ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-252/2022 от 10.10.2022 Тевризского районного суда (Омская область)

2а-252/2022

55RS0035-01-2022-000328-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Тевриз 10 октября 2022 года

Тевризский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Полещук А.В.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Тевризского района Омской области Хилько П.О.,

представителя административного ответчика по доверенности Ешукова С.В.,

при секретаре судебного заседания Польяновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тевризского района Омской области, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тевризского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в нереализации АПК «Безопасный город» на территории района и возложении обязанности выполнить мероприятия по подключению информационных систем к ГИС АПК «Безопасный город»,

УСТАНОВИЛ:

В Тевризский районный суд с выше названным административным иском к администрации Тевризского муниципального района Омской области обратился прокурор Тевризского района Омской области. Обосновывая свои требования, административный истец указал, что прокуратурой Тевризского района Омской области была проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в деятельности администрации Тевризского муниципального района Омской области. При её проведении выявлен ряд нарушений законодательства в указанной сфере, связанный с несоблюдением требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей. В целях повышения общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, внедряется и используется АПК «Безопасный город». При этом, телекоммуникационная инфраструктура предназначена для обеспечения процессов передачи информации между территориально распределенными компонентами комплекса «Безопасный город» в муниципальных образованиях и компонентами комплекса «Безопасный город» в муниципальных образованиях и компонентами комплекса «Безопасный город» уровня субъекта РФ. На территории района к категории мест с массовым пребыванием людей отнесено здание администрации Тевризского муниципального района. Система видеонаблюдения здания администрации муниципального района включает камеры внешнего и внутреннего видеонаблюдения. Оборудование системы видеонаблюдения, соответствующей предъявляемым требованиям, является обязательным мероприятием, выполнение которого необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья посетителей здания администрации и работников. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности. В ходе проведенной проверки прокуратурой района установлено, что администрацией района информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в части передачи видеоизображения в реальном времени, архиве и результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации до настоящего времени администрацией муниципального района не организовано. В этой связи в адрес главы Тевризского муниципального района и.о. прокурора Тевризского района 15.06.2022 было внесено представление, которое было рассмотрено, доводы представления признанны обоснованными, но фактически не были устранены. Администрацией Тевризского муниципального района Омской области информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов АПК «Безопасный город» в части передачи видеоизображения в реальном времени, архиве и результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации до настоящего времени не произведено. Нарушения в деятельности администрации района напрямую затрагивают интересы неопределенного круга лиц в сфере антитеррористической защищенности.

В этой связи, прокурор Тевризского района просил суд признать незаконным бездействие администрации Тевризского муниципального района Омской области, выразившееся в нереализации АПК «Безопасный город» на территории района в части подключения к ГИС АПК «Безопасный город» информационных систем, включающих информационные системы видеомониторинга и видеоанализа в местах с массовым пребыванием людей, а именно в здании администрации Тевризского муниципального района Омской области, расположенного по адресу: Омская область, Тевризский район, р.п. Тевриз, ул. Советская, д. 29, и обязать администрацию Тевризского муниципального района в срок до 01.02.2023 года выполнить мероприятия по подключению к ГИС АПК «Безопасный город» информационных систем.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Хилько П.О. заявленные требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в административном иске. Между тем, частично уточнил исковые требования, попросив суд обязать административного ответчика выполнить мероприятия по подключению к ГИС АПК «Безопасный город» в срок до 01.05.2023 года. В остальном, исковые требования просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика по доверенности Ешуков С.В. в судебном заседании административный иск признал частично. Пояснил суду, что действительно мероприятия по подключению информационных систем к ГИС АПК «Безопасный город» до настоящего времени не произведены, однако незаконного бездействия со стороны администрации муниципального района нет, так как с 2021 года администрация района ведет работу по согласованию паспорта безопасности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272. Такой паспорт безопасности также включает в себя систему видеонаблюдения, которая подключается к программному комплексу «Безопасный город». Паспорт безопасности неоднократно направлялся на согласование в ГУ МЧС России по Омской области, но каждый раз возвращался неутвержденным в связи с наличием нарушений. Кроме того, глава муниципального района обращался с ходатайством в Совет Тевризского муниципального района о выделении дополнительных денежных средств в сумме 153 000,00 рублей для выполнения мероприятий по подключению информационных систем к АПК «Безопасный город», но районным Советом было отказано в выделении финансирования. Таким образом, администрация Тевризского муниципального района не бездействовала. Также Ешуков С.В. не согласился со сроком выполнения мероприятий, полагал, что срок до 01.02.2023 года является недостаточным, также как и срок до 01.05.2023, поскольку необходимо провести торги для закупки оборудования, просил суд установить срок до 31.12.2023. Позже, в ходе судебного разбирательства, представитель административного ответчика согласился со сроком выполнения мероприятий по 01.05.2023, полагал, что административный ответчик может выполнить в данный срок возложенные на него обязанности.

