Мотивированное решение изготовлено 27.08.2021 года
66RS0004-01-2021-001859-15
Дело № 2а-2523/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Попов В.Ю. обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления Администрации города Екатеринбурга от № 2419 от 26 ноября 2020 года «О внесении изменений в Постановление Администрации города Екатеринбурга от 09 июля 2019 года № 1654 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в квартале улиц Степана Разина – Декабристов - Чапаева – Тверитина».
В обоснование доводов административного иска указано, что административный истец является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном жилом доме по <адрес> а также части земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Постановлением Администрации города Екатеринбурга от № 2419 от 26 ноября 2020 года «О внесении изменений в Постановление Администрации города Екатеринбурга от 09 июля 2019 года № 1654 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в квартале улиц <адрес> земельный участок с кадастровым № на котором расположен многоквартирный жилой дом и смежный земельный участок с расположенными на нем гаражными боксами отнесены к территориям, где планируется возведение объектов капитального строительства, в результате реализации утвержденных проектов произойдет прекращение существования земельного участка с кадастровым № и земельного участка с кадастровым № Поскольку проект межевания принят в отношении земельных участков, относящихся к застроенной территории на которых расположены объекты капитального строительства, без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования. При объединении земельный участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам произойдет увеличение количества собственников образованного земельного участка, что приведет к размытию доли административного истца и снижение ее рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца в судебном заседании требования административного иска поддержал, по доводам и основаниям в нем изложенным.
Представитель административного ответчика Шевцова О.С., представитель заинтересованного лица ООО «Форум-Жилые кварталы» Морозова А.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, указывая, что реализация документов территориального планирования не осуществляется, нарушение прав истца не допущено.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное не явились, о дне, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
С учетом положений ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом и в срок о дате и времени судебного заседания.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив оспариваемые постановления на соответствие нормативно-правовым актам, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного иска подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд, наряду с установлением соответствия оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (часть 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Предметом оспаривания по настоящему делу является постановления Администрации города Екатеринбурга от № 2419 от 26 ноября 2020 года «О внесении изменений в Постановление Администрации города Екатеринбурга от 09 июля 2019 года № 1654 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в квартале улиц Степана Разина – Декабристов - Чапаева – Тверитина».
Как указано в статье 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения, в том числе, по планировке территории и находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, отнесено к вопросам местного значения.
В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (здесь и далее нормы Кодекса приведены в редакции, действующей на момент издания оспариваемого нормативного правового акта) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
К видам документации по планировке территории согласно части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации отнесены проект планировки территории, проект межевания территории.
Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (часть 1 статьи 42 ГрК РФ).
Проект планировки территории состоит из основной части и материалов по ее обоснованию (часть 2 статьи 42 ГрК РФ).
Состав основной части проекта планировки территории поименован в части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из положений названной нормы следует, что образование земельных участков и определение местоположения границ таких участков проектом планировки территории не предусматривается.
Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий (часть 9 статьи 42 ГрК РФ).
Согласно части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых, в том числе, отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (часть 5 статьи 43 ГрК РФ).
В силу пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Из представленных доказательств следует и установлено судом, что административный истец является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном жилом доме находящимся <адрес>
Земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, 3692 кв.м, в установленном порядке оформлен в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Постановлением Администрации города Екатеринбурга от № 2419 от 26 ноября 2020 года «О внесении изменений в Постановление Администрации города Екатеринбурга от 09 июля 2019 года № 1654 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в квартале улиц Степана Разина – Декабристов - Чапаева – Тверитина», утвержден проект межевания территории.
Указанным постановлением предусмотрено образование нового земельного путем объединения земельных участков с кадастровыми №
Из представленных административным ответчиком доказательств следует соблюдение процедуры общественных обсуждений по проекту планировки и проекту межевания в соответствии с Положением «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании "город Екатеринбург», утвержденным Решением Екатеринбургской городской Думы от 28 марта 2006 № 21/22.
Постановление Главы Администрации города Екатеринбурга № 3950 от № 2419 от 26 ноября 2020 года «О внесении изменений в Постановление Администрации города Екатеринбурга от 09 июля 2019 года № 1654 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в квартале улиц Степана Разина – Декабристов - Чапаева – Тверитина» опубликовано в установленном законом порядке.
Процедура и порядок принятия оспариваемого муниципального нормативного правового акта административным истцом не оспаривался, доводов о нарушении процедуры административным истцом не приведено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории; из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу; в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии; в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами; для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения (пункт 3 статьи 11.3 ЗК РФ).
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется, в частности, в следующих случаях: образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 11.2 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 части 4 статьи 41, части 1 статьи 45 ГрК РФ проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой, по общим правилам, принимается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах, определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны, и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в том числе для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (части 1 и 2 статьи 43 ГрК РФ).
При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил (часть 9 статьи 45 ГрК РФ).
В данном случае проект межевания принят с нарушением требований к образуемым земельным участкам.
Образование земельных участков регламентировано нормами земельного законодательства.
Так, статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В данном случае земельный участок с условным номером 1 на схеме межевания территории не подлежит образованию по правилам статей 11.3 - 11.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а также по правилам статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации и главы V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как указано в части 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации, при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (часть 2 статьи 39.28 ЗК РФ).
Такого соглашения с административным истцом достигнуто не было, что влечет невозможность реализации проекта межевания.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление Администрации города Екатеринбурга в части формирования единого земельного участка с условным номером 1, нарушает права административного истца.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в п. 28 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 ноября 20107 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», указанный нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим в оспариваемой части со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Согласно ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в Администрации города Екатеринбурга в пользу административного истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Попова Е. А. к Администрации города Екатеринбурга о признании недействующим постановления Администрации города Екатеринбурга от № 2419 от 26 ноября 2020 года «О внесении изменений в Постановление Администрации города Екатеринбурга от 09 июля 2019 года № 1654 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в квартале улиц Степана Разина – Декабристов - Чапаева – Тверитина» удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда постановление Администрации города № 2419 от 26 ноября 2020 года «О внесении изменений в Постановление Администрации города Екатеринбурга от 09 июля 2019 года № 1654 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в квартале улиц Степана Разина – Декабристов - Чапаева – Тверитина», в части Приложения № в отношении образуемого земельного участка с условным номером 1 на схеме межевания территории, Приложения № в части сведений об образуемых земельных участках), Приложения № в отношении образуемого земельного участка с условным номером 1 на схеме межевания территории, Приложения № в части сведений об образуемых земельных участках, предусматривающих формирование земельного участка площадью 5556 кв.м путем объединения земельных участков с кадастровыми №
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Администрации города Екатеринбурга.
Взыскать с Администрации города Екатеринбурга в пользу Попова Е. А.расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Т.В. Макарова