ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2521/2022 от 09.09.2022 Георгиевского городского суда (Ставропольский край)

УИД 26RS0010-01-2022-004585-04

Дело № 2а-2521/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Георгиевск 09 сентября 2022 года

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Сафоновой Е.В.,

при секретаре Лустиной А.С.,

с участием административного истца Андриенко Е.В.,

представителя административного ответчика Кельм И.В.,

представителя административных ответчиков Войтковского О.Э.,

помощника Георгиевского межрайонного прокурора Тратниковой Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала судебного заседания Георгиевского городского суда Ставропольского края, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Георгиевск, ул. Калинина, д.117, административное дело по административному исковому заявлению Андриенко Евгения Валерьевича, являющегося избирателем и доверенным лицом избирательного объединения Ставропольского регионального отделения Социалистической политической партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» к территориальной избирательной комиссии г. Георгиевска о признании незаконным действий Территориальной избирательной комиссии по невключению вопросов в повестку дня, отказе в голосовании по вопросам, включенным в повестку дня,

установил:

Андриенко Е.В., являющийся избирателем и доверенным лицом избирательного объединения Ставропольского регионального отделения Социалистической политической партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» (далее по тексту «СР») обратился в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии г. Георгиевска о защите избирательных прав.

В обоснование заявленных требований указал, что член территориальной избирательной комиссии города Георгиевска (далее по тексту – «ТИК») с правом решающего голоса от избирательного объединения Ставропольского Регионального отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» (далее по тексту - «СР») — ФИО4 обратился в письменном виде в ТИК с просьбой поставить ряд вопросов на разрешение ТИКа, а именно:

Процедурные вопросы деятельности ТИК.

Об определении круга лиц, имеющих право формирования повестки заседания и порядка ее оформления.

К таковым относятся:

председатель комиссии;

члены комиссии;

доверенные лица партийного объединения — «Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в»;

кандидаты в депутаты, а именно: ФИО5; ФИО6; ФИО7; ФИО6; ФИО8; ФИО9; ФИО10; ФИО11; ФИО12; ФИО13; ФИО14

Общественные объединения граждан РФ.

Порядок оформления. Повестка оформляется в письменном виде Секретарем ТИК и заверяется Председателем. Время заседания не может быть ранее чем спустя 24 часа и ранее, чем за 4 часа в день голосования и тремя днями ему предшествующим. Ответственность за правильность изложения сведений несут Секретарь и Председатель. Повестка составляется на русском языке. На повестке указывается дата и время подписания.

О регламенте заседаний ТИК.

Уведомление о времени и месте заседания направляется не менее чем за 24 часа, и не менее чем за 4 часа в день голосования и тремя днями ему предшествующим лицам, имеющим право участвовать в заседании ТИК.

Уведомление осуществляется одним из нижеуказанных способов по выбору уведомляемого лица, а именно: телефонограммой, смс-сообщением, письмом на электронную почту, сообщением в мессенджеры: телеграмм, ватсап.

О форме уведомления отбирается подписка.

Выбрать и утвердить номер телефона для исходящих сообщений уведомлений о заседаниях ТИК.

После подписания повестки заседания ТИК, Секретарь незамедлительно уведомляет лиц о времени и месте заседания ТИК.

Заседание ТИК начинается без опозданий в указанное время.

За 30 минут до начала заседания включаются системы кондиционирования.

За 15 минут до начала заседания открываются двери и обеспечивается доступ лиц, имеющих право участвовать в заседании ТИК.

С учетом температурного режима, обеспечить лиц, участвующих в заседании ТИК холодной водой и/или горячими (или горячительными :) ) напитками (чай, кофе, прочее), из расчета 0,5л на человека.

Запретить участие и присутствие лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Определить адрес интернет-ресурса для сведений о деятельности ТИК.

Протокол заседания ТИК.

Сведения о деятельности ТИК является публично (общественно) значимой информацией, затрагивающей избирательные (активные и пассивные) права граждан РФ, открытый, публичный, оперативный доступ к которой обеспечивает указанные права граждан РФ.

Протокол заседания ТИК ведется в письменном виде на русском языке.

Протокол заседания ТИК ведется секретарем, а в случае невозможности членом ТИК по представлению председателем и одобрением его кандидатуры большинством голосов членов ТИК.

В заседании ТИК ведется аудио-протокол.

Трансляция заседаний ТИК и их запись ведется через интернет –ресурс, указанный в соответствующем пункте повестки.

Аудио-протоколы и протоколы заседаний ТИК выкладывается на указанном интернет ресурсе.

Протокол должен быть изготовлен в течение 12 часов после окончания заседания ТИК.

Лица, участвующие в заседании ТИК, вправе знакомиться с протоколом ТИК и приносить на них замечания.

Ходатайства, заявления, замечания, возражения.

Лица присутствующие, в заседании ТИК вправе делать заявления, заявлять ходатайства, делать замечания, возражать против действий членов ТИК.

Ходатайства, заявления, замечания, возражения подлежат незамедлительному разрешению ТИК и внесению в протокол заседания ТИК с указанием существа их разрешения.

