ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2531/20 от 07.08.2020 Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-2531/2020

УИД 73RS0004-01-2020-003301-57

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 августа 2020 года г. Ульяновск

Заволжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Николаевой Н.Д.,

при секретаре Ворониной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Ульяновска, Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о возложении обязанности организовать проведение работ по рекультивации земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Ульяновска, Министерству строительства и архитектуры Ульяновской о возложении обязанности организовать проведение работ по рекультивации земельного участка с кадастровым номером 73:24:020914:17, расположенного в окрестностях села Красный Яр (южнее очистных сооружений) в Заволжском районе г. Ульяновска, занятого полигоном твёрдых бытовых отходов курганного типа, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в обоснование иска указав следующее.

Земельный участок, расположенный в окрестностях села Красный Яр (южнее очистных сооружений) в Заволжском районе г.Ульяновска, по договору аренды от 17.11.2005 г. №24-2-012534 был передан в аренду ООО «Полигон» для организации переработки и захоронения твердых бытовых отходов (полигон курганного типа), вывозимых в том числе с территории города Ульяновска, распоряжением Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами от 09.02.2011 г. №125, срок аренды продлен до 31.12.2013 г. (дополнительное соглашение к договору аренды от 02.03.2011 г. № 313).

Указанный земельный участок с кадастровым номером 73:24:020914:17, площадью 58 034,3 кв.м. находится на территории МО «город Ульяновск» и относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

После завершения эксплуатации полигона ТБО («курганного» типа), расположенного в районе с. Красный Яр (южнее очистных сооружений) Заволжского района г. Ульяновска, ООО «Полигон» не произвел в соответствии с требованиями законодательства рекультивацию земельного участка, которая могла бы предотвратить возгорание твёрдых бытовых отходов на данном полигоне.

Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 14.07.2015 были удовлетворены исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска к ООО «Полигон» о возложении обязанности произвести рекультивацию земельного участка. Решение исполнено не было. 20.04.2020 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена информация о прекращении деятельности ООО «Полигон».

На момент заключения договора организация сбора, вывоза, утилизации переработки бытовых и промышленных отходов была возложена на администрацию города Ульяновска.

В настоящее время постоянно происходит возгорание полигона, при этом регулирование данного процесса и контроль над ним невозможен, иное свидетельствует о том, что решение вопроса местного значения - организация вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов, осуществлялось Администрацией города Ульяновска с нарушением норм действующего законодательства.

Приведенные обстоятельства, свидетельствуют о том, что деятельность по размещению отходов производства и потребления из городского округа город Ульяновск в указанном месте была организована Администрацией города и осуществлялась ООО «Полигон», и именно эта деятельность органа местного самоуправления города Ульяновска и деятельность Общества повлекли за собой негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства и потребления.

При этом, в связи с принятием постановления Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/557-П и возложения полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на министерство строительства и архитектуры Ульяновской области договор аренды на указанной земельный участок передан из администрации г. Ульяновска в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, в полномочия которого входит распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Частями 5, 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель вливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, устанавливающие порядок проведения рекультивации и конвертации земель, устанавливающие порядок проведения рекультивации.

Согласно п. 3, 5 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечивается лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли и земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Полагают, что администрация г. Ульяновска и Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области не исполняют установленной законодательством обязанности по рекультивации спорного земельного участка, тем самым нарушают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также права граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощники прокурора Закиров А.Ш. и Семенюк С.С. на удовлетворении иска настаивали по доводам иска, указав о возложении на ответчиков солидарной обязанности по рекультивации земельного участка. Кроме того, указали, что привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области в рамках полномочий в части осуществления экологического государственного надзора были предприняты меры по включению объекта в реестр объектов размещения отходов, производилась попытка разработать проектную документацию по рекультивации земельного участка в рамках региональной программы, однако, работы не завершены.

Представители административного ответчика – администрации г. Ульяновска Прошутинская Н.Г., Абасев А.С. и Роганова Г.В. в судебном заседании иск не признали, указав, что земельный участок, расположенный в окрестностях села Красный Яр (южнее очистных сооружений) в Заволжском районе г.Ульяновска, по договору аренды от 17.11.2005 г. №24-2-012534 передан в аренду ООО «Полигон» для организации переработки и захоронения твердых бытовых отходов (полигон курганного типа), вывозимых в том числе с территории города Ульяновска. С 01.01.2016 г. полномочия по распоряжению земельными участками, право собственности на которые не разграничено, перешло к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, а в дальнейшем Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, таким образом, все права и обязанности по договору аренды перешли к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, администрация г. Ульяновска выбыла из данных правоотношений. При этом, в силу положений Правил проведения рекультивации и консервации земель, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, рекультивация земельного участка должна производится исполнительным органом государственной власти, распоряжающимся указанным земельным участком, в данном случае, Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области. Таким образом, администрация г. Ульяновска в настоящее время является ненадлежащим ответчиком по делу. Просили отказать в удовлетворении исковых требований, более подробно изложив свою позицию в письменном отзыве на иск.

