ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2546/2022 от 06.06.2022 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2а-2546/2022

УИД 44RS0001-01-2022-002717-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июня 2022 года г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе судьи Шершневой М.А., при секретаре судебного заседания Кузнецовой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску и.о. Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и приложенные документы,

УСТАНОВИЛ:

И.о. Костромского транспортного прокурора Северо-Западной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявление о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Свои требования мотивирует тем, что проведенным Костромской транспортной прокуратурой мониторингом Интернет-ресурсов в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, противодействии коррупции, защите прав несовершеннолетних установлено, что при использовании доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с рабочего компьютера, расположенного по адресу: , осуществляется беспрепятственный доступ к следующим сайтам, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: , на которых размещена информация для неопределенного круга лиц о возможности приобретения в г. Костроме диплома о среднем специальном и высшем образовании, в том числе по специальности пилота, бортпроводника, штурмана, авиадиспетчера, инженера, механика гражданской авиации. Эти же сайты предлагают продажу в г. Костроме дипломов о высшем и среднем образовании, аттестатов, справок и имеют разделы о продаже дипломов о высшем образовании (Специалиста, бакалавра, магистра), дипломов вуза советского образца, дипломов о среднем специальном образовании (колледжа, техникума, техникума советского образца), дипломов ПТУ (училище/лицей, в том числе советского образца), свидетельство о профессии рабочего, аттестатов школ (за 1 классов, за 9 классов, в том числе советского образца, вечерней школы), справок (академической справки, об обучении, вызова на сессию), приложения к дипломам. Сайта, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность: незаконные приобретение или сбыт официальных документов, подделка официального документа – фактически является распространением запрещенной информации. На выявленных интернет-сайтах размещена информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за деньги дипломы; школьные аттестаты; свидетельства; справки; удостоверения, для получения которых законодателем установлен определенный порядок. Информация носит противоправный характер, поскольку получению указанных документов предшествует соответствующее профессиональное обучение и экзамен. А получению аттестата и диплома – прохождение обучения, а также сдача государственных экзаменов. Сведения, размещенные на данных Интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования указанных документов без прохождения обучения, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. Более того, распространение информации о получении за плату документов об образовании противоречит требованиям законодательства об образовании, нарушает права несовершеннолетних на получение образования. Данная информация фактически способствует совершению уголовно наказуемых деяний, посягающих на авторитет государственной власти, Нарушает права и свободы человека и гражданина, основы конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы системы образования. В этой связи истец полагает, что имеется необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды совершения уголовных преступлений. В порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций имеет право применять в установленной сфере ведения меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере и (или) ликвидацию последствий таких нарушений. Указанные интернет-сайты, помимо сведений об электронном ящике администратора для управления почтой домена не содержит сведений о разработчике или собственнике, в связи с чем истцом вопрос о их привлечении к участию в деле не ставится. На момент проверки Интернет-ресурсы по вышеуказанным адреса в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включены. Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети «Интернет» информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможна путем привлечения к участию в деле компетентного органа по включению соответствующей запрещенной информации в указанный выше реестр. На основании изложенного просят признать информацию о продаже документов об образовании, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети на Интернет-ресурсам по адресам: , запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Решение обратить к немедленному исполнению путем направления его копии в Управление Роскомнадзора по Костромской области для включения интернет-сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В ходе рассмотрения дела Костромской транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры уточнил административные исковые требования. Уточненные административные исковые требования мотивировал тем, что проведенным Костромской транспортной прокуратурой мониторингом Интернет-ресурсов в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, противодействий коррупции, защите прав несовершеннолетних установлено, что при использовании доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с рабочего компьютера, расположенного по адресу: , осуществляется беспрепятственный доступ к следующим сайтам, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на которых размещена информация для неопределенного круга лиц о возможности приобретения в г. Костроме диплома о среднем специальном и высшем образовании, в том числе по специальности пилота, бортпроводника, штурмана, авиадиспетчера, инженера, механика гражданской авиации. Проверкой актуальности указанных сайтов, проведенного установлено, что адрес интернет сайта действующий. На момент проверки Интернет-сайта по адресу: в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не включен, что подтверждается скриншотами с сайта Роскомнадзора. Сайт предлагает продажу в г. Костроме дипломов о высшем и среднем образовании, аттестатов, справок и имеют разделы о продаже дипломов о высшем образовании (Специалиста, бакалавра, магистра), дипломов вуза советского образца, дипломов о среднем специальном образовании (колледжа, техникума, техникума советского образца), дипломов ПТУ (училище/лицей, в том числе советского образца), свидетельство о профессии рабочего, аттестатов школ (за 11 классов, за 9 классов, в том числе советского образца, вечерней школы), справок (академической справки, обо бучении, вызова на сессию), приложения к дипломам. На момент проверки актуальности сайтов Интернет-ресурсы по адресу: в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено», не внесен, что подтверждается скриншотами с сайта Роскомнадзора. В целях ограничения доступа к Интернет-сайту по адресу: содержащему запрещенную информацию, необходимо внести данные интернет-страницы в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В окончательном варианте просили суд признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-сайте по адресу: https://rudiplomix.com о возможности приобретения в г. Костроме диплома о среднем специальном и высшем образовании, в том числе по специальности пилота, бортпроводника, штурмана, авиадиспетчера, инженера, механика гражданской авиации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, решение обратить к немедленному исполнению путем направления его копии в Управление Роскомнадзора по Костромской области для включения интернет-сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании помощник прокурора Морозова С.Е. исковые требования поддержала в полном объеме.

Заинтересованное лицо Управление Роскомнадзора по Костромской области в судебное заседание своего представителя не направило, в отзыве руководитель Управления ФИО1 указал, что на момент написания отзыва (с учетом уточнения искового заявления) на интернет-сайте размещена информация о продаже документов об образовании. Данный интернет-сайт в Единый реестр не включен. Управление не обладает информацией о наименованиях и местах нахождения собственников (владельцев) сайтов. Такие данные могут предоставить регистраторы доменных имен. Информация о лице, предоставляющем услуги по регистрации доменного имени сайта в сети «Интернет», является общедоступной. Указанные сведения возможно получить с помощью сервиса ICANN Whois, обратившись к сайтам в сети «Интернет»: http://www.whois.com, http://www.2ip.ru/whois/ и другим сайтам, предоставляющим возможность использования общедоступных справочных Whois-сервисов. Если указанные сведения скрыты регистратором домена (настройки приватности), зарегистрированы у иностранного регистратора домена или представленные данные не корректны, то необходимо проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

В силу ч. 4 ст. 60 вышеуказанного закона лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации.

При этом за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается, что установлено ч. 16 ст. 60 указанного Федерального закона.

За незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка официального документа, освобождающая от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документов являются уголовно-наказуемыми деяниями.

Таким образом, предоставление доступа к информации, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность является распространение запрещенной информацию.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

При этом, в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно п. 3 указанной статьи создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Согласно пунктам 2, 3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра -организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

Данная информация фактически способствует совершению административных и уголовно наказуемых деяний, посягающих на авторитет государственной власти, нарушает права и свободы человека и гражданина, основы конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации.

В силу Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 228 от 16.03.2009 (далее Положение), создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 5.1.7 Положения).

В соответствии с Положением Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания.

В порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций имеет право применять в установленной сфере ведения меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере и (или) ликвидацию последствий таких нарушений (п. 6.5 Положения).

Указанный Интернет-сайт не содержит сведений о разработчике или собственнике, адреса нахождения представителей (юридический/фактический адрес местонахождения) в связи с чем, вопрос о привлечении их к участию в деле не ставится.

При таких обстоятельствах, защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети «Интернет» информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможна путем привлечения к участию в деле компетентного органа по включению соответствующей запрещенной информации в указанный выше реестр.

На момент проверки Интернет-ресурс по адресам: в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено», не внесен, что подтверждается скриншотом с сайта Роскомнадзора.

Согласно данных сервисов http://en.utrace.de, http://www.whois-service.ru, https://www.myip.ms/info/whois, https://2ip.ru/whois: домен с адресом https://rudiplomix.com зарегистрирован провайдером Uab Ovh, регион: Lithuania, IP-адрес домена – , дата создания , срок действия реестра: .

К предмету регулирования КАС РФ законодателем отнесено осуществление административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (ч. 1 ст. 1).

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из закрепленного ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также -суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее административные дела): о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ); связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В целях ограничения доступа к Интернет-сайту по адресу:
, содержащего запрещенную информацию, необходимо внести данную интернет-страницу в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания (п. 5.1.1.1.), а также осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (п. 5.1.7.).

Судом установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-сайте по адресу: размещена информация о продаже дипломов о высшем и среднем специальном образовании, аттестатов, справок и имеет разделы о продаже дипломов о высшем образовании (специалиста, бакалавра, магистра), дипломов вуза советского образца, дипломов о среднем специальном образовании (колледжа, техникума, техникума советского образца), дипломов ПТУ (училище/ лицей, в том числе советского образца), свидетельство о профессии рабочего, аттестатов школ (за 11 классов, за 9 классов, в том числе советского образца, вечерней школы), Справок (академической справки, об обучении, вызова на сессию), приложения к дипломам.

Действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к данным сведениям.

Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с «Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», «Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено») Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию.

Административным истцом представлены доказательства, подтверждающие размещение на интернет-сайте по адресу: информации о продаже дипломов о высшем и среднем специальном образовании, аттестатов, справок и имеет разделы о продаже дипломов о высшем образовании (специалиста, бакалавра, магистра), дипломов вуза советского образца, дипломов о среднем специальном образовании (колледжа, техникума, техникума советского образца), дипломов ПТУ (училище/ лицей, в том числе советского образца), свидетельство о профессии рабочего, аттестатов школ (за 11 классов, за 9 классов, в том числе советского образца, вечерней школы), Справок (академической справки, об обучении, вызова на сессию), приложения к дипломам.

Размещение данной информации по указанному адресу на момент рассмотрения дела в суде подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

При таких обстоятельствах суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению.

При удовлетворении требований о признании информации запрещенной решение в силу п. 4 ст. 265.5 КАС РФ подлежит немедленному исполнению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 188 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной в защиту интересов прав, свобод неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-сайте по адресу , информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Копию решения направить в Управление Роскомнадзора по Костромской области для включения Интернет-сайта https://rudiplomix.com в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья М.А. Шершнева