ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-252/20 от 08.06.2020 Бичурского районного суда (Республика Бурятия)

Дело № 2а-252/2020

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

с. Бичура «08» июня 2020 года

Бичурский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего, судьи Соболевой Н.А., при секретаре Федотовой В.В., с участием административного истца – заместителя Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской Межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО4, действующего на основании служебного удостоверения ТО , представителя административного ответчика Администрации МО СП «Новосретенское» - ФИО1ФИО5, действующего на основании Устава, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленному в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации МО СП «Новосретенское» о признании незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по реализации полномочий и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры Республики Бурятия, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействие Администрации муниципального образования сельское поселение «Новосретенское», выразившееся в непринятии мер по реализации полномочий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений - водохранилищ на реках <данные изъяты> и <данные изъяты> с соблюдением установленного порядка пользования водными объектами и возложении на администрацию муниципального образования сельское поселение «Новосретенское» следующих обязанностей:

- в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу исключить осуществление полномочий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (водохранилищ на реках <данные изъяты> и <данные изъяты>) в отсутствие права пользования водными объектами;

- в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в за конную силу организовать проведение обследований, предшествующих разработке деклараций безопасности, в отношении гидротехнических сооружений водохранилищ на реках <данные изъяты> и <данные изъяты>, обеспечить создание финансового резерва, предназначенного для ликвидации возможных аварий на гидротехнических сооружениях, а также произвести расчет вероятного вреда в случае аварии на гидротехнических сооружениях;

- в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить постановку на государственный кадастровый учет гидротехнического сооружения - водохранилища на реке <данные изъяты>;

- в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу зарегистрировать в установленном законом порядке право ФИО1 собственности на гидротехнические сооружения - водохранилища на реках <данные изъяты> и <данные изъяты>;

- в течение восемнадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести гидротехнические сооружения - водохранилища на реках <данные изъяты> и <данные изъяты> в технически исправное состояние и их безопасность.

Заявленные требования мотивированы тем, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства при использовании бюджетных средств на проведение мероприятий по обеспечению безопасности и охраны гидротехнических сооружений.

По результатам проведенной проверки установлено что, администрацией сельского поселения «Новосретенское» не приняты меры по исполнению возложенных на органы местного самоуправления обязанностей в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений - ГТС водохранилища на реке <данные изъяты> и ГТС водохранилища на реке <данные изъяты>, так же установлено, что указанные сооружения внесены в реестр гидротехнических сооружений до введения в действие Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», поэтому необходимо проведение преддекларационного обследования с целью определения наличия либо отсутствия оснований для внесения гидротехнических сооружений в регистр в соответствии с новым законодательством.

Кроме того, в ходе проверки установлены факты непринятия мер по надлежащей эксплуатации гидротехнических сооружений.

Вследствие непринятия мер по составлению деклараций безопасности гидротехнических сооружений не определены мероприятия по поддержанию их в технически исправном состоянии. В нарушение требований действующего законодательства не обеспечено принятие мер по приведению гидротехнических сооружений в состояние, соответствующее установленным требованиям. На балансе Администрации муниципального образования сельское поселение «Новосретенское» состоят гидротехнические сооружения - водохранилища на реках <данные изъяты> и <данные изъяты>. Гидротехническое сооружение - водохранилище на реке <данные изъяты> поставлено на государственный кадастровый учет (кадастровый ), гидротехническое сооружение - водохранилище на реке <данные изъяты> на государственный кадастровый учет не поставлено.

По результатам проведенного комиссионного обследования ДД.ММ.ГГГГ сделан вывод о необходимости проведения работ по капитальному ремонту сооружений указанных водохранилищ, однако до настоящего времени вопрос о проведении капитального ремонта не решен.

Согласно предписанию <данные изъяты> Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо было обеспечить технически исправное состояние водохранилища на реке <данные изъяты>, обеспечить разработку критериев безопасности, до ДД.ММ.ГГГГ составить декларацию безопасности. Предписание <данные изъяты> Ростехнадзора не исполнено.

В нарушение требований Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» гидротехническое сооружение — ГТС водохранилища на реке <данные изъяты> не поставлено на государственный кадастровый учет. На гидротехнические сооружения не зарегистрировано право муниципальной собственности.

Ненадлежащее исполнение собственником гидротехнических сооружений обязанностей по обеспечению их безопасности влечет угрозу причинения ущерба окружающей среде в связи с возможным ухудшением технического состояния сооружений, возникновением чрезвычайной ситуации и оказанием негативного воздействия на объект Всемирного наследия ЮНЕСКО - озеро Байкал.

