ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-253 от 26.11.2015 Ногайского районного суда (Республика Дагестан)

Административное дело №2а-253-15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 ноября 2015 года с.Терекли-Мектеб

Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе:

Председательствующего судьи Телемишева Э.И.

при секретаре Абдурахмановой С.Б.

с участием заместителя прокурора Ногайского района РД Заргишиев Р.Э.

административного истца Кульдиева А.И.

представителя административного истца по доверенности АкманбетоваА.А.

представителя административного ответчика, участковой избирательной комиссии № 1197 с. Калининаул по доверенности Отегеновой А.О.

заинтересованного лица, председателя ТИК Ногайского района СарсееваА.С.

заинтересованного лица Акбердиева А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Кульдиева ФИО13 к участковой избирательной комиссии №1197 с. Калининаул Ногайского района РД об отмене решения участковой комиссии округа №1197 от 22 сентября 2015 года об итогах жеребьевки по округу №1,

УСТАНОВИЛ:

Кульдиев А.И. обратился в суд с иском к участковой избирательной комиссии №1197 с. Калининаул Ногайского района РД об отмене решения участковой комиссии округа №1197 от 22 сентября 2015 года об итогах жеребьевки по округу №1, в котором указал следующее.

13 сентября 2015 года в селе <адрес> состоялись выборы в Собрание депутатов в муниципальное образование сельского поселения «сельсовет Арсланбековский». По итогам выборов в избирательном округе №1 села Калиниаул равное количество выборов набрали два кандидата в депутаты –он и Акбердиев А.С. 22 сентября 2015 года участковая комиссия округа №1197 принимает решение №15 «О порядке проведения жребия при определении результатов выборов депутатов представительного органа муниципального образования «сельсовет Арсланбековский». В тот же день, 22 сентября 2015 года, участковая комиссия проводит жеребьевку, по результатам которой избранным депутатом признан Акбердиев А.С. Жеребьевка и ее результаты являются незаконным по следующим обстоятельствам:

1)пунктом 2 Порядка проведения жребия при определении результатов выборов депутатов представительного органа муниципального образования «сельсовет Арсланбековский» Ногайского района при равном числе полученных зарегистрированными кандидатами голосов избирателей установлено, что жребий проводится соответствующей избирательной комиссией сразу после подведения итогов голосования по избирательному округу. Итоги голосования по избирательному округу №1196 подведены 13 сентября 2015 года, в связи с этим жеребьевку проводить в иной день было нельзя. Однако жребий провели лишь 22 сентября 2015 года, т.е. через 9 дней, что нарушает этот пункт;

2)более того сам Порядок принят лишь 22 сентября 2015 года решением УИК округа №1197 и в тот же день была проведена жеребьевка, что практически исключает подготовительную часть, в частности в заблаговременном извещении участников жеребьевки, принятия ими решения участвовать лично или через представителей.

3)в пункте 3 Порядка указано право кандидата присутствовать при проведении жеребьевки, поэтому участковая избирательная комиссия должна обеспечить это право кандидату, уведомить надлежащим образом о месте, времени, порядке проведения жеребьевки и иметь доказательство об извещении. Избирательная комиссия №1197 допустила нарушение указанной процедуры. В этом же пункте установлено право кандидата, который не может лично принять участие, известить письменно об этом комиссию и направить своих представителей. Однако с текстом порядка он не был ознакомлен и не мог быть ознакомлен, так как он принят в день голосования.

4)с 18 по 29 сентября 2015 года он находился на стационарном лечении в Ногайской ЦРБ, в связи с осложнением на сердце. 22 сентября 2015 года в больницу позвонил председатель участковой избирательной комиссии Бальгишиев С.К, который не стал слушать мои возражения, заявил, что документы требует Избирком Дагестана, поэтому переносить жеребьевку на иной срок не будет.

Жеребьевка от 22 сентября 2015 года проведена незаконно с серьезными нарушениями закона, а сам протокол не позволяет выяснить с достоверностью обстоятельства проведения жеребьевки.

Просит отменить решение участковой комиссии округа №1197 от 22 сентября 2015 года об итогах жеребьевки по округу №1.

