ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-252/20 от 06.02.2020 Чапаевского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.о.Чапаевск 6 февраля 2020 года

Самарской области

Чапаевский городской суд в составе: председательствующего – судьи Овсянникова С.В., при секретаре Сергеевой О.Е., с участием представителей административного истца – ФИО2, ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-252/20 по административному исковому заявлению ФИО4 к Государственной жилищной инспекции Самарской области о признании незаконными предписаний №<Номер обезличен>, №<Номер обезличен> от <Дата обезличена>,-

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4 обратились в суд с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области о признании незаконными предписаний.

В судебном заседании административный истец – ФИО2, административное исковое заявление поддержал и просил удовлетворить. Он пояснил, что на основании Распоряжения заместителя руководителя-руководителя Южного управления жилищного надзора ФИО1 от <Дата обезличена> № г.о. <Номер обезличен> в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный сервис» была проведена внеплановая выездная проверка по осуществлению лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> г.о.Чапаевск. По результатам проверки в отношении ООО «ЖКС» вынесены акты проверки №<Номер обезличен>, №<Номер обезличен> от <Дата обезличена>. Было выявлено ряд нарушений: отсутствие теплоизоляции на трубопроводах системы отопления в чердачном помещении дома; ветви деревьев над кровлей дома; трещины кирпичной кладки фасада дома в отдельных местах; неисправность отмостков дома (разрушение покрытия, провалы). По результатам проверки Инспекцией выдано два предписания №<Номер обезличен>, №<Номер обезличен> от <Дата обезличена>, которым ООО «ЖКС» установлены сроки устранения недостатков - до <Дата обезличена> и до <Дата обезличена>. Полагает, что на ООО «ЖКС» вышеуказанные обязанности возложены необоснованно и незаконно. Так, срок действия согласно п.6 Договора управления многоквартирным домом <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> г.о.Чапаевск закончился <Дата обезличена>. <Дата обезличена> ООО «ЖКС» отправило в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) Самарской области заявление о внесении изменений в реестр многоквартирных домов. По результатам проверки представленных документов внесены изменения в реестр лицензий ООО «ЖКС» на основании Приказа от <Дата обезличена><Номер обезличен>. На момент проверки МКД отсутствует в реестре лицензии ООО «ЖКС» в связи с прекращением действия договора управления. Договор управления многоквартирным домом считается прекращенным с даты, указанной в договоре, следовательно, управляющая организация прекращает управление многоквартирным домом с даты указанной в договоре (Письмо Мин.строя России от <Дата обезличена><Номер обезличен>). Окончание срока действия договора управления многоквартирным домом в случае заявления одной из сторон о его прекращении по данному основанию влечет прекращение деятельности по управлению многоквартирным домом и изменяет перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, что в силу требований ч.ч.2 и 3 ст.198 ЖК РФ требует внесения изменения в реестр лицензий субъекта РФ. Просил признать незаконным и отменить предписания ГЖИ Самарской области №№<Номер обезличен>, <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, приостановить действие оспариваемого предписания до вступления судебного решения по настоящему делу в законную силу.

Административный истец – ФИО3, мнение ФИО2 поддержала и просила административное исковое заявление удовлетворить.

Административный ответчик - представитель Государственной жилищной инспекции Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания была извещена своевременно и надлежащим образом, просила дело рассмотреть в её отсутствие. Ранее в судебном заседании представила отзыв, согласно которому в соответствии с ч. 1 ст. 161, ч. 2 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссий субъекта Российской Федерации: (за исключением случая осуществления такой деятельности ТСЖ, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 ЖК РФ случая).

Согласно ч.1 ст.161 ЖК РФ договор управления МКД заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.

Частью 3 ст.161 ЖК РФ предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в МКД и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. При этом решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным: для всех собственников помещений в МКД.

Согласно ч.4 ст.161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестрах, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (статья 195 ЖК РФ).

Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра, установлены в статье 198 названного Кодекса.

