ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2545/2022 от 12.07.2022 Геленджикского городского суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2022 года г. Геленджик

Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе судьи А.И. Лещенко, при ведении секретарем судебного заседания ФИО2, рассмотрев административное исковое заявление прокурора города Геленджика, действующего в интересах неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, при участии лиц согласно протоколу судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Геленджика, действующий в интересах неопределенного круга лиц (далее по тексту – Административный истец) обратился в Геленджикский городской суд Краснодарского края с административным исковым заявлением о признании информации о способах уклонения от уплаты налогов, возмещения НДС из бюджета и «обналичиванию» незаконно полученных средств, предлагают к приобретению услуги по «оптимизации» НДС, путем оформления фиктивных документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций с целью последующего получения необоснованной выгоды, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации. Данная информация носит противоправный характер. Ресурсы носят открытый характер, доступ пользователей сети Интернет к ним свободный.

В обоснование заявленных требований, указано, что в ходе проведенного мониторинга телекоммуникационной сети Интернет прокуратурой города Геленджика выявлены Интернет-сайты <данные изъяты> о способах уклонения от уплаты налогов, возмещения НДС из бюджета и «обналичиванию» незаконно полученных средств, предлагают к приобретению услуги по «оптимизации» НДС, путем оформления фиктивных документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций с целью последующего получения необоснованной выгоды. В ходе осмотра страниц указанных сайтов установлено, что ресурсы носят открытый характер, доступ пользователей сети Интернет к ним свободный. Прокурор города Геленджика просит признать информацию, размещенную на указанных Интернет-сайтах информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Административного истца поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица в порядке статьи 150 КАС РФ.

Заслушав явившихся в судебное заседание участников процесса, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, осуществив осмотр информационных ресурсов, опубликованных в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Отношения, связанные с производством и распространением информации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту – ФЗ-149 или Закон).

Согласно статье 2 указанного Закона, информацией являются сведения (сообщения, данные), независимо от формы их представления. В статье 3 Закон провозглашает принципы свободы поиска, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. Статья 5 Закона устанавливает, что информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

В соответствии со статьей 9 Закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно статье 10 Закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Подпункт 2 пункта 5 статьи 15.1 Закона предусматривает, что решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является основанием для включения доменного имени или сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Указанный реестр как единая автоматизированная информационная система формируется и ведется в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №1101 от 26.10.2012 года федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

Прокуратурой г. Геленджика в рамках проведения проверки соблюдения действующего федерального законодательства осуществлен мониторинг телекоммуникационной сети Интернет, в результате которого выявлены Интернет-страницы <данные изъяты>, содержащие информацию подтверждающих получение лицом определенного дохода, которая имеет противоправный характер, поскольку предоставляет возможность получения выплат и социальных льгот, получение кредитных обязательств в нарушение действующего законодательства. Вход на страницы сайтов, их посещение является свободным для всех граждан, доступ к сайтам не содержит каких-либо ограничений. Данные обстоятельства подтверждаются рапортом помощника прокурора г. Геленджика, распечатанными скриншотами Интернет-страниц.

Согласно пункту 17 статьи 2 Закона владелец сайта в сети «Интернет» самостоятельно и по своему усмотрению определяет порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе, порядок размещения информации на таком сайте.

Административным истцом предпринимались меры по установлению административных ответчиков – регистраторов указанных Интернет-сайтов. Однако, получить необходимую информацию не представилось возможным, поскольку информация об администраторе доменных имен является закрытой, что подтверждается сведениями регистратора доменных имен с сайта <данные изъяты>

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Суд в соответствии со статьей 74 КАС РФ с участием сторон в ходе заседания произвел осмотр спорных страниц сайтов. В ходе заседания для проверки подлинного содержимого сайтов с применением утилит <данные изъяты> определены ip-адреса, адресация браузера, проверены пути, по которым проводится обмен информацией. Порядок осмотра отражен в протоколе судебного заседания, результаты осмотра сайта в виде распечатки осмотренного содержания Интернет-страниц приобщены к материалам дела. В ходе проведенного осмотра судом установлено наличие на указанных сайтах информации о способах уклонения от уплаты налогов.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в целях защиты неопределенного круга лиц и во исполнение действующего законодательства, доступ к Интернет-страницам следует ограничить путем включения указанных сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В соответствии с частью 4 статьи 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению

Руководствуясь статьями 9, 10, 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 265.1-265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

1. Заявление прокурора города Геленджика, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.

2. Признать информацию, размещенную на страницах: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

3. Направить решение в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

4. Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья А.И. Лещенко