Письменных возражений относительно заявленных требований истца и доказательств, обосновывающих их, административным ответчиком не представлено.

В судебном заседании административный истец Кульдиев А.И. и его представитель по доверенности Акманбетов А.А. заявленные требования поддержали в полном объеме и пояснили суду, что УИК №1197 нарушила массу пунктов принятого ими же Порядка о проведении жеребьевки, в частности, заинтересованный кандидат Кульдиев А.И. был лишен права ознакомления с данным порядком, а также последующего направления письменного сообщения о том, желает он или не желает участвовать в этой жеребьевке. Итоговым протоколом по с.Калининаул выборы по участку, где кандидатом был Кульдиев А.И. и его оппонент Акбердиев А.С., признаны несостоявшимися. Потом это подтверждено отдельным решением этой же комиссией, но уже в качестве муниципальной комиссии, что выборы по округу № 1 – не состоялись, то есть два самостоятельных решения, которые признают выборы по данному округу несостоявшимися. Поэтому жеребьевка никак не могла быть проведена 22 числа, не было для этого основания. Жеребьевка проводиться для определения победителем одного из кандидатов в депутаты, для определения конкретного кандидата, кто выиграл, то есть для подведения итогов выборов, для составления итогового протокола. И когда уже протокол составлен, он не может быть пересоставлен 22-го числа, без отмены. В надлежащем порядке итоговый протокол не был никем оспорен, ни одной из сторон, иного решения по ним не принималось, ни судом, ни ТИК, ни той же комиссией, поэтому эти итоговые протокола имеют правовые силы и несут правовые последствия, обязательные для всех сторон. Эти протокола исключают возможность проведения жеребьевки. Считают, что жеребьевка должна быть аннулирована, поэтому просят отменить итоги жеребьевки от 22 сентября 2015 года.

Представитель административного ответчика, участковой избирательной комиссии № 1197 с.Калининаул, по доверенности Отегенова А.О. пояснила суду, что является заместителем председателя УИК № 1197. 13 сентября. 2015 года прошли выборы депутатов представительного органа МО СП «сельсовет Арсланбековский» Ногайского района РД. По округу №1 зарегистрировано двое кандидатов Кульдиев А.И., Акбердиев А.С. Общее число проголосовавших по округу №1 составляет 36 избирателей, недействительных бюллетеней ноль, каждый из депутатов набрали по 18 голосов. В тот же день, а именно 13 сентября 2015 года, они пригласили кандидатов провести жеребьевку, но оба отказались и требовали провести перевыборы, в связи с чем ими было принято решение о признании выборов по округу №1 несостоявшимися. Это решение ТИК Ногайского района признала не соответствующим требованиям закона и обязала провести жеребьевку. Они утвердили порядок проведения жеребьевки 22 сентября 2015 года и назначили его на тот же день. Кандидатов известил лично председатель УИК №1197 Бальгишиев С.К. посредством звонка на их абонентские номера. В назначенный день они провели жеребьевку, в которой принял участие кандидат Акбердиев А.С. лично, а кандидат Кульдиев А.И. не явился. Неявка кандидата не является основанием для отложения процедуры жребия, потому что согласно утвержденного Порядка, в случае неявки зарегистрированного кандидата все действия, связанные с вытягиванием конверта и извлечением листа, за него совершает член комиссии с решающим голосом. За кандидата Кульдиева А.И. конверт вытянула она, в котором оказался лист с номером №2. Конверт с номером №1 выпал Акбердиеву А.С., в связи с чем решением комиссии он признан избранным депутатом.

