ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-253/2022 от 19.04.2022 Верхнебуреинского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-253/2022

27RS0012-01-2022-000213-88

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Чегдомын 19 апреля 2022 года

Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Рябова О.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

при секретаре Ковалевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Верхнебуреинского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

заинтересованное лицо – Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор,

УСТАНОВИЛ:

Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края обратилась в суд с указанными требованиями, ссылаясь на следующее. 14.11.2018 Верхнебуреинским районным судом Хабаровского края вынесено решение по административному делу № 2а-565/2018, данным решением на Администрацию Верхнебуреинского муниципального района возложена обязанность в течение двух лет организовать надлежащее водоотведение в сельском поселении «Поселок Этыркэн» Верхнебуреинского района Хабаровского края и Сулукском сельском поселении Верхнебуреинского муниципального района, исключающее сброс сточных вод без очистки. На основании данного решения суда ДД.ММ.ГГГГ было возбуждении исполнительное производство . Так же ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Верхнебуреинскому району было вынесено требование, согласно которому в 5-дневный срок со дня получения данного требования Администрации Верхнебуреинского района необходимо исполнить решение суда по делу № № 2а-565/2018. Однако, исполнить требования судебного пристава-исполнителя в 5-дневный срок невозможно, поскольку для этого требуются значительные финансовые вложения, которые у Администрации Верхнебуреинского района отсутствуют. Согласно схеме снабжения и водоотведения сельского поселения «Поселок Этыркэн» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края до 2035 г. предварительная оценка объемов капитальных вложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованного водоотведения составляет 13 400 000 руб. Согласно схеме снабжения и водоотведения Сулукского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края до 2035 г. ориентировочная стоимость вложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованной системы водоотведения в Сулукском сельском поселении составляет 40 870 000 руб. Таким образом, для исполнения решения суда и требования судебного пристава-исполнителя необходимо 54 270 000 руб. Администрация Верхнебуреинского муниципального района считает о наличии оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, поскольку финансирование администрации района осуществляется за счет средств местного бюджета, на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, у заявителя отсутствовала такая возможность. Согласно данных из ЕГРН срок эксплуатации объектов для осуществления водоотведения в поселках Сулук, Солони и Этыркэн составляет более пяти лет, в связи с чем, указанное имущество могло быть передано в пользование исключительно в рамках концессионного соглашения. Для передачи объектов концессионеру Администрация Верхнебуреинского района 31.10.2021 заключила муниципальные контракты № ТК 10-2021/2, № ТК 10-2021/3, предметом которых является выполнение работы по подготовке документации для заключения концессионного соглашения в отношении объектов централизованных систем водоотведения, находящихся на территории сельского поселения «Поселок Этыркэн» Верхнебуреинского муниципального района и Сулукского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района. Срок выполнения работ по вышеуказанным муниципальным контрактам составляет 154 рабочих дня со дня заключения контрактов, т.е. до 28.06.2022. Администрация Верхнебуреинского муниципального района неоднократно обращалась в Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края о предоставлении отсрочки исполнения решения суд, однако в предоставлении отсрочки было отказано. В настоящее время материал по заявлению о предоставлении отсрочки находится в Хабаровском краевом суде с частной жалобой Администрации Верхнебуреинского муниципального района. Заявитель считает, что освобождение его от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа. Таким образом, у Администрации Верхнебуреинского муниципального района не было реальной возможности исполнить требования судебного пристава-исполнителя в 5-дневный срок вследствие объективных обстоятельств. Вместе с тем, постановление о взыскании исполнительского сбора Администрация Верхнебуреинского района не получала, о данном постановлении ей стало известно из извещения о вызове на прием к судебному приставу-исполнителю от ДД.ММ.ГГГГ. Просит суд освободить Администрацию Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя по делу № 2а-565/2018.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1, заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Административные ответчики и заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыли.

На основании ст. 150 КАС РФ, суд находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 11 ст. 30 указанного Федерального закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В силу части 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер, а также при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Из сообщения Отдела судебных приставов по Верхнебуреинского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю следует, что в удовлетворении заявленных требований возражают. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем ОСП по Верхнебуреинскому району вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства по Решению Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 14.11.2018 по делу № 2а-565/2018 об обязании Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (далее Администрация района) в течение двух лет организовать надлежащее водоотведение в сельском, поселке «Поселок Этыркэн» и Сулукском сельском поселении исключающее сброс сточных вод без очистки. 24.02.2021 вынесено требование об обязании Администрации района организовать надлежащее водоотведение в сельском поселке «Поселок Этыркэн» и Сулукском сельском поселении исключающее сброс сточных вод без очистки. 24.03.2021 судебным приставом - исполнителем вынесено постановление о приостановлении исполнительного производства сроком на 10 дней. 06.05.2021 судебным приставом - исполнителем вынесено требование об обязании администрации района организовать надлежащее водоотведение в сельском поселке «Поселок Этыркэн» и Сулукском сельском поселении исключающее сброс сточных вод без очистки, постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 рублей. Требование и постановление получено 11.05.2021. 14.09.2021 вынесено извещение о вызове должника на прием к судебному приставу-исполнителю. 22.09.2021 вынесено требование об обязании администрации района организовать надлежащее водоотведение в сельском поселке «Поселок Этыркэн» и Сулукском сельском поселении исключающее сброс сточных вод без очистки. Составлен административный протокол о привлечении администрации района к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ. 12.10.2021 вынесено извещение о вызове должника на прием к судебному приставу-исполнителю. 25.10.2021 вынесено требование об обязании администрации района организовать надлежащее водоотведение в сельском поселке «Поселок Этыркэн» и Сулукском сельском поселении исключающее сброс сточных вод без очистки. Составлен административный протокол о привлечении администрации района к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ. 13.01.2022 вынесено требование об обязании администрации района организовать надлежащее водоотведение в сельском поселке «Поселок Этыркэн» и Сулукском сельском поселении исключающее сброс сточных вод без очистки. 12.02.2022 вынесено извещение о вызове должника на прием к судебному приставу-исполнителю.