Гражданская ответственность ТИК.

Установление факта принятия незаконного решения ТИК, реализовывается через удовлетворение жалоб заинтересованных лиц вышестоящими избирательными комиссиями или в судебном порядке.

В случае установления факта незаконного решения ТИК, и нарушения активных и пассивных избирательных прав граждан РФ, такие граждане в праве в судебном порядке на возмещение процессуальных издержек и иного вреда, включая моральный.

Ответственность за причиненный вред несет:

ТИК.

Члены ТИК, солидарно.

Члены ТИК, голосовавшие за незаконно-принятое решение, солидарно.

Администрация Георгиевского городского округа.

Российская Федерация в лице его Казначейства.

Страховая компания, застраховавшая риски возникновения гражданской ответственности ТИК.

Ответственность за причиненный вред, в виде нематериальных благ, прав и свобод, может являться основанием для пересмотра итогов голосования или признания выборов несостоявшимися.

О запрещении участия в заседании ТИК представителя избирательного объединения «СР» — Андриенко Е.В.

О разрешении участия в заседании ТИК представителя избирательного объединения «СР» — Андриенко Е.В.

О запрещении присутствия на любом нижестоящем Избирательном Участке Георгиевского городского округа представителя избирательного объединения «СР» — Андриенко Е.В. и доведения решения ТИК в этой части всем членам УИК через председателей УИК с отбором подписок об ознакомлении с решением ТИК.

О разрешении присутствия на любом нижестоящем Избирательном Участке Георгиевского городского округа представителя избирательного объединения «СР» — Андриенко Е.В. и доведения решения ТИК в этой части всем членам УИК через председателей УИК с отбором подписок об ознакомлении с решением ТИК.

Применение камер наблюдения (видеорегистраторов) при голосовании.

Запретить использование наблюдателями от избирательного объединения «СР» на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Разрешить использование наблюдателями от избирательного объединения «СР» на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Запретить использование членам УИК от избирательного объединения «СР» на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Разрешить использование членам УИК от избирательного объединения «СР» на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Запретить использование наблюдателям от избирательного объединения «СР» на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Разрешить использование наблюдателям от избирательного объединения «СР» на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Кандидаты:

Запретить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 1 округа ФИО5 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Разрешить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 1 округа ФИО5 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Запретить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 1 округа ФИО6 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Разрешить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 1 округа ФИО6 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Запретить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 5 округа ФИО7 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Разрешить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 5 округа ФИО7 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов

Запретить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 5 округа ФИО6 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Разрешить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 5 округа ФИО6 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Запретить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 6 округа ФИО8 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Разрешить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 6 округа ФИО8 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Запретить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 7 округа ФИО9 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Разрешить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 7 округа ФИО9 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Запретить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 8 округа ФИО10 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Разрешить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 8 округа ФИО10 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Запретить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 12 округа ФИО11 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Разрешить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 12 округа ФИО11 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Запретить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 12 округа ФИО12 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Разрешить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 12 округа ФИО12 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Запретить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 13 округа ФИО13 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Разрешить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 13 округа ФИО13 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Запретить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 13 округа ФИО14 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Разрешить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 13 округа ФИО14 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

В случае разрешения использования на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов), установить следующие требования и ограничения:

Установка камеры производится таким образом, чтобы в поле съёмки камеры не попадали:

персональные данные избирателей;

результаты голосования;

лица избирателей.

Не запрещено, чтобы в поле съёмки камеры попадали:

лица членов УИК

урна с прорезью для голосования, а также пломбами, которыми опечатана урна для голосования;

процесс подсчета голосов;

пространство над прорезью урны для голосования высотой, равной большой стороне избирательного бюллетеня, с целью документирования «вбросов», т.е. более чем одного бюллетеня.

обстоятельства совершения правонарушений в сфере избирательного Законодательства;

а также иные элементы интерьера, обстоятельства, документы, прямо не запрещенные (ст. 2 Конституции РФ — принцип правового государства).

Запретить пользоваться электрическими розетками, с целью подзарядки мобильных устройств, телефонов, «паур-банками», следующим лицам:

Членам УИК с правом решающего голоса от избирательного объединения «СР»;

Наблюдателям от избирательного объединения «СР»;

Наблюдателям от кандидата в депутаты:

ФИО5;

ФИО6;

ФИО7;

ФИО6;

ФИО8;

ФИО9;

ФИО10;

ФИО11;

ФИО12;

ФИО13;

ФИО14

Разрешить пользоваться электрическими розетками, с целью подзарядки мобильных устройств, телефонов, «паур-банками», следующим лицам:

Членам УИК с правом решающего голоса от избирательного объединения «СР»;

Наблюдателям от избирательного объединения «СР»;

Наблюдателям от кандидата в депутаты:

ФИО5;

ФИО6;

ФИО7;

ФИО6;

ФИО8;

ФИО9;

ФИО10;

ФИО11;

ФИО12;

ФИО13;

ФИО14;

Запретить председателю УИК закреплять соответствующие списки избирателей для выдачи избирательных бюллетеней за определенным членом комиссии с правом решающего голоса.

