№2а-2542/2021 публиковать
УИД: 18RS0002-01-2021-003057-55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2021 года г. Ижевск
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Дергачевой Н.В.,
при секретаре Богдановой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №9 по Удмуртской Республике к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате транспортного налога, пени,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратился истец с иском к ответчику о взыскании задолженности по уплате транспортного налога, пени. В обоснование исковых требований указано, что ответчик ФИО1 состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №9 по УР (далее также – МРИ ФНС РФ №9 по УР, Инспекция) и является плательщиком транспортного налога. В связи с чем, Инспекцией начислена сумма налога за 2016 год, в порядке ст.ст.52, 53 НК РФ в адрес ответчика направлено налоговое уведомление. В связи с неуплатой налога в установленный законом срок, ответчику направлено требование об уплате налога, пени, данное требование также не исполнено. Инспекция обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по налогу, пени, вынесенный судебный приказ отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
Просит взыскать с ФИО1 транспортный налог в размере 34 437 руб., пени по транспортному налогу в размере 104 рубля 17 коп.
Настоящее административное дело подлежит рассмотрению судом в порядке главы 32 Кодекса об административном судопроизводстве РФ (далее – КАС РФ) – производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.
Настоящее административное дело подлежит рассмотрению судом в порядке главы 32 Кодекса об административном судопроизводстве РФ (далее – КАС РФ) – производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца, административного ответчика, извещенных надлежащим образом, в соответствии с ч.3 ст.150 КАС РФ.
Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства, которые не оспариваются сторонами и не вызывают сомнений у суда.
ФИО1, ИНН № состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №9 по УР по месту регистрации.
На основании сведений об имуществе налогоплательщика, ответчик ФИО1 является собственником автомобилей:
Марка ТС | Гос. номер | Мощность (л/с) | Дата регистрации / снятия с учета ТС |
Автомобили легковые ВАЗ 21213 | № | 80,00 | 02.02.2011 31.10.2019 |
Автомобили грузовые СКАНИЯ 114/380 | № | 331,00 | 20.12.2014 13.05.2016 |
Автомобили легковые МАЗДА 323 1.5 GL | № | 88,00 | 27.01.2016 05.02.2019 |
Автомобили грузовые ИНТЕРНЕЙШНЛ 99001 | № | 369,00 | 15.04.2016 25.04.2018 |
Автомобили легковые ЧЕРРИ AMULET | № | 93,80 | 06.09.2016 19.05.2017 |
Согласно ст.3 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Пп.1 п.1 ст.23 НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги.
П.1 ст.45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно главе 28 ст. ст. 357, 358 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства. Находящиеся в собственности физических лиц автомобили являются объектами обложения налогом на транспортные средства. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Ответчик является плательщиком указанного налога.
В соответствии со ст. 2 Закона УР от 27.11.2002 N 63-P3 (ред. от 29.11.2018) "О транспортном налоге в Удмуртской Республике" (ред. от 08.07.2015) налоговые ставки устанавливаются в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах (применительно к ТС, поименованным выше):
- автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - налоговая ставка 8руб.;
- грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) - налоговая ставка 85 руб.
На основании ст. 31 НК РФ, ст.2 Закона УР «О транспортном налоге в Удмуртской Республике» № 63-РЗ от 27.11.2002 налоговым органом начислен налог на транспортные средства за 2015 год в размере 28 135 руб. и 640 руб. и в сроки, установленные ст.52 НК РФ, направила уведомления №140206244 от 13.09.2016.
Федеральным законом от 23.11.2015 N 320-ФЗ в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения в части установления для физических лиц единого срока уплаты земельного и транспортного налогов, а также налога на имущество физических лиц, вступившие в силу с 1 января 2016. года, - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, срок уплаты транспортного налога до 1 декабря 2017 года за налоговый период 2016.
В связи с неуплатой транспортного налога за 2016 год Инспекция направила требование №15532 от 13.12.2017 со сроком исполнения до 06.02.2018.
На сумму задолженности по транспортному налогу за 2016 год за период с 02.12.2017 по 12.12.2017 начислены пени в размере 104, 17 руб.