Представители административного ответчика - Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области Трубкина А.С. и Головлева О.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали, указав, что надлежащим ответчиком по спору не являются. Полагают, что вопросы окружающей среды, в том числе, рекультивации земельных участков, отнесены к ведению органов местного самоуправления, как и полномочия по организации деятельности по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов. Головлева О.В. дополнила, что надлежащим ответчиком по спору полагает Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, которым проводились работы по подготовке проекта рекультивации земельного участка. Просят в иске к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области отказать, подробно отразив позицию в отзыве на иск.

Представитель заинтересованного лица – Межрегионального Управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям в судебном заседании не присутствовал, о дне рассмотрения дела извещены.

Представитель заинтересованного лица – Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области Фомин А.С. в судебном заседании не присутствовал, о дне рассмотрения дела извещен. В письменном отзыве на иск в рамках полномочий в части осуществления экологического государственного надзора были предприняты меры по включению объекта в реестр объектов размещения отходов. Указывает, что согласно постановлению правительства Ульяновской области от 06.07.3028 № 16/299-П «О Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области» Министерство не наделено полномочиями по рекультивации каких-либо объектов.

Суд полагает возможным административное дело рассмотреть в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что земельный участок, расположенный в окрестностях села Красный Яр (южнее очистных сооружений) в Заволжском районе г.Ульяновска, по договору аренды от 17.11.2005 г. №24-2-012534 был передан в аренду ООО «Полигон» для организации переработки и захоронения твердых бытовых отходов (полигон курганного типа), вывозимых в том числе с территории города Ульяновска, распоряжением Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами от 09.02.2011 г. №125, срок аренды продлен до 31.12.2013 г. (дополнительное соглашение к договору аренды от 02.03.2011 г. № 313).

Указанный земельный участок с кадастровым номером 73:24:020914:17, площадью 58 034,3 кв.м. находится на территории МО «город Ульяновск» и относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, видом разрешенного использования земельного участка является организация переработки и захоронения твердых бытовых отходов.

После завершения эксплуатации полигона ТБО («курганного» типа), расположенного в районе с. Красный Яр (южнее очистных сооружений) Заволжского района г. Ульяновска, ООО «Полигон» не произвел в соответствии с требованиями законодательства рекультивацию земельного участка, которая могла бы предотвратить возгорание твёрдых бытовых отходов на данном полигоне.

Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 14.07.2015 были удовлетворены исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска к ООО «Полигон» о возложении обязанности произвести рекультивацию земельного участка.

Постановлением Заволжского суда г. Ульяновска от 13.08.2014 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, ООО «Полигон» привлечено к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Указанными судебными актами установлено, что в период с 05 мая по 04 июня 2015 года произошло возгорание твердых бытовых отходов на полигоне, расположенном в районе с.Красный Яр (южнее очистных сооружений) Заволжского района города Ульяновска, следствием чего явилось превышение предельно допустимой концентрации содержания углерода оксида, азота диоксида и формальдегида в атмосферном воздухе.

Сторонами по настоящему административному делу также не оспаривалось, что в результате хозяйственной деятельности ООО «Полигон» на спорный земельный участок оказано негативное воздействие.

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 14.07.2015 исполнено не было.

20.04.2020 года в Единый государственный растр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ООО «Полигон» в связи с ликвидацией юридического лица на основании определения Арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

При этом, в соответствии со ст.ст. 2,4 Закона Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» с 01.01.2016 г. уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной власти Ульяновской области в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ульяновской области (далее - органы местного самоуправления) по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с Положением о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области, утверждённым постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/557-П «О Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области», с 01.01.2019 Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Ульяновской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального образования «город Ульяновск».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (ст. 13 Земельного кодекса РФ).

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 «О проведении рекультивации и консервации земель" утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.

Правила устанавливают порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.

Согласно положениям указанных Правил, рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

При этом, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (п. 3).

В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются:

а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков;

б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством);

в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством (п. 4 Правил).

Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями (п. 5 Правил).