Заинтересованное лицо, председатель ТИК Ногайского района Сарсеев А.С. пояснил суду, что 13 сентября 2015 года состоялись выборы депутатов в МО СП «сельсовет Арсланбековский». По итогам выборов по округу №1 избирательного участка № 1197 оба кандидата набрали одинаковое количество голосов. В соответствии с Законом РД от 06 июля 2009 года №50 «О муниципальных выборах в Республике Дагестан», в таком случае необходимо провести жеребьевку. Но кандидаты в тот же день, а именно 13 сентября 2015 года, не явились на жеребьевку и потребовали провести перевыборы. Тогда УИК №1197 приняла решение о признании выборов по округу №1 несостоявшимися. Но вышестоящая комиссия указала на недопущение УИК нарушения закона и настояла на проведении жеребьевки, о чем было вынесено постановление и направлено в их адрес. 22 сентября 2015 года УИК №1197 был утвержден Порядок проведения жребия и в тот же день с надлежащим извещением кандидатов проведена процедура жребия, по итогам которого по округу №1 избранным депутатом был признан Акбердиев А.С. Единственная их ошибка заключается в том, что они не отменили предыдущее решение о признании выборов по округу №1 несостоявшимися. Фактически выборы состоялись и основания для признания их несостоявшимися отсутствовали.

Заинтересованное лицо Акбердиев А.С. пояснил суду, что 13 сентября 2015 года прошли выборы депутатов в МО СП «сельсовет Арсланбековский». По итогам выборов он со своим оппонентом Кульдиевым А.И. набрали равное количество голосов. Других кандидатов по округу №1 не было. Выборы прошли честно, все было открыто. В восемь часов закрылся участок. Дальше был подсчет голосов, в ходе которого выяснилось, что они набрали равное количество голосов. Дальше им предложили жребий, но и он, и Кульдиев А.И. отказались от жеребьевки. Они настаивали на проведении перевыборов. Потом 21-го числа его оповестили, что жеребьевку назначили на 12 часов 22 числа. В 12.00 он пришел на жеребьевку, кандидата Кульдиева А.И. не было. При этом присутствовали все члены УИК. Ему показали два конверта, в которые при нем положили листы с номерами 1 и 2, потом его попросили выйти, обратно он зашел, когда его позвали. Ему предложили вытянуть конверт, что он и сделал. В конверте оказался лист с номером №1. Считает, что жеребьевка была проведена законно.

Заслушав доводы сторон, изучив представленные материалы дела, с учетом заключения заместителя прокурора Ногайского района Заргишиева Р.Э. суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" граждане, которые считают, что их избирательные права нарушены, вправе обратиться за их защитой в суд. Данное право основано на положениях ст. 46 Конституции РФ, в соответствии с которыми каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с главой 24 КАС РФ, ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" решения и действия (бездействие) избирательных комиссий обжалуются в районные суды.

Реализуя свое право, предусмотренное частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 239 КАС РФ, Кульдиев Алибек Исламалиевич обратился в суд с административным иском к участковой избирательной комиссии №1197 с. Калининаул Ногайского района РД об отмене решения участковой комиссии №1197 от 22 сентября 2015 года об итогах жеребьевки по округу №1.

Согласно статье 20 Федерального закона РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные и участковые комиссии входят в систему избирательных комиссий.

Участковые комиссии в соответствии с пунктом 1 статьи 27 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» формируются для обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета голосов избирателей на избирательных участках. В отличие от остальных избирательных комиссий, у участковой избирательной комиссии отсутствуют организационные функции, данная комиссия наделена исключительно обеспечивающей функцией - она осуществляет только работу по обеспечению непосредственной реализации избирательных прав граждан.

Постановлением ТИК Ногайского района №1.2 от 09 февраля 2013 года утверждена единая нумерация избирательных участков в муниципальном образовании «Ногайский район», согласно приложения к постановлению от 09.02.2013г. №1.2: за избирательным участком Калининаульский (с. Калининаул) закреплена нумерация №1197.

Согласно решения ТИК Ногайского района №2 от 25 апреля 2013 года на территории муниципального образования «Ногайский район» для подготовки и проведения голосования, подсчета голосов сформированы участковые избирательные комиссии, в том числе на избирательном участке Калининаульский (одномандатный округ №1) -УИК №1197.

