2а-253/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Азовский районный суд Омской области в составе председательствующего Кулешова А.А., при секретаре Грановской Л.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Азовского немецкого национального района Омской области к Администрации Березовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия и обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Азовского района Омской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Березовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия и обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов администрации Березовского сельского поселения Азовского ННМР, принятых с 01.01.2017 г. по 16.05.2018 г. В обоснование требований, со ссылкой на ч. 1, 3, 4 ст. 7, п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Омской области от 24.09.2015 г. № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области», п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 1 ст. 2, п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» указано, что прокуратурой района в октябре 2017 года проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции. В ходе проверки установлено, что фактически в период 2017 год – 2018 года администрацией сельского поселения антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов не проводилась, заключения по результатам антикоррупционной экспертизы не составлялись. 27.02.2018 года прокуратурой района в адрес главы Березовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. Исходя из поступившего ответа на представление до настоящего времени антикоррупционная экспертиза не проведена. Бездействие ответчика по не проведению антикоррупционной экспертизы является незаконным поскольку, не позволяет выявить условия и предпосылки для коррупционных проявлений и совершения коррупционных правонарушений при их применении, что влечет за собою нарушение прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования.
Представитель административного истца - помощник прокурора Азовского района Омской области Богатова Н.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, уточнив их в части установления срока исполнения до 07.10.2018 года.
В судебном заседании представитель администрации Березовского сельского поселения Азовского ННМР Омской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен.
Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
В силу ст. 2 Закона Омской области от 24.09.2015 № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» за сельскими поселениями Омской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 8, 13, 15, 22, 26, 31, 38 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из основных мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Из п. 3 ч. 1 и ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» следует, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (далее - заключение).
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» принята Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которая применяется для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
В целях реализации положений антикоррупционного законодательства постановлением главы Березовского сельского поселения Азовского ННМР от 03.08.2010 года№74 утверждён Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Указанными нормативными правовыми актами установлены общие требования к экспертизе и оформлению её результатов, определен порядок оценки проектов нормативных правовых актов на наличие в них коррупционных факторов, дана характеристика коррупционных факторов.
Согласно Уставу Березовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области к вопросам местного значения сельского поселения, помимо прочего, относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Из информации главы Березовского сельского поселения Азовского ННМР Омской области следует, что администрация сельского поселения не проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов.
Судом установлено, что административным ответчиком в нарушение положений Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», при наличии соответствующих полномочий не принято мер по проведению антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов за период с 01.01.2017 года по 16.05.2018 года. Допущенные нарушения не позволяют выявить условия и предпосылки для коррупционных проявлений и совершения коррупционных правонарушений при их применении, что влечет за собою нарушение прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного сельского поселения.
С учетом исследованных доказательств, суд находит административные исковые требования прокурора Азовского района Омской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом срок исполнения решения суда, о котором просит административный истец суд находит разумным, учитывая количество нормативных правовых актов, принятых в указанный период и подлежащих антикоррупционной экспертизе.
На основании п.п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ административный ответчик подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Азовского немецкого национального муниципального района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие администрации Березовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов за период с 01.01.2017 года по 16.05.2018 года.
Обязать администрацию Березовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Азовского немецкого национального муниципального района Омской области за период с 01.01.2017 года по 16.05.2018 года в течении трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Азовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Кулешов