ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2545/20 от 07.09.2020 Зеленодольского городского суда (Республика Татарстан)

Дело № 2а-2545 /2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи С.В. Левченко,

с участием прокурора Р.Ш.Мулланурова,

при секретаре судебного заседания Д.Г. Сибгатуллиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу Гурьяновой Л.Г. к кандидату в депутаты Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу Алексееву А.В. об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан по одномандатному избирательному округу ,

установил:

Гурьянова Л.Г., являющаяся зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан по одномандатному избирательному округу , обратилась в суд с административным иском к выдвинутому в порядке самовыдвижения кандидату в депутаты Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу Алексееву А.В. об отмене регистрации его кандидатом в депутаты Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу на том основании, что в нарушение действующего законодательства Алексеевым А.В. в целях достижения определённого результата на выборах использованы денежные средства помимо средств избирательного фонда в размере, превышающем сумму предельно допустимых трат, установленных Федеральным законом №67-ФЗ от 12.06.2002года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В судебном заседании представитель административного истца Гурьяновой Л.Г.- Следь Ю.Г., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и ордера от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13а-13в) на заявленных требованиях настаивал, мотивируя тем, что действующее законодательство предусматривает правомочие кандидата отказаться от финансирования своей избирательной компании, при условии того, что кандидат не планирует выпуск агитационных материалов, ведение агитации, требующей затрат и иных расходов, связанных с достижением результата на выборах. Если кандидат планирует выпуск агитационных печатных и иных материалов, избирательный фонд может быть создан без открытия специального избирательного счета, если сумма затрат не превышает 15000 рублей. Если кандидат планирует выпуск агитационных печатных материалов, опубликование материалов в СМИ и иные расходы, превышающие в совокупности 15000 рублей, то создание и открытие избирательного счета является обязательным. В ходе избирательной компании был установлен интернет-ресурс https://dioxinovo.net/1309/_okrug10, который содержит информацию о выборах, о кандидате в депутаты Алексееве А.В., согласно входным данным изготовителем сайта является Керпель В.И., а изготовление оплачено из средств избирательного фонда кандидата Алексеева А.В. Однако, оплата изготовления сайта кандидатом Алексеевым А.В. не производилась. По предварительным расчетам создание сайта – одностраничника составляет 22 325 руб., что превышает сумму предельных допустимых трат помимо средств избирательного фонда. По мнению истца данное нарушение влечен отмену регистрации кандидата Алексеева А.В.

Административный ответчик Алексеев А.В. и его представитель Якушанов Б.А., допущенный к участию в деле в порядке ст.57 КАС РФ в судебном заседании заявленные исковые требования не признали, мотивируя тем, что ответчиком был сформирован собственный кандидатский избирательный фонд, о чем в установленном порядке им была извещена избирательная комиссия, из указанных средств им было предварительно оплачены по его заказу агитационные печатные материалы, которые содержали личную биографическую информацию о нем, информацию о его профессиональной и общественной деятельности, после оповещения избирательной комиссии эти материалы были бесплатно, свободно и открыто распространены им и его добровольными общественными помощниками в Осиновском сельском поселении Зеленодольского муниципального района РТ. К заказу, изготовлению и размещению на Интернет-сайте https://dioxinovo.net информационных материалов он не имеет никакого отношения, им они лично не изготавливались и не размещались, а также они никому не давалось никаких устных либо письменных поручений, указаний, просьб, распоряжений, разрешений насчет изготовления сайта, информатериалов и их размещения на нем. Кто изготовил и разместил данный сайт и информатериалы, каково время и другие обстоятельства их изготовления и размещения ему неизвестно, подтвердить или опровергнут, что их подготовило и разместило какое-то конкретное лицо он не может, не обладает такой и информацией, правами администратора, модератора, владельца доменного имени, иными административными полномочиями в отношении данного сайта он не обладает, лицом, ответственным за наполнение сайта информационным содержанием тоже не является, что касается содержания поставленной ему в вину информации на данном сайте, то на момент ознакомления с ней вечером ДД.ММ.ГГГГ частично соответствует действительности, а частично искажена. Административным истцом не представлено каких-либо доказательств его фактической и юридической причастности к созданию сайта, изготовлению и размещению на нем каких-либо информатериалов, а также не представлено доказательств принадлежности ему прав владельца доменного имени, прав разработчика данного сайта, его администратора и т.п. В связи с этим он не может нести ответственность за действия третьих лиц, которые изготовили и разместили на данном сайте информатериалы, какими бы побуждениями эти лица ни руководствовались, при том, что никаких просьб, поручений и распоряжений от него не исходило.

Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района Республики Татарстан – Пименова Н.Н., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17), в судебном заседании заявленные требования поддержала, мотивируя тем, что имеются правовые основания для отмены регистрации в качестве кандидата в депутаты административного ответчика Алексеева А.В.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. «б» п. 7 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.

Согласно ч.5 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.

В силу ч.1 ст. 58 Федерального закона № 67-ФЗ кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится.

Согласно ч.2 ст.54 Федерального закона № 67-ФЗ все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

Частью 1 статьи 67 Избирательного кодекса Республики Татарстан также установлено, что кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.

Согласно ч.1, 2 статьи 69 Избирательного кодекса Республики Татарстан все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения в филиале публичного акционерного общества "Сбербанк России", а при его отсутствии на территории избирательного округа (при проведении муниципальных выборов - при его отсутствии на территории соответствующего муниципального района, городского округа) - в другой кредитной организации, расположенной на территории соответственно избирательного округа, муниципального района, городского округа. При отсутствии на территории соответственно избирательного округа, муниципального района, городского округа кредитных организаций кандидат, избирательное объединение определяют по согласованию с соответствующей комиссией кредитную организацию, в которой открывается специальный избирательный счет.

На выборах органов местного самоуправления сельских поселений избирательный фонд кандидата создается без открытия специального избирательного счета в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают пятнадцати тысяч рублей. В этом случае избирательный фонд создается только за счет собственных средств кандидата.

В соответствии с ч.4,7 ст.106 Избирательного кодекса Республики Татарстан предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата в депутаты, члены выборного органа местного самоуправления не может превышать 1 миллион рублей, а для кандидатов, по которым назначено повторное голосование, - 1 миллион 200 тысяч рублей.

Предельные размеры расходования средств избирательных фондов, установленные частями 4 и 6 настоящей статьи, при проведении выборов в органы местного самоуправления в муниципальных образованиях с численностью населения от 100 000 до 500 000 человек уменьшаются в два раза, от 30 000 до 100 000 человек - в три раза, от 10 000 до 30 000 человек - в пять раз, от 1 000 до 10 000 человек - в семь раз, менее 1 000 - в десять раз.

Установлено, что решением Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ были назначены выборы депутатов Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Осиновского сельское поселение» возложены на Территориальную избирательную комиссию Зелендольского района Республики Татарстан.

ДД.ММ.ГГГГ в качестве кандидата в депутаты Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан по одномандатному избирательному округу решением Территориальной избирательной комиссией Зеленодольского района Республики Татарстан была зарегистрирована Гурьянова Л.Г., выдвинутая в порядке самовыдвижения (л.д.12).

Решением Территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ в качестве кандидата в депутаты Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан 4 созыва по одномандатному избирательному округу был зарегистрирован Алексеев А.В., выдвинутый в порядке самовыдвижения (л.д.13).

Согласно сведениям Территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района Республики Татарстан Алексеевым А.В. избирательный счет открыт не был.

В период избирательной кампании на кандидатов, участвующих в избирательной кампании, распространяются ограничения по ведению агитации, установленные избирательным законодательством.

