Дело № 2а-2532/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Город Кунгур Пермский край 02 ноября 2020 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Оборина Л.Г., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Пермскому краю к Лепихину А. Е. о взыскании задолженности по транспортному налогу,
установил:
административный истец обратился в суд с административным иском к Лепихину А.Е. и просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу в общей сумме 7 437,99 руб., из них: налог за 2015 год – 6 375 руб., пени за 2014, 2015 годы – 1 062,99 руб.
В обоснование своих требований представитель административного истца указал, что согласно сведениям, представленным регистрирующими органами, Лепихин А.Е. является собственником транспортного средства: -автомобиль легковой KIA BL Sorento (JC 5248), г/н №, доля в праве 1, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, Лепихин А.Е. в период владения транспортным средством являлся плательщиком транспортного налога, в том числе в периодах 2014, 2015 годы. Инспекция на основании сведений, произвела расчет транспортного налога в отношении транспортного средства. Сумма транспортного налога за 2015 год составила 6 375 руб. (за 9 месяцев) по сроку уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, за 2014 год составила 8 500 руб. по сроку уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ (не уплачены до настоящего времени). На основании т. 75 НК РФ, согласно которой на сумму налога, неуплаченную в установленный срок, начислены пени в общей сумме 1 062,99 руб., в том числе: за 2015 год – 23,37 руб. за период просрочки платежа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за 2014 год – 1 039,62 за период просрочки платежа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ранее включенные в заявление на судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, подлежащие взысканию по настоящему заявлению вместе с недоимкой за 2015 год. В отношении налога за 2014 год в сумме 8 500 руб., не уплаченной налогоплательщиком самостоятельно, инспекцией были приняты меры, предусмотренные ст.ст.69,70 и 48 НК РФ к принудительному исполнению обязанности по уплате (направлено требование об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ, подано заявление на выдачу судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, мировым судьей вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ переданный в ФССП по заявлению инспекции от ДД.ММ.ГГГГ, исполнительное производство возбуждено ДД.ММ.ГГГГ№). Требование № от ДД.ММ.ГГГГ и заявление на выдачу судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ были включены пени, начисленные за неуплату в установленный срок транспортного налога за 2013 год в сумме 1 171,39 руб., которые признаны безнадежными к взысканию вместе с недоимкой по налогу за 2013 год и списаны на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи, с чем не заявляются к взысканию по настоящему исковому заявлению. Поскольку в добровольном порядке сумма налогов и пени налогоплательщиком не уплачены на основании ст.ст. 69,70 НК РФ Инспекцией направлены административному ответчику требования об уплате налога, сбора и пени № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. Сроки исполнения Требований установлены до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Однако административным ответчиком требования инспекции не исполнены. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесен судебный приказ №а-1602/2017. ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отмене, в связи с поступившими возражениями. За Лепихиным А.Е. числится недоимка по транспортному налогу за 2014, 2015 годы в общей сумме 14 875 руб., в том числе взыскиваемая по заявлению в сумме 6 375 руб. за 2015 год в общей сумме 6 188 руб., в том числе взыскиваемая по заявлению в общей сумме 1 062,99 руб., в том числе: за 2015 год – 23,37 руб., за 2014 год – 1 039,62 руб., которые ранее были включены в заявление на судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ№, не уплачены до настоящего времени. Иные суммы задолженности по транспортному налогу, ранее включенные в заявление от ДД.ММ.ГГГГ№, не заявляются налоговым органом к взысканию по настоящему заявлению, т.к. списаны ДД.ММ.ГГГГ. Требование инспекции об уплате задолженности административным ответчиком в полной мере не исполнено.
Административным ответчиком заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления в суд. В обоснование данного ходатайства административный истец указал, что в целях упрощения налогового администрирования Федеральным законом от 04.03.2013 № 20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (вступившим в силу с 04.04.2013) внесены изменения в ст. 48 НК РФ в части увеличения суммы задолженности по обязательным платежам в сумме 1 500 руб. до суммы 3 000 руб., с которой начинается процедура взыскания. Достижения такой пороговой суммы приводит к единовременной передаче в суд значительного количества дел для взыскания задолженности и влечет за собой значительный объем временных затрат, тогда как шестимесячный срок подачи заявления рассчитан на нормальные условия функционирования контрольных органов. 03.07.2016 приняты Федеральные Законы № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ» и № 243-ФЗ «О внесении изменений в ч. 1 и 2 НК РФ и передачей налоговым органам с 01.0.12017 полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», на основании которых осуществлена передача плательщиков страховых взносов, в том числе более 2 тысяч организаций и 4 тысяч индивидуальных предпринимателей и физических лиц, утративших статус ИП, но имеющих задолженность по страховым взносам. 10.05.2017 МИФНС России № 12 по Пермскому краю прекратила деятельность в результате реорганизации в форме присоединения в МИФНС России № 5 по Пермскому краю, произошло присоединение к территории подведомственной инспекции, четырех муниципальных районов, ранее подведомственных МИФНС России № 12 (Ординский, Суксунский, Октябрьский и Уинский), на территории которых проживает более 95 тысяч физических лиц, после чего на учете в инспекции числится более 240 тысяч физических лиц. Все вышеуказанные изменения привели к многократному увеличению объемов документов о взыскании недоимки по налогам, страховым взносам и задолженности по пени, в том числе: требований, решений о взыскании за счет имущества и денежных средств (в т.ч. электронных), инкассовых поручений, постановлений о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов- организаций и ИП, передаваемых службе судебных приставов, административных заявлений на выдачу судебных приказов и административных исковых заявлений, для подготовки которых нормами НК РФ установлены жесткие сроки, что в условиях одновременного наступления сроков уплаты по тем или иным налоговым платежам, в т.