ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2525/2022 от 06.04.2022 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-2525/2022

УИД: 22RS0068-01-2020-006841-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 апреля 2022 года г.Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Васильевой Г.М.,

при секретаре Ширяевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в обоснование которого указано, что при осуществлении надзора за исполнением водного законодательства выявлены нарушения в деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, установлено, что водный объект – река Пивоварка внесен в государственный водный реестр за и расположен в границах муниципального образования город Барнаул, однако местоположение границ данного водного объекта, береговой линии (границы водного объекта) для реки Пивоварка не определялось. В целях принятия мер к определению границ водного объекта (береговой линии) - река Пивоварка, Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес министра природных ресурсов и экологии Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. Согласно ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ Минприроды Алтайского края мероприятия по установлению местоположения береговых линий (границ водных объектов) для реки Пивоварка в установленном законом порядке не проводились. Ведомством указано, что данные полномочия являются переданными Российской Федерацией и реализуются за счет средств федерального бюджета, предоставленных региону в виде субвенций. Вместе с тем, обязанность по осуществлению переданных Российской Федерации полномочий не находится в зависимости от размера бюджетного финансирования и субъективного усмотрения Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края на выполнение охраняемых мероприятий в отношении одних или других объектов. Кроме того, на основании информации, полученной из отдела водных ресурсов Верхне-Обского бассейнового водного управления по Алтайскому краю Федерального агентства водных ресурсов, в период времени 2020-2022 заявки от Минприроды Алтайского края о согласовании целевых прогнозных показателей для выполнения мероприятий по определению береговой линии (границ водных объектов), границ водоохранных зон и границ прибрежной защитной полосы реки Пивоварка не поступали. Непринятие мер по установлению границ реки Пивоварка исключает надлежащую охрану водного объекта, и, соответственно, нарушает принципы водного законодательства, права граждан на благоприятную окружающую среду, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на доступ к водному объекту общего пользования в целях использования для личных и бытовых нужд.

На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, выразившееся в непроведении мероприятий по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранной зоны и прибрежной полосы в отношении водного объекта – река Пивоварка в границах Алтайского края, обязать Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края в целях установления местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранной зоны и прибрежной полосы в отношении водного объекта – река Пивоварка в границах Алтайского края направить в территориальный орган Росводресурсов предложения по мероприятиям, направленным на охрану водного объекта и планируемым к реализации за счет субвенций, а также представить в Росводресурсы бюджетные заявки с заключениями территориального органа Росводресурсов и комплектом обосновывающих материалов.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Верхне-Обское Бассейновое водное управление, Федеральное агентство водных ресурсов.

В судебном заседании представитель административного истца Алтайского межрайонного природоохранного прокурора административные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем в материалах дела имеется соответствующее заявление.

Заинтересованные лица Отдел водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского бассейнового водного управления, Верхне-Обское Бассейновое водное управление, Федеральное агентство водных ресурсов в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть административное дело при данной явке.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Учитывая, что административным истцом оспаривается неправомерное бездействие, носящее длящийся характер, процессуальный срок, установленный для защиты прав, истцом не пропущен.

В соответствии со ст.1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Согласно ст. 5 ВК РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты; подземные водные объекты.

К поверхностным водным объектам относятся, в том числе водотоки (реки, ручьи, каналы). Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.

Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 65 ВК РФ установлено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1).

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч.2).

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров (ч. 4).

Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 18).

Как установлено в судебном заседании, на территории Алтайского края расположена река Пивоварка, протяженность которой составляет 11,2 км. Река Пивоварка внесена в государственный водный реестр за .

Согласно ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

В силу п.2 ч.1 ст.26 ВК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия: осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (ч.2 ст. 26 ВК РФ).

Поскольку река Пивоварка полностью расположена на территории Алтайского края и подпадает под критерии, установленные п.2 ч.1 ст.26 ВК РФ, полномочия по осуществлению мер по охране указанного водного объекта, находящегося в федеральной собственности являются переданными органу государственной власти субъекта Алтайского края.

Указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 №152 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края, в силу п.п. 1.1., 2.1.1, 3.5 которого Министерство осуществляет в пределах установленной компетенции переданные краю полномочия Российской Федерации в области водных отношений и разрабатывает, осуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории края. Осуществляет в пределах компетенции края установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных полос водных объектов.

Таким образом, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края уполномочено осуществлять меры по охране спорного водного объекта – реки Пивоварка в пределах субвенций, предоставляемых из федерального бюджета.

В связи с обращением председателя регионального отделения в Алтайском крае Общероссийской общественной организации по охране и защите природных ресурсов «Российское экологическое общество», Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований водного законодательства, по результатам которой установлено, что Минприроды Алтайского края не определено местоположение границ реки Пивоварка, водоохранной зоны и прибрежной полосы, что привело к нарушению режима использования водного объекта.

В связи с чем, в адрес административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ направлено представление об устранении нарушений водного законодательства, по результатам рассмотрения которого Минприроды Алтайского края дан ответ о том, что проект по установлению местоположения границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы реки был выполнен в 2013 году и требует корректировки в соответствии с Правилами определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 №377. В перспективе рассматривается возможность проведения работ по установлению береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Пивоварка по мере выделения средств субвенций и с учетом реализации приоритетных мероприятий по защите от негативного воздействия вод.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 №377 утверждены Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения (далее – Правила № 377). Кроме того, постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 №17 утверждены Правила установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (далее – Правила № 17).

В соответствии с положениями вышеуказанных Правил установление местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации.

Приказом Минприроды России от 22.10.2020 №846 утвержден Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, согласно п. 1 которого осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации включает: установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками; предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, включая проектные работы; мероприятия по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов).