Решением Верхнебуреинского районного суда от 14.11.2018 по делу № 2а-565/2018 на Администрацию Верхнебуреинского муниципального района возложена обязанность в течение двух лет организовать надлежащее водоотведение в сельском поселении «Поселок Этыркэн» Верхнебуреинского района Хабаровского края и Сулукском сельском поселении Верхнебуреинского муниципального района, исключающее сброс сточных вод без очистки. Решение суда вступило в законную силу 18.12.2018.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Верхнебуреинскому району ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении Администрации Верхнебуреинского муниципального района на основании исполнительного листа № 2а-565/2018 от 14.11.2018, выданного Верхнебуреинским районным судом Хабаровского края.

Судебным приставом-исполнителем ОСП по Верхнебуреинскому району 24.02.2021 в адрес Администрации Верхнебуреинского муниципального района направлено требование, в 5-дневный срок со дня его получения организовать надлежащее водоотведение в сельском поселке «Поселок Этыркэн» и Сулукском сельском поселении исключающее сброс сточных вод без очистки. Данное требование получено Администрацией Верхнебуреинского района 26.02.2021.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Верхнебуреинскому району от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство -ИП приостановлено полностью с 24.03.2021 по 05.04.2021.

Из Требования ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Верхнебуреинскому району и почтового уведомления следует, что в связи с исполнением исполнительного документа № 2а-565/2018 от 14.11.2018, выданный Верхнебуреинским районным судом по делу № 2а-565/2018, требует от Администрации Верхнебуреинского муниципального района в 5-дневный срок со дня поступления настоящего требования: организовать надлежащее водоотведение в сельском поселке «Поселок Этыркэн» и Сулукском сельском поселении исключающие сброс сточных вод без очистки. Администрация Верхнебуреинского муниципального района получила вышеуказанное требование судебного пристава-исполнителя ОСП по Верхнебуреинскому району – 26.02.2021.

Определением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 31.03.2021 в удовлетворении ходатайства Администрации Верхнебуреинского района о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу № 2а-565/2018 от 14.11.2018, в соответствии с апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 16.06.2021 (Дело № 33а-3597/2021) данное определение оставлено без изменения.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Верхнебуреинскому району от 06.05.2021 в рамках исполнения решения суда по делу № 2а-565/2018 от 14.11.2018 с Администрации Верхнебуреинского района взыскан исполнительный сбор в размере 50 000 руб., данное постановление получено Администрацией Верхнебуреинского района 11.05.2021.

Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Верхнебуреинскому району УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО от 22.10.2021 Администрация Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, которое выразилось в следующем. Администрация Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, являясь должником по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, нарушило законодательство об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении требований содержащиеся в исполнительном документе, а также не исполнила законные требования судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ- обязаглсть организовать надлежащее водоот-ведение в сельском поселке «Поселок Этыркэн» и Сулукском сельском поселении исключающее сброс сточных вод без очистки. Требование судебного пристава — исполнителя не выполнено.

Учитывая изложенные обстоятельства по делу, суд считает требование административного истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора, необоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производств» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (ч. 1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2).

Вышеуказанное Постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Верхнебуреинскому району от 06.05.2021 о взыскании исполнительного сбора было получено административным истцом 11.05.2021 и вступило в законную силу.

Административный истец обратился с указанным иском в Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края 25.02.2022.

В соответствии с со ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 3). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Суд приходит к выводу, что Администрация Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края без уважительной причины пропустила срок обращения в суд с иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

Кроме того в судебное заседание стороной административного истца не было предоставлено соответствующих доказательств, подтверждающих о невозможности в течение двух лет организовать надлежащее водоотведение в указанных сельских поселений.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В заявленных требованиях Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края об освобождении от уплаты исполнительского сбора, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения суда, через Верхнебуреинский районный суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 22 апреля 2022 года.

Судья Рябов О.В.