Кроме того, Администрацией муниципального образования сельское поселение «Новосретенское» не принимались меры по оформлению в установленном порядке права на осуществление водопользования.

Гидротехнические сооружения - водохранилища имеют гидравлическую связь с реками <данные изъяты> и <данные изъяты>. Водохранилища имеют сообщение с естественными водными объектами, находящимися в федеральной собственности.

По сведениям Администрации Новосретенского поселения имелись случаи возникновения аварийных ситуаций на водохранилище на реке <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось открытие водохранилища на реке <данные изъяты> при уровне воды 5м. 30 см. ДД.ММ.ГГГГ уровень воды достиг 5м. 60 см., что повлекло перетекание воды через водосброс. ДД.ММ.ГГГГ произошло размывание гребня в связи с сильным ветром и волнообразованием, поэтому осуществлялся сброс воды. Имеется водосбросной канал водохранилищ на реках <данные изъяты> и <данные изъяты>, задвижки, подъемные устройства.

Согласно статье 11 Водного кодекса Российской Федерации предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. На основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов, использования акватории водных объектов.

В силу статьи 12 Водного кодекса Российской Федерации по договору водопользования одна сторона обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

В соответствии с частью 3 статьи 13 Водного кодекса Российской Федерации к договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.

Наличие сообщения между водохранилищами и водными объектами - реками <данные изъяты> и <данные изъяты>, наличие водосбросного канала свидетельствует о создании условий для водопользования.

Поскольку на владельца (балансодержателя) гидротехнических сооружений возложены обязанности по его содержанию, в том числе ремонту сооружения, приведению их в исправное техническое состояние и обеспечению безопасности, реализация указанных полномочий возможна только при наличии оформленного в установленном порядке права на осуществление водопользования.

Таким образом, со стороны Администрации муниципального образования сельское поселение «Новосретенское» имеет место бездействие, выразившееся в непринятии мер по реализации полномочий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений в отсутствие оформленного в установленном порядке права на осуществление водопользования.

Вследствие непринятия мер по проведению обследования гидротехнического сооружения не установлено, приведут ли возможные повреждения гидротехнических сооружений к возникновению чрезвычайной ситуации, требуется ли проведение декларирования безопасности гидротехнических сооружений и внесение сведений о них в Российский регистр гидротехнических сооружений, получение разрешения на эксплуатацию.

Ввиду отсутствия оформленного в установленном порядке водопользования не определены условия пользования водными объектами, предусматривающие предотвращение негативного воздействия на них, поэтому созданы условия для оказания негативного воздействия на водные объекты.

Изложенные нарушения природоохранного законодательства влекут несоблюдение гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, могут повлечь за собой причинение ущерба окружающей среде на Байкальской природной территории.

Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью зашиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных статьей 42 Конституции Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец – заместитель прокурора ФИО4 заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, пояснив суду, что при проведении проверки в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры РФ были выявлены нарушения со стороны МО СП «Новосретенское».Требования, изложенные в административном исковом заявлении, они прежде всего требуют финансовых затрат, вложений, и понятно, что администрации сельского поселения не имеет возможности профинансировать выполнение всех заявленных требований. Но необходимо с чего-то начинать, и поэтому необходимо провести преддекларационное обследование, по результатам которого будет уже понятно какие необходимо провести дальнейшие действия. Вопрос стоит о безопасности в первую очередь граждан, окружающей среды, необходимо исключить возникновение чрезвычайных ситуаций, речь идет о бездействии со стороны администрации, выражающееся в непринятии мер по реализации полномочий по обеспечению безопасности, а безопасность она заключается в том, чтобы провести обследование, заключить договор на водопользование.

Представитель административного ответчика Администрации МО СП «Новосретенское» - ФИО1ФИО5 исковые требования признал в полном объеме, суду пояснил, что эти два водохранилища были переданы из районной администрации без единого документа. Администрацией поселения были выполнены работы по постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены эти два гидротехнических сооружения, в связи с отсутствием финансов дальнейшая работа в данном направлении продвигается не достаточно интенсивно. Декларирование стоит больших финансовых вложений, он несколько раз обращался за выделением денежных средств в администрацию района, но постоянно получал отказы. Данные водохранилища требуют капитального ремонта, везде требуется финансирование, они постоянно находятся в поле его зрения, водосбросы постоянно чистятся, есть водоспускные каналы, шлюзы, которые можно открыть и выпустить воду. При возникновении неординарной ситуации он с помощью местных жителей принимал необходимые меры, все своими силами устраняли.