Разрешить председателю УИК закреплять соответствующие списки избирателей для выдачи избирательных бюллетеней за определенным членом комиссии с правом решающего голоса.

Разрешить произвольно, например, с помощью процедуры произвольного выбора (см. соответствующий раздел повестки) закреплять соответствующие списки избирателей для выдачи избирательных бюллетеней за определенным членом комиссии с правом решающего голоса.

Запретить произвольно, например, с помощью процедуры произвольного выбора (см. соответствующий раздел повестки) закреплять соответствующие списки избирателей для выдачи избирательных бюллетеней за определенным членом комиссии с правом решающего голоса.

Разрешить председателю УИК закреплять за определенным членом комиссии с правом решающего голоса проведение процедуры голосования на выезде.

Запретить председателю УИК закреплять за определенным членом комиссии с правом решающего голоса проведение процедуры голосования на выезде.

Запретить произвольно, например, с помощью процедуры произвольного выбора (см. соответствующий раздел повестки) закреплять за определенным членом комиссии с правом решающего голоса проведение процедуры голосования на выезде.

Разрешить произвольно, например, с помощью процедуры произвольного выбора (см. соответствующий раздел повестки) закреплять за определенным членом комиссии с правом решающего голоса проведение процедуры голосования на выезде.

Процедура произвольного выбора.

Производится в присутствии всех членов УИК.

Лист формата А4 расчерчивает на достаточное количество граф (в форме таблицы).

Лишние графы таблицы перечеркиваются крест-накрест в форме русской буквы «Х».

В оставшихся графах наносятся соответствующие пометки. Например, цифры или Ф.И.О. лица.

После чего лист разрезается в соответствии с нанесенными на него линиями.

Удаляются не участвующие купоны.

Оставшиеся купоны переворачиваются заполненным полем вниз.

Оставшиеся купоны перемешиваются на столе председателем УИК.

Любой член УИК вправе, по очереди, перемешать купоны.

Все купоны складываются в пустой конверт.

Каждый член УИК вытаскивает один купон из конверта.

Председатель и секретарь не участвуют в процедуре произвольного выбора. Исключение из этого правила возможно только тогда, когда их неучастие будет нарушать работу УИК.

Довести решения ТИК по настоящей повестке, в части, касающейся работы УИК всем членам УИК через их председателей или секретарей с надлежащим уведомлением – распиской. Доверить отобрание расписок у членов УИК председателям УИК или секретарям.

К следующему заседанию ТИК изготовить силами ТИК выписку из КоАП РФ, УК РФ со статьями, предусматривающими ответственность за нарушение Законодательства в области избирательного права. Согласовать правильность выписок с Георгиевским межрайонным прокурором, путем направления копии и/или участия прокурора в заседании ТИК в указанной части.

К следующему заседанию ТИК, включить в повестку вопрос об ознакомлении с указанными выписками из КоАП РФ и УК РФ всех членов УИК через их председателей или секретарей с надлежащим уведомлением – распиской. Доверить отобрание расписок у членов УИК председателям УИК или секретарям.

Кроме того, п.п. 3, 4.5, 4.6 относятся к компетенции ТИК и обязанность ТИК выполнять указанные требования прямо указано в ст. 10 Закона Ставропольского края от 19.11.2003 N 42-кз (ред. от 06.06.2022) "О системе избирательных комиссий в Ставропольском крае" (принят Государственной Думой Ставропольского края 30.10.2003):

Ряд других вопросов в соответствии с указанным Законом также относится к гарантированным правам избирателей. Поэтому разрешение этих вопросов прямо отнесено к компетенции ТИК и закреплена обязанность по их обеспечению в ходе избирательного процесса.

Повестка была утверждена, о чем был уведомлен ФИО15 был направлением фотокопии повестки собрания ТИК.

Однако, в повестке указаны только 6 из 8 ранее поданных заявлений, причем каких — не понятно.

На состоявшемся заседании председатель ТИК Мочалова Л.С. огласила все указанные вопросы, однако не поставила их на разрешение. После оглашения был поставлен один вопрос — о включении перечисленных вопросов в повестку, несмотря на то, что они уже были включены в утвержденную повестку заседания ТИК.

Административный истец Андриенко Е.В. просит признать незаконным действия (бездействие) территориальной избирательной комиссии города Георгиевска, а также в лице ее председателя Мочаловой Л.С, состоявшиеся ДД.ММ.ГГГГ и выразившиеся в отказе включить в повестку ряда вопросов и отказе голосовать по этим вопросам.

В судебном заседании административный истец Андриенко Е.В. свои требования поддержал по основаниям, указанным в административном иске и показал, что в административном иске ошибочно указана дата заседания ТИК как 2.09.2022, следует читать 3.09.2022. Он не может конкретно указать какие вопросы не поставлены на голосование по имеющейся повестке, а какие не включены в повестку по причине того, что данными сведениями не располагает.

Представитель административного ответчика Кельм И.В. административный иск не признала по основаниям, указанным в письменных возражениях, приобщенным к материалам дела.