Определением Тевризского районного суда Омской области от 19.09.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Министерство региональной безопасности Омской области. Реализацией функций Министерства региональной безопасности Омской области по выполнению работ, оказанию услуг по обеспечению реализации полномочий и развития систем АПК технических средств «Безопасный город» на территории Омской области создано бюджетное учреждение Омской области «Безопасный регион» (л.д. 49-62).

Представитель заинтересованного лица – БУ «Безопасный регион», будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, направил подробный отзыв на административный иск, в котором полагал, что исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме, так как на территории Тевризского муниципального района к категории мест с массовым пребыванием людей отнесено здание Администрации, вследствие чего административный ответчик обязан соблюдать требования законодательства о противодействии терроризму (л.д. 45-47).

Суд, с учетом мнения сторон и положениями ст. 226 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица БУ «Безопасный регион».

Допрошенный в качестве свидетеля Силевич С.Г. пояснил, что он работает в администрации Тевризского муниципального района в должности консультанта, занимается вопросами ГО и ЧС. Пояснил суду, что здание администрации Тевризского муниципального района отнесено к категории мест с массовым пребыванием людей. 05.10.2022 года администрацией района в ГУ МЧС России по Омской области был направлен на согласование паспорт безопасности, в котором прописаны мероприятия, в числе которых есть также установка видеокамер и подключение их к ГИС АПК «Безопасный город». На реализацию мероприятий, указанных в паспорте безопасности, у администрации района имеется два года. В настоящее время здание администрации оборудовано камерами видеонаблюдения, но для подключения к системе «Безопасный город» данные видеокамеры технически непригодны, так как их невозможно подключить к сети Интернет, требуется закупка новых видеокамер.

Суд, выслушав доводы сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом регулируются положениями Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

В силу ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на основных принципах, среди которых: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Как установлено ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: 1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; 2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; 3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; 4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; 5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; 6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

В целях повышения общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования, разработан и внедрен аппаратно-программный комплекс «Безопасный город».

На основании п. 30 Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).

Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее по тексту – АПК «Безопасный город») утверждена Распоряжением Правительства РФ от 03.12.2014 № 2446-р «Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город"» (далее по тексту – Концепция).

Согласно абз. 1 § 1 раздела V Концепции, комплекс "Безопасный город" базируется на инфраструктуре, объединяющей информационные и телекоммуникационные системы по созданию, передаче, хранению и анализу информации в рамках обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.

Инфраструктура комплекса "Безопасный город" базируется на единых для всех муниципальных образований функциональных и технических требованиях к компонентам комплекса "Безопасный город" и форматах обмена данными между элементами инфраструктуры (абз. 3 § 1 раздела V Концепции).