Свое решение об итогах голосования участковая комиссия, исходя из пункта 1 статьи 67 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», оформляет протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

Из копии протокола от 13 сентября 2015 года участковой избирательной комиссии №1197 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №1 с. Калининаул в строке 1 число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования-49; в строке 2 число избирательных бюллетеней, полученных УИК,-59; в строке 3 число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно-0; в строке 5 число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования -33; в строке 6 число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования-3; в строке 7 число погашенных избирательных бюллетеней -23; в строке 8 число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования -3; в строке 9 число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования -33; в строке 10 число недействительных избирательных бюллетеней -0; в строке 11 число действительных избирательных бюллетеней -36, из которых 18- за Акбердиева А.С., 18-за Кульдиева А.И. (подлинник документа представлен на обозрение суда).

В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.

Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, согласно пункта 4 статьи 24 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" могут возлагаться на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Дагестан №80/503 от 30 декабря 2014 года полномочия избирательных комиссии муниципальных поселений (МИК) возложено на участковые избирательные комиссии (УИК), действующие в границах соответствующих муниципальных поселений. Согласно приложения к указанному постановлению на УИК №1197 возложены полномочия МИК.

В силу пункта 1 статьи 78 Закона Республики Дагестан от 06.07.2009 N 50 "О муниципальных выборах в Республике Дагестан" на основании данных первых экземпляров соответствующих протоколов об итогах голосования, составленных участковыми избирательными комиссиями, избирательная комиссия муниципального образования определяет результаты выборов по единому избирательному округу. Определение результатов выборов производится после предварительной проверки избирательной комиссией муниципального образования правильности составления полученных из участковых избирательных комиссий протоколов об итогах голосования.

Свое решение об итогах голосования в силу части 1 статьи 76 Закона Республики Дагестан от 06.07.2009 N 50 "О муниципальных выборах в Республике Дагестан" участковая избирательная комиссия оформляет протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке по одномандатному (многомандатному) избирательному округу.

Участковая избирательная комиссия №1197 оформила свое решение протоколом об итогах голосования по одномандатному округу №1 от 13 сентября 2015 года, в котором отразила соответствующие данные в установленной пунктом 2 статьи 76 Закона Республики Дагестан от 06.07.2009 N 50 "О муниципальных выборах в Республике Дагестан" последовательности. Согласно протокола, оба зарегистрированных кандидата по округу №1 с. Калининаул набрали одинаковое количество голосов избирателей. В соответствии с часть 11 статьи 78 Закона РД «О муниципальных выборах в Республике Дагестан» кандидатам было предложено провести жребий, но вследствие отказа последних, УИК №1197 составила протокол от 13 сентября 2015 года, которым постановила считать выборы депутатов собрания МО «сельсовет Арсланбековский» по Ленинаульскому одномандатному избирательному округу №1 несостоявшимся.

В последующем УИК №1197 принимает решение №1 от 13 сентября 2015 года о признании выборов депутатов сельского собрания МО СП «сельсовет Арсланбековский» по одномандатному избирательному округу №1 несостоявшимися. Указанное решение принято на основании протокола о проведении жребия для определения результатов выборов депутатов представительного органа МО «сельсовет Арсланбековский» Ногайского района от 13 сентября 2015 года, из содержания которого следует, что Акбердиев А.С. и Кульдиев А.И. от проведения жребия отказались и требовали провести перевыборы по избирательному округу №1.

Пункт 2 статьи 70 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает исчерпывающий перечень оснований признания выборов соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися. Кроме того, в пункте 2 статьи 70 названного Закона содержится прямой запрет на установление федеральными законами, законами субъектов РФ дополнительных оснований признания выборов несостоявшимися, поэтому получение зарегистрированными кандидатами равного числа голосов избирателей не может являться основанием для признания выборов несостоявшимися.

Как установлено судом, кандидаты в депутаты представительного органа МО «сельсовет Арсланбековский» Акбердиев А.С. и Кульдиев И.А, набравшие равное количество голосов избирателей по итогам голосования 13 сентября 2015 года, отказались от проведения жеребьевки и требовали провести перевыборы. Указанное административным истцом Кульдиевым И.А. и заинтересованным лицом Акбердиевым А.С. не оспаривается.

В пункте 5 статьи 71 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» приведен исчерпывающий перечень случаев назначения повторных выборов: если выборы признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, - полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица;

При таких обстоятельствах в силу пункта 5 статьи 71 названного Закона, получение зарегистрированными кандидатами равного числа голосов избирателей не предусматривает назначение повторного голосования.