Заинтересованное лицо председатель территориальной избирательной комиссии г. Георгиевска Мочалова Л.С. в судебное заседание не явилась, направила своего представителя Войтковского О.Э.

Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии г. Георгиевска и председателя территориальной избирательной комиссии г. Георгиевска Мочаловой Л.С. Войтковский О.Э. в судебном заседании административные исковые требования не признал по основаниям, указанным в возражении ТИК.

Помощник Георгиевского межрайонного прокурора ФИО18 выступила с заключением, в котором полагает требования административного истца не подлежащими удовлетворению.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, выслушав заключение прокурора, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Так, правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления является Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункт 1 статьи 1 Федерального закона N 67-ФЗ).

Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1 Федерального закона N 67-ФЗ).

При этом Федеральным законом N 67-ФЗ закреплено, что федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить данному федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат ему, применяются нормы настоящего федерального закона (пункт 6 статьи 1). Данное положение также соответствует требованиям части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В Российской Федерации 11 сентября 2022 года проведут выборы 15 глав и депутатов 6 законодательных органов, а также местные и региональные выборы.

В Георгиевском городском округе Ставропольском крае также проходят выборы депутатов Думы Георгиевского городского округа Ставропольского края VI созыва.

Кандидаты Избирательного объединения Ставропольского Регионального отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» участвуют в выборах депутатов Думы Георгиевского городского округа Ставропольского края VI созыва.

Административный истец Андриенко Е.В., является доверенным лицом избирательного объединения Ставропольского регионального отделения Социалистической политической партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» на основании протокола № 2 Конференции регионального отделения Партии от 7 июля 2022 года.

Членом ТИК с правом решающего голоса от избирательного объединения Ставропольского Регионального отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» является ФИО4, что не оспаривается в судебном заседании.

Исковые требования административного истца сводятся к нарушению прав избирательного объединения Ставропольского регионального отделения Социалистической политической партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду», поскольку вопросы, поданные в ТИК членом ТИК от данного объединения, не были поставлены в повестку дня или по ним не было проведено голосование.

В силу вышеизложенного суд считает, что административный истец, полагая права избирательного объединения Ставропольского регионального отделения Социалистической политической партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» нарушенными вправе оспорить в суд действия (бездействия) ТИК от имени избирательного объединения Ставропольского регионального отделения Социалистической политической партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду».

В судебном заседании установлено, что член ТИК с правом решающего голоса от избирательного объединения Ставропольского Регионального отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» ФИО15 обратился в письменном виде в ТИК 28 августа 2022 года с заявлением (ходатайством) о внесении в повестку заседания ТИК следующих вопросов:

Процедурные вопросы деятельности ТИК.

1.1. Об определении круга лиц, имеющих право формирования повестки заседания и порядка ее оформления.

К таковым относятся:

председатель комиссии;

члены комиссии;

доверенные лица партийного объединения — «Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Ставропольском крае»;

кандидаты в депутаты, а именно: ФИО5; ФИО6; ФИО7; ФИО6; ФИО8; ФИО9; ФИО10; ФИО11; ФИО12; ФИО13; ФИО14

Общественные объединения граждан РФ.

Порядок оформления. Повестка оформляется в письменном виде Секретарем ТИК и заверяется Председателем. Время заседания не может быть ранее чем спустя 24 часа и ранее, чем за 4 часа в день голосования и тремя днями ему предшествующим. Ответственность за правильность изложения сведений несут Секретарь и Председатель. Повестка составляется на русском языке. На повестке указывается дата и время подписания.

О регламенте заседаний ТИК.

Уведомление о времени и месте заседания направляется не менее чем за 24 часа, и не менее чем за 4 часа в день голосования и тремя днями ему предшествующим лицам, имеющим право участвовать в заседании ТИК.

Уведомление осуществляется одним из нижеуказанных способов по выбору уведомляемого лица, а именно: телефонограммой, смс-сообщением, письмом на электронную почту, сообщением в мессенджеры: телеграмм, ватсап.

О форме уведомления отбирается подписка.

Выбрать и утвердить номер телефона для исходящих сообщений уведомлений о заседаниях ТИК.

После подписания повестки заседания ТИК, Секретарь незамедлительно уведомляет лиц о времени и месте заседания ТИК.

Заседание ТИК начинается без опозданий в указанное время.

За 30 минут до начала заседания включаются системы кондиционирования.

За 15 минут до начала заседания открываются двери и обеспечивается доступ лиц, имеющих право участвовать в заседании ТИК.

С учетом температурного режима, обеспечить лиц, участвующих в заседании ТИК холодной водой и/или горячими (или горячительными :) ) напитками (чай, кофе, прочее), из расчета 0,5л на человека.

Запретить участие и присутствие лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Определить адрес интернет-ресурса для сведений о деятельности ТИК.

Довести решения ТИК по настоящей повестке, в части, касающейся работы УИК всем членам УИК через их представителей или секретарей с надлежащим уведомлением – распиской. Доверить отобрание расписок членов УИК председателям УИК или секретарям.

