УИД: 23RS0058-01-2023-002772-80
К делу № 2а-2545/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«10» августа 2023 г.
г. Сочи
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Клименко И. Г.,
при секретаре судебного заседания Апретовой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной инспекцией ФНС № 8 по Краснодарскому краю к Чайковскому Михаилу Петровичу о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, транспортному налогу.
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Межрайонная инспекция ФНС № 8 по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным иском к ответчику о взыскании недоимки по: - налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 2858 руб., пеня в размере 9,29 руб.; - земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 3026 руб., пеня в размере 9,83 руб.; - транспортному налогу с физических лиц в размере 12125 руб., пеня в размере 39,41 руб., а всего на общую сумму 18 067,53 руб.
В обоснование своего иска административным истцом указано, что административный ответчик Чайковский М. П., ИНН № 14.12.1980 года, рождения, место рождения – <адрес> края состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> в качестве налогоплательщика. Ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 23 НК РФ устанавливают, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Административный истец в своем иске представил расчет налогов и пени. Транспортный налог за 2020 г. на сумму 12125 руб. и 39,41 руб. пени, земельный налог на сумму 3026 руб. и 9,83 пени, налог на имущество физических лиц на сумму 2858 руб. и 9,29 пени. В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику заказной корреспонденцией было направлено требование об уплате налога и пени от 15.12.2021 г. № 73096. В установленные в требовании сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджеты задолженностей. В нарушение ст. 57 Конституции РФ, п. 1ст. 23 НК РФ, которые устанавливают, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа административным ответчиком до настоящего времени не исполнено. Неуплата указанных платежей влечет неисполнение доходной части бюджета, а, следовательно, неполучение государством денежных средств, что нарушает интересы налогового органа, который лишается возможности на получение от ответчика взысканных сумм. В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов, за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Межрайонной ИФНС России № 8 по Краснодарскому краю было подано в суд заявление о вынесении судебного приказа, определением от 14.11.2022 г. по делу № 2а-718/2022 был отменен судебный приказ от 30.03.2022 г., в связи с вышеперечисленным и на основании ст. 286 КАС РФ и абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ Инспекция и обратилась в суд с административным исковым заявлением. При этом административный истец просит суд признать причину пропуска процессуального срока на подачу административного искового заявления уважительной и восстановить срок.
В судебное заседание административный истец не явился, просил рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие своего представителя.
Со стороны административного ответчика Чайковского М. П. суду предоставлено возражение на административный иск, в котором административный ответчик считает иск Межрайонной инспекции ФНС № 8 по Краснодарскому краю не подлежащими удовлетворению. Согласно представленным административным истцом документам, действительно 15.12.2021 г. со стороны Межрайонной инспекции ФНС № 8 по Краснодарскому краю было направлено в адрес административного ответчика требование об уплате налога № 73096. Административным истцом было подано заявление мировому судье судебного участка № 98 Хостинского района г. Сочи о выдаче судебного приказа. 30.03.2022 г. мировым судом судебного участка № 98 Хостинского района г. Сочи был вынесен судебный приказ № 2а-718/2022. Данный судебный приказ был отменен 14.11.2022 г. определением мирового судьи судебного участка № 98 Хостинского района г. Сочи. На основании ч. 4 ст. 48 НК РФ, административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Согласно данной норме административное исковое заявление могло быть подано административным ответчиком в суд общей юрисдикции не позднее 6 месяцев со дня отмены вышеуказанного судебного приказа, то есть до 14.05.2023 г. Как административный ответчик полагает, исковое заявление хоть и датировано 15.05.2023 г., однако в суд направлено не ранее 22.05.2023 г. Это подтверждается тем, что в перечне приложения к иску указан почтовый документ, свидетельствующий о направлении заявления стороне заказным письмом с почтовым идентификатором - 80098684552096. Согласно сведениям почты России данному письму в адрес административного ответчика 19.05.2023 г. был присвоен данный идентификатор, а принято оно было в отделении связи 354340 только 22.05.2023 г. И только после этого, данный документ подтверждающий направление административному ответчику копии искового заявления мог быть отправлен вместе с административным исковым заявлением в суд. На основании ч. 7 ст. 125 КАС РФ, административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом. Полагает, что требование о направлении копии административного искового заявления стороне в данном случае является обязательным, и было исполнено административным истцом 22.05.2023 г., после чего не ранее этой даты и был направлен данный иск в суд, что свидетельствует о пропуске срока на его подачу предусмотренного п. 4 ст. 48 НК РФ. По поводу заявленного со стороны административного ответчика ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока при подаче иска, административный ответчик полагает, что истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, специально уполномоченным государственным органом на администрирование налоговых платежей, в том числе, на их взыскание в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о правилах обращения в суд с исками о взыскании обязательных платежей и санкций, имеет в своем штате соответствующих сотрудников, в том числе юристов. Полагает причину пропуска процессуального срока на подачу искового заявления неуважительной, соответственно срок не может быть восстановлен.
