Решение
Именем Российской Федерации
п. Нижний Ингаш 17 декабря 2021 года
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Абрамовой Т.М., при секретаре Сударевой О.В.,
с участием: административного истца – представителя ООО «Сфера и К» ФИО1 (по доверенности),
представителей административного ответчика – администрации пос. Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края в лице главы пос. Нижний Ингаш ФИО2 (на основании Устава), ФИО3 (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-252/2021 (УИД 24RS0038-01-2020-000622-48) по административному исковому заявлению ООО «Сфера и К» к администрации пос. Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края о признании недействующим постановления администрации поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района от 11.09.2020 №121, обязании устранить нарушения, допущенные при вынесении указанного постановления,
установил:
ООО «Сфера и К» обратилось в суд с административным исковым заявлением, с учетом внесенных дополнений, просит признать Постановление Администрации поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района от 11.09.2020 №121 «О внесении изменений в схему теплоснабжения п. Нижний ИнгашНижнеингашского района на период с 2015 по 2030 годы»противоречащим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу – Постановлению Правительства РФ от 22.02.2012 №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», и недействующим со дня принятия, обязанииАдминистрациипос. Нижний Ингаш устранить нарушения, допущенные при вынесении оспариваемого постановления путем повторного проведения публичных слушаний и принятия нового постановления.Административный истец ссылается на то, что принятое 11.09.2020 по итогам публичных слушаний Постановление Администрации пос. Нижний Ингаш №121 не соответствует требованиям действующего законодательства. В нарушение обеспечения открытости разработки и утверждения проекта схемы теплоснабжения администрация не организовала и не обеспечила в установленный срок сбор замечаний и предложений к проекту схемы теплоснабжения. Согласно официальной информации место проведения публичных слушаний было определено по адресу: <...>, кабинет Совета ветеранов, однако фактически слушания провели в МБУ «Многопрофильный молодежный центр «Галактика» Нижнеингашского района», расположенном в <...>, при этом на официальном сайте администрации уведомление о смене места проведения публичных слушаний отсутствовало. При проведении публичных слушаний не было обеспечено обязательное извещение ООО «Сфера и К», являющейся теплоснабжающей организацией с 01.02.2020 и указанной в проекте схемы теплоснабжения. В нарушение требований Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 №154 актуализация схем теплоснабжения в 2017, 2018 и 2019 годах администрацией п. Нижний Ингаш не проводилась; информация, размещенная на сайте администрации, не соответствовала действительности: объемы полезного отпуска тепловой энергии не соответствовали реальным данным, отсутствовала информация по системе теплоснабжения в целом, т.е. наличие теплосетевой организации, владеющей тепловыми сетями на законном основании, технико-экономические показатели, показатели энергоэффективности системы теплоснабжения; решение об утверждении схемы теплоснабжения уполномоченным органом отсутствует. В оспариваемом постановлении отсутствовало указание об осуществлении деятельности по теплоснабжению ООО «Сфера и К», что является нарушением пп. «д» п.17 Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 №154. Описание технического состояния оборудования котельных №3, №4, №6, №9, «Центральная» и выводы на основании этого описания администрацией пос. Нижний Ингаш были сделаны произвольно, без обследования оборудования котельных, запросы о техническом состоянии оборудования, величине полезного отпуска тепловой энергии указанных котельных, их резервных мощностях в ООО «Сфера и К» и ранее действующую теплоснабжающую организацию ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» не поступали, утверждения об убыточности и малой эффективности котельных ничем не обоснованы, что является нарушением п.29 Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 №154. Кроме того, назначение публичных слушаний на 22.06.2020 являлось прямым нарушением Указов Губернатора Красноярского края №71-уг и №153-уг, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции на территории Красноярского края.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 подтвердил вышеизложенное, просил удовлетворить заявленные требования.
