ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-253/2022 от 28.01.2022 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-253/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2022 года г. Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

Председательствующего судьи Самойловой Т.Г.

при секретаре Ткачевой Д.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрегионального общественного фонда содействия развитию гражданского общества «Голос-Урал» к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области, Министерству юстиции Российской Федерации о признании недействительными результатов внеплановой проверки юридического лица, признании незаконным распоряжения об отказе в исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента,

У С Т А Н О В И Л :

Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества «Голос-Урал» (далее по тексту – МОФ «Голос-Урал») в лице председателя Правления ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области, Министерству юстиции Российской Федерации о признании недействительными результатов внеплановой проверки, проведенной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области; признании незаконным Распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 29 апреля 2021 года об отказе в исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В обоснование требований административный истец с учетом дополнений указал, что 01 февраля 2021 года МОФ «Голос-Урал» было подано заявление в Министерство юстиции Российской Федерации об исключении из Реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (далее – Реестр), с указанием на то, что длительное время фондом политическая деятельность не ведется в виду отсутствия возможности получения грантового финансирования, денежных средств и иного имущества от любых источников фонд не получает, поскольку расчетных счетов в банках не имеет, какое-либо имущество у фонда на балансе отсутствует. Распоряжением Управления Минюста РФ по Челябинской области от 04 марта 2021 была назначена внеплановая документарная проверка, по результатам которой был составлен 16 апреля 2021 года Акт № 19. Должностные лица Управления Минюста РФ по Челябинской области пришли к выводу о том, что в проверяемом периоде с 01.02.2020 гола по 31.01.2021 года МОФ «Голос-Урал» получал «иностранное» финансирование и занимался политической деятельностью. Распоряжением Минюста РФ от 29 апреля 2021 года №459-р было отказано в исключении МОФ «Голос-Урал» из реестра иностранных агентов. Изложенные в Акте проверки № 19 выводы о наличии «иностранного» финансирования недостоверны, не относимы к фонду, отказ в исключении из реестра иностранных агентов незаконен и подлежит отмене. Какой-либо деятельностью МОФ «Голос-Урал» в проверяемом периоде не осуществлял, мероприятий не проводил, печатных изданий не издавал, благотворительную деятельность не осуществлял, каких-либо материалов в сети «Интернет» не публиковал, сайта не имеет. В качестве политической деятельности МОФ «Голос-Урал» вменили публикации, произведенные ФИО1 на своей личной странице в социальной сети Фейсбук, а также записи на странице facebook.com/group/2047513815504868, которые никакого отношения к МОФ «Голос-Урал» не имеют, принадлежность (IP-адресация) страницы фонду не проверялась. Полученные физическим лицом ФИО1 на личный банковский счет вознаграждения по гражданско-правовому договору, заключенному 15 сентября 2020 года с Фондом «Лига Избирателей», были расценены Управлением Минюста РФ по Челябинской области в качестве «иностранного» финансирования. Однако ФИО1, являясь учредителем фонда, обладает собственной право- и дееспособностью как физическое лицо, вправе от своего имени заключать договоры с иными физическими (юридическими) лицами и получать по таким договорам вознаграждения. Гурман Ю.А, ни регулярных, ни единовременных пожертвований МОФ «Голос-Урал» не производил, денежных средств в фонд на ведение уставной деятельности не передавал. Деятельность ФИО1 в гражданском обороте приравняли к деятельности МОФ «Голос-Урал». Допущенные должностными лицами орана юстиции при проверке нарушения влекут недействительность результатов проверки.

Представитель административного истца МОФ «Голос-Урал» в лице председателя Правления ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным им в административном иске основаниям и дополнениям к ним. Указал, что организация МОФ «Голос-Урал» была исключена из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо, в настоящее время вопрос о ликвидации фонда рассматривается в судебном порядке. Представил суду как участник административного процесса в лице физического лица ФИО1 договор об оказании юридической помощи, заключенный 15 сентября 2020 года с Фондом содействия правовому просвещению населения «Лига Избирателей», в рамках которого им как исполнителем юридических услуг были получены денежные средства, отнесенные в ходе проверки на «иностранное» финансирование МОФ «Голос-Урал». Указал, что при проведении проверки в отношении фонда была нарушена тайна личной жизни ФИО2, который обладает собственной правоспособностью.

