ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-253/2021 от 11.06.2021 Целинного районного суда (Республика Калмыкия)

Судья Беспалов О.В. Дело № 2а-253/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июня 2021 года с. Троицкое

Целинный районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Беспалова О.В.,

при секретаре судебного заседания Цебековой О.В.,

с участием прокурора Целинного района

Республики Калмыкия Бадмаевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Целинного района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Целинного района Республики Калмыкия обратился в суд с указанным административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, мотивируя тем, что прокуратурой района осуществляется надзор за законностью нормативно правовых актов представительных органов местного самоуправления Целинного района. В ходе проверки установлено, что решением Собрания депутатов Целинного РМО РК №26 от 29 декабря 2020 года утвержден Прогнозный план приватизации муниципального имущества Целинного районного муниципального образования на 2021 года. Согласно главе 2 плана в рамках реализации задач по приватизации муниципального имущества на 2021 год необходимо осуществить продажу объектов муниципального имущества согласно приложению, которое предусматривает приватизацию подводящего газопровода п. Бага – Чонос Целинного района Республики Калмыкия. Газопровод, объект газоснабжения - относятся к объектам энергетики и предназначен для обслуживания индивидуальных жилых домов жителей п. Бага-Чонос Целинного района РК, а также иных находящихся на территории поселения социальных объектов (школа, ФАП). Согласно ответу на запрос прокуратуры Целинного района АО «Газпром Газораспределение Элиста» СЭГС и РК «Целинная» от 12.05.2021 г. за исх.№027 альтернативные сети газораспределения и газоснабжения для подачи газа в п. Бага-Чонос Целинного района Республики Калмыкия, кроме подводящего газопровода высокого давления, по которому осуществляется поставка газа в настоящее время, отсутствуют; большая часть объектов, присоединенных к муниципальному газопроводу, являются индивидуальные жилые дома. Объект муниципального имущества (подводящий газопровод) относится к объектам энергетики и предназначен для обслуживания жителей п. Бага-Чонос Целинного района РК, в том числе индивидуальных жилых домов населения (абонентов) и социальных объектов. Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". В соответствии с положениями абзаца 6 пункта 1 статьи 30 Закона о Приватизации объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению, в том числе объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения. Таким образом данное решение в части включения в перечень имущества, подлежащего приватизации подводящего газопровода к п. Бага – Чонос, противоречит нормам федерального законодательства, в связи с чем Прокурор Целинного района просит признать незаконным решение Собрания депутатов Целинного РМО №26 от 29 декабря 2020 года в части включения в перечень имущества, подлежащего приватизации подводящего газопровода к п. Бага – Чонос.

В судебном заседании прокурор Целинного района Республики Калмыкия Бадмаева И.А. заявленные административные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Собрания депутатов Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия ФИО1 заявленные требования не признал, просил отказать в удовлетворении административного иска. Пояснил, что статья 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не устанавливается прямой запрет приватизации сетей газораспределения не относящихся к имущественному комплексу унитарного предприятия.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, за администрацией Целинного РМО РК зарегистрировано право собственности на подводящий газопровод к п. Бага – Чонос протяженностью 29 705 метров.

Решением Собрания депутатов районного муниципального образования Республики Калмыкия от 29.12.2020 г. N 26 утвержден план приватизации муниципального имущества Целинного РМО РК на 2021 год, в соответствии с Приложением №2 пункта 6 в состав подлежащего приватизации муниципального имущества включен вышеуказанный газопровод.

Спорное имущество - газопровод, объект газоснабжения - относится к объектам энергетики и предназначено для обслуживания жителей поселка п. Бага – Чонос Целинного района Республики Калмыкия.

Согласно ответу на запрос прокуратуры Целинного района АО «Газпром Газораспределение Элиста» СЭГС и РК «Целинная» от 12.05.2021 г. за исх.№027 альтернативные сети газораспределения и газоснабжения для подачи газа в п. Бага-Чонос Целинного района Республики Калмыкия, кроме подводящего газопровода высокого давления, по которому осуществляется поставка газа в настоящее время, отсутствуют; большая часть объектов, присоединенных к муниципальному газопроводу, являются индивидуальные жилые дома.

В соответствии с пунктами 7 и 9 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" объекты топливно-энергетического комплекса - это объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения. К линейным объектам топливно-энергетического комплекса относится система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса, предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.