Представители административного ответчика – администрации пос. Нижний Ингаш ФИО4 и ФИО3 в судес административным иском не согласились, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях, согласно которым ранее ООО «Сфера и К» обращалось с аналогичным иском в Нижнеингашский районный суд, однако определением суда административное исковое заявление было возвращено заявителю из-за неподсудности спора суду общей юрисдикции. В периодическом печатном издании муниципального образования пос. Нижний Ингаш «Вестник» 08.05.2020 размещалась информация о времени и месте проведения публичных слушаний по поводу внесения изменений в схему теплоснабжения.В опубликованном сообщении представителям трудовых коллективов, членам общественных объединений и жителям поселения предлагалось поучаствовать в обсуждении проекта постановления. 22.06.2020 из-за большого количества прибывших граждан слушания перенесли в МБУ «Многопрофильный молодежный центр «Галактика» Нижнеингашского района, находящийся рядом с администрацией поселка, при этом работники администрации в устной форме уведомляли всех прибывающих о переносе места проведения публичных слушаний, тем самым, обеспечивая возможность всем желающим, принять участие в обсуждении проекта.ООО «Сфера и К» письменно не уведомлялось о проведении публичных слушаний, так как не являлось на тот момент теплоснабжающей организацией, права и законные интересы общества нарушены не были. Административный истец не имел в пользовании на законном основании всего имущества, посредством которого мог вырабатывать и предоставлять услуги по теплоснабжению в пос. Нижний Ингаш. Только 15.09.2020 ООО «Сфера и К» получило в пользование по договору аренды объекты теплоснабжения, а 19.10.2020 обществу присвоен статус единой теплоснабжающей организации. При проведении публичных слушаний 22.06.2020 были соблюдены требования Указа Губернатора Красноярского края от 31.03.2020 №73-уг о соблюдении социальной дистанции и использовании средств индивидуальной защиты органов дыхания. Проведение публичных слушаний было необходимо, перенос мог привести к срыву в подготовке к отопительному сезону в сентябре 2020 года.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, заключение помощника прокурора Нижнеингашского района Мирюк Н.В. о наличии оснований для удовлетворения административного иска из-за нарушения процедуры принятия нормативного правового акта, суд приходит к следующему:
В силу п. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим суд должен установить наличие одновременно двух условий: нормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту в совокупности с нарушением прав, свобод и законных интересов лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем теплоснабжения городских округов, присвоение статуса единой теплоснабжающей организации (пункт 6).
В силу ч. 7 ст. 23указанного Федерального закона от 27.07.2010 требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого требования Правительство Российской Федерации постановлением от 22.02.2012 №154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" утвердило прилагаемые Требования к схемам теплоснабжения и Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.
Проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается с соблюдением следующих принципов: обеспечение безопасности и надежности теплоснабжения потребителей в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения с учетом экономической обоснованности; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; минимизация затрат на теплоснабжение в расчете на единицу тепловой энергии для потребителя в долгосрочной перспективе; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункт 9 постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 №154).
Согласно п.2 и п.3 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154 (далее Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения) проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами по решению ответственных лиц. Схема теплоснабжения (актуализированная схема теплоснабжения) утверждается главой местной администрации городского поселения, главой местной администрации городского округа - в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек.
Судом установлено, что 08.05.2020 на официальном сайте администрации пос. Нижний Ингаш и в печатном средстве массовой информации «Вестник» муниципального образования пос. Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края было размещено уведомление о внесении изменений в схему теплоснабжения пос. Нижний Ингаш на период с 2015 по 2030 годы в части утраты ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» статуса единой теплоснабжающей организации в зоне действий котельных №8, №4, №3, котельная «Центральная», расположенных на территории муниципального образования пос. Нижний Ингаш. Жители поселка информировались о проведении 22.06.2020 в 15 часов по адресу: <...> этаж, кабинет Совета ветеранов, публичных слушаний на тему внесения изменений в схему теплоснабжения.
Согласно п.20 и п.21 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабженияобеспечение открытости процедуры разработки и утверждения проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) осуществляется органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения путем сбора замечаний и предложений к соответствующему проекту, а также организации публичных слушаний.
Для организации сбора замечаний и предложений к проекту схемы теплоснабжения (проекту актуализированной схемы теплоснабжения) органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения при его размещении на официальном сайте указывают адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений, а также срок их сбора, который не может быть менее 20 и более 30 календарных дней со дня размещения соответствующего проекта.
Процедура проведения публичных слушаний органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения состоит из следующих этапов: а) размещение на официальном сайте уведомления о проведении публичных слушаний в срок не менее чем за 7 календарных дней до дня их начала. Указанное уведомление должно содержать информацию о дате, времени и месте проведения собрания участников публичных слушаний. При проведении публичных слушаний должно быть обеспечено обязательное извещение в письменной форме о проведении публичных слушаний теплоснабжающих и теплосетевых организаций, указанных в проекте схемы теплоснабжения (проекте актуализированной схемы теплоснабжения); б) размещение на официальном сайте замечаний и предложений, поступивших в соответствии с пунктом 21 настоящего документа, не позднее 3 календарных дней со дня окончания срока сбора указанных замечаний и предложений; в) проведение собрания участников публичных слушаний; г) подготовка и оформление итогового документа (протокола) публичных слушаний;д) размещение итогового документа (протокола) публичных слушаний (п.23 указанных Требований).