Представитель административного ответчика Минюста РФ в судебном заседании не участвовал, представил письменные возражения на заявленный МОФ «Голос-Урал» административный иск, содержащий доводы о законности Акта внеплановой документарной проверки от 16 апреля 2021 года и правомерности действий Минюста России по неисключению фонда из реестра. В возражениях также содержится указание на то, что в ЕГРЮЛ внесена 26 июля 2021 года запись об исключении из ЕГРЮЛ сведений о МОФ «Голос-Урал» как о недействующем юридическом лице в соответствии со ст. 2.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Представитель административного ответчика Управления Минюста РФ по Челябинской области по доверенности ФИО3 возражала в удовлетворении требований административного истца, поддержала позицию Минюста РФ о правомерности отказа в исключении МОФ «Голос-Урал» из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Представила документы в подтверждение факта о внесения 27 января 2022 года записи в ЕГРЮЛ о МОФ «Голос-Урал» как действующем юридическом лице.

Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, приняв во внимание позицию каждой стороны административного дела и фактические обстоятельства, суд, исследовав письменные материалы административного дела, включая предоставленные материалы проверки юридического лица, суд находит правомерными требования административного истца МОФ «Голос-Урал» по следующим основаниям.

При рассмотрении дела судом установлено, что согласно Уставу МОФ «Голос-Урал», утвержденному общим собранием от 17 апреля 2007 года, с внесенными общим собранием учредителей от 28 июня 2017 года изменениями, Фонд является унитарной некоммерческой организацией, не имеющей членства, учрежденной гражданами и юридическими лицами на основании добровольных имущественных взносов и преследующей благотворительные, культурные, образовательные и иные социальные, общественно-полезные цели (п. 1.1 Устава).

В соответствии с п. 6.1. Устава источниками формирования денежных средств и иного имущества Фонда являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей; добровольные имущественные взносы и пожертвования граждан и юридических лиц; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; поступления из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов, в том числе носящих целевой характер (гранты); доходы, получаемые от собственности Фонда; другие, не запрещенные законом поступления.

Единоличным исполнительным органом Фонда является председатель Правления и исполнительный директор (п. 7.1. Устава).

Председателем Правления МОФ «Голос-Урал» является ФИО1, что подтверждено выпиской из протокола общего собрания учредителей от 28 июня 2017 года.

Учредителями МОФ «Голос-Урал» согласно сведений ЕГРЮЛ являются: ФИО1, ФИО4, ФИО5 и региональная общественная организация в защиту демократических прав и свобод «ГОЛОС».

МОФ «Голос-Урал» включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, Распоряжением Минюста России от 27 июля 2015 № 1042-р.

Согласно ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Указанная деятельность осуществляется в том, числе в следующих формах:

- публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

- распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике.

Ведение реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, предусмотрено п. 10 ст. 131 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Порядок ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, утверждён Приказом Минюста России от 30.11.2012 № 223.

01 февраля 2021 года в Минюст России и Управление Минюста РФ по Челябинской области поступило заявление МОФ «Голос-Урал» об исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента, в связи с отсутствием в течение года, предшествовавшего дню подачи заявления, фактов получения некоммерческой организацией денежных средств и иного имущества от иностранных источников.

Распоряжением Управления Минюста РФ по Челябинской области №241-р от 04 марта 2021 года была назначена внеплановая документарная проверка в отношении МОФ «Голос-Урал» для целей установления наличия (отсутствия) признаков осуществления деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за период деятельности юридического лица с 01.02.2020 года по 31.01.2021 года.

По результатам проведенной проверки составлен 16 апреля 2021 года Акт проверки № 19, содержащий сведения о получении председателем Правления МОФ «Голос-Урал» ФИО1 денежных средств от Фонда содействия правовому просвещению населения «Лига Избирателей» в период с сентября 2020 года по декабрь 2020 года в размере 357000 рублей, что также подтверждено справкой о доходах за 2020 год №4 от 28 февраля 2021 года. В проверяемом периоде также установлено осуществление Фондом деятельности, носящей в том числе политический характер.