Следовательно, оснований для признания выборов несостоявшимися и проведения повторного голосования не имелось. Нарушение требований закона со стороны УИК №1197 вследствие вынесения незаконного решения о признании выборов несостоявшимися не признает его таковым, фактически выборы состоялись, и незаконное решение комиссии не должно повлиять на определение его итогов.

Целостность системы избирательных комиссий проявляется только во взаимоотношениях с внешней средой, внутри "системы" комиссии глубоко различны и по статусу, и по роли в организации избирательного процесса. Соответственно каждая комиссия должна действовать в пределах установленной компетенции.

Участковая комиссия №1197, сформированная для обеспечения процесса голосования и подсчета голосов избирателей, приняв решение и оформив его протоколом от 13 сентября 2015 года о признании выборов депутатов сельского собрания МО СП «сельсовет Арсланбековский» по одномандатному избирательному округу №1 несостоявшимися вышла за пределы установленной компетенции.

В последующем, реализуя возложенные на нее полномочия избирательной комиссии муниципального образования, участковая избирательная комиссия №1197, приняв решение №1 от 13 сентября 2015 года о признании выборов депутатов сельского собрания МО СП «сельсовет Арсланбековский» по одномандатному избирательному округу №1 несостоявшимися, допустила нарушение закона, противоречие с ее требованиями.

Из пункта 11 статьи 20 Федерального закона РФ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией.

Постановление ТИК Ногайского района за №17 от 21 сентября 2015 года, обязывающее УИК №1197, на которую возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования, не позднее 11.00 часов 22 сентября 2015 года утвердить порядок и в срок не позднее 12.00 часов 22 сентября 2015 года провести жребий между кандидатами округа №1 Акбердиевым А.С. и Кульдиевым А.И, свидетельствует о несогласии вышестоящей комиссии с решением нижестоящей комиссии, противоречащей закону.

Указанное также подтверждается показаниями председателя ТИК Ногайского района Сарсеева А-А.С., который пояснил, что им непосредственно было указано председателю УИК №1197 Бальгишиеву С.К. на необходимость руководствоваться положениями Закона о муниципальных выборах в РД, в котором предусмотрено, что если кандидаты набрали одинаковое количество голосов, то проводится жребий. На это также указала вышестоящая комиссия и настояла на проведении жребия. Выборы фактически состоялись и оснований для признания их несостоявшимися не имелось.

Объединение избирательных комиссий в систему обеспечивает необходимую централизацию избирательных действий в ходе проведения избирательной кампании соответствующего уровня, в частности, посредством контроля со стороны вышестоящих комиссий за деятельностью нижестоящих комиссий.

Согласно пункта 10 статьи 20 Федерального закона РФ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.

Обязывая УИК №1197, на которую возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования, утвердить порядок и провести жребий между кандидатами, ТИК Ногайского района не отменила решение участковой избирательной комиссии за №1 от 13 сентября 2015 года о признании выборов депутатов сельского собрания МО СП «сельсовет Арсланбековский» по одномандатному избирательному округу №1 несостоявшимися, принятый на основании протокола о проведении жребия для определения результатов выборов депутатов представительного органа МО «сельсовет Арсланбековский» Ногайского района от 13 сентября 2015 года. Однако, указанное упущение со стороны ТИК Ногайского района не должно препятствовать соблюдению требований закона и не может служить основанием для оспаривания законности процедуры проведения жребия и его итогов.

В соответствии с частью 11 статьи 78 Закона Республики Дагестан от 06.07.2009 N 50 "О муниципальных выборах в Республике Дагестан" в случае, если при голосовании кандидаты получили равное количество голосов избирателей, избранный кандидат определяется жребием в порядке, установленном избирательной комиссией муниципального образования до начала проведения данной процедуры".

Исходя из положения указанной статьи, проведение жеребьевки 13 сентября 2015 года было невозможным вследствие отсутствия установленного порядка проведения жребия. Согласно указанной нормы, кандидат определяется жребием лишь в порядке, установленном до начала проведения данной процедуры.