В судебное заседание административный ответчик Чайковский М. П. не явился, предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, при этом в заявлении настаивает на применении сроков исковой давности, просит суд отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Изучив заявления сторон, материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что административный ответчик Чайковский М. П., ИНН №, ДД.ММ.ГГГГ года, рождения, место рождения – г. Сочи Краснодарского края состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 России по Краснодарскому краю в качестве налогоплательщика.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ - в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
На основании п. 2 ст. 48 НК РФ - копия решения о взыскании направляется физическому лицу в течение шести дней со дня принятия такого решения через личный кабинет налогоплательщика (при отсутствии (прекращении) у налогоплательщика доступа к личному кабинету налогоплательщика - по почте заказным письмом).
Подпунктом 1 п. 3 ст. 48 НК РФ установлено, что налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности - в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.
Как видно из представленных в дело документов, со стороны Межрайонной инспекции ФНС № 8 по Краснодарскому краю в адрес административного ответчика Чайковского М. П. было направлено требование об уплате налога и пени от 15.12.2021 г. № 73096.
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> мировым судьей судебного участка № <адрес>ФИО5 был вынесен судебный приказ (дело №а-718/2022) о взыскании с ФИО2 в пользу Межрайонной ИФНС России № по <адрес> задолженности в размере 18067,53 руб.
Таким образом, процессуальный срок предусмотренный пп. 1 п. 3 ст. 48 НК РФ со стороны административного истца был соблюден.
ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка № <адрес>ФИО5 судебный приказ по делу 2а-719/2022 о взыскании с ФИО2 в пользу Межрайонной ИФНС России № по <адрес> задолженности в размере 18067,53 руб. был отменен.
На основании п. 4 ст. 48 НК РФ, административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Предусмотренный данным пунктом применительно к рассматриваемому спору срок, учитывая дату отмены судебного приказа – ДД.ММ.ГГГГ, истек ДД.ММ.ГГГГ Административное исковое заявление датировано ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ, административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.
Вместе с тем, со стороны административного ответчика в дело представлен почтовый конверт отправления ему копии административного искового заявления со стороны административного истца с идентификатором 80098684552096, а также сведения Почты России, согласно которым усматривается, что указанное отправление зарегистрировано в системе Почты России лишь 19.05.2023 г., а сдано на почту и направлено стороне 22.05.2023 г.
Соответственно, в связи с обязательным исполнением со стороны административного истца – Межрайонной инспекции ФНС № 8 по Краснодарскому краю требований ч. 7 ст. 125 КАС РФ административное исковое заявление было направлено в суд не ранее 19.05.2023 г., то есть с превышением срока предусмотренного п. 4 ст. 48 НК РФ – не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, который истек 15.05.2023 г.
При подаче административного искового заявления административный истец Межрайонная инспекция ФНС России № 8 по Краснодарскому краю просит суд признать причину пропуска срока на подачу административного искового заявления уважительной и восстановить срок.
Вместе с тем, суд учитывает доводы административного ответчика, который возражает против признания судом причины пропуска процессуального срока на подачу административного искового заявления предусмотренного ст. 48 НК РФ уважительной в связи с тем, что истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, специально уполномоченным государственным органом на администрирование налоговых платежей, в том числе, на их взыскание в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о правилах обращения в суд с исками о взыскании обязательных платежей и санкций, имеет в своем штате соответствующих сотрудников, в том числе юристов. Суд полагает, что в указанных обстоятельствах причина пропуска срока на подачу административного искового заявления не может быть признана уважительной, соответственно срок не может быть восстановлен.
При таких обстоятельствах, требования административного истца не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Краснодарскому краю к Чайковскому Михаилу Петровичу, ИНН № отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда через Хостинский районный суд г. Сочи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть 10 августа 2023 г.
Председательствующий: И.Г. Клименко
На момент публикации решение не вступило в законную силу
Согласовано: Судья Клименко И.Г.