В нарушение указанных требований администрация пос. Нижний Ингаш не уведомила о возможности представить в установленный срок замечания и предложения по актуализированной схеме теплоснабжения. Кроме того, административный ответчик не известил в письменной форме о проведении публичных слушаний теплоснабжающие организации, в том числе ООО «Сфера и К», функционирующие на территории пос. Нижний Ингаш и указанные в проекте схемы теплоснабжения.
Суд считает необоснованными доводы администрации пос. Нижний Ингаш о том, что ООО «Сфера и К» не являлось теплоснабжающей организацией.
Согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
В соответствии с договорами аренды №1М-02-20 и №1Ш-02-20 от 01.02.2020 ООО «Сфера и К» получило в пользование на период с 01.02.2020 по 01.01.2021 котельную №4 в <...> (д/с «Сказка»), котельную №6 в <...>, котельную «Центральную» в <...>, котельную №9 в <...> котельную №3 в <...> д.28а.Административный истец обеспечивал с 01.02.2020 и до окончания отопительного сезона тепловой энергией жителей пос. Нижний Ингаш, а также ряд его учреждений и организаций. Наличие у предприятия на праве собственности или ином законном основании тепловых сетей не является обязательным условием для признания его теплоснабжающей организацией.
Решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Нижнеингашского района Красноярского края от 15.04.2020, 01.05.2020 и протокол №1 заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям администрации пос. Нижний Ингаш от 01.05.2020 подтверждают, что после того, как единая теплоснабжающая организация ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» фактически прекратило функционировать на территории пос. Нижний Ингаш, ее место заняла теплоснабжающая организация – ООО «Сфера и К».
В оспариваемом постановлении от 11.09.2020 содержатся сведения о состоянии находящихся в пользовании у ООО «Сфера и К» котельных, а именно указано:
по котельной №3 –здание котельной приспособленное, отсутствует машинный зал, бытовых помещений нет, котельное оборудование устарело, технологическое оборудование выработало свои технические ресурсы и требует полной замены, оборудование углеподачи и шлако-золоудаление отсутствует. В результате объединения котельной №1 и №3 значительно возросла нагрузка на котлы. Для дальнейшей эксплуатации и обеспечения потребителей гарантированной и качественной услугой по теплоснабжению необходимо провести реконструкцию и модернизацию котельной №3 с полной заменой котельного и технологического оборудования либо строительство новой котельной;
по котельной №4 - здание котельной приспособленное, отсутствует машинный зал, бытовых помещений нет, котельное оборудование устарело, технологическое оборудование выработало свои технические ресурсы и требует полной замены, оборудование углеподачи и шлако-золоудаление отсутствует. В результате объединения котельной №1 и №3 значительно возросла нагрузка на котлы. Котельная малоэффективная и убыточная необходимо предусмотреть в дальнейшем переподключение потребителей к более эффективным источникам теплоэнергии либо необходимо провести реконструкцию и модернизацию котельной №4 с полной заменой котельного и технологического оборудования либо строительство новой котельной;
по котельной №6 - здание котельной приспособленное, отсутствует машинный зал, бытовых помещений нет, котельное оборудование устарело, технологическое оборудование выработало свои технические ресурсы и требует полной замены, оборудование углеподачи и шлако-золоудаление отсутствует. Котельная малоэффективная и убыточная необходимо предусмотреть в дальнейшем переподключение потребителей к более эффективным источникам теплоэнергии либо провести реконструкцию и модернизацию котельной №6 с полной заменой котельного и технологического оборудования либо строительство новой котельной;
по котельной №9 - здание котельной морально устарело, котельное оборудование устарело, технологическое оборудование выработало свои технические ресурсы и требует полной замены. Для дальнейшей эксплуатации обеспечения потребителей гарантированной и качественной услугой по теплоснабжению необходимо провести реконструкцию и модернизацию котельной №9 с полной заменой котельного и технологического оборудования либо строительство новой котельной;
по котельной «Центральной» - здание котельной находится в аварийном состоянии, кирпичная кладка разрушается, фундаменты под оборудование постоянно подвержены смещению и разрушению в связи с близким залеганием грунтовых вод (весна, осень появляется на поверхности), из бункера дробленного угля приходится часто откачивать грунтовые воды, все транспортеры имеют подвижку в связи с чем выходят часто из строя тоже самое происходит с транспортером шлакозолоудалением, котельной оборудование находится на втором этаже, на металлическом каркасе, что создает угрозу для работы персонала в связи с подвижками фундамента. Металлоконструкции устарели так как срок эксплуатации более 60 лет. Для обеспечения потребителей гарантированной и качественной услугой по теплоснабжению необходимо строительство новой котельной.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что внесенные оспариваемым постановлением изменения в схему теплоснабжения непосредственно затрагивали интересы ООО «Сфера и К», как теплоснабжающей организации.
