ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2531/2021 от 15.04.2021 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело №2а-2531/2021 Великий Новгород

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 апреля 2021 года

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Арзумановой Т.А.,

при секретаре Ивановой В.А.,

с участием представителя административного истца Гавриловой С.Е.,

административного ответчика Волкова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №9 по Новгородской области к Волкову В.А. о взыскании недоимки по налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №9 по Новгородской области (далее – Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Волкову В.А. о взыскании налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ и пени, в обоснование указав, что в соответствии со ст.226 НК РФ налоговым агентом ООО <данные изъяты>» в Инспекцию в отношении Волкова В.А. представлена справка по форме 2-НДФЛ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в ДД.ММ.ГГГГ Волков В.А. получил доход в сумме 705 985 руб. (код дохода «2720» - стоимость подарков), с которого налоговым агентом не удержан налог на доходы физических лиц в сумме 351 778 руб. В адрес налогоплательщика Волкова В.А. Инспекцией направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате НДФЛ в сумме 351 690 руб. 23 коп. (с учетом переплаты в сумме 87 руб. 77 коп.) в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а в последствии направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате данного налога и пени, а всего 352 985 руб. 62 коп. Обязанность по уплате НДФЛ Волковым В.А. не исполнена, судебный приказ, вынесенный мировым судьей, был отменен в связи с принесением на него возражений. На основании ст.ст.48, 69, 75 НК РФ Инспекция просит взыскать с Волкова В.А. налог на доходы физических лиц за 2019 год в сумме 351 690 руб. 23 коп., пени за просрочку уплаты НДФЛ в сумме 1 295 руб. 39 коп., а всего 352 985 руб. 62 коп.

В судебном заседании представитель Инспекции Гаврилова С.Е., поддерживая административный иск, пояснила, что в тексте административного искового заявления допущена описка в сумме полученного Волковым В.А. в ДД.ММ.ГГГГ дохода с кодом 2720 (стоимость подарков), согласно представленной его работодателем ООО <данные изъяты>» справке сумма дохода составила 2 705 985 руб. Данная справка была представлена работодателем Волкова ООО «<данные изъяты>» в Инспекцию в электронном виде. Волков В.А. является руководителем данной организации - директором, а также единственным ее учредителем.

Административный ответчик Волков В.А. не отрицал факт получения в ДД.ММ.ГГГГ дохода в виде прощенного долга, пояснив, что между ним и ООО <данные изъяты> были заключены договоры займа, долг по которым ему был прощен, то есть он подучил эти деньги в дар. Справка по форме 2-НДФЛ о его доходе в ДД.ММ.ГГГГ в виде прощенного долга (подарка) была подана бухгалтером ООО <данные изъяты> в соответствии с наделенными полномочиями. Вместе с тем, он не согласен с суммой дохода (подарка), считает, что доход составил примерно 300 000 руб. Заявление о корректировке суммы дохода в Инспекцию он не подавал.

В судебном заседании, состоявшемся 14.04.2021 года, объявлялся перерыв до 9.00ч. 15.04.2021 года. После перерыва стороны для участия в судебное заседание не явились.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы административного дела (приказное производство), суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Доходом физических лиц согласно статье 41 НК РФ признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и в отношении доходов физических лиц определяемая в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Доходы физических лиц, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), перечислены в статье 217 НК РФ.

Согласно пункту 28 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению, в частности, доходы в виде стоимости подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей, не превышающей 4 000 рублей за налоговый период.

Сумма подарков в размере, превышающем установленное ограничение 4 000 рублей, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

В соответствии с п.1 ст.226 НК РФ российские организации обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

<данные изъяты>

Пунктом 2 статьи 226 НК РФ установлено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии с данной статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.

Организация, от которой физические лица получают такие доходы, признается в отношении них налоговым агентом и обязана исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьями 226 и 230 НК РФ.

В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 230 НК РФ на налоговых агентов возложена обязанность вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета; представлять эти сведения в налоговый орган по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Форма справки 2-НДФЛ о суммах дохода, с которого налоговым агентом не удержан налог, установлен действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений Приказом ФНС России от 02.10.2018 года №ММВ-7-11/566@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме, а также порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц».

В соответствии с пунктом 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Согласно пункту 5 статьи 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога на доходы физических лиц налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Пунктом 6 статьи 228 НК РФ определено, что налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 Кодекса, уплачивают налог на доходы физических лиц не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.

Судом из объяснений сторон и из письменных материалов дела установлено, что Волков В.А., являясь директором учрежденного им юридического лица ООО <данные изъяты>» (, ) в ДД.ММ.ГГГГ получил от данной организации доход в сумме 2 705 985 руб. в виде прощенного долга по договорам займам, заключенным между Волковым В.А. (заемщик) и ООО «<данные изъяты>» (займодавец).

ДД.ММ.ГГГГ налоговый агент ООО <данные изъяты>» в соответствии с пунктом 5 статьи 226 НК РФ в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи направил Инспекцию уведомление о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого с Волкова В.А. не удержан налог, и сумме неудержанного налога в форме справки о доходах физического лица (2-НДФЛ).

Как следует из названной справки о доходах физического лица от ДД.ММ.ГГГГ, в ней отражен доход Волкова В.А. в сумме 2 705 985 руб., код дохода указан 2720, то есть «стоимость подарка», сумма исчисленного налога - 352 778 руб.

Согласно п.1 ст.415 ГК РФ обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора.

Таким образом, сумму возникшего у заемщика Волкова В.А. обязательства по полученному займу, впоследствии прекращенного по соглашению с заимодавцем о прощении долга, налоговый агент ООО «<данные изъяты> совершенно правомерно квалифицировал в качестве безвозмездно полученного Волковым В.А. дохода, то есть подарка.

Следовательно, в соответствии с правилами статей 207, 210, 228 НК РФ у административного ответчика возникла обязанность по уплате налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ на сумму прощенного работодателем долга по ставке 13%, то есть 352 778 руб. (2 705985 руб. х 13% = 352 778 руб.) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Инспекцией в адрес Волкова В.А. было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ, не удержанного налоговым агентом, размер которого с учетом имевшейся у Волкова В.А. переплаты по налогам в сумме 87 руб. 77 коп. Инспекция уменьшила до суммы 351 690 руб. 23 коп. (352 778 – 87,77 = 351 690,23 руб.).

ДД.ММ.ГГГГ Инспекция направила Волкову В.А. требование от ДД.ММ.ГГГГ, в котором установила срок уплаты НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 351 690 руб. 23 коп. и пени в сумме 1 295 руб. 39 коп. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Требование налогового органа в добровольном порядке Волковым В.А. не исполнено.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №34 Новгородского судебного района по заявлению Инспекции вынесен судебный приказ о взыскании с Волкова В.А. недоимки по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 351 690 руб. 23 коп. и пени в сумме 1 295 руб.

ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебный приказ отменен в связи с принесением Волковым В.А. возражений относительно его исполнения.

Согласно статье 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества, этого физического лица (п.1).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3).

Административное исковое заявление подано Инспекцией в Новгородский районный суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть с соблюдением установленного законом срока.

Требование Инспекции о взыскании с Волкова В.А. недоимки по НДФЛ в сумме 351 690 руб. 23 коп. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

При этом возражения Волкова В.А. относительно завышения суммы полученного в ДД.ММ.ГГГГ дохода в виде прощенного долга судом не принимаются во внимание, поскольку сумма дохода исчислена самой организацией (ООО «<данные изъяты> которой руководит Волков В.А., по вопросу уточнения суммы НДФЛ налоговый агент (ООО «<данные изъяты> в Инспекцию не обращался.

В силу ст.75 НК РФ неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога в установленный срок является основанием для начисления ему налоговым органом пени.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 3 и п.4 ст.75 НК РФ).

Поскольку обязанность уплатить НДФЛ в установленный срок (до ДД.ММ.ГГГГ) ответчиком не была исполнена, то Инспекция правомерно начислила административному ответчику за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пени в сумме 1 295 руб. 39 коп.

Указанная сумма также подлежит взысканию с Волкова В.А.

Так как решение состоялось в пользу Инспекции, то в соответствии со ст.103 ГПК РФ в местный бюджет суд взыскивает с Волкова В.А. госпошлину в сумме 6729 руб. 86 коп., от уплаты которой налоговый орган был освобожден при подаче иска.

Руководствуясь ст.ст. 174-180, 273 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное иск Межрайонной ИФНС России №9 по Новгородской области удовлетворить.

Взыскать с Волкова В.А., проживающего по адресу <адрес>, в доход соответствующего бюджета налог на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 351 690 руб. 23 коп., пени за просрочку уплаты НДФЛ за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 295 руб. 39 коп., а всего 352 985 руб. 62 коп.

Взыскать с Волкова В.А. в местный бюджет госпошлину в сумме 6 729 руб. 86 коп.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.А.Арзуманова

Решение в окончательной форме составлено 19 апреля 2021 года.