Согласно ч. 1 § 2 раздела V Концепции, на уровне муниципального образования (муниципальный уровень) инфраструктура комплекса "Безопасный город" включает в себя: а) телекоммуникационную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения процессов передачи информации между территориально распределенными компонентами комплекса "Безопасный город"; б) комплекс периферийных устройств, включающий оконечные устройства, аппаратное и программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, обеспечивающие возможность приема, распределенной обработки и передачи данных; в) информационно-вычислительную инфраструктуру комплекса "Безопасный город", в том числе: интеграционную платформу обмена данными, которая в соответствии с определенными правилами и алгоритмами обеспечивает передачу и обработку данных между компонентами комплекса "Безопасный город", а также системами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (включая автоматизированные системы центров управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", Государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС", региональные навигационно-информационные системы, систему сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры "СС ТМК" и др.); интеграционную платформу управления видеопотоками, обеспечивающую обработку, управление и первичный анализ видеопотоков; геоинформационную интеграционную платформу, обеспечивающую пространственное отражение данных из различных компонентов комплекса "Безопасный город"; единую систему электронного документооборота и контроля поручений в рамках комплекса "Безопасный город"; систему обработки и хранения данных с поддержкой распределенного хранения данных; прикладные функциональные системы, предназначенные для обеспечения эффективного решения управленческих задач пользователей комплекса "Безопасный город"; пользовательские прикладные информационные решения, обеспечивающие взаимодействие органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и населения, включая информационно-справочные интранет- и интернет-порталы и мобильные приложения; г) комплекс информационной безопасности в составе аппаратных и программных средств защиты информации, мониторинга качества каналов и услуг связи; д) инженерную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения устойчивого функционирования компонентов комплекса "Безопасный город", в составе систем кондиционирования, пожаротушения, энергоснабжения, резервного электропитания, контроля и управления доступом.

В целях повышения уровня безопасности населения Омской области за счет применения современных наукоемких информационных технологий Правительством Омской области создана государственная информационная система Омской области "Аппаратно-программный комплекс технических средств "Безопасный город" в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 12.05.2021 N 188-п «О государственной информационной системе Омской области "Аппаратно-программный комплекс технических средств "Безопасный город"», которым также утверждено Положение о государственной информационной системе Омской области "Аппаратно-программный комплекс технических средств "Безопасный город" (далее по тексту – Положение).

В соответствии с ч. 8 раздела 5 Положения субъектами ГИС АПК «Безопасный город» являются также органы местного самоуправления Омской области и подведомственные им организации.

Согласно п.п. 3 и 4 ч. 11 раздела 6 Положения, субъекты ГИС АПК "Безопасный город" обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации, размещаемой в ГИС АПК "Безопасный город"; выполнение мероприятий по подключению к ГИС АПК "Безопасный город" информационных систем, включающих информационные системы мониторинга состояния жилищно-коммунального хозяйства, мониторинга пожарной обстановки, оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, экологического мониторинга (мониторинга состояния окружающей среды), видеомониторинга и видеоанализа, в том числе на объектах транспортной инфраструктуры, навигационно-информационные системы.

Из материалов дела следует, что перечнем мест массового пребывания людей на территории Тевризского муниципального района Омской области закреплено здание администрации Тевризского муниципального района (л.д. 28).

В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой Тевризского района Омской области была проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в деятельности администрации Тевризского муниципального района Омской области. Поскольку проверкой выявлены нарушения законодательства в указанной сфере, связанные с несоблюдением требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, исполняющим обязанности прокурора Тевризского района 15.06.2022 главе Тевризского муниципального района Омской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму (л.д. 8-10).

Из ответа на представление от 29.06.2022 № 784/4 следует, что представление исполняющего обязанности прокурора района рассмотрено, камеры видеонаблюдения не соответствуют предъявленным требованиям для подключения к системе АПК «Безопасный город» (л.д. 11).

В ходе судебного заседания был исследован устав Тевризского муниципального района Омской области (далее по тексту – Устав). Так, согласно п. 7 ч. 1 ст. 5 Устава, одним из вопросов местного значения муниципального района является участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (л.д. 64-84).

Также из ч. 1 ст. 31 Устава следует, что администрация Тевризского муниципального района наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.

Из информации главы Тевризского муниципального района Омской области от 14.09.2022 № 1108/1 следует, что камеры видеонаблюдения, установленные в здании администрации Тевризского муниципального района, не соответствуют предъявленным требованиям для подключения к системе АПК «Безопасный город» (л.д. 34).

Из акта проверки от 14.09.2022, проводимой помощником прокурора района, следует, что администрацией Тевризского муниципального района Омской области информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов АПК «Безопасный город» в части передачи видеоизображения в реальном времени, архиве и результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации до настоящего времени не организовано (л.д. 35).

Таким образом, судом установлено, что административным ответчиком не предприняты меры по подключению АПК «Безопасный город» на территории Тевризского муниципального района к ГИС АПК «Безопасный город», в том числе после внесения акта прокурорского реагирования.