А также со вторым заявлением о внесении в повестку заседания ТИК следующих вопросов: О запрещении участия в заседании ТИК представителя избирательного объединения «СР» — Андриенко Е.В.; О разрешении участия в заседании ТИК представителя избирательного объединения «СР» — Андриенко Е.В. О запрещении присутствия на любом нижестоящем Избирательном Участке Георгиевского городского округа представителя избирательного объединения «СР» — Андриенко Е.В. и доведения решения ТИК в этой части всем членам УИК через председателей УИК с отбором подписок об ознакомлении с решением ТИК. О разрешении присутствия на любом нижестоящем Избирательном Участке Георгиевского городского округа представителя избирательного объединения «СР» — Андриенко Е.В. и доведения решения ТИК в этой части всем членам УИК через председателей УИК с отбором подписок об ознакомлении с решением ТИК. Довести решения ТИК по настоящей повестке, в части, касающейся работы УИК всем членам УИК через их представителей или секретарей с надлежащим уведомлением – распиской. Доверить отобрание расписок членов УИК председателям УИК или секретарям. 30 августа 2022 на заседании ТИК указанные вопросы для включения в повестку дня не включены в связи с отсутствием правовых оснований для их рассмотрения.августа 2022 года член ТИК ФИО15 представил в ТИК шесть заявлений ( ходатайств) о внесении в повестку следующих вопросов: 1. Процедура произвольного выбора. Производится в присутствии всех членов УИК. Лист формата А4 расчерчивает на достаточное количество граф (в форме таблицы). Лишние графы таблицы перечеркиваются крест-накрест в форме русской буквы «Х». В оставшихся графах наносятся соответствующие пометки. Например, цифры или Ф.И.О. лица. После чего лист разрезается в соответствии с нанесенными на него линиями. Удаляются не участвующие купоны. Оставшиеся купоны переворачиваются заполненным полем вниз. Оставшиеся купоны перемешиваются на столе председателем УИК. Любой член УИК вправе, по очереди, перемешать купоны.

Все купоны складываются в пустой конверт.

Каждый член УИК вытаскивает один купон из конверта.

Председатель и секретарь не участвуют в процедуре произвольного выбора. Исключение из этого правила возможно только тогда, когда их неучастие будет нарушать работу УИК.

Довести решения ТИК по настоящей повестке, в части, касающейся работы УИК всем членам УИК через их председателей или секретарей с надлежащим уведомлением – распиской. Доверить отобрание расписок у членов УИК председателям УИК или секретарям.

Во втором заявлении (ходатайстве) ФИО15 поставил следующие вопросы о внесении в повестку заседания ТИК:

1. Применение камер наблюдения (видеорегистраторов) при голосовании.

1.1. Запретить использование наблюдателями от избирательного объединения «СР» на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

1.2. Разрешить использование наблюдателями от избирательного объединения «СР» на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

1.3. Запретить использование членам УИК от избирательного объединения «СР» на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

1.4. Разрешить использование членам УИК от избирательного объединения «СР» на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

1.5. Запретить использование наблюдателям от избирательного объединения «СР» на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

1.6. Разрешить использование наблюдателям от избирательного объединения «СР» на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Кандидаты:

1.7. Запретить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 1 округа ФИО5 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Разрешить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 1 округа ФИО5 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Запретить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 1 округа ФИО6 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Разрешить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 1 округа ФИО6 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Запретить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 5 округа ФИО7 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Разрешить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 5 округа ФИО7 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов

Запретить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 5 округа ФИО6 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Разрешить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 5 округа ФИО6 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Запретить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 6 округа ФИО8 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Разрешить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 6 округа ФИО8 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Запретить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 7 округа ФИО9 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Разрешить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 7 округа ФИО9 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Запретить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 8 округа ФИО10 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Разрешить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 8 округа ФИО10 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Запретить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 12 округа ФИО11 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Разрешить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 12 округа ФИО11 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Запретить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 12 округа ФИО12 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Разрешить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 12 округа ФИО12 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Запретить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 13 округа ФИО13 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Разрешить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 13 округа ФИО13 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Запретить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 13 округа ФИО14 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

Разрешить использование наблюдателям от кандидата в депутаты 13 округа ФИО14 на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов).

В случае разрешения использования на избирательных участках камер наблюдения (видеорегистраторов), установить следующие требования и ограничения:

Установка камеры производится таким образом, чтобы в поле съёмки камеры не попадали:

персональные данные избирателей;

результаты голосования;

лица избирателей.

Не запрещено, чтобы в поле съёмки камеры попадали:

лица членов УИК

урна с прорезью для голосования, а также пломбами, которыми опечатана урна для голосования;

процесс подсчета голосов;

пространство над прорезью урны для голосования высотой, равной большой стороне избирательного бюллетеня, с целью документирования «вбросов», т.е. более чем одного бюллетеня.

обстоятельства совершения правонарушений в сфере избирательного Законодательства;

а также иные элементы интерьера, обстоятельства, документы, прямо не запрещенные (ст. 2 Конституции РФ — принцип правового государства).

Довести решения ТИК по настоящей повестке, в части, касающейся работы УИК всем членам УИК через их председателей или секретарей с надлежащим уведомлением – распиской. Доверить отобрание расписок у членов УИК председателям УИК или секретарям.

