ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2535/16 от 23.05.2016 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2а-2535/16

РЕШЕНИЕименем Российской Федерации

Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Хазиева С.М., рассмотрев 23 мая 2016 года в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Коми к Оношко С.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Коми обратилась в Ухтинский городской суд Республики Коми к Оношко С.А. о взыскании транспортного налога за 2010 год в размере 933,33 рубля. В обоснование требований указав, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога. В адрес Оношко С.А. было направлено уведомление о необходимости уплаты транспортного налога с указанием объекта налогообложения, суммы налога и налогового периода. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный срок административному ответчику направлено требование об уплате налога. Указанное требование оставлено без исполнения. На основании ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Коми заявлены требования о взыскании недоимки по транспортному налогу.

Судебное разбирательство по делу проводится в соответствии с требованиями главы 32 Кодекса административного судопроизводства РФ, с особенностями, предусмотренными главой 33 Кодекса административного судопроизводства РФ в порядке упрощенного производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статьей 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу статьи 363 НК РФ (здесь и далее в редакции закона, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 363 НК РФ установлено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В соответствии с ч.2 ст. 4 Закона Республики Коми от 26.11.2002 N 110-РЗ «О транспортном налоге» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 01 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

На основании ст. 52 НК РФ налоговое уведомление направляется налоговым органом налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

В соответствии с частью 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

Пунктом 1 статьи 69 НК РФ определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В силу статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней.

В пункте 1 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 48 НК РФ).

В материалы дела административным истцом представлена копия налогового уведомления на имя Оношко С.А. № .... о необходимости уплаты транспортного налога в срок до 03.05.2011 за 2010 год в размере 933,33 рублей. При этом доказательств направления данного налогового уведомления административному ответчику административным истцом не представлено.

Поскольку Оношко С.А. обязанность по уплате налога в установленный срок не была исполнена, налоговым органом направлено требование № .... о необходимости уплаты транспортного налога физических лиц за 2010 год в размере 933,33 рублей в срок до 08.07.2011 года. Доказательств направления административным истцом Оношко С.А. требования о необходимости уплаты транспортного налога с физических лиц за 2010 год в материалы дела так же не представлено.

Учитывая, что доказательств направления налогового уведомления административным истцом административному ответчику в материалы дела в нарушение требований ст. 62 КАС РФ не представлено, обязанность по уплате транспортного налога с физических лиц за 2010 год в размере 933,33 рублей у ответчика наступила 01.11.2011 года. Поскольку к указанной дате налог не был уплачен, 02.11.2011 года следует считать датой, с которой налоговому органу стало известно о недоимке по налогу.

В соответствии п. 1 ст. 70 НК РФ, не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки истец должен был направить налогоплательщику требование об уплате указанного налога за 2010 г., то есть не позднее 02.02.2012 г.

При этом пропуск налоговым органом сроков направления налогового уведомления (ст. 52 НК РФ) и требования об уплате налога (ст. 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пени, установленного положениями ст. 48 НК РФ, и сам по себе не является основанием для восстановления судом срока подачи заявления.

Срок обращения налогового органа в суд за период 2010 года в данном случае следует исчислять не с момента просрочки исполнения направленного требования, а исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования, а также минимального срока на исполнение требования, установленного п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании ст. 69 (п.п. 4 и 6) НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Срок исполнения требования об уплате налога ответчиком при таких обстоятельствах истек 17.02.2012 г.

По правилам п.п.1 и 2 ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.11.2010 N 324-ФЗ) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Таким образом, Инспекция вправе была обратиться в суд с требованием о взыскании с ответчика транспортного налога за 2010 г. не позднее 17.08.2012 г., поэтому подачу заявления в суд с указанным требованием 04.05.2016 года следует признать просроченным.

Установленный положениями абзацев 2 и 3 пункта 2 ст. 48 НК РФ срок для обращения в суд налогового органа в течение 6 месяцев по истечении трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, или со дня, когда такая сумма превысила 1500 руб., в рассматриваемом случае так же пропущен.

Из материалов дела следует, что административный истец не заявлял о наличии уважительных причин невозможности направления налогового уведомления и требования, а также о невозможности обнаружения недоимки по уплате налога за 2010 год в установленные законом сроки. Ходатайство о восстановлении пропущенных сроков налоговым органом так же заявлено не было.

Из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года N 381-0-П, следует, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Поскольку на дату обращения с настоящим иском административный истец утратил право на принудительное взыскание задолженности по транспортному налогу с Оношко С.А. за 2010 год, оснований для взыскания указанного налога за этот период у суда не имеется.

При изложенных обстоятельствах, оценивая представленные по делу доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС № 3 России по Республике Коми, поскольку налоговым органом пропущен предусмотренный ст. 286 КАС РФ срок для обращения в суд. Доказательств обращения в суд за выдачей судебного приказа в материалах дела не имеется, о восстановлении пропущенного срока налоговый орган не ходатайствовал.

Руководствуясь ст.ст. 177-179, 286-290 КАС РФ, судья

решил:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Коми к Оношко С.А.о взыскании транспортного налога за 2010 год отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение пятнадцати дней со дня получения решения.

Судья Ухтинского городского суда РК – С.М. Хазиева