Дело №2а-253/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2020 года г.Нягань
Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Мироновой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой А.В.,
с участием помощника прокурора г.Нягань Чайко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Нягань в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Нягань в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой города Нягань в рамках осуществления мероприятий по надзору за исполнением законодательства о противодействии экстремизму установлена публичная страница, призывающая к межнациональной розни, разжигающая межэтнические конфликты.
Установлено, что по электронному адресу: <данные изъяты>/ размещено изображение, публично пропагандирующее нацистскую атрибутику.
Вход на страницу свободный, информация на страницах доступна для пользователей ресурса без регистрации, ознакомиться с содержанием сообщений группы может любой Интернет-пользователь. Ограничения на его передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Вместе с тем, распространение информации, направленной на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти запрещено законодательством Российской Федерации, за данное нарушение предусмотрена административная и уголовная ответственность. На момент проверки указанный Интернет-ресурс в единый реестр доменных имен (https:/eais.rkn.gov.ru) не внесен.
Просил признать информацию, размещенную по электронному адресу: <данные изъяты>/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник прокурора г.Нягань Чайко А.В. на требованиях административного искового заявления настаивал.
Собственник интернет-ресурса по вышеуказанному электронному адресу не установлен, в связи с чем административный ответчик к участию в деле не привлечен.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного разбирательства. Поскольку явка представителя заинтересованного лица судом не была признана обязательной, руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом, в ходе осуществления прокуратурой города Нягани мероприятий по надзору за исполнением законодательства о противодействии экстремизму установлена публичная страница, призывающая к межнациональной розни, разжигающая межэтнические конфликты.
Так, установлено, что по электронному адресу: <данные изъяты>/ размещено изображение, публично пропагандирующее нацистскую атрибутику.
Вход на страницу свободный, информация на страницах доступна для пользователей ресурса без регистрации, ознакомиться с содержанием сообщений группы может любой Интернет-пользователь. Ограничения на его передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Указанные обстоятельства подтверждаются рапортом помощника прокурора г. Нягани Хайдаровой М.А., скриншотами с интернет-страницы сайта (л.д. 10-11, 12).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Исходя из положений пункта 4 статьи 2 Федерального закона № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники
Сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет" (пункт 13 части 2 Федерального закона № 149-ФЗ).
Как следует из преамбулы Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Федеральный закон № 114-ФЗ) в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
Согласно статье 1 Федерального закона № 114-ФЗ экстремистская деятельность (экстремизм) – это, в том числе, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.
В силу положения части 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 282 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет".
Частью 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к информации, размещенной по адресу: <данные изъяты>
Статьей 15.1 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 5 вышеуказанной статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
От установления данного факта зависит возникновение у уполномоченного органа права на включение сайтов в реестр для последующей блокировки к ним доступа.
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 №228.
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Правила).
Пунктами 2, 3 указанных Правил регламентировано, что создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации. Создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
На момент проверки данный электронный адрес, на котором размещена вышеуказанная информация, в реестре отсутствует (л.д. 13).
Принимая во внимание выявленные в ходе осуществления мероприятий по надзору за исполнением законодательства о противодействии экстремизму прокуратурой города нарушения действующего законодательства, суд находит исковое заявление прокурора г. Нягани в защиту интересов неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора города Нягань удовлетворить.
Признать информацию, размещенную по электронному адресу: <данные изъяты>/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (<адрес>) для включения страниц сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры путем подачи апелляционной жалобы через Няганский городской суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Е.А. Миронова