Представитель заинтересованного лица <данные изъяты> Ростехнадзора ФИО8 в судебное заседание не явился, направил в адрес суда заявление, в котором указал, что заявленные требования просит удовлетворить, гражданское дело рассмотреть его отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 КонституцииРФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьей 39 КАС РФ предусмотрено право обращения прокурора в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с п. 3 ч. 1 названного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О безопасности гидротехнических сооружений" собственником гидротехнического сооружения является - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

Сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации.

Собственник гидротехнического сооружения обязан:

- обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

- обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

- обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

- развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

- систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

- обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

- создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;

- создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;

- содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;

- совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

- финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

- заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

- осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.

- обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении;

- обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Собственник гидротехнического сооружения несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16,17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Как следует из материалов дела, Распоряжением Главы Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в собственность Администрации МО СП «Новосретенское» передано, в том числе, <данные изъяты> и <данные изъяты> водохранилища.

ДД.ММ.ГГГГ по итогам проведенной проверки в адрес Администрации МО СП «Новосретенское» государственным инспектором Байкальского отдела энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями вынесено предписание в связи с выявленными нарушениями обязательных требований действующих норм и правил.

В частности предписано устранить нарушения Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» - водохранилища на <данные изъяты>, составить декларацию безопасности ГТС, а также получить разрешение на эксплуатацию ГТС.

Постановление м от ДД.ММ.ГГГГФИО1 МО СП «Новосретенское» ФИО5 привлечен к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Восточно-Байкальским межрайонным природоохранным прокурором в адрес главы Администрации МО СП «Новосретенское» ФИО5 внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений.

Судом установлено, что в целях реализации полномочий по эксплуатации ГТС главой Администрации МО СП «Новосретенское» ФИО5 в адрес ФИО1 МО «<адрес>» направлено ходатайство о выделении денежных средств, для проведения мероприятий по оформлению водохранилищ на <данные изъяты> и <данные изъяты>, а также декларировании указанных ГСТ.

Однако как следует из сообщения Председателя Совета депутатов МО «<адрес>» в выделении денежных средств на указанные цели отказано в виду отсутствия источников финансирования.

Администрацией МО СП «Новосретенское» разработан план водоохранных мероприятий на ДД.ММ.ГГГГ при эксплуатации <данные изъяты> и <данные изъяты> водохранилищ. Кроме того, разработаны Правила эксплуатации ГТС.

В судебном заседании ФИО1 МО-СП «Новосретенское» ФИО5 признал исковые требования.

В соответствии с требованиями ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

По данному делу суд принимает признание иска, поскольку действия ответчика не противоречат закону, не нарушают прав и законных интересов иных лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Принять признание иска представителем административного ответчика ФИО1 МО-СП «Новосретенское» ФИО5

Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования сельское поселение «Новосретенское», выразившееся в непринятии мер по реализации полномочий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений - водохранилищ на реках <данные изъяты> и <данные изъяты> с соблюдением установленного порядка пользования водными объектами.

Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «Новосретенское» в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу исключить осуществление полномочий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (водохранилищ на реках <данные изъяты> и <данные изъяты>) в отсутствие права пользования водными объектами.

Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «Новосретенское» в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение обследований, предшествующих разработке деклараций безопасности, в отношении гидротехнических сооружений водохранилищ на реках <данные изъяты> и <данные изъяты>, обеспечить создание финансового резерва, предназначенного для ликвидации возможных аварий на гидротехнических сооружениях, а также произвести расчет вероятного вреда в случае аварии на гидротехнических сооружениях.

Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «Новосретенское» в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить постановку на государственный кадастровый учет гидротехнического сооружения - водохранилища на реке <данные изъяты>.

Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «Новосретенское» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу зарегистрировать в установленном законом порядке право муниципальной собственности на гидротехнические сооружения - водохранилища на реках <данные изъяты> и <данные изъяты>.

Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «Новосретенское» в течение восемнадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести гидротехнические сооружения - водохранилища на реках <данные изъяты> и <данные изъяты> в технически исправное состояние и их безопасность.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Бичурский районный суд Республики Бурятия.

Судья Бичурского районного суда Н.А. Соболева

Мотивированное решение изготовлено

ДД.ММ.ГГГГ