них (реестр) в администрации отсутствуют (не представлен).
Отсутствие правового регулирования в указанной сфере затрудняет реализацию прав граждан на приобретение твердого топлива для отопления своего жилья по ценам, установленным РСТ Кировской области, а собственники жилых помещений, в т.ч. в МКД с печным отоплением, не могут реализовать свое право, предусмотренное п.4.4 ч.2 ст.44 ЖК РФ на принятие решения о заключении договора поставки твердого топлива (топления) с ресурсоснабжающей организацией.
По этой причине у граждан (в т.ч. льготной категории) возникают трудности при покупке дров и получении подтверждающих документов о стоимости топлива, его доставке до места назначения, в соответствии с тарифами (ценами) утверждёнными РСТ Кировской области, являющиеся основанием для получения соответствующей компенсации, предусмотренной Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Прокурором района в адрес главы Тужинского муниципального района по вышеуказанным нарушениям законодательства внесено представление. Вместе с тем, по результатам его рассмотрения действенные меры к их устранению не приняты.
Соответственно, бездействие администрации Тужинского муниципального района по организации обеспечения населения топливом на территории Ныровского, Грековского, Пачинского и Михайловского сельских поселений Тужинского муниципального района влечет дальнейшее нарушение прав граждан.
В результате бездействия администрации Тужинского муниципального района нарушены права и интересы неопределенного круга лиц на обеспечение топливом (дровами).
Помощник прокурора Тужинского района Попонин М.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель административного ответчика глава Тужинского района ФИО1 в судебное требования прокурора признал в полном объеме. Пояснил, что действительно не был разработан порядок и организация обеспечения населения района твердым топливом. Считает, что проблемы обеспечения дровами населения района не было и нет.
Суд, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п.4 ч.1 и ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах сельских поселений теплоснабжения населения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к полномочиям муниципального района.
Согласно пункта 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом о теплоснабжении.
К числу полномочий ч.1.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» относит: организацию обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (п.4 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
Судом установлено, что организация теплоснабжения отнесена законом к вопросам местного значения, обеспечение топливом является по своей правовой природе публичной услугой, органы местного поселения обязаны наладить скоординированное функционирование деятельности по обеспечению тепловой энергией потребителей, бесперебойному доступу к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему тепловой энергии надлежащего качества.
В нарушение вышеперечисленных требований законодательства администрацией района на территории сельских поселений Тужинского муниципального района указанный вопрос не урегулирован, нормативные правовые акты, регулирующие организацию снабжения населения топливом, не приняты, информация о количестве граждан, в том числе льготной категории, проживающих на территории сельских поселений и использующих печное отопление, не аккумулируется, соответствующий мониторинг и сбор сведений о потребности населения в твердом топливе не осуществляется, не анализируется фактическое наличие необходимого нормативного запаса топлива у поставщиков, которое граждане могут приобрести, сведения о них (реестр) в администрации отсутствуют (не представлен).
Прокурором Тужинского района в адрес главы Тужинского муниципального района по вышеуказанным нарушениям законодательства внесено представление. По результатам его рассмотрения действенные меры администрацией Тужинского муниципального района к их устранению не приняты, до направления административного искового заявления в суд.
Соответственно, бездействие администрации Тужинского муниципального района по организации обеспечения населения топливом на территории Ныровского, Грековского, Пачинского и Михайловского сельских поселений Тужинского муниципального района влечет дальнейшее нарушение прав граждан.
В соответствии с ч.3 ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
В соответствии с ч.3 ст.157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Таким образом, учитывая, что административным ответчиком административный иск признан, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 46, 157, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Принять от администрации Тужинского муниципального района Кировской области признание административного иска.
Административное исковое заявление прокурора Тужинского района Кировской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Тужинского муниципального района Кировской области, выразившееся в не организации снабжения населения на территории Ныровского, Грековского, Пачинского и Михайловского сельских поселений Тужинского муниципального района твердым топливом.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Яранский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено .
Судья Н.А. Солоницын
Решение04.05.2022