Кроме того, отсутствие подключения АПК «Безопасный город» нашло свое подтверждение в судебном заседании в ходе допроса представителя административного ответчика Ешукова С.В. и свидетеля Силевича С.Г., которые подтвердили данное обстоятельство.

Суд находит, что невыполнение административным ответчиком мероприятий по подключению АПК «Безопасный город» на территории Тевризского муниципального района к ГИС АПК «Безопасный город» препятствует выявлению и пресечению преступлений террористической направленности, затрудняет обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, пребывающих в здании администрации Теквризского муниципального района.

В этой связи, суд считает, что требования прокурора Тевризского района о возложении на администрацию Тевризского муниципального района обязанности выполнить мероприятия по подключению информационных систем к ГИС АПК «Безопасный город» являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению.

Доводы представителя административного ответчика и свидетеля о том, что у администрации Тевризского муниципального района имеется двухгодичный срок для выполнения мероприятий, указанных в паспорте безопасности, в числе которых также указаны мероприятия по подключению информационных систем к ГИС АПК «Безопасный город», суд не принимает, поскольку вопросы национальной безопасности и противодействия терроризму являются крайне важными и первостепенными, не требуют каких-либо отлагательств, в особенности со стороны органов местного самоуправления, должны решаться в разумные сроки.

Заявленный прокурором срок выполнения мероприятий по подключению информационных систем к ГИС АПК «Безопасный город» до 01.05.2023, суд находит разумным и достаточным для выполнения таких мероприятий.

Доводы представителя административного ответчика о том, что для выполнения названных мероприятий необходим более длительный срок в связи с необходимостью проведения торгов, суд признает несостоятельными, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что вопросы реализации мероприятий, закрепленных паспортом безопасности, были поставлены перед администрацией Тевризского муниципального района еще в 2021 году, однако на момент судебного разбирательства не разрешены.

Кроме того, доводы представителя административного ответчика о том, что администрация Тевризского муниципального района Омской области не бездействовала, суд также отклоняет в силу следующего.

В силу п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Невыполнение административным ответчиком требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе, о подключении информационных систем Тевризского муниципального района к ГИС АПК «Безопасный город», свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления. Наличие данного мероприятия в перечне, закрепленном паспортом безопасности, который на момент рассмотрения административного иска судом, не утвержден ведомствами, не препятствует выполнению обязанности административного ответчика по подключению информационных систем муниципального района к ГИС АПК «Безопасный город» до утверждения паспорта безопасности. Кроме того, неоднократное возвращение ГУ МЧС России по Омской области паспорта безопасности администрации Тевризского муниципального района по причине выявляемых в нём недостатков, свидетельствует о ненадлежащем выполнении должностными лицами администрации муниципального района мероприятий, направленных на укрепление безопасности на территории муниципального образования.

При данных обстоятельствах суд усматривает, что со стороны административного ответчика имеется незаконное бездействие по нереализации и внедрению АПК «Безопасный город» на территории Тевризского муниципального района.

В силу изложенного суд находит административное исковое заявление прокурора Тевризского района Омской области подлежащим полному удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Тевризского района Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Тевризского муниципального района Омской области, выразившееся в нереализации АПК «Безопасный город» на территории района в части подключения к ГИС АПК «Безопасный город» информационных систем, включающих информационные системы видеомониторинга и видеоанализа в местах с массовым пребыванием людей, а именно в здании администрации Тевризского муниципального района Омской области, расположенного по адресу: Омская область, Тевризский район, р.п. Тевриз, ул. Советская, д. 29.

Обязать администрацию Тевризского муниципального района Омской области в срок до 01.05.2023 выполнить мероприятия по подключению к ГИС АПК «Безопасный город» информационных систем, включающих информационные системы видеомониторинга и видеоанализа в местах с массовым пребыванием людей, а именно в здании администрации Тевризского муниципального района Омской области, расположенного по адресу: Омская область, Тевризский район, р.п. Тевриз, ул. Советская, д. 29.

Об исполнении решения суда администрации Тевризского муниципального района Омской области необходимо сообщить в течение одного месяца со дня истечения срока его исполнения в суд и прокурору Тевризского района Омской области.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Тевризский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.В. Полещук

Решение в окончательной форме

изготовлено 11.10.2022