В третьем заявлении (ходатайстве) ФИО15 поставил следующие вопросы о внесении в повестку заседания ТИК:

Процедурные вопросы деятельности ТИК.

Об определении круга лиц, имеющих право формирования повестки заседания и порядка ее оформления.

1.1.1. К таковым относятся:

1.1.1.1. председатель комиссии;

1.1.1.2.члены комиссии;

1.1.1.3. доверенные лица партийного объединения — «Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в»;

кандидаты в депутаты, а именно: ФИО5; ФИО6; ФИО7; ФИО6; ФИО8; ФИО9; ФИО10; ФИО11; ФИО12; ФИО13; ФИО14

Общественные объединения граждан РФ.

Порядок оформления. Повестка оформляется в письменном виде Секретарем ТИК и заверяется Председателем. Время заседания не может быть ранее чем спустя 24 часа и ранее, чем за 4 часа в день голосования и тремя днями ему предшествующим. Ответственность за правильность изложения сведений несут Секретарь и Председатель. Повестка составляется на русском языке. На повестке указывается дата и время подписания.

О регламенте заседаний ТИК.

Уведомление о времени и месте заседания направляется не менее чем за 24 часа, и не менее чем за 4 часа в день голосования и тремя днями ему предшествующим лицам, имеющим право участвовать в заседании ТИК.

Уведомление осуществляется одним из нижеуказанных способов по выбору уведомляемого лица, а именно: телефонограммой, смс-сообщением, письмом на электронную почту, сообщением в мессенджеры: телеграмм, ватсап.

О форме уведомления отбирается подписка.

Выбрать и утвердить номер телефона для исходящих сообщений уведомлений о заседаниях ТИК.

После подписания повестки заседания ТИК, Секретарь незамедлительно уведомляет лиц о времени и месте заседания ТИК.

Заседание ТИК начинается без опозданий в указанное время.

За 30 минут до начала заседания включаются системы кондиционирования.

За 15 минут до начала заседания открываются двери и обеспечивается доступ лиц, имеющих право участвовать в заседании ТИК.

С учетом температурного режима, обеспечить лиц, участвующих в заседании ТИК холодной водой и/или горячими напитками (чай, кофе, прочее), из расчета 0,5л на человека.

Запретить участие и присутствие лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Определить адрес интернет-ресурса для сведений о деятельности ТИК.

Довести решения ТИК по настоящей повестке, в части, касающейся работы УИК всем членам УИК через их председателей или секретарей с надлежащим уведомлением – распиской. Доверить отобрание расписок у членов УИК председателям УИК или секретарям.

В четвертом заявлении (ходатайстве) ФИО15 поставил следующие вопросы о внесении в повестку заседания ТИК:

Запретить пользоваться электрическими розетками, с целью подзарядки мобильных устройств, телефонов, «паур-банками», следующим лицам:

Членам УИК с правом решающего голоса от избирательного объединения «СР»;

Наблюдателям от избирательного объединения «СР»;

Наблюдателям от кандидата в депутаты:

ФИО5;

ФИО6;

ФИО7;

ФИО6;

ФИО8;

ФИО9;

ФИО10;

ФИО11;

ФИО12;

ФИО13;

ФИО14

Разрешить пользоваться электрическими розетками, с целью подзарядки мобильных устройств, телефонов, «паур-банками», следующим лицам:

Членам УИК с правом решающего голоса от избирательного объединения «СР»;

Наблюдателям от избирательного объединения «СР»;

Наблюдателям от кандидата в депутаты:

ФИО5;

ФИО6;

ФИО7;

ФИО6;

ФИО8;

ФИО9;

ФИО10;

ФИО11;

ФИО12;

ФИО13;

ФИО14;

Довести решения ТИК по настоящей повестке, в части, касающейся работы УИК всем членам УИК через их председателей или секретарей с надлежащим уведомлением – распиской. Доверить отобрание расписок у членов УИК председателям УИК или секретарям.

В пятом заявлении (ходатайстве) ФИО15 поставил следующие вопросы о внесении в повестку заседания ТИК:

Запретить председателю УИК закреплять соответствующие списки избирателей для выдачи избирательных бюллетеней за определенным членом комиссии с правом решающего голоса.

Разрешить председателю УИК закреплять соответствующие списки избирателей для выдачи избирательных бюллетеней за определенным членом комиссии с правом решающего голоса.

Разрешить произвольно, например, с помощью процедуры произвольного выбора закреплять соответствующие списки избирателей для выдачи избирательных бюллетеней за определенным членом комиссии с правом решающего голоса

Запретить произвольно, например, с помощью процедуры произвольного выбора закреплять соответствующие списки избирателей для выдачи избирательных бюллетеней за определенным членом комиссии с правом решающего голоса.

Разрешить председателю УИК закреплять за определенным членом комиссии с правом решающего голоса проведение процедуры голосования на выезде.

Запретить председателю УИК закреплять за определенным членом комиссии с правом решающего голоса проведение процедуры голосования на выезде.