Реализуя возложенные полномочия избирательной комиссии муниципального образования и во исполнение постановления ТИК Ногайского района, УИК №1197 своим решением за №15 от 22 сентября 2015 года утвердила Порядок проведения жребия при определении результатов выборов депутатов представительного органа муниципального образования «сельсовет Арсланбековский» Ногайского района при равном числе полученных зарегистрированными кандидатами голосов избирателей и провела процедуру жребия между кандидатами округа №1 Акбердиевым А.С. и Кульдиевым А.И.

Как пояснила заместитель председателя участковой избирательной комиссии №1197 Отегенова А.О., они утвердили порядок проведения жребия 22 сентября 2015 года и назначили его на тот же день. Кандидатов известил лично председатель УИК №1197 Бальгишиев С.К. посредством звонка на их абонентские номера. В назначенный день они провели жеребьевку, в которой принял участие кандидат Акбердиев А.С. лично, а кандидат Кульдиев А.И. не явился. Неявка кандидата не является основанием для отложения процедуры жребия, потому что, согласно утвержденного Порядка, в случае неявки зарегистрированного кандидата все действия, связанные с вытягиванием конверта и извлечением листа, за него совершает член комиссии с решающим голосом. За кандидата Кульдиева А.И. конверт вытянула она, в котором оказался лист с номером №2. Конверт с номером №1 выпал Акбердиеву А.С., в связи с чем решением комиссии он признан избранным депутатом.

Указанное подтверждается исследованными письменными доказательствами.

Так, из содержания протокола УИК №1197, реализующей полномочия МИК, от 22 сентября 2015 года избранным депутатом признан кандидат Акбердиев А.С., который извлек из конверта лист с порядковым номером №1(подлинник документа представлен на обозрение суда).

Из решения №16 от 22 сентября 2015 года участковой избирательной комиссии №1197, реализующей возложенные полномочия МИК, избранным депутатом сельского собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» по округу №1 признан Акбердиев А.С.

Таким образом, в соответствии с положением части 11 статьи 78 Закона Республики Дагестан от 06.07.2009 N 50 "О муниципальных выборах в Республике Дагестан" участковой избирательной комиссией №1197, реализующей возложенные полномочия избирательной комиссии муниципального образования, жребий проведен сразу после утверждения порядка его проведения, а именно 22 сентября 2015 года. При этом Закон не запрещает и не устанавливает временных границ между утверждением Порядка проведения жребия и процедурой его проведения

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона Республики Дагестан от 06.07.2009 N 50 "О муниципальных выборах в Республике Дагестан" подготовка и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования осуществляются открыто и гласно. Указанные принципы участковой избирательной комиссией №1197, реализующей также полномочия избирательной комиссии муниципального образования, в процессе проведения жребия между кандидатами округа №1 Акбердиевым А.С. и Кульдиевым А.И. не были нарушены.

Кроме того, процедура жребия имела место до официального опубликования результатов выборов, то есть результаты были подведены и опубликованы в установленные Законом сроки. Из пункта 3 статьи 87 Закона Республики Дагестан от 06.07.2009 N 50 "О муниципальных выборах в Республике Дагестан" официальное опубликование результатов выборов депутатов представительного органа муниципального образования, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов, осуществляется избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем через десять дней со дня голосования.

В части позиции административного истца Кульдиева И.А. и его представителя Акманбетова А.А. о том, что комиссия не уведомила его надлежащим образом о месте, времени, порядке проведения жеребьевки, противоречит его показаниям и доводам, изложенным в пункте 4 искового заявления, о том, что с 18 по 29 сентября 2015 года он находился на стационарном лечении в Ногайской ЦРБ, в связи с осложнением на сердце. 22 сентября 2015 года в больницу позвонил председатель участковой избирательной комиссии Бальгишиев С.К, который не стал слушать его возражения и заявил, что документы требует Избирком Дагестана, поэтому переносить жеребьевку на иной срок не будет.

При этом административным истцом Кульдиевым И.А. документов, подтверждающих его нахождение на стационарном лечении в Ногайской ЦРБ до 29 сентября 2015 года не представлено.