В ходе рассмотрения дела установлено, что указанная свалка расположена в границах территории городского округа МО «город Ульяновск» и на праве аренды предоставлялась администрацией г. Ульяновска ООО «Полигон», которое прекратило деятельность в связи с ликвидацией.

Вместе с тем, приведенные обстоятельства, не свидетельствуют о том, что именно эта деятельность органа местного самоуправления повлекла за собой негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства и потребления, так как администрацией г. Ульяновска указанный земельный участок был предоставлен на праве аренды юридическому лицу в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка - для организации переработки и захоронения твердых бытовых отходов.

Незаконности действий данного административного ответчика судом не усматривается, что также подтверждено выводами вступившего в законную силу решения Заволжского районного суда г. Ульяновска от 27.06.2016 года по иску Прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Ульяновска, Главному Управлению МЧС России по Ульяновской области о признании бездействия администрации по непринятию мер по понуждению ООО «Полигон» освободить земельный участок, возложении обязанности устранить допущенные нарушения по содержанию полигона твердых бытовых отходов, принять меры о понуждении освободить земельный участок, расторгнуть договор аренды, оформить право собственности на земельный участок, обязать не допускать возгорания бытовых отходов на полигоне, организовывать постоянное наблюдение за территорией, которым в удовлетворении исковых требований было отказано, в том числе, со ссылкой на перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области.

С учетом изложенного, суд соглашается с доводом административного ответчика, о том, что в настоящее время администрация г. Ульяновска является ненадлежащим ответчиком по делу.

При этом, вопреки позиции административного истца о солидарной ответственности административных ответчиков, суд полагает, что надлежащим ответчиком по спору является Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

К этому выводу суд пришел, исходя из следующего.

В соответствии с вышеприведенными нормативными актами полномочия на представление земельного участка с кадастровым номером 73:24:020914:17 с 01.01.2019 года возложены на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, данный орган встал на сторону арендатора по договору аренды, на основании которого спорный земельный участок был предоставлен в аренду ООО «Полигон».

На основании предоставленных Министерству полномочий 27.09.2019 года между Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области и ООО «Полигон» заключено соглашение расторжении договора аренды от 17.11.2005 № 24-2-012534 земельного участка с кадастровым номером 73:24:020914:17.

При этом, в данном соглашении указано на расторжение договора аренды некультивированного земельного участка, который был возвращён арендодателем ООО «Полигон» по акту возврата земельного участка от 27.09.2019 года по согласованию в Министерством, не потребовавшим его рекультивации.

Передача земельного участка была осуществлена в соответствии с дорожной картой по вопросу передачи земельного участка ОГБУ «Ульяновский лесхоз» в рамках проекта рекультивации полигона твердых бытовых отходов в районе села Красный Яр Заволжского района г. Ульяновска, подготовленной Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области и Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области. Работы по подготовке проекта не завершены, что сторонами по делу не оспаривается, по информации Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области Министерством были приняты меры по включению объекта накопленного экологического ущерба в государственный реестр объектов размещения отходов, для включения в этот реестр необходимо была проектная документации по рекультивации объекта.

Учитывая изложенное, поскольку полномочия на представление земельного участка с кадастровым номером 73:24:020914:17 возложены на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, в силу положений действующего законодательства, а именно, Правил проведения рекультивации и консервации земель, обязанность по рекультивации должна быть возложена на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, поскольку в настоящее время оно осуществляет функции по распоряжению земельным участком, иных его правообладателей, в том числе, на основании договора аренды, безвозмездного пользования, не имеется.

В иске прокурора к администрации г. Ульяновска надлежит отказать в полном объёме.

Прокуратурой установлен 12-месячный срок с момента вступления решения в законную силу для организации проведение работ по рекультивации земельного участка с кадастровым номером 73:24:020914:17, расположенного в окрестностях села Красный Яр (южнее очистных сооружений), расположенного в Заволжском районе г. Ульяновска.

По мнению суда, данный срок является разумным, административным ответчиком не представлены доказательства невозможности исполнения решения суда в указанный срок.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры, в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о возложении обязанности организовать проведение работ по рекультивации земельного участка удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области организовать проведение работ по рекультивации земельного участка с кадастровым номером 73:24:020914:17, расположенного в окрестностях села Красный Яр (южнее очистных сооружений) в Заволжском районе г. Ульяновска, занятого полигоном твердых бытовых отходов курганного типа, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Ульяновска о возложении обязанности организовать проведение работ по рекультивации земельного участка с кадастровым номером 73:24:020914:17, расположенного в окрестностях села Красный Яр (южнее очистных сооружений) в Заволжском районе г. Ульяновска, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Д. Николаева