Дело № 2а-2526/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда «05» марта 2019 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе
председательствующего Бондаренко Е.В.,
при секретаре Смирновой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области о возложении обязанности подготовить и направить в Федеральное агентство водных ресурсов предложения об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон для города Устюжна Устюженского муниципального района,
установил:
Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, просит суд возложить обязанность на Департамент в срок до 01 января 2021 года подготовить и направить в Федеральное агентство водных ресурсов предложения об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон для города Устюжна Устюженского муниципального района. В обоснование требований указывает, что Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего предотвращение негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в части определения границ зон затопления и подтопления. В ходе проверки установлено, что Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области не в полном объеме реализуются полномочия по направлению предложений об определении границ зон затопления и подтопления на территории Вологодской области, закрепленные за Департаментом Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления». При этом на территории Вологодской области определение границ зон затопления и подтопления требуется для 13 населенных пунктов, в том числе для города Устюжна Устюженского муниципального района. Бездействие Департамента по подготовке и направлению в Федеральное агентство водных ресурсов предложений об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон препятствует установлению соответствующих зон и внесению сведений о них в реестр границ Единого государственного реестра недвижимости, что, в свою очередь, может привести к фактическому нарушению ограничений, установленных частью 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, и последующему причинению вреда охраняемым законом правам и интересам.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности помощник прокурора города Вологды Нечаев М.Л. требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности ФИО1 административные исковые требования признал.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Администрации города Устюжны не явился, извещен надлежаще, причины неявки не известны.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно пункту 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
Пункт 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает, что решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются:
1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления;
2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;
4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (далее - сведения о границах зон затопления, подтопления).
Согласно пункту 4 Правил при подготовке предложений учитываются: геодезические и картографические материалы, а также данные обследований по выявлению паводкоопасных зон; данные об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности на пунктах государственной наблюдательной сети; данные об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности из фондовых материалов гидрологических и гидрогеологических изысканий под размещение населенных пунктов, мелиоративных систем, линейных объектов инфраструктуры, переходов трубопроводов, мостов; данные проектных материалов, подготовленные в целях создания водохранилищ; сведения, содержащиеся в правилах использования водохранилищ; расчетные параметры границ затоплений пойм рек, определенные на основе инженерно-гидрологических расчетов; параметры границ подтоплений, определенные на основе инженерно-геологических и гидрогеологических изысканий.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что заявление с приложением предложений и сведений о границах зон затопления, подтопления перед направлением в Федеральное агентство водных ресурсов подлежит согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования - при определении границы зон затопления, подтопления; с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - при определении границы зон затопления; с Федеральным агентством по недропользованию - при определении границы зон подтопления.
Постановлением Правительства Вологодской области от 05 апреля 2010 года N 362, утверждено Положение о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (далее - Положение).
В силу пункта 1.1 главы 1 Положения Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования в установленных настоящим Положением сферах деятельности и региональный государственный экологический надзор на территории области.
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности области, а также водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории области (пункт 3.1.1.2 глава 3 Положения).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки было установлено, что для города Устюжна Устюженского муниципального района требуется определение границ зон затопления и подтопления.
При этом предложения об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области в Федеральное агентство водных ресурсов в отношении указанной выше зоны затопления и подтопления до настоящего времени не направлены.
05 сентября 2018 года между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области и ООО «Джи Динамика» заключен государственный контракт №, предметом которого является подготовка предложений по определению границ зон затопления, подтопления на территориях Вологодской области, в том числе на территории города Устюжна.
Отсутствие в реестре границ государственного кадастра недвижимости сведений о зонах затопления и подтопления может привести к нарушению требований, установленных частью 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации.
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области несет обязанность по подготовке и направлению предложений об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон в Федеральное агентство водных ресурсов.
При изложенных обстоятельствах административные исковые требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить в полном объеме.
Возложить обязанность на Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области в срок до 01 января 2021 года подготовить и направить в Федеральное агентство водных ресурсов предложения об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон для города Устюжна Устюженского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2019 года.
Судья Е.В. Бондаренко