В соответствии с п. 7.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» уполномоченный орган принимает решение об исключении некоммерческой организации из реестра:

1) в случае прекращения деятельности некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией или реорганизацией в форме, предусматривающей прекращение деятельности юридического лица, или в связи с исключением некоммерческой организации, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, из единого государственного реестра юридических лиц;

2) если по результатам внеплановой проверки, проведенной на основании, предусмотренном подпунктом 6 пункта 4.2 настоящей статьи, установлено, что некоммерческая организация в течение года, предшествовавшего дню подачи заявления об исключении этой некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не получала денежные средства и иное имущество от иностранных источников и (или) не участвовала в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации;

3) если по результатам внеплановой проверки, проведенной на основании, предусмотренном подпунктом 6 пункта 4.2 настоящей статьи, в отношении некоммерческой организации, ранее исключавшейся из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, установлено, что эта некоммерческая организация в течение трех лет, предшествовавших дню подачи заявления об исключении ее из указанного реестра, не получала денежные средства и иное имущество от иностранных источников и (или) не участвовала в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации;

4) если по результатам внеплановой проверки, проведенной на основании, предусмотренном подпунктом 6 пункта 4.2 настоящей статьи, установлено, что некоммерческая организация не позднее чем через три месяца со дня включения ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, отказалась от получения денежных средств и иного имущества от иностранных источников и возвратила денежные средства и иное имущество иностранному источнику, от которого они были получены.

Распоряжением Минюста России №459-р от 29 апреля 2021 года отказано МОФ «Голос-Урал» в исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента на основании абз. 3 п. 7.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

При этом, Порядком ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, утвержденным Приказом Минюста России от 30.11.2012 № 223, направление Минюстом России решения (распоряжения) об отказе в исключении из реестра Законом о некоммерческих организациях не предусмотрено.

Обязанность по направлению уведомления об отказе в исключении из реестра Минюстом России соблюдена.

Административный истец МОФ «Голос-Урал» в лице председателя Правления ФИО1 обжалует Распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 29 апреля 2021 года №459-р, ссылаясь на необоснованность выводов, изложенных в Акте проверки № 19 от 16 апреля 2021 года.

Суд не усматривает оснований для исключения из материалов настоящего административного дела по правилам ч. 2 ст. 61 КАС РФ всех скриншотов из сети «Интернет», а также письменных доказательств, собранных должностными лицами органов юстиции без согласия ФИО1, касающихся его частной жизни (профессиональной деятельности), поскольку они были проанализированы контролирующим органом при решении вопроса о возможности исключения МОФ «Голос-Урал» из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также подлежат оценке судом для проверки доводов административного истца.

В ходе рассмотрения дела было также установлено, что УФНС России по Челябинской области было принято 29 марта 2021 года решение №25 о предстоящем исключении недействующего юридического лица МОФ «Голос-Урал» из ЕГРЮЛ в связи с отсутствием в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, а также непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

После публикации принятого регистрирующим органом решения №25, при отсутствии заявлений от Фонда и иных заинтересованных лиц, по истечении предусмотренного Федеральным законом от 08.08.20001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» срока, 26 июля 2021 года в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении из ЕГРЮЛ сведений о МОФ «Голос-Урал» как о недействующем юридическом лице.

Управление Минюста РФ по Челябинской области обратилось с административным иском к МОФ «Голос-Урал» в Златоустовский городской суд Челябинской области о ликвидации юридического лица и исключении данных о МОФ «Голос-Урал» из ЕГРЮЛ. Указанный спор до настоящего времени не разрешен, поскольку подлежит рассмотрению Челябинским областным судом в качестве суда первой инстанции (Апелляционное определение от 06.12.2021 года по делу №11а-14166/2021).

Согласно содержащихся в ЕГРЮЛ актуальных сведений решение УФНС России по Челябинской области №25 от 29 марта 2021 года о предстоящем исключении МОФ «Голос-Урал» из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица отменено, запись об исключении из ЕГРЮЛ сведений о МОФ «Голос-Урал» как о недействующем юридическом лице признана недействительной, сведения в отношении МОФ «Голос-Урал» как о действующем юридическом лице вновь внесены в ЕГРЮЛ 27 января 2022 года.

Частью 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

При проверке фактов о финансировании МОФ «Голос-Урал» денежными средствами Фонда содействия правовому просвещению населения «Лига Избирателей» судом установлено, что денежные средства получены ФИО1 от Фонда содействия правовому просвещению населения «Лига Избирателей» в период с сентября 2020 года по декабрь 2020 года в общем размере 357000 рублей в рамках заключенного между ФИО1 и Фондом содействия правовому просвещению населения «Лига Избирателей» договора об оказании юридической помощи от 15 сентября 2020 года. Оказываемые ФИО1 Фонду содействия правовому просвещению населения «Лига Избирателей» юридические услуги с уставной деятельностью МОФ «Голос-Урал» не связаны, полученные ФИО1 за оказанные юридические услуги вознаграждения в МОФ «Голос-Урал» не передавались и не принимались.