В связи с не уплатой задолженности, Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка №3 Первомайского района г. Ижевска, 06.07.2018 вынесен судебный приказ №2а-2010/2018 (на сумму 34 437 руб. - налог, 104,17 руб. - пени).
Определением суда от 02.02.2021 судебный приказ отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
Неисполнение обязанности по оплате налогов, пени явилось основанием для обращения Инспекции в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Данные обстоятельства следуют из текста административного искового заявления, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, сомнений у суда не вызывают.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Определением суда от 27.04.2021 распределено бремя доказывания, на административного ответчика в случае несогласия с иском возложена обязанность представить доказательства отсутствия задолженности по уплате налогов, пени, в случае несогласия с размером налога, подлежащего уплате, - представить свой расчет.
Доказательств, подтверждающих оплату задолженности по транспортному налогу, административный ответчик суду не представил, в связи с чем, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика задолженности по уплате данных налогов в целом являются обоснованными.
Относительно соблюдения истцом срока для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени суд отмечает следующее. Бремя доказывания соблюдения порядка и установленных законом сроков для обращения в суд с требованием о взыскании с налогоплательщиков – физических лиц недоимок и пеней по налогам, сборам, штрафам лежит на административном ответчике.
Согласно ч.1 ст. 70 Налогового кодекса РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При этом суд отмечает, что указанные сроки не являются пресекательными и их нарушение не влечет утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания недоимки.
В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
П. 2 ст.48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Поскольку требованием № 15532 от 13.12.2017 установлен срок исполнения до 06.02.2018, а размер недоимки составляет более 3000 рублей, следовательно, Инспекция вправе обратиться в суд за выдачей судебного приказа не позднее 06.08.2018.
Из материалов дела следует, что судебный приказ вынесен 06.07.2018, то есть срок обращения за судебным приказом соблюден.
При этом суд также считает необходимым отметить следующее.
Пунктом 3 ст.48 НК РФ установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Вопрос соблюдения налоговым органом срока обращения в суд для получения судебного приказа, установленного в п.2 ст.48 НК РФ проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, о чем разъяснено в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 №62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности, срока, установленного в пункте 2 статьи 48 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа.
После отмены судебного приказа 02.02.2021 налоговый орган в установленный п.3 ст.48 НК РФ срок, а именно 29.04.2021 обратился в суд с настоящим иском.
Таким образом, налоговым органом принимались надлежащие меры по взысканию задолженности с ответчика в установленном законом порядке и сроки.
Вместе с тем, исковые требования в части пени в размере 104 руб. 17 коп. за период с 02.12.2017 по 12.12.2017 удовлетворению не подлежат, поскольку решением Первомайского районного суда г.Ижевска от 14 июля 2021г. по делу №2а-2532/2021 взысканы пени по транспортному налогу за 2016 год за период с 02.12.2017 по 22.04.2020 в размере 7141,09 руб., которые начислены на сумму недоимки по транспортному налогу за 2016 год 34437 руб.
Анализ приведенных выше обстоятельств приводит суд к выводу об обоснованности заявленных истцом исковых требований по взысканию недоимки по транспортному налогу, пени, и необходимости их удовлетворения частично, в доход бюджета следует взыскать задолженность по уплате транспортного налога в размере 34 437 руб.
В соответствии с п.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку от уплаты государственной пошлины истец был освобожден на основании пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, поэтому государственная пошлина в сумме 1233 руб. 11 коп. подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №9 по Удмуртской Республике к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета на счет получателя 40101810922020019001, получатель УФК по УР (Межрайонная ИФНС России №9 по Удмуртской Республике) задолженность по уплате:
- транспортного налога за 2016 год в размере 34 437 рублей (КБК 18210604012021000110, ОКТМО 94701000).
В удовлетворении оставшейся части требований – отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета МО «город Ижевск» государственную пошлину в размере 1233 руб. 11 коп
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Первомайский районный суд г. Ижевска, УР.
Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2021 года.
Судья: Н.В. Дергачева