ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-253/2022 от 02.02.2022 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело №2а-253/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 февраля 2022г. г. Иваново

Ленинский районный суд города Иванова в составе председательствующего судьи Уенковой О.Г., при ведении протокола секретарем Гусейновой Л.В.,

с участием представителя административного истца – Гореловой Елены Игоревны,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иваново материалы дела

по административному исковому заявлению прокурора Советского района г. Иваново к Лапшину Филиппу Дмитриевичу, Шевчуку Денису Александровичу о признании информации запрещенной,

установил:

прокурор Советского района г. Иваново, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации размещенной на Интернет-сайте, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Административный иск мотивирован тем, что прокуратурой Советского района г. Иваново проведен мониторинг сети «Интернет».

В ходе проведенной проверки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлены страницы с электронными адресами: для свободного доступа неограниченного круга лиц на сайтах с URL - адресом: <адрес> на которых размещена информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за деньги разные документы, для получения которых законодателем установлен определенный порядок. Информация носит противоправный характер, поскольку получение указанной справки подтверждает отсутствие у лица ее получившего судимости (при фактическом ее наличие) и дает доступ к трудоустройству.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ТК Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу ч. 1 ст. 16 ТК Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 56 ТК Российской Федерации закреплено, что трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Перечень необходимых для трудоустройства документов закреплен ч. 1 ст. 65 ТК Российской Федерации.

Отдельные работники при заключении трудового договора должны представить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК Российской Федерации ).

В частности, данную справку работодатель должен потребовать у лица, которое он намерен принять: на работу, предполагающую осуществление трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних; на службу в таможенные органы, в органы и организации прокуратуры, в органы федеральной службы безопасности и так далее.

Данная справка выдается в порядке, предусмотренном Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (утв. Приказом МВД России от 07.11.2011 №1121).

Выдача справки о несудимости другими лицами или их продажа законодательством не предусмотрены.

В этой связи торговля справками о несудимости является противоправной деятельностью.

Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 Уголовного кодекса РФ), а также подделка официального документа, освобождающая от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст.327 Уголовного кодекса РФ) являются уголовно наказуемыми преступлениями.

Вход на указанные страницы является свободным для неограниченного круга пользователей, ограничение на передачу, копирование и распространение информации отсутствует.

С учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информация, размещенная на странице по электронному адресу: <адрес> нарушает законные права и интересы неопределенного круга лиц и подлежит запрету к распространению на территории Российской Федерации.

Признание информации, размещенной на указанной странице, запрещенной к распространению, позволит внести ее в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 39 КАС РФ, ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», административный истец просит признать информацию, размещённую в информационно коммуникационной сети Интернет на сайтах с сетевым адресом: <адрес> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На основании сведений, представленных из УМВД России по Ивановской области к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены владельцы интернет-сайтов с URL адресами: <адрес> - Лапшин Ф.Д., Шевчук Д.А.

Административный ответчик Лапшин Ф.Д., извещенный о дате, времени и месте судебного заседания в порядке, установленном Главой 9 КАС Российской Федерации, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный ответчик Шевчук Д.А. извещенный о дате, времени и месте судебного заседания в порядке, установленном Главой 9 КАС Российской Федерации, в судебное заседание не явился с заявлениями, ходатайствами не огбращался.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Ивановской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в своем письменном отзыве указал, что при осуществлении проверки доступности размещенной информации по указанному в административном исковом в заявлении URL адресам: <адрес> доступ к сайтам не осуществляется, при этом сведения об указанных URL адресах не внесены Единый реестр. Следовательно, требования прокурора в данной части подлежат уточнению.

В судебном заседании административного истца – помощник прокурора Советского района г. Иваново Горелова Е.И. представила заявление об отказе от исковых требований в части признания запрещенной информации размещенной в сети Интернет с сетевым адресом: <адрес> в остальной части исковые требования поддержала в полном объеме просила признать информацию, размещенную на сайтах: <адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Суд, выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, в силу следующего.

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Определением Ленинского районного суда г. Иваново от 2 февраля 2022 г. принят отказ прокурора от иска в части требований о признании информации, размещённой на сайте <адрес>, ввиду того обстоятельства, что вход на данный сайт не осуществляется.

Судом установлено, что прокуратурой Советского района г. Иваново проведена проведен мониторинг сети «Интернет».

Согласно п.п. 1, 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационнотелекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статья 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ТК Российской Федерации, трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу ч. 1 ст. 16 ТК Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 56 ТК Российской Федерации закреплено, что трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Перечень необходимых для трудоустройства документов закреплен ч. 1 ст. 65 ТК РФ.

Согласно абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК Российской Федерации отдельные работники при заключении трудового договора должны представить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

В частности, данную справку работодатель должен потребовать у лица, которое он намерен принять: на работу, предполагающую осуществление трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних; на службу в таможенные органы, в органы и организации прокуратуры, в органы федеральной службы безопасности и так далее.

Порядок получения справки о несудимости предусмотрен Приказом МВД России от 27.09.2019 N 660 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования» - (Далее Регламент).

В соответствии с п. 7 Регламента государственную услугу предоставляет МВД России и территориальные органы МВД России на региональном уровне. Непосредственное предоставление государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости на территории Российской Федерации осуществляется ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ.

Согласно п. 8 Регламента при предоставлении государственной услуги запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.

Таким образом, выдача справки о несудимости другими лицами или их продажа законодательством не предусмотрены.

В этой связи торговля справками о несудимости является противоправной деятельностью.

Статьей 19.23 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передачи либо сбыт.

Статьей 324 УК Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконное приобретение и сбыт официальных документов.

Кроме того, за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, и за использование заведомо подложного документа установлена уголовная ответственность, предусмотренная ст.327 УК Российской Федерации.

В ходе проверки выявлен факт размещения на интернет-сайтах: <адрес> информации с предложением для неопределенного круга лиц о приобретении за деньги справки об отсутствии судимости для лиц, имеющих судимость.

Сведения, размещенные на данных интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования справки об отсутствии судимости, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае ее совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. Более того, распространение информации о получении за плату указанного документа противоречит требованиям трудового законодательства.

Учитывая, что приобретение за деньги справки об отсутствии судимости может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Предоставление возможности доступа к информации о способах предоставления услуг по приобретению официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка официального документа, освобождающая от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, за что законодателем предусмотрена административная и уголовная ответственность, с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации.

Вместе с тем, размещенная информация находится в широком доступе.

Размещенная на сайте информация не только побуждает граждан совершать преступления, но и способствует восприятию противоправного поведения, как допустимого.

При таких обстоятельствах суд, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к выводу о том, что требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Советского района г. Иваново удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на сайтах с сетевым адресом <адрес>, в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иваново в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Уенкова О.Г.

Решение в окончательной форме изготовлено 9 февраля 2022г.