Судом установлено, что в ходе избирательной кампании в телекоммуникационной сети Интернет размещен материал (интернет- ресурс) https://dioxinovo.net/1309_okrug10/, который содержит информацию о предстоящих выборах, и о ряде кандидатов, включая кандидата Алексеева А.В. Данный интернет-ресурс в своих подразделах содержит информацию о конкретных кандидатах в отдельных подразделах (страницах), включающую краткие биографические данные и иную информацию о кандидатах, в том числе подраздел (страницу) https://dioxinovo.net/1309_okrug10/ с биографическими данными и иной информацией кандидата Алексеева А.В., при этом каждый подраздел содержит выходные данные, согласно п. 2 ст. 54 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ. Согласно имеющимся выходным данным изготовителем сайта является Керпель В.И., а само изготовление оплачено из средств избирательного фонда кандидата Алексеева А.В.

Согласно Отчета об определении рыночной стоимости сайта одностраничника https://dioxinovo.net/1309_okrug10/» стоимость изготовления агитационного сайта подобного рода составляет 22325 руб. в т.ч. НДС (л.д.28-66).

Доказательства, опровергающие данный отчет административным ответчиком суду представлены не были.

С учетом общей численности населения Осиновского сельского поселения 15000 чел. предельный размер избирательного фонда составляет 200000 (двести тысяч) рублей согласно п. 4 и п. 7 ст. 106 Избирательного кодекса Республики Татарстан.

Стоимость создания сайта-одностраничника значительно превышает 5% от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, то есть 10000 рублей из расчёта 200000 х 5%. Принимая во внимание, что доказательств оплаты Алексеевым А.В. услуг по созданию сайта не представлено, то в соответствии с пп. «б» п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ установленные судом обстоятельства являются основанием для отмены регистрации кандидата Алексеева А.В.

Как усматривается из пояснений административного ответчика Алексеева А.В., он к заказу, изготовлению и размещению на Интернет-сайте https://dioxinovo.net информационных материалов не имеет никакого отношения, им они лично не изготавливались и не размещались, а также им никому не давалось никаких устных либо письменных поручений, указаний, просьб, распоряжений, разрешений насчет изготовления сайта, информатериалов и их размещения на нем. Кто изготовил и разместил данный сайт и информатериалы, каково время и другие обстоятельства их изготовления и размещения ему неизвестно, поэтому он не может нести ответственность за действия третьих лиц.

Однако суд не может согласиться с данными доводами ответчика Алексеева А.В. по следующим основаниям.

Согласно протоколу осмотра доказательств, удостоверенного нотариусом Зеленодольского нотариального округа РТ Шибаевой Э.М. ДД.ММ.ГГГГ, на странице https://dioxinovo.net/1309_okrug 10/ содержатся фотографическое изображение Алексеева А.В., его биографические данные, обращение к избирателям, призыв поддержать его на выборах. Согласно выходным данным заказчиком сайта являлся зарегистрированный кандидат Алексеев А.В., изготовителем сайта - Керпель В.И., изготовление оплачено из средств избирательного фонда кандидата Алексеева А.В.(л.д.22-27).

Доказательств того, что страница https://dioxinovo.net/1309_okrug11/ была создана посторонним лицом, содержит недостоверные сведения или была создана с целью причинить вред избирательной кампании административного ответчика Алексеева А.В. суду не представлено.

К пояснениям административного ответчика Алексеева А.В. суд относится критически, поскольку он заинтересован сохранить регистрацию в качестве депутата Совета Осиновского сельского поселения ЗМР РТ.

Таким образом, суд считает исковые требования кандидата в депутаты Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу Гурьяновой Л.Г. к кандидату в депутаты Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу Алексееву А.В. об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан по одномандатному избирательному округу обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, ст.48, 54, 58, 69, 76 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», руководствуясь статьями 175-180, 239-241, 243, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования кандидата в депутаты Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу Гурьяновой Л.Г. удовлетворить.

Отменить регистрацию кандидата в депутаты Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу Алексеева А.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения, осуществлённую решением Территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации Алексеева А.В. кандидатом в депутаты Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в порядке самовыдвижения, по одномандатному избирательному округу ».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: