Дело № 2а-2529/2020
55RS0026-01-2020-003558-25
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Степанова Е.В., при секретаре судебного заседания Тихонове Д.С, при помощнике судьи Чуевой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 21 декабря 2020 года дело по административному исковому заявлению прокурора Омского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области об обеспечении возможности получения предоставляемых муниципальных услуг в электронной форме,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Омского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением к администрации Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области об обеспечении возможности получения предоставляемых муниципальных услуг в электронной форме. В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства регламентирующего предоставление муниципальных услуг в деятельности администрации Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее - администрация). Внедрение в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления возможности предоставления гражданам и организациям услуг в электронной форме призвано минимизировать личный контакт государственного или муниципального служащего и заявителя, что исключит возможность установления коррупционной связи.
Прокуратурой района на имя главы Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области 20.05.2020 (исх № 7-12- 2020/5080) внесено представление по факту непринятия мер обеспечения предоставления муниципальных услуг в электронной форме по средством регионального портала государственных и муниципальных услуг Омской области.
По результатам рассмотрения указанного представления, администрацией поселения приняты организационные меры направленные на обеспечение предоставления муниципальных услуг в электронном виде.
Однако по информации Министерства промышленности, связи, цифрового и научно-технического развития Омской области по состоянию на 28.10.2020, администрацией Калининского сельского поселения обеспечено предоставления, в том числе в электронной форме по средством Портала государственных и муниципальных услуг Омской области, только 8 муниципальных услуг (выдача, продление срока действия и переоформление разрешения на право организации розничного рынка; предоставление гражданам жилых помещений муниципального специализированного -жилищного фонда по договорам служебного найма; выдача градостроительных планов земельных участков; передача в собственность гражданам в порядке приватизации жилого помещения муниципального жилищного фонда; выдача разрешений на переустройство, перепланировку жилых помещений; присвоение (изменение) адресов объектам недвижимого имущества; признание жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, признание многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу; прием заявлений, документов, а также постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма) из 30 муниципальных услуг предоставляемых поселением.
В нарушение положений Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», до настоящего времени муниципальные услуги в электронной форме с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры. В том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) регионального портала государственных и муниципальных услуг, в полном объеме не оказываются.
На федеральном портале государственных услуг и региональном портале государственных и муниципальных услуг Омской области отсутствует в полном объеме информация о всех муниципальных услугах предоставляемых администрацией Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Таким образом, Администрацией поселения не выполнены требования статьи 6 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в части обеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме на Едином портале государственных и муниципальных услуг, Региональном портале государственных и муниципальных услуг Омской области.
При таких условиях, при сохранении текущей динамики установленные Указом Президента Российской от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» показатели, в частности повышение доли граждан, использующих механизм получения услуг в электронном виде, недостижимы.
Кроме того, Администрацией план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме до настоящего времени не утвержден.
В нарушение сроков, установленных распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009, до настоящего времени администрацией не осуществлен перевод услуг в электронный формат, обеспечивающий возможность заявителей в целях получения услуг предоставлять документы в электронном виде с использованием Единого портала, а также осуществлять мониторинг хода предоставления услуги.
Таким образом, в нарушение требований законодательства Администрацией не обеспечена в полном объеме возможность получения муниципальных услуг предоставляемых органам местного самоуправления в электронной форме посредством Портала государственных и муниципальных услуг Омской области.
Выявленные факты длительного бездействия Администрации сельского поселения, нарушают права неопределенного круга получателей муниципальных услуг, указанные обстоятельства создают административные барьеры для реализации прав граждан и создает условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению качества и доступности муниципальных услуг, а также способствует злоупотреблениям и коррупционным проявлениям со стороны муниципальных служащих.
На основании изложенного административный истец просит, обязать администрацию Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области обеспечить возможность получения предоставляемых муниципальных услуг в электронной форме посредством Портала государственных и муниципальных услуг Омской области, за исключением муниципальных услуг по выдаче, продление срока действия и переоформление разрешения на право организации розничного рынка; предоставление гражданам жилых помещений муниципального специализированного -жилищного фонда по договорам служебного найма; выдача градостроительных планов земельных участков; передача в собственность гражданам в порядке приватизации жилого помещения муниципального жилищного фонда; выдача разрешений на переустройство, перепланировку жилых помещений; присвоение (изменение) адресов объектам недвижимого имущества; признание жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, признание многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу; прием заявлений, документов, а также постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма.
В судебном заседании представитель административного истца прокурора Омского района Омской области старший помощник прокурора Соловьева К.В. заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске. Полагала возможным установить срок исполнения решения суда до 01.06.2021.
Представитель административного ответчика глава администрации Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Бурдыга В.А., в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил. В отзыве на административное исковое заявление указал, план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме в настоящее время администрацией разработан и утвержден постановлением администрации Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. В соответствии с утвержденным планом графиком, при содействии КУ ГУИТ, администрации планирует до 30 июня 2021 года обеспечить возможность предоставления муниципальных услуг в электронном виде.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Аналогичное положение содержит пункт 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Пунктом 6 статьи 4 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в качестве одного из основных принципов предоставления муниципальных услуг определен принцип - возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Пунктами 2 и 3 статьи 5 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», определено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации по выбору заявителя.
Так, согласно ч.ч. 1,3,4 статьи 29 Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ), административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу данного Федерального закона. Сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В распоряжении Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» утверждены этапы перехода на предоставление услуги в электронном виде. На пятом этапе до 1 января 2014 года администрация должна обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.