ч. имущественным налогам с физических лиц и страховым взносам для всех категорий налогоплательщиков, в том числе физических лиц, соответственно сроков выявления недоимки и подготовки указанных документов. Применение дальнейших мер принудительного взыскания было приостановлено в связи с тем, что с 29.12.2017 вступил в законную силу Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменения в ч. 1 и ч. 2 НК РФ и отдельные законодательные акты РФ», п. 1 ст. 12 которого предусмотрено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшиеся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки по налогам и задолженности по соответствующим пеням. Такое списание недоимки по имущественным налогам физических лиц и задолженности по соответствующим пени, производилось ФНС России в несколько этапов в автоматическом режиме посредством программного комплекса «АИС Налог-3», и реализация каждого последующего этапа ограничивалась направлением в адрес разработчика программы ФГУП ГНИВЦ ФНС России соответствующих запросов об исправлении технических ошибок, сбоев программного обеспечения и получения разъяснений, т.е. порядок списания признанных безнадежными к взысканию недоимки и пени, числящихся на дату принятия налоговым органом в соответствии со ст. 12 Федерального закона № 436-ФЗ решения о списании, длительное время не был урегулирован, велась его доработка, мероприятия осуществлялись частично в несколько этапов, что в свою очередь не позволяло осуществлять дальнейшее применение амнистирующих положений закона и соответствующих действий по исключению из лицевых счетов плательщиков недоимки по налогам и задолженности по пени, образовавшихся до 01.01.2015. Следовательно, на пропуск предусмотренного законом шестимесячного срока для обращения в суд с административным исковым заявлением повлияли вышеизложенные обстоятельства, не зависящие от воли налогового органа, но в совокупности, препятствовавшие его соблюдению.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
Поэтому суд рассмотрел административное исковое заявление в порядке упрощенного (письменного) производства, то есть без проведения устного разбирательства.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.Поэтому суд рассмотрел административное исковое заявление в порядке упрощенного (письменного) производства, то есть без проведения устного разбирательства.
Суд, исследовав материалы административного дела, считает требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ст.357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно ст.358 НК РФ объектом налогообложения транспортного налога признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п.1 ст.363 НК РФ (с изменениями и дополнениями) и ст.23 Закона Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» от 30.08.2001 № 1685-296 (с изменениями и дополнениями) транспортный налог налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, подлежит уплате за налоговый период 2015 года не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Судом установлено.
Согласно сведениям, представленным регистрирующим органом, Лепихин А.Е. имел в собственности транспортное средство, подлежащее налогообложению: автомобиль легковой KIA BL Sorento (JC 5248), г/н №, доля в праве 1, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, являлся плательщиком транспортного налога (л.д.36).
МИ ФНС № 5 России по Пермскому краю произведены начисления соответствующих налогов на вышеуказанный объект налогообложения, что следует из налоговых уведомлений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31-35).
Административный ответчик не произвел уплату налога за 2014, 2015 годы, в установленный законом срок, что подтверждается выпиской из лицевого счета налогоплательщика (л.д.20-21).
На основании ст. 75 НК РФ за Лепихиным А.Е. числится задолженность по пени по транспортному налогу за 2014, 2015 г.г. (л.д.19).
В связи с неуплатой административным ответчиком налога в установленные сроки, в соответствии со ст.ст.69, 70 НК РФ, налоговым органом направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа (л.д.23).
В установленный в требованиях срок обязанность по уплате налога административным ответчиком не была исполнена, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа (л.д.22).
Судебный приказ №, вынесенный ДД.ММ.ГГГГ, мировым судьей судебного участка № 4 Кунгурского судебного района Пермского края, исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Кунгурского судебного района Пермского края, был отменен ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими возражениями (л.д.10-18).
В соответствии с нормами главы 28 НК РФ плательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, т.е. до тех пор, пока транспортное средство не снято с учета в регистрирующих органах плательщиком транспортного налога является собственник транспортного средства. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства, либо возникновение права на налоговую льготу) законодательством не установлено. При этом исчисление транспортного налога в отношении прежнего собственника будет прекращено с месяца, следующего за месяцем снятия с регистрационного учета транспортного средства.
Начисление налоговой инспекцией ответчику транспортного налога по указанному автомобилю является правомерным, возражений от административного ответчика не поступило.
Согласно ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как установлено материалами дела налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в пределах установлено срока. Судебный приказ был отменен, в связи с поступившими возражениями административного ответчика. До настоящего времени административный ответчик свою обязанность по уплате налогов не исполнил в течение длительного периода.
Суд, оценив ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока обращения в суд, пришел к выводу о том, что причины пропуска налоговым органом установленного законом срока для предъявления заявления являются уважительными.
Копия административного искового заявления с приложенными документами административным ответчиком не были получены (л.д.39-40,43), копия определения Кунгурского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ с предоставлением срока для возражений административным ответчиком не получена, конверт вернулся с отметкой «истек срок хранения» (л.д.44).
Каких-либо доказательств, подтверждающих уплату задолженности в полном объеме, административным ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает требования административного истца обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, рассчитанная на основании подп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст.175-180, 293 КАС РФ, суд
решил:
взыскать с Лепихина А. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, задолженность по транспортному налогу в общей сумме 7 437 (семь тысяч четыреста тридцать семь) рублей 99 копеек: из них: налог за 2015 год в размере 6 375 рублей; пени за 2014,2015 года в размере 1 062,99 рублей.
Взыскать с Лепихина А. Е. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Л.Г. Оборин