Запретить произвольно, например, с помощью процедуры произвольного выбора закреплять за определенным членом комиссии с правом решающего голоса проведение процедуры голосования на выезде.

Разрешить произвольно, например, с помощью процедуры произвольного выбора закреплять за определенным членом комиссии с правом решающего голоса проведение процедуры голосования на выезде.

Довести решения ТИК по настоящей повестке, в части, касающейся работы УИК всем членам УИК через их председателей или секретарей с надлежащим уведомлением – распиской. Доверить отобрание расписок у членов УИК председателям УИК или секретарям.

В шестом заявлении (ходатайстве) ФИО15 поставил следующие вопросы о внесении в повестку заседания ТИК:

К следующему заседанию ТИК изготовить силами ТИК выписку из КоАП РФ, УК РФ со статьями, предусматривающими ответственность за нарушение Законодательства в области избирательного права. Согласовать правильность выписок с Георгиевским межрайонным прокурором, путем направления копии и/или участия прокурора в заседании ТИК в указанной части.

К следующему заседанию ТИК, включить в повестку вопрос об ознакомлении с указанными выписками из КоАП РФ и УК РФ всех членов УИК через их председателей или секретарей с надлежащим уведомлением – распиской. Доверить отобрание расписок у членов УИК председателям УИК или секретарям.

Довести решения ТИК по настоящей повестке, в части, касающейся работы УИК всем членам УИК через их председателей или секретарей с надлежащим уведомлением – распиской. Доверить отобрание расписок у членов УИК председателям УИК или секретарям.

Протоколом заседания ТИК от ДД.ММ.ГГГГ данные вопросы для включения в повестку дня не включены в связи с отсутствием правовых оснований для их рассмотрения.

Компетенция ТИК определена Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), Законом Ставропольского края от 19.11.2003 № 42-кз «О системе избирательных комиссий в Ставропольском крае», Законом Ставропольского края от 12.05.2017 № 50-кз «О выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края» (далее – Закон № 50-кз).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», деятельность комиссий осуществляется коллегиально (п.1).

Комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня (п.12). Решения комиссии, за исключением вопросов, перечисленных в п. 13 статьи, принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса (п.14).

Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации.

Порядок и правила работы ТИК определяются регламентом, утвержденным постановлением Территориальной избирательной комиссии города Георгиевска от 21.12.2020 № 1/6 (далее – Регламент). Данный Регламент опубликован на официальном сайте Георгиевского городского округа Ставропольского края www.georgievsk.ru, сведения размещены в свободном доступе.

Согласно пункту 12 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ заверение копий протоколов и иных документов комиссий производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: "Верно" или "Копия верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать соответствующей комиссии.

Представленные в суд протоколы и Постановление ТИК заверены надлежащим образом за подписью председателя ТИК, проставлена печать комиссии.

Компетенция ТИК определена Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), Законом Ставропольского края от 19.11.2003 № 42-кз «О системе избирательных комиссий в Ставропольском крае», Законом Ставропольского края от 12.05.2017 № 50-кз «О выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края» (далее – Закон № 50-кз).

Согласно статье 15 регламента секретарь комиссии формирует проекты повесток заседаний комиссии.

Согласно статьи 33 регламента Комиссия по требованию любого ее члена обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым Комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.

Статьей 32 Регламента определено, что ТИК вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в ее компетенцию.

Согласно статье 37 ТИК председательствующий на заседании Комиссии ведет заседание Комиссии, ставит на голосование в порядке поступления все предложения членов ТИК.

Статьей 43 Регламента определено, что се решения ТИК принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием.

Из протоколов заседания ТИК от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ следует, что председательствующим оглашены все вопросы, предложенные ФИО15 для включения в повестку дня, однако единогласно решением ТИК предложенные вопросы в повестку дня не включены.

Суд не может согласиться с доводами административного истца о включении в повестку дня шести заявлений (ходатайств), поступивших 31.08.2022, поскольку секретарем ТИК в адрес ФИО19 посредством месенжера Ватсап был направлен проект повестки, что следует из объяснений представителей ответчика, представленной повестки с вызовом на 2.09.2022 без подписи, фактическому голосованию членов ТИК за утверждение повестки на заседании ТИК 3.09.2022 и соответствует статье 15 регламента ТИК.

Кроме того, сопоставив административные требования с текстом поступивших от ФИО15 заявлений (ходатайств) суд приходит к выводу, что часть вопросов, указанных в административном заявлении в ТИК не поступала:

Протокол заседания ТИК.

Сведения о деятельности ТИК является публично (общественно) значимой информацией, затрагивающей избирательные (активные и пассивные) права граждан РФ, открытый, публичный, оперативный доступ к которой обеспечивает указанные права граждан РФ.

Протокол заседания ТИК ведется в письменном виде на русском языке.

Протокол заседания ТИК ведется секретарем, а в случае невозможности членом ТИК по представлению председателем и одобрением его кандидатуры большинством голосов членов ТИК.

В заседании ТИК ведется аудио-протокол.