Сведения, касающиеся личности ФИО1, а именно обстоятельства того, что он является учредителем и председателем Правления МОФ «Голос-Урал», не свидетельствуют о получении указанным физическим лицом денежных средств в пользу этой организации. При заключении договора об оказании юридической помощи ФИО1 обозначен Исполнителем в качестве физического лица с представлением о себе сведений как о физическом лице.

Изложенные в Акте проверки № 19 от 16 апреля 2021 года доводы об осуществлении Фондом политической деятельности вызывают у суда сомнения, поскольку материалы проверки содержат информацию, размещенную на личной странице ФИО1 в Фейсбук, а представленные скриншоты со страниц в социальных сетях не принадлежат и не используются МОФ «Голос-Урал».

По мнению суда материалы проверки не содержат в себе сведений, указывающих на то, что административным истцом в проверяемый период осуществлялась политическая деятельность.

Таким образом, изложенные выше обстоятельства не изобличают деятельность МОФ «Голос-Урал» как иностранного агента, в связи с чем имеются основания для признания недействительными результатов внеплановой документарной проверки в отношении МОФ «Голос-Урал» и отмене Распоряжения Минюста России об отказе в исключении Фонда из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Административными ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность выводов проверки и право на принятие оспариваемого Распоряжения от 29 апреля 2021 года №459-р.

Административный истец просит на основании ч. 4 ст. 200 КАС РФ сообщить о признаках преступлений по ч. 1 ст. 286 и ч. 2 ст. 137 Уголовного кодекса РФ в органы предварительного следствия, ссылаясь на наличие в действиях должностного лица Управления Минюста РФ по Челябинской области ФИО6 о незаконном сборе сведений о частной жизни (профессиональной деятельности) ФИО1

Согласно ч. 4 ст. 200 КАС РФ в случае, если при рассмотрении административного дела суд обнаружит в действиях лиц, участвующих в деле, иных участников судебного разбирательства, должностных лиц или иных лиц признаки преступления, суд сообщает об этом в органы дознания или предварительного следствия.

На основании положений указанной процессуальной нормы, в случае, если при рассмотрении дела суд обнаружит в действиях лиц, участвующих в деле, иных участников процесса, должностных лиц или иных лиц признаки преступления, суд сообщает об этом органам дознания или предварительного следствия, в том числе направив копию частного определения.

О необходимости принятия судами процессуальных мер при выявлении в ходе рассмотрения дел обстоятельств, способствовавших совершению преступлений и других правонарушений, в частности, обращено внимание в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 сентября 1987 года № 5 «О повышении роли судов в выполнении требований закона, направленных на выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений и других правонарушений».

В силу пункта 1 приведенного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации выявление по каждому уголовному и гражданскому делу обстоятельств, способствовавших совершению преступлений и других правонарушений, и принятие надлежащих мер к их искоренению является правом суда, вытекающим из закона.

Суд не усматривает оснований для принятия предусмотренных ч. 4 ст. 200 КАС РФ мер, поскольку ФИО1 не ограничен в праве самостоятельного обращения в правоохранительные органы с сообщением о преступлении.

Так же суд не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства административного истца о наложении судебного штрафа на Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному органу и на его руководителя, поскольку ответ на запрос суда о предоставлении информации МРУ Росфинмониторингом по УФО представлен со ссылкой на ограниченный доступ запрашиваемой информации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление МОФ «Голос-Урал» к Управлению Минюста РФ по Челябинской области, Минюсту РФ о признании недействительными результатов внеплановой проверки юридического лица, признании незаконным распоряжения об отказе в исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, удовлетворить.

Признать недействительными результаты внеплановой документарной проверки в отношении Межрегионального общественного фонда содействия развитию гражданского общества «Голос-Урал», изложенные в Акте проверки Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области от 16 апреля 2021 года №19, проведенной на основании распоряжения №241-р от 04 марта 2021 года.

Признать незаконным и отменить Распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 29 апреля 2021 года №459-р об отказе Межрегиональному общественному фонду содействия развитию гражданского общества «Голос-Урал» в исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Челябинска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Самойлова Т.Г.