В соответствии с п.10 ст.162 ЖК РФ управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким - домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Согласно ч.3 ст.200 ЖК РФ лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня: 1) возникновения в соответствии с ч.7 ст.162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом: местного самоуправления открытого конкурса; 2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) возникновения обязательств по договорам, указанным в ч.ч.1 и 2 ст.164 настоящего Кодекса; 4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива,

ООО «ЖКС» осуществляло управление многоквартирным домом <Номер обезличен> по <Адрес обезличен>, срок действия договора закончился <Дата обезличена>. Следовательно, общество обязано надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме до наступления событий, указанных в ч.3 ст.200 ЖК РФ. Считает, что поскольку события, указанные в ч.3 ст.200 ЖК РФ не наступили, то предписания № г.о.<Номер обезличен> и № г.о.<Номер обезличен> от <Дата обезличена> являются законными и выданы надлежащему лицу.

Выслушав объяснения сторон, изучив представленные документы, суд считает, что в удовлетворении административного искового заявления ФИО4 к Государственной жилищной инспекции Самарской области о признании незаконными предписаний надлежит отказать. Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств.

Согласно Распоряжению Государственной жилищной инспекции №г.о.<Номер обезличен> от <Дата обезличена> в отношении ООО «ЖКС» проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки соответствия лицензиата установленным лицензионным требованиям на основании обращения (заявления) – вх. <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, <Дата обезличена> Государственная жилищная инспекция уведомило управляющую компанию - ООО «ЖКС», о проведении внеплановой выездной проверки жилого <Адрес обезличен> г.о.Чапаевск.

<Дата обезличена> Государственной жилищной инспекцией в ходе внеплановой выездной проверки ООО «Жилищно-коммунальный сервис» выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а именно: отсутствие теплоизоляции на трубопроводах систем отопления в чердачном помещении дома; наличие ветвей деревьев над кровлей дома; наличие трещин в кирпичной кладке на фасаде дома в отдельных местах. В отношении ООО «Жилищно-коммунальный сервис» вынесены предписания № г.о.Ч-87353 и № г.о.Ч-87353/1.

В соответствии с приказом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Государственной жилищной инспекции Самарской области с <Дата обезличена> исключены из реестра лицензий Самарской области сведения о многоквартирных домах, среди которых жилой дом, расположенный по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>, деятельность по управлению которым осуществлял лицензиат - ООО «Жилищно-коммунальный сервис».

Согласно Уставу Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный сервис» усматривается, что предметом деятельности Общества является производство санитарно-технических работ; осуществление в порядке, установленном действующим законодательством РФ управления многоквартирными домами в интересах и за счет средств собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме; обеспечение предоставления коммунальных услуг собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме; обеспечение выполнения работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного домов и т.д.

<Дата обезличена> по Акту приема-передачи технической документации многоквартирный дом по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>, управляющая организация ООО «ЖКС» передана в орган местного самоуправления - МБУ «Управление по обслуживанию и содержанию объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства».

<Дата обезличена> от директора ООО «Жилищно-коммунальный сервис» руководителю государственной жилищной инспекции Самарской области направлено заявление о внесении изменений в реестр многоквартирных домов, в отношении которых заявителем осуществляется деятельность по управлению в связи с прекращением договора управления в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>.

Анализируя исследованные доказательства, суд считает их в совокупности допустимыми, относимыми и достоверными, достаточными для принятия судебного решения.

Согласно положению ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года №170.

В соответствии с ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Согласно ч.2 ст.198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

В силу части 3 данной статьи орган государственного жилищного надзора после получения указанных сведений вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Статьей 192 ЖК РФ установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (часть 1). К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 4 мая 2011 года №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных данным кодексом (часть 5).