Трансляция заседаний ТИК и их запись ведется через интернет –ресурс, указанный в соответствующем пункте повестки.

Аудио-протоколы и протоколы заседаний ТИК выкладывается на указанном интернет ресурсе.

Протокол должен быть изготовлен в течение 12 часов после окончания заседания ТИК.

Лица, участвующие в заседании ТИК, вправе знакомиться с протоколом ТИК и приносить на них замечания.

Ходатайства, заявления, замечания, возражения.

Лица присутствующие, в заседании ТИК вправе делать заявления, заявлять ходатайства, делать замечания, возражать против действий членов ТИК.

Ходатайства, заявления, замечания, возражения подлежат незамедлительному разрешению ТИК и внесению в протокол заседания ТИК с указанием существа их разрешения.

Гражданская ответственность ТИК.

Установление факта принятия незаконного решения ТИК, реализовывается через удовлетворение жалоб заинтересованных лиц вышестоящими избирательными комиссиями или в судебном порядке.

В случае установления факта незаконного решения ТИК, и нарушения активных и пассивных избирательных прав граждан РФ, такие граждане в праве в судебном порядке на возмещение процессуальных издержек и иного вреда, включая моральный.

Ответственность за причиненный вред несет:

ТИК.

Члены ТИК, солидарно.

Члены ТИК, голосовавшие за незаконно-принятое решение, солидарно.

Администрация Георгиевского городского округа.

Российская Федерация в лице его Казначейства.

Страховая компания, застраховавшая риски возникновения гражданской ответственности ТИК.

Ответственность за причиненный вред, в виде нематериальных благ, прав и свобод, может являться основанием для пересмотра итогов голосования или признания выборов несостоявшимися.

В этой части административного иска надлежит отказать в связи с недоказанностью обстоятельств, на которые административный истец основывает свои требования.

Относительно исковых требований о незаконности действий ТИК по невключению в повестку дня вопросов для голосования суд считает заслуживающими внимания доводы возражений ответчика.

Так, процедурные вопросы деятельности ТИК определены статьями 14, 15, 19 Регламента, определяющими круг лиц, имеющих право формировать повестку заседания. Включение в этот круг лиц доверенных лиц партийного объединения и кандидатов противоречит статье 30 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которой данные лица вправе только присутствовать на заседаниях ТИК.

Вопрос об оформлении повестки заседания ТИК определен п. 16 ст. 28 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - решения избирательной комиссии принимаются на заседании комиссии и подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания). Повестка заседания ТИК рассматривается коллегиально, принимается решение, и порядок оформления решений должен соответствовать нормам данного закона.

Вопросы о регламенте заседаний ТИК разрешены Регламентом, утвержденным постановлением Территориальной избирательной комиссии города Георгиевска от 21.12.2020 № 1/6. Вопросы 2.7-2.9 относятся к бытовым вопросам, решение которых не входит в компетенцию ТИК.

Вопрос о запрещении нахождения граждан в состоянии алкогольного или наркотического опьянения в общественных местах и ответственности регламентирован Кодексом об административных правонарушений Российской Федерации.

Вопрос определения адреса интернет-ресурса ТИК дублирует часть 3 статьи 8 Закона № 50-кз, согласно которой ТИК использует для опубликования информации о своей деятельности либо собственный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо сайт муниципального образования. Так как ТИК города Георгиевска не является юридическим лицом и не может иметь свой собственный сайт, информация о деятельности ТИК размещается на официальном сайте Георгиевского городского округа Ставропольского края www.georgievsk.ru.

Вопросы об участии наблюдателей выходят за пределы компетенции ТИК и определены пунктом 4 статьи 30 Федерального закона № 67-ФЗ.

Вопрос о применении видеокамер урегулирован подпунктом «к» части 9 статьи 30 Федерального закона № 67-ФЗ.

Вопросы о пользовании электрическими розетками членам участковой избирательной комиссии не входят в компетенцию ТИК и относится к компетенции участковой избирательной комиссии (УИК). В соответствии с частью 13 статьи 54 Закона № 50-кз, председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой избирательной комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования.

Аналогично вопросы 15-24 административного иска не входят в компетенцию ТИК и относится к компетенции УИК. Распределение обязанностей между членами УИК определяется на заседании УИК путем принятия решения.

Вопросы 25-26 административного иска об изготовлении выписок из КоАП РФ и УК РФ, согласования их содержания с прокурором и отобрание подписок за их содержание ТИК правомерно счел излишним, и указал, что в полномочия прокурора не входит согласование текста выписок из федерального законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Административный истец обязан подтвердить, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения (пункт 2 части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В рассматриваемом случае такой совокупности условий не установлено, в связи с чем в иске надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Андриенко Евгения Валерьевича, являющегося избирателем и доверенным лицом избирательного объединения Ставропольского регионального отделения Социалистической политической партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» к территориальной избирательной комиссии г. Георгиевска о признании незаконным действий Территориальной избирательной комиссии по невключению вопросов в повестку дня, отказе в голосовании по вопросам, включенным в повестку дня, - отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд в течение пяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 09 сентября 2022 года.

Судья Е.В. Сафонова