Пунктом 3 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации", предусмотрено, что газотранспортная система - система газопроводов, соединяющая производителя газа и потребителя газа, включающая магистральные газопроводы, газопроводы-отводы, газораспределительные сети, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или покупателя в собственности или на иных законных основаниях.

Согласно статье 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан или юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества.

Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Согласно положениям абзаца шестого пункта 1 статьи 30 Закона о приватизации объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению, в том числе объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.

Таким образом, указанной нормой права установлен запрет на приватизацию используемых по назначению объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.

Согласно частям 2 и 3 статьи 30 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 указанной статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством; объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, разрешенные для приватизации, но не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, могут приватизироваться отдельно в соответствии с указанным Федеральным законом.

Системное толкование статьи 30 Закона о приватизации дает основания полагать, что объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения делятся на две группы: объекты, оборот которых запрещен (не подлежащие приватизации), такие объекты могут находиться только в государственной или муниципальной собственности; объекты, ограниченные в гражданском обороте, то есть не изъятые из оборота полностью, а такие, которые могут быть предметом отчуждения, но с соблюдением предусмотренных законодательством условий и процедур.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). В числе объектов, относящихся к муниципальной собственности, названы объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества Предприятий).

Согласно приложению №2 к решению Собрания депутатов районного муниципального образования Республики Калмыкия от 29.12.2020 г. N 26 "Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества Целинного РМО РК на 2021 год», в пункте 6 указан подводящий газопровод к п. Бага - Чонос, предназначенный для обслуживания физических и юридических лиц, в том числе объектов социально-культурного назначения (школа п. Бага- Чонос).

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" прямо установлено, что объекты инженерной инфраструктура городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городской пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание ремонт указанных объектов относятся к муниципальной собственности.

Дефиниция понятия "инженерная инфраструктура" каким-либо нормативно-правовым актом не предусмотрена, однако, по смыслу действующего законодательства под инженерной инфраструктурой в указанном Постановлении подразумевается система коммуникаций и объектов водоснабжения, канализации, тепло-, электро- и газоснабжения, связи.

Таким образом, подводящий газопровод согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 отнесен к муниципальной собственности.

Кроме того, Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" подводящий газопровод, посредством которого осуществляется газоснабжение жителей п. Бага – Чонос, нельзя приватизировать, поскольку это объект муниципальной собственности.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым административное исковое заявление прокурора Целинного района удовлетворить, поскольку спорный объект газоснабжения используется для обслуживания жителей п. Бага - Чонос, в состав какого-либо имущественного комплекса унитарного предприятия не входит, является муниципальной собственностью, включен в собственность муниципального образования.

Недвижимое имущество, решение о включении в план приватизации которого является предметом рассмотрения данного дела, относится к категории объектов коммунально-бытового назначения, поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что муниципалитет исключил спорный объект из объектов инфраструктуры, жизненно необходимой для обслуживания населения, не представлено, из возражений представителя Собрания депутатов Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия не усматривается, что органы местного самоуправления наделены полномочиями по приватизации газопровода, используемых для обслуживания жителей п. Бага - Чонос.

Поскольку газопровод согласно части 1 статьи 30 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", является объектом, не включенным в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, следовательно, запрещен для приватизации, в связи с чем на него действие части 3 статьи 30 данного Федерального закона не распространяется, а довод возражения о том, что данный объект разрешен к приватизации не основаны на законе.

Само по себе включение каких-либо объектов в план приватизации не является решением о приватизации этих объектов и поэтому не может нарушать действующее законодательство не заслуживают внимания, поскольку обжалуемое решение Собрания депутатов Целинного РМО РК №26 от 29 декабря 2020 года является нормативно-правовым актом, решения о приватизации конкретных объектов с указанием условий и способа приватизации должны быть приняты в соответствии с обжалуемым решением, поэтому незаконное включение объекта в план приватизации нарушает действующее законодательство.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 188 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Целинного района Республики Калмыкия, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта незаконным удовлетворить.

Признать незаконным решение Собрания депутатов Целинного РМО РК №26 от 29 декабря 2020 года «Об утверждении Прогнозного плана приватизации муниципального имущества Целинного районного муниципального образования на 2021 год» в части включения в перечень имущества, подлежащего приватизации, подводящего газопровода к п. Бага – Чонос.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Целинный районный суд Республики Калмыкия.

Председательствующий судья О.В. Беспалов