В соответствии с распоряжением Правительства Омской области от 13.04.2011 № 47-р, создана государственная информационная система Омской области «Портал государственных и муниципальных услуг Омской области», оператором данного портала определено Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области.
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются: предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах; подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг; получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги; взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг; получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом; иные действия, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги.
Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 № 236 определены требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с указанным постановлением рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации: обеспечить предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг в соответствии с требованиями не позднее 31 декабря 2018 года; утвердить не позднее 1 января 2017 года сводные планы по приведению в соответствие с требованиями нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления в электронной форме государственных и муниципальных услуг.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Омского района Омской области проведена проверка исполнения требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг в электроном виде, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности администрации Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
В рамках проведенной проверки установлено, что органами местного самоуправления Омского муниципального района Омской области частично обеспечено получение доступа к порталу государственных и муниципальных услуг Омской области.
С целью обеспечения реализации права на получение муниципальных услуг в электронном виде органами местного самоуправления муниципального района посредством портала размещены сведения о предоставляемых услугах.
Указанные сведения администрацией Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области размещены не в полном объеме, что препятствует уполномоченной организации обеспечить предоставление заявленных муниципальных услуг в электронном виде.
Данные нарушения требований законодательства, допущенные администрацией Калининского сельского поселения Омского муниципального района влекут невозможность реализации заявителями права на получение муниципальных услуг в электронном виде по средством портала.
20.05.2020 в адрес главы Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области было вынесено представления № 7-12-2020/5080 об устранении нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих.
По результатам рассмотрения представления администрацией было направлено письмо в Министерство промышленности, связи, цифрового и научно-технического развития Омской области по вопросу оказания содействия в обеспечении возможности предоставления муниципальных услуг в электронном виде, о чем была проинформирована прокуратура Омского района Омской области от 25.06.2020 № 02-11/489.
Постановлением администрации Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 06.03.2012 № 16 утвержден перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией: выдача градостроительного плана земельного участка, выдача разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию, выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, прием документов, необходимых для согласования перевода жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое, а также выдача соответствующих решений о переводе или об отказе в переводе, прием документов, необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства жилого (нежилого) помещения, а также выдача соответствующих решений о согласовании или об отказе в согласовании, признание в установленном порядке жилых помещений непригодном для проживания, прием заявлений, документов, а также постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставление информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма, предоставление малоимущим гражданам, состоянии на учете в качестве нуждающихся в жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, приватизация жилых помещений, находящихся в собственности поселения, предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду, установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями поселений, регистрация граждан и снятие с учета по месту жительства или по месту пребывания, присвоение адресом объектам недвижимости, выдача ордеров на производство земляных работ, регистрация в уведомительном порядке трудовых договоров, заключаемых работником с работодателем – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, а также факта прекращения указанных договоров, выдача разрешений на вступление в брак в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершение нотариальных действий, выдача копий архивных документов, находящихся на хранении в поселении, выдача выписок из домовой книги, справок о составе семьи, предоставление информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, рассмотрение обращений граждан, предоставлении информации о культурно-массовых мероприятиях.
Согласно ответа Министерства промышленности, связи, цифрового и научно-технического развития Омской области от 23.10.2020 № МПС-5610 представлен перечень муниципальных услуг, оказываемых по состоянию на 23 октября 2020 года органами местного самоуправления Омского муниципального района Омской области в электронном виде посредством Портала, представлен в приложении.
Согласно приложению перечень муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде в государственной информационной системе Омской области «Портал государственных и муниципальных услуг Омской области» администрация Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области осуществляет предоставление муниципальных услуг в электронном виде: выдача, продление срока действий и переоформление разрешения на право организации розничного рынка, предоставление гражданам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам служебного найма, выдача градостроительных планов земельных участков, передача в собственность граждан в порядке приватизации жилого помещения муниципального жилищного фонда, выдача разрешений на переустройство, перепланировку жилых помещений, присвоение (изменение) адресов объектам недвижимости, признание жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, признание многократных домов аварийными и подлежащими сносу, прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма.
Таким образом, установлено, что администрацией поселения не обеспечено предоставление муниципальных услуг в электронном виде в полном объеме.
Учитывая изложенное, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку бездействием ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц.
Административным ответчиком заявлено ходатайство о предоставлении предельного срока для исполнения требований прокурора Омского района Омской области до 30 июня 2021 года.
В силу части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Суд считает необходимым определить срок исполнения возложенных на административного ответчика обязанностей по обеспечению возможности получения предоставляемых муниципальных услуг в электронной форме посредством Портала государственных и муниципальных услуг Омской области до 30.06.2021 в соответствии с утвержденным планом графиком.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Омского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области об обеспечении возможности получения предоставляемых муниципальных услуг в электронной форме удовлетворить.
Обязать администрацию Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в срок до 30 июня 2021 года обеспечить возможность получения предоставляемых муниципальных услуг в электронной форме посредством Портала государственных и муниципальных услуг Омской области, в соответствии с реестром (Перечнем) муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, за исключением муниципальных услуг по выдаче, продление срока действия и переоформление разрешения на право организации розничного рынка; предоставление гражданам жилых помещений муниципального специализированного -жилищного фонда по договорам служебного найма; выдача градостроительных планов земельных участков; передача в собственность гражданам в порядке приватизации жилого помещения муниципального жилищного фонда; выдача разрешений на переустройство, перепланировку жилых помещений; присвоение (изменение) адресов объектам недвижимого имущества; признание жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, признание многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу; прием заявлений, документов, а также постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Степанова
Решение в окончательной форме изготовлено 31.12.2020.