Правилами охраны поверхностных водных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2020 №1391 установлено, что мероприятия по охране поверхностных водных объектов планируются и осуществляются органами, указанными в подпунктах «а» - «в» пункта 3 настоящих Правил, в соответствии со схемами комплексного использования и охраны водных объектов. (Положения аналогичного содержания имелись в Постановлении Правительства РФ от 05.02.2016 №79 «Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов» утратившим силу 31.12.2020).

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 33 ВК РФ схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются, в том числе в целях обеспечения охраны водных объектов.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что водоохранная зона, прибрежная защитная полоса и береговая линия реки Пивоварка не определена, каких-либо действий, направленных на охрану водного объекта уполномоченным органом государственной власти субъекта не осуществлялось, из федерального бюджета субвенции на охрану указанной реки не выделялись.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2010 №425 утверждены Методические указания по осуществлению органом государственной власти субъектов РФ переданных Российской Федерацией полномочий по охране водных объектов (далее - Методические указания).

Как следует из п.4 Методических указаний, передаваемые полномочия обеспечиваются финансированием из федерального бюджета, предоставляемого бюджету субъекта Российской Федерации в виде субвенций. Размер субвенции зависит от общего объема субвенций, предоставляемых для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также коэффициента водохозяйственной обстановки на территории субъекта Российской Федерации.

Порядок расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 №629 (п. 27) Средства субвенций на осуществление переданных полномочий носят целевой характер и могут быть направлены только на мероприятия, перечень которых установлен Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.03.2008 №61 (п. 28).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, направляют свои предложения по мероприятиям, планируемым к реализации за счет субвенций, в территориальные органы Росводресурсов, которые по итогам рассмотрения их на заседаниях соответствующих бассейновых советов готовят заключения по каждому мероприятию, предлагаемому к финансированию за счет средств федерального бюджета. Состав обосновывающих материалов для согласования мероприятий, направленных на охрану водных объектов или их частей, приведен в Приложении к настоящим Методическим указаниям (п.21).

Бюджетные заявки с заключениями территориальных органов Росводресурсов и комплектом обосновывающих материалов представляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия, в Росводресурсы и рассматриваются в порядке, установленном регламентом формирования бюджетных проектировок Росводресурсов на соответствующий финансовый год и плановый период (п.22)

Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что порядок и процедура предоставления органам государственной власти субъектов РФ субвенций из федерального бюджета бюджетам РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений регламентирована федеральным законодательством и предусматривает контроль за целевым использованием средств. При этом, органы государственной власти несут обязанность по осуществлению мероприятий по установлению границ водного объекта и водоохранных зон только в части переданных им полномочий и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий.

Вместе с тем, осуществляя переданные полномочия в области охраны водных объектов, орган государственной власти субъекта РФ, установив нарушения водного законодательства, загрязнение водного объекта либо нарушение режима его использования обязан направить в органы Росводресурсов предложение по мероприятиям, планируемым к реализации за счет субвенций, направленных на охрану водных объектов.

В данном случае нарушение водного законодательства, нарушение режима использования водного объекта – река Пивоварка установлено Алтайским межрайонным природоохранным прокурором в ходе проведенной проверки, что подтверждается представлением прокурора и не оспаривается административным ответчиком. Вместе с тем, предложения по мероприятиям, планируемым к реализации за счет субвенций, в территориальные органы Росводресурсов Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края не направлялись, тем самым, мероприятия по охране водного объекта (по установлению местоположения береговой линии, границ водоохранной зоны и прибрежной полосы) не осуществлялись, чем, допущено незаконное бездействие.

Указанное бездействие безусловно нарушает права неопределенного круга лиц, Российской Федерации, поскольку сохранение водных объектов и их охрана является приоритетной задачей человека и государства, информирование собственника о нарушении водного законодательства, надлежащая охрана реки входят в обязанности органа субъекта РФ.

В этой связи, суд полагает необходимым признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, выразившееся в непроведении в рамках переданных полномочий Российской Федерации мероприятий по установлению местоположения береговой линии (границе водного объекта), границ водоохраной зоны и прибрежной полосы в отношении водного объекта – река Пивоварка в границах Алтайского края.

В целях восстановления нарушенного права суд возлагает на административного ответчика обязанность направить в территориальный орган Росводресурсов предложение по мероприятиям, направленным на охрану водного объекта река Пивоварка в границах Алтайского края, планируемым к реализации за счет субвенций.

При этом, оснований для возложения на Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края обязанности представить в Росводресурсы бюджетные заявки с заключением территориального органа Росводресурсов и комплектом обосновывающих материалов не имеется, поскольку таковые могут быть направлены только в случае согласования предложений территориальным органом Росводресурсов, а даче заключений по мероприятиям. Вместе с тем, из положений действующего законодательства не следует, что территориальные органы Росводресурсов обязаны в безусловном порядке согласовывать предложения по мероприятиям, направленные соответствующим органом государственной власти субъекта РФ. В этой связи исполнение судебного решения о возложении обязанности не может быть поставлено в зависимость от деятельности иных органов и принимаемых ими решений. Требований к Верхне-Обскому Бассейновому водному управлению процессуальным истцом не заявлено.

Таким образом, административные исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Алтайского межрайонного природоохранного прокурора – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, выразившееся в непроведении в рамках переданных полномочий Российской Федерации мероприятий по установлению местоположения береговой линии (границе водного объекта), границ водоохраной зоны и прибрежной полосы в отношении водного объекта – река Пивоварка в границах Алтайского края.

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края обязанность направить в территориальный орган Росводресурсов предложение по мероприятиям, направленным на охрану водного объекта река Пивоварка в границах Алтайского края, планируемым к реализации за счет субвенций.

В остальной части - отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Г.М. Васильева

Мотивированное решение изготовлено 15.04.2022.