Согласно решения ВК №71 ГБУ «Ногайская центральная районная больница» от 21.09.2015г. Кульдиев А.И. находится на стационарном лечении в терапевтическом отделении с 18 сентября 2015 года. Указанный документ не содержит сведений о том, по какой период последний находился на лечении.

Согласно пункта 3 Порядка проведения жребия при определении результатов выборов депутатов представительного органа муниципального образования «сельсовет Арсланбековский» Ногайского района при равном числе полученных зарегистрированными кандидатами голосов избирателей, зарегистрированные кандидаты (либо их доверенные лица или уполномоченные представители) вправе присутствовать при проведении жребия, чтобы кандидаты могли реализовать предоставленное право, последние были извещены о проведении жребия непосредственно председателем УИК №1197 Бальгишиевым С.К. Указанное не оспаривается и самими кандидатами. При этом процедура жребия, согласно утвержденного Порядка, в случае неявки извещенных кандидатов могла быть проведена без их участия, потому что согласно утвержденного Порядка кандидаты были «вправе», но не обязаны присутствовать. При этом пунктов о предоставлении времени кандидатам для подготовки, обдумывания своего волеизъявления на участие, а также необходимости ознакомления с Порядком, в нем не содержится. Процедура жребия имела место сразу после утверждения порядка его проведения, что предусмотрено Законом.

Из пункта 5 Порядка: в случае отсутствия зарегистрированного кандидата (его доверенного лица либо уполномоченного представителя) действия, указанные в пункте 8 (выбирает конверт и извлекает листок с номером), за зарегистрированного кандидата совершает член избирательной комиссии с правом решающего голоса, о чем делается соответствующая запись в протоколе результатов жребия. За неявившегося кандидата Кульдиева А.И. конверт вытянула и извлекла лист с номером №2, заместитель председателя УИК №1197 Отегенова А.О., что нашло свое отражение в протоколе УИК №1197 от 22 сентября 2015 года.

Пунктом 8 статьи 20 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Из пункта 3 указанной статьи комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов в Российской Федерации.

Исходя из принципа процессуального равноправия сторон и учитывая обязанность административного истца и административного ответчика, в силу статьи 62 КАС РФ, подтвердить доказательствами те обстоятельства, на которые они ссылаются, судом в ходе судебного разбирательства исследованы каждое доказательство, представленное сторонами в подтверждение своих требований и возражений.

У суда и у лиц, участвующих в деле, сомнений в достоверности исследуемых доказательств не возникали, содержащиеся в них сведения соответствуют действительности. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Оценив доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, суд установил, что представленные административным истцом Кульдиевым А.И, доказательства не подтверждают обстоятельств, на которые он сослался, как на основание своих требований.

В силу статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В силу статьи 78 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, вместе с тем исходя из положения части 1 названной статьи суд, может выйти за пределы заявленных требований.

Разрешая административное дело по заявленным административным истцом требованиям, суд считает необходимым отменить решение УИК №1197 за №1 от 13 сентября 2015 года о признании выборов депутатов сельского собрания МО СП «сельсовет Арсланбековский» по одномандатному избирательному округу №1 несостоявшимися и протокол УИК №1197 о проведении жребия для определения результатов выборов депутатов представительного органа МО «сельсовет Арсланбековский» Ногайского района от 13 сентября 2015 года, как не соответствующие закону.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Кульдиева ФИО14 к участковой избирательной комиссии №1197 <адрес> об отмене решения участковой комиссии округа №1197 от 22 сентября 2015 года об итогах жеребьевки по округу №1, отказать.

Отменить решение УИК №1197 за №1 от 13 сентября 2015 года о признании выборов депутатов сельского собрания МО СП «сельсовет Арсланбековский» по одномандатному избирательному округу №1 несостоявшимися и протокол УИК №1197 о проведении жребия для определения результатов выборов депутатов представительного органа МО «сельсовет Арсланбековский» Ногайского района от 13 сентября 2015 года, как не соответствующие закону.

Действие мер предварительной защиты по административному иску Кульдиева А.И. отменить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Телемишев Э.И.