В нарушение п.29 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154, согласно которомуописание источников тепловой энергии основывается на данных, передаваемых разработчику схемы теплоснабжения по запросам заказчика схемы теплоснабжения в адрес теплоснабжающих организаций, действующих на территории поселения, городского округа, города федерального значения, администрация пос. Нижний Ингаш запросыо состоянии перечисленных выше котельных в адрес ООО «Сфера и К» либо его предшественника в лице ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» не направляла, доказательств того, что описание технического состояния котельных в оспариваемом постановлении соответствовало их реальному положению на момент внесения изменений в схему теплоснабжению, суду не представлено.
В соответствии с ч.9 ст.213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; а также соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
По результатам публичных слушаний, проведенных 22.06.2020 в здании молодежного центра «Галактика» по адресу: <...>, главе пос. Нижний Ингаш было рекомендовано утвердить актуализированную схему теплоснабжения.
В суде административный ответчик подтвердил, что из-за большого количества явившихся публичные слушания состоялись не по адресу, указанному в ранее опубликованном уведомлении, а МБУ «Многопрофильный молодежный центр «Галактика» Нижнеингашского района», расположенном рядом с администрацией пос. Нижний Ингаш, при этом прибывающие лица информировались об изменении места проведения публичных слушаний. Свидетель ФИО5, занимающая должность главного специалиста в администрации пос. Нижний Ингаш, пояснила суду, что по указанию руководителя она находилась в кабинете Совета ветеранов до 15 часов и сообщала гражданам о новом месте проведения слушаний.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что изменением места проведения публичных слушаний право граждан на участие в обсуждении вопроса по внесению изменений в схему теплоснабжения не было нарушено.
Вопреки доводам административного истца Указ Губернатора Красноярского края от 31.03.2020 №73-уг не содержал запрета на проведение публичных слушаний, но обязывал местные органы власти обеспечить соблюдение гражданами социального дистанцирования, использование средств индивидуальной защиты органов дыхания при посещении общественных мест.
11.09.2020 глава пос. Нижний Ингаш ФИО4 вынес постановление №121 «О внесении изменений в схему теплоснабжения п. Нижний Ингаш Нижнеингашского района на период с 2015 года по 2030 годы».
В ходе рассмотрения дела установлены существенные многочисленные нарушения к процедуре принятия оспариваемого нормативного правового акта, несоответствия егоПостановлению Правительства РФ от 22.02.2012 №154"О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения".
Соблюдение указанной процедуры принятия нормативного правового акта призвано обеспечить гласность и соблюдения интересов населения пос. Нижний Ингаш и действующих на территории поселка теплоснабжающих организаций при подготовке и принятии муниципальных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также выявление общественного мнения и обеспечение в рассматриваемом конкретном случае эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения с соблюдением прав всех участников общественных отношений в соответствующей сфере.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о признании оспариваемого постановления недействующим.
Согласно подп. 1 п. 2 ст. 215 КАС РФ, определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, учитывая характер правового акта и допущенных нарушений, и приходя к выводу, что признание постановления не действующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели защиты нарушенных прав и законных интересов, принимает решение о признании недействующим постановления администрации пос. Нижний Ингаш от 11.09.2020 со дня его принятия.
Учитывая ежегодный характер актуализации схемы теплоснабжения, оснований в обязании административного ответчика устранить допущенное нарушение путем повторного проведения публичных слушаний, не имеется.
Ссылка административного ответчика на определениеНижнеингашского районного суда от 16.12.2020, в соответствии с которым административное исковое заявление с аналогичными требованиями и основанием было возвращено ООО «Сфера и К»по причине неподсудности спора суду общей юрисдикции несостоятельна, так как указанное определение отменено кассационным определением от 03.06.2021 №88А-9825/2021.
Руководствуясь ст.ст. 177, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ООО «Сфера и К» удовлетворить частично.
Признать недействующим постановление администрации поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края от 11.09.2020 №121 «О внесении изменений в схему теплоснабжения п. Нижний Ингаш Нижнеингашского района на период с 2015 года по 2030 годы» со дня его принятия.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном средстве массовой информации пос. Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края «Вестник».
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Абрамова Т.М.
Мотивированное решение изготовлено 27.12.2021.