Пунктом 15 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года №1110, устанавлено, что лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном ст.21 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Размещенные согласно ч.2 ст.198 ЖК РФ в системе сведения, в том числе о лицензиате, об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми он осуществляет, должны иметь достоверный и актуальный характер и обновляться своевременно при заключении, прекращении или расторжении договора управления многоквартирным домом. Законодатель установил, что изменение перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом обуславливает объективную необходимость внесения соответствующих изменений в реестр лицензий и упоминаемую систему.

Частью 6 ст.162 Кодекса установлено, что при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.

В ходе судебного разбирательства установлено, что с <Дата обезличена> ООО «Жилищно-коммунальный сервис» осуществляло управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>. <Дата обезличена> срок действия договора управления вышеуказанным многоквартирным домом закончился. <Дата обезличена> Государственной жилищной инспекций <Адрес обезличен> по заявлению граждан была проведена проверка, в отношении ООО «ЖКС» вынесены представления №.<Номер обезличен> и №<Номер обезличен> в связи с вывявленными нарушениями.

Согласно ч.3 ст.200 ЖК РФ лицензиат (в данном случае - ООО «Жилищно-коммунальный сервис»), в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со ст.199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня: 1) возникновения в соответствии с ч.7 ст.162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса; 2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) возникновения обязательств по договорам, указанным в ч.ч.1 и 2 ст.164 настоящего Кодекса; 4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Исходя из анализа положений Закона, суд считает, что на момент проверки <Дата обезличена> в отношении ООО «Жилищно-коммунальный сервис» и выдачи предписаний, указанные в ч.3 ст.200 Жилищного кодекса РФ события не наступили, в связи с чем оно было обязано надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с требованиями законодательства. Также до наступления обстоятельств, указанных в данной норме, у Государственной жилищной инспекции Самарской области имелись правовые основания для осуществления в отношении ООО «Жилищно-коммунальный сервис» соответствующего государственого жилищного надзора и возложения на него обязанности устранить выявленные нарушения.

Ссылка административного истца и его представителей на письмо Минстроя от <Дата обезличена><Номер обезличен> не может быть принята судом как определяющей по разрешению данного спора, поскольку документ не является нормативным правовым актом, размещен в качестве ответа на иной вопрос (анализ различий в порядках прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом), применение ч.3 ст.200 Жилищного кодекса РФ в данном письме не анализируется и само содержание письма никаких выводов об отсутствии необходимости соблюдения условий фактического прекращения управления многоквартирным домом, установленных ч.3 ст.200 Жилищного кодекса РФ, не содержит.

Положения нормы ч.3 ст.200 Жилищного кодекса РФ направлены на соблюдение прав граждан, на обеспечение безопасности эксплуатации многоквартирных жилых домов, закрепляет непрерывность осуществления деятельности по управлению, обслуживанию многоквартирными жилыми домами и оказанию (предоставлению) коммунальных услуг (ресурсов).

Таким образом, управляющая организация - ООО «Жилищно-коммунальный сервис», обязана исполнять обязанность по обслуживанию многоквартирного жилого дома по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>, и после <Дата обезличена> до определения иного порядка управления указанным жилым домом, следовательно, выданные ГЖИ Самарской области оспариваемые предписания являются законными и обоснованными.

С учётом вышеизложенного, в удовлетворении административного искового заявлению ФИО4 к Государственной жилищной инспекции <Адрес обезличен> о признании незаконными предписаний №<Номер обезличен> и №<Номер обезличен> от <Дата обезличена> надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО4 к Государственной жилищной инспекции Самарской области о признании незаконными предписаний №<Номер обезличен>, №<Номер обезличен> от <Дата обезличена> - отказать.

В удовлетворении административного искового заявления ФИО4 к Государственной жилищной инспекции Самарской области о приостановлении действия предписаний №<Номер обезличен>, №<Номер обезличен> от <Дата обезличена> до вступления судебного решения в законную силу - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд.

Судья Чапаевского городского суда

Овсянников С.В.

Мотивированное Решение изготовлено

11 февраля 2020 года.

Подлинник документа находится в Чапаевском городском суде Самарской области в административном деле № 2а